Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE STRATEGIC DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF A MODERN SYSTEM OF PRESCHOOL EDUCATION

Veretennikova V.B. 1 Shikhova O.F. 2
1 "Institute for the Development of Education"
2 VPO "Izhevsk State Technical University named after MT Kalashnikov "
The article analyzed the main strategic directions of development of a modern system of preschool education, which should be considered in the organization of postgraduate education of the workers of pre-school educational institutions.The characteristic of the author`s course of "Management of quality pre-school education", used for the purpose of forming and development of base competencies of educators and parents necessary for the organization of a holistic educational process in preschool educational institution in the conditions of implementation of the federal state educational standard.Presents fragments of cases, the contents of which are due to the specific activity of the subjects of the educational process, reflected in the federal state educational standard of preschool education, allows exercise the purposeful phased training of adult for learning of preschoolers