Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

Вторушина В.В., Сотникова Н.Ю., Горожанина Т.З., Павлова Н.Н.
Дисплазии соединительной ткани сердца (ДСТС) являются основой функциональных изменений сердеч­ной деятельности, ухудшают прогноз при орга­нической патологии сердца и занимают важное место в структуре сердечно-сосудистых заболеваний у де­тей. Данная проблема остается актуальной из-за высо­кой частоты встречаемости этой патологии в популя­ции - около 34% детей в возрасте от 0 до 17 лет (по данным Меньшиковой Л.И., 2001 г), а также из-за риска развития таких осложнений, как инфекционный эндокардит, легочная гипертензия, нарушения ритма сердца, тромбэмболии и др. Этиология дисплазии со­единительной ткани сердца мультифакториальна, лю­бое воздействие повреждающих факторов (инфекция, аутоиммунные процессы, гипоксия и т.д.) в любом сроке беременности может привести к развитию дан­ной патологии. По отдельным литературным данным предполагается, что воздействие инфекции, в частно­сти, вызываемой вирусом простого герпеса I и II типа может привести к нарушению формирования соедини­тельнотканного каркаса сердца у плода. Име­ются сведения о тесной взаимосвязи между состоя­нием иммунной системы и синдромом соединительнот­канной дисплазии сердца. В то же время, исследования в данной области крайне малочис­ленны.

Целью исследования было оценить характер ви­русного инфицирования женщин во II-III триместре беременности при наличии ДСТС у плода.

Было обследовано 60 беременных женщин при вы­явлении ДСТС у плода и 20 беременных женщин при отсутствии нарушений формирования сердца у плода. Диагноз дисплазии соединительной ткани сердца ставился на основании эхокардиографического исследования сердца плода во II и III триместре бере­менности. В 1-5 сутки жизни ребенка проводилось повторная ЭХО-КГ для подтверждения диагноза.

Обследование проводилось с использованием им­муноферментных тест-систем («Вектор-Бест», г.Новосибирск) для определения антител класса IgG и IgM в сыворотках крови к вирусу простого герпеса I и II типа (ВПГ), цитомегаловирусу (ЦМВ). Для оценки инфекции, вызываемой вирусом Эпштейна-Барр (ВЭБ) определялись антитела к нуклеарному (IgG-NA), раннему (IgG-EA), капсидному (IgM-VCA) анти­генам.

Частота встречаемости антител класса IgM к ВПГ и ЦМВ была достоверно выше (p<0,05) у беременных женщин при наличии ДСТС у плода. Выявление анти­тел класса IgG к ВПГ и ЦМВ существенно не отлича­лось в обеих наблюдаемых группах беременных жен­щин. В группе женщин, у плодов которых выявлялась ДСТС, антитела к ВЭБ класса IgG-EA и IgM-VCA, являющиеся маркерами реактивации, встречались дос­товерно чаще (p<0,05), а частота определения IgG-NA существенно не различалась в обеих группах. Ис­ходя из полученных данных, можно предположить о возможном влиянии реактивации латентной инфекции или реинфекции, вызываемой вирусами группы гер­песа, на формирование дисплазии соединительной ткани сердца у плода.