Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL THE POTENTIAL SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT IN SHAPING THE ARTISTIC AND AESTHETIC CULTURE OF STUDENTS

Yudina A.I. 1 Frolova T.V. 2
1 Kemerovo State University of Culture and Arts
2 Kemerovo Regional Art College
One of the principles of state policy in the field of education is a priority for the free development of personality, creating conditions for its self-determination and self-realization. In the scientific article the author examines current social and pedagogical problem is the formation of artistic and aesthetic culture of students. The efficiency of the formation of artistic and aesthetic culture of students in the conditions of socio-cultural environment of the region, which, according to the authors, to a large extent depends on purposeful formation in man of his aesthetic attitude to reality, including: development of the capacity of artistic vision of the world, introduction to the world of art, the development of artistic and creative abilities. In this regard, the establishment and implementation of the socio-cultural projects of artistic and aesthetic orientation has significant pedagogical potential for personal development in the cultural environment of the region. The article presents a socio-cultural project "Young Wanderers", based on which an experiment to assess the level of formation of artistic and aesthetic culture of students.
artistic and aesthetic culture
students
socio-cultural environment
Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к культуре. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, культуре отводится «ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний» [3]. Причина исключительной роли культуры при переходе от сырьевой к инновационной экономике заключена в повышении профессиональных требований к кадрам, «включая уровень интеллектуального и культурного развития, возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества» [3].

Процесс социализации учащейся молодежи, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей социально-культурной средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социально-психологических факторов.

«Социокультурная среда» сегодня становится ключевым понятием современного общества, наиболее точно характеризующим его культурную и духовную составляющую. В этой связи формирование и развитие социокультурной среды становится важнейшим условием социализации личности, особенно в возрастной период жизни человека, когда происходит становление, определение жизненных планов. Приобщение молодежи к культурным ценностям поколений является приоритетной задачей системы образования и культуры [4, 5].

Закон Российской Федерации о культуре трактует понятие «культурные ценности» как «нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты» [4]. Статья 13 данного законодательного акта гарантирует гражданам России Право на эстетическое воспитание и художественное образование: «Каждый имеет право на эстетическое воспитание и художественное образование, на выбор форм получения эстетического воспитания и художественного образования в соответствии с законодательством об образовании» [4].

В условиях динамичного социально-экономического развития российского общества особую общественную значимость приобретает проблема развития художественно-эстетической культуры. Интеграция системы среднего профессионального образования в социально-культурное среду региона позволяет создать условия для художественно-эстетического развития учащейся молодежи и выполнить заказ общества на формирование и воспитание разносторонне развитой творческой личности.

Выделение проблемы становления художественно-эстетической культуры в качестве определяющей для развития личности обусловлено рядом причин и, прежде всего, запросом общества. Одним из принципов государственной политики в области образования является приоритет свободного развития личности, создание условий для ее самоопределения и самореализации [1].

Проблемы развития социально-культурной среды и ее влияния на развитие личности рассмотрены в научных трудах М.A. Ариарского, A.Д. Жаркова, В.М. Чижикова, О.В. Цaплина, и других отечественных и зарубежных ученых. Благодаря социально-культурной среде, человек обретает высшие духовные эстетические ценности, развивает в себе способность и потребность постижения прекрасного в реальной действительности. Эффективность формирования художественно-эстетической культуры учащейся молодежи в условиях социально-культурной среды региона в значительной мере зависит от целенаправленного формирования в человеке его эстетического отношения к действительности, в том числе: развитие способности художественного видения мира, приобщение к миру искусства, развитие художественно-творческих способностей [5].

В этой связи создание и реализация социально-культурных проектов художественно-эстетической направленности обладает значимым педагогическим потенциалом для развития личности в культурной среде региона.

В научных исследованиях Г.М. Бирженюка и А.П. Маркова рассмотрено понятие «социально-культурное проектирование», которое определяется как специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей [2]. В качестве объекта социально-культурного проектирования, по мнению вышеуказанных ученых, выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга две подсистемы: социум и культуру.

Резюмируя основные подходы к пониманию сущности социально-культурного проектирования, определим его как деятельность по созданию или преобразованию социально-педагогических объектов с целью системного и результативного решения задач социально-культурного развития, обучения и воспитания личности [5].

В ходе исследования нами был создан и реализован социально-культурный проект «Молодые передвижники», на основе которого проведен эксперимент по оценке сформированности уровня художественно-эстетической культуры учащейся молодежи. Данный проект был направлен на формирование у подростков и учащейся молодежи полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности, выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса.

Эмпирической базой исследования стали учреждения среднего профессионального образования и культуры г. Кемерово: Кемеровский художественный колледж; Кемеровский музыкальный колледж; Кемеровский горно-технологический техникум; муниципальная информационно-библиотечная система; детская школа искусств № 19; детская художественная школа № 1.

В ходе реализации вышеуказанного проекта был сделан акцент на то, что формирование художественно-эстетической культуры учащейся молодежи имеет свои особенности, которые связаны с высокими познавательными потребностями личности, потребностью в новых высоких эстетических впечатлениях, эстетических эмоциях, связанных со зрительными и слуховыми развитыми навыками, умением оперировать основными эстетическими категориями.

