Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INFORMATIONAL SPHERE OF INTERNET AS AN ADDICTIVE FACTOR OF INFLUENCE ON PERSONALITY

Ryzhov V.V. 1 Telepova N.N. 2
1 Nizhny Novgorod State University
2 Moskow Sity Pedagogical Unyversity, Samara office
We have done analysis of problem psychological disorder-influence informational sphere on the student´s personality as a user of Internet. We have show of big social significance Cyber-disorder problem. We have done analysis of student´s personality characteristics (emotional, reflexive, values orientations of personality) for research its, as a factors of influence on origin Cyber-disorder. In our experimental research revealed inter-correlation between these personality and level of personality´s Cyber-disorder. The results of experimental research acknowledged of our hypothesis about disorder-influence informational sphere on the student´s personality characteristics. Our research and its results open the new possibilities in psychological and pedagogical activity with modern students.
Cyber-disorder
values orientations of personality
reflexive
emotional
personality characteristics
Internet
informational sphere
Актуальность проблемы влияния современных информационных технологий и, в частности, сети Интернет на личность обусловлена рядом обстоятельств. Прежде всего, это уникальное изобретение прочно вошло в современную жизнь и стало одним из серьезных факторов формирования личности. Интернет открывает огромные информационные возможности, позволяет идти в ногу со временем, стирает рамки времени и разрушает границы расстояний. Во-вторых, Интернет мощно воздействует на психику и ведет  к ее трансформации. Сегодня вместе с ростом числа интернет-пользователей растет и число интернет-зависимых. Характер психологических трансформаций (деструкций) личности под влиянием Интернета практически не изучен, проблема интернет-зависимости в силу своей новизны мало исследована. Здесь остается еще много белых пятен на фоне все обостряющейся проблемы интернет-аддикции.

Цель нашего исследования состоит в изучении взаимосвязи личностных характеристик эмоциональной, рефлексивной и ценностно-смысловой сферы личности студентов с уровнем их зависимости от информационного пространства Интернет. Подобная зависимость, если она достигает определенного уровня, приобретает очертания личностной патологии, и обозначается термином интернет-аддикции.

Объектом исследования выступают психологические особенности личности, провоцирующие и сопровождающие интернет-аддикцию. Предметом исследования является взаимосвязь личностных характеристик эмоциональной, рефлексивной и ценностной сферы личности студентов и особенностей интернет-аддикции. Основными положениями, которые изучаются и проверяются в  качестве гипотезы данного исследования, являются следующие:

1) мы предполагаем, что некоторые особенности личности наиболее сильно связаны с возникновением и развитием  интернет-зависимости и могут провоцировать чрезмерное увлечение индивидом виртуальной реальностью; среди таких свойств могут обнаружиться страх неудачи и отвержения, неадекватность самооценки, неблагоприятные ценностные ориентации, искаженная самооценка, неблагоприятные ценностно-смысловые ориентации личности;

2) мы предполагаем также, что спровоцированная этими качествами интернет-аддикция оказывает неблагоприятное влияние на весь спектр личностных характеристик, описывающих образ жизни личности, а основные психологические условия профилактики и преодоления интернет-аддикции следует искать в нравственно-духовной сфере личности, в ее ценностно-смысловых и нравственных ориентациях.

Сеть Интернет связана с большими психологическими нагрузками на сознание пользователя, что объясняется рядом специфических характеристик, кардинально отличающих глобальную сеть от телевидения и других информационных технологий. Именно эти свойства делают сеть Интернет на порядок сложнее в плане взаимодействия пользователя и среды [1], [10].

 1. Интерактивность. Интернет подразумевает полную вовлеченность пользователя в процесс выбора электронных адресов, сайтов и т.д., причем в каждом отдельном случае выбор пользователя получается уникальным и индивидуальным. Сама эффективность выхода в Интернет, польза от потраченного времени определяется активностью пользователя, его умением грамотно построить свой виртуальный маршрут в информационном пространстве. Поэтому человек, выходя в информационное пространство сети, ощущает внутреннюю ответственность за то, каков будет результат его выхода в Интернет - наполненность новыми знаниями, впечатлениями и информацией, либо уныние и усталость от зря потраченных сил. Передвижение в Интернете - это процесс, требующий больших затрат внутренних психических сил.

2. Архивация. Интернет - большой архив, огромные объемы информации которого доступны в любой момент. Роль пользователя - не пассивное получение информации, а активный поиск. Некоторые люди, попавшие в Интернет, испытывают внутреннюю фрустрированность от столкновения с таким огромным объемом информации, невозможность сконцентрироваться на чем-то одном, волнение от необходимости выбора - поиска информации, а также возможность потерять или не найти, пропустить что-то нужное для себя.

3. Информационная перегруженность и необходимость селекции информации. Для того чтобы найти что-то нужное для себя, необходимо отсеивать огромное количество побочной информации, буквально переполняющей информационное пространство Интернет. Постоянная селекция информации определяет повышенную психологическую нагрузку при поиске нужных данных в сети Интернет.

4. Необходимость отсеивать огромное количество негативных информационных воздействий. Интернет отличается огромной информационной конкуренцией и наибольшей психологической агрессивностью информационных воздействий. Интернет оказывает двоякое воздействие на аудиторию: с одной стороны, предлагает практически любую информацию, какая может понадобиться пользователю, но с другой стороны - навязывает, иногда почти насильно, массу совершенно ненужных данных.

5. Виртуальность общения. Телекоммуникации с помощью компьютерных сетей - принципиально новый пласт социальной реальности. В работах А.Е. Войскунского [3], [4] рассматривается общение в Интернет в сравнении с реальным общением. Все формы общения, в связи с его опосредованностью компьютером, обладают такой важной характеристикой, как анонимность.

В настоящее время дискуссия о роли Интернета в формировании психологической зависимости достаточно серьезна, так как данные различных исследований вызывают обеспокоенность психотерапевтов. Интернет-зависимыми сегодня являются около 10% пользователей во всем мире, хотя по данным Кимберли Янг, крупнейшего специалиста в области изучения интернет-зависимости, число таковых до 5% [11], [13].

Зависимость в медицинском смысле определяется как навязчивая потребность в использовании привычного вещества, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами. Рост толерантности означает привыкание ко все большим и большим дозам [6], [7], [9]. Различные виды зависимости можно разделить на две большие группы - химическую и нехимическую зависимость. Нехимическими называются аддикции, где объектом зависимости становится поведенческий паттерн. Первую классификацию нехимических аддикций в России предложил Ц.П. Короленко [6]. Он выделил непосредственно нехимические аддикции, к которым относятся:

- азартные игры или гэмблинг,

- аддикция отношений,

-  любовная аддикция и аддикция избегания,

- сексуальная аддикция,

- работоголизм,

- аддикция к трате денег,

- ургентная аддикция.

Что касается Cyber Disorder (CD), или интернет-зависимости, то на сегодняшний день официального признания этой проблемы нет. Как наиболее близкую модель можно использовать "патологическое влечение к азартным играм". По этой причине нам представляется важным более подробно рассмотреть данный вид зависимости.

 Ц.П. Короленко и Т.А. Донских [7] выделяют ряд признаков, характерных для азартных игр как одного из видов аддиктивного поведения. К ним относятся: постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в игре; изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой, постоянные мысли об игре, преобладание и воображении ситуаций, связанных с игровыми комбинациями; "потеря контроля", выражающаяся в неспособности прекратить игру; состояния психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, развивающиеся через сравнительно короткие промежутки времени после очередного участия в игре, с труднопреодолимым желанием снова приступить к игре.

Интернет-зависимость. Привыкание к Интернету можно определить как расстройство волевого контроля, не вызванное химическими веществами, физический компонент привыкания полностью отсутствует, а  психологический проявляется очень ярко. Таким образом, можно определить интернет-зависимость как навязчивую потребность в использовании Интернета, сопровождающуюся ростом толерантности, социальной дезадаптацией и выраженными психологическими симптомами. Впервые это расстройство было описано в 1997 году доктором И. Голдбергом [12]. Предложенное им описание базируется на описании расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами. И. Голдберг выделил следующие основные симптомы этого расстройства:

- использование Интернета вызывает дистресс (болезненное негативное стрессовое состояние);

- использование Интернет причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, экономическому или социальному статусу.

По определению Ц.П. Короленко [6], аддиктивное поведение характеризуется стремлением ухода от реальности посредством изменения своего психического состояния. Проблема аддикции начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности (А.Е. Войскунский [3]).

Не останавливаясь на причинах интернет-аддикции и ее проявлениях, что составляет предмет специального описания, остановимся на данных проведенного нами экспериментального исследования взаимной связи интернет-аддикиции и личностных особенностей студентов.

В исследовании приняли участие 200 студентов интернет-пользователей Нижегородских ВУЗов. Средний возраст испытуемых респондентов составил 22 года, максимальный возраст - 24 года, минимальный возраст - 20 лет. Все  испытуемые имеют неоконченное высшее образование.

Разработанная нами методика исследования включала следующие процедуры для диагностики изучаемых характеристик личности.

1. Для выявления интернет-зависимости использовались русскоязычный вариант теста Кимберли Янг, разработанный в 1994 году [11], стандартизированный и апробированный в Интернете, адаптированный В.А. Буровой [2], а также канадский опросник установок по отношению к  Интернету, разработанный Г.Дж. Тэйлором и соавторами в 1985 году.

2. Для диагностики преобладающих у испытуемых эмоционально-личностных состояний нами использовались адаптированные в наших исследованиях [10] шкалы для оценки проявлений в эмоциональной сфере следующих установок: 1) страх неудачи, 2) страх быть отвергнутым, 3) чувство вины и стыда. Идеи такого рода шкал были предложены в исследовании Р. Мак Ги [8].

3. Для изучения уровня адекватности и оптимальности личностной самооценки нами применялись широко известные модифицированные Н.М. Пейсаховым шкалы самооценки С.К. Будасси.