Проект Кемеровского областного художественного колледжа «Молодые передвижники» стал победителем в городском конкурсе Молодежного Вече - 2015 в номинации «Творчество». В рамках реализации проекта жители кузбасской столицы познакомились с работами молодых художников на передвижных выставках, которые прошли в рамках различных городских мероприятий.

С целью оценки педагогического потенциала социально-культурной среды в формировании художественно-эстетической культуры учащейся молодежи в ходе эксперимента было проведено исследование, которое носило пилотажный характер. Для отбора респондентов мы использовали методы собственно случайной и стратифицированной (расслоенной) выборки, в результате чего сформированная нами выборочная совокупность репрезентативна и отражает свойства генеральной совокупности, что дает нам основания распространять полученные выводы на все учебные заведения области.

Проанализировав современные научно-педагогические исследования нами было выделено три основных критерия, по которым можно судить о степени сформированности уровня художественно-эстетической культуры учащейся молодежи: знаниевый, познавательно-оценочный и социально-созидательный.

Знаниевый критерий отражает объем знаний художественно-эстетического характера и проявляется в стремлении учащейся молодежи к получению новой эстетической информации и умении узнавать классические произведения искусства. Познавательно-оценочный критерий выражается в восприятии, переживании, оценке явлений действительности и искусства учащимися старшей ступени, различных формах их обучения и самообразования и проявляется в умении анализировать произведения искусства и мыслить образно и абстрактно. Социально-созидательный критерий выражается в желании и умении преобразовывать действительность и создавать что-либо по законам красоты и проявляется в умении эстетического общения с людьми, искусством и природой.

Результаты опроса показали, что 74% респондентов, имеют собственное суждение об оценке явлений действительности и искусства, которое выражается в художественно-эстетическом восприятии и переживании событий Великой Отечественной войны, изображенных в творческих работах участников социально-культурного проекта «Молодые передвижники». Экспертами отмечена способность участников проекта анализировать произведения искусства и мыслить образно и абстрактно, что свидетельствует о высоком уровне познавательно-оценочного критерия сформированности художественно-эстетической культуры учащейся молодежи. Так, большой интерес участников проекта был вызван выставкой «Во имя Победы!», которая одновременно на двух площадках представила работы студентов, посвященные 70-летию Великой Победы. В гимназии № 42 г. Кемерово была организована выставка работ, победивших на конкурсе по композиции среди студентов колледжа, приуроченном к юбилейной дате. Молодые художники, работая над проектом, смогли проявить свою гражданскую позицию и патриотические настроения.

97% участников социально-культурного проекта «Молодые передвижники», отметили общественную значимость всех проведенных мероприятий. В Кемеровском кооперативном техникуме были представлены дипломные работы живописного отделения на военную тематику из фондов колледжа: композиции А. Мазина «В землянке», С. Червова «Тяжелая весть», А. Гончаровой «Дети войны», С. Земцова «Березовый сок», Н. Ильиной «Яблоня цветет (Вдовы)» и других. Каждая работа - невыдуманная история одного дня войны, который авторы рассматривают с нравственных позиций реализма. Знаниевый критерий сформированности художественно-эстетической культуры учащейся молодежи был проанализирован Государственной аттестационной комиссией, которая высоко оценила дипломные работы студентов и отметила большой объем знаний художественно-эстетического характера, проявляющейся в стремлении учащейся молодежи к получению новой эстетической информации и умении узнавать классические произведения искусства.

На основе результата оценки социально-созидательного критерия, который показал желание и умение студентов художественного колледжа - участников проекта «Молодые передвижники» преобразовывать действительность социально-культурной среды посредством создания творческого продукта и умения эстетического общения с людьми, в ходе эксперимента был сделан вывод о том, что особый педагогический потенциал социально-культурной среды в формировании художественно-эстетической культуры студенческой молодежи имеет социальное партнерство учреждений социально-культурной сферы.

Социальное партнерство учреждений культуры и образования позволило организовать выставку «Молодых передвижников» в Музее изобразительных искусств в рамках международной акции «Ночь в музее» 16 мая, которая в 2015 году была приурочена к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Для участия в данной выставке были отобраны более тридцати работ, отличающихся искренней заинтересованностью и эмоциональной сопричастностью событиям Великой Отечественной войны. Работы, представленные на выставке, были выполнены в различных техниках:  керамика, живописные работы, станковая и плакатная графика. Закономерным являлось обращение молодых художников к языку плакатного искусства как яркому образному средству передачи не только событий, но и психологических ощущений темы прошедшей войны и созвучие тематической экспозиции музея, посвященной Дню Победы.

Таким образом, эффективность формирования художественно-эстетической культуры личности базируется на духовных потребностях студенческой молодежи, связанных с умением трудиться, наслаждаться произведениями искусства, способностях личности эмоционально откликаться на красоту. Исследование показало, что формирование художественно-эстетической культуры личности в социально-культурной среде региона невозможно без опоры на социальную активность, что подчеркивает взаимосвязь эстетики и социального познания мира. В условиях конкретного региона в зависимости от характера и интенсивности проблем и имеющихся ресурсов, те или иные составляющие социально-культурной среды позволяют реализовать педагогические, психологические и организационные условия для формирования художественно-эстетической культуры учащейся молодежи.

Рецензенты:

Костюк Н.В., д.п.н., доцент, директор научно-исследовательского института межкультурной коммуникации ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», г. Кемерово;

Прокопова Н.Л., д.культурологии, доцент, директор института театра ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», г. Кемерово.