4. Для диагностики ценностно-смысловых характеристик личности испытуемых использовался высоко прогностичный тест уровня духовности личности, разработанный А.Л. Горбачевым [5]. 

Все полученные в диагностическом исследовании показатели подвергались критериально-уровневому анализу, изучались процентные распределения испытуемых по уровням проявлений свойств, исчислялись средние уровневые показатели (СУП) проявлений для различных категорий студентов (высоко, умеренно и слабо интернет-зависимых), осуществлялся корреляционный анализ данных.

Результаты диагностики уровня интернет-зависимости являются базовыми для последующего анализа. Интегральный показатель уровня интернет-зависимости всей изучаемой выборки студентов составил по трехуровневой шкале СУП= 1,65, то есть статистически значимо ниже среднего уровня. При этом 21% испытуемых оказались субъектами с высоким уровнем зависимости, 19% - с умеренно выраженным уровнем.

В таблице 1 приводятся сравнительные данные диагностики личностных характеристик в виде средних уровневых показателей (СУП) для категорий студентов с высоким, умеренным и низким уровнем интернет-зависимости. Анализируя результаты сравнительной диагностики, приведенные в таблице, можно сделать следующие основные выводы относительно проверяемых в нашем исследовании гипотез:

Таблица 1

Результаты сравнительной диагностики личностных свойств студентов с разным уровнем интернет-зависимости (N=200, СУП , φ, p)

 

Изучаемые личностные свойства по блокам

СУП изучаемого свойства

у студентов с разным уровнем

интернет-зависимости

Высокий

Средний

Низкий

Эмоциональные

 

Страх неудачи

2,53*

2,22

1,62

Страх быть отвергнутым

2, 64**

2,16

1,69

Чувство вины и стыда

2,72**

2,08

1,43

Рефлексивные

Оптимальность  самооценки

1,65**

1,92

2,56

Ценностно-смысловые

Общий уровень ЦСО

1,83*

2,24

2,26

В личностной сфере

1,98*

2,34

2,38

В межличностной сфере

1,79*

2,20

2,36

Значимость различий по φ-критерию Фишера: * р≤0,05   ** р≤0,01

1. По уровню проявлений негативных эмоционально-личностных состояний, таких как страх неудачи, страх оказаться отвергнутым, чувство вины и стыда испытуемые с высоким уровнем интернет-аддикции значимо отличаются от студентов с низким и почти значимо - от студентов со средним уровнем зависимости (р ≤0,05). Причем более существенные различия отмечаются в показателях страха быть отвергнутым и чувства вины (р≤0,01). Эти данные означают, что интернет-зависимость связана с изменениями в эмоциональной сфере: с одной стороны эти характеристики эмоциональной сферы могут провоцировать интернет-зависимость, а с другой - они  являются ее негативным следствием.

2. Существенные различия между интернет-зависимыми и независимыми обнаруживаются в показателях оптимальности личностной самооценки (р≤0,01). Можно полагать, что субъекты с высоким уровнем нтернет-аддикции не вполне могут реально оценить свои возможности, способности, правильно отнестись к себе, что и находит выражение в низком уровне оптимальности самооценки.

3. Наиболее существенные результаты диагностики мы имеем в сравнительном изучении ценностно-смысловых ориентаций студентов в зависимости от уровня интернет-аддикции. Здесь мы имеем результаты, прямо подтверждающие, что основными факторами формирования данной личностной патологии являются ценностно-смысловые и нравственно-духовные факторы. Как показывают результаты диагностики, приведенные в таблице, уровень ценностно-смысловых ориентаций интернет-зависимых испытуемых, как в общем показателе, так и в показателях по личностной и межличностной сферам, статистически значимо ниже соответствующих показателей независимых от Интернета студентов.

Более определенно указанную взаимосвязь выявляет проведенный нами корреляционный анализ показателей уровня интернет-аддикции и уровня ценностных ориентаций личности. Линейный коэффициент корреляции Пирсона этих показателей r = 0,426, что при N=200 и df=398 статистически значим при р≤0,01 (критическое значение r = 0,416, t= 3,672). Рамки статьи не позволяют остановиться на анализе корреляционных взаимосвязей всех диагностируемых личностных характеристик студентов в зависимости от уровня интернет-аддикции. Однако и приведенных данных вполне достаточно для утверждения о том, что основные предположения нашего исследования получили подтверждение экспериментальными данными.

Не останавливаясь на рекомендациях по профилактике интернет-аддикции, отметим, что эта проблема становится все более и более актуальной в наши дни, и, следовательно, должна решаться, прежде всего, на социальном, а не на индивидуальном уровне. Исходя из этого положения, перед обществом стоят задачи, которые помогут свести к минимуму проблему интернет-зависимости.

Рецензенты:

Сорокоумова Г.В., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой психологии Нижегородского филиала Университета Российской академии образования, г. Нижний Новгород;

Шамов А.Н., д.п.н., профессор, зав. кафедрой лингводидактики ФГБОУ ВПО "Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова", г. Нижний Новгород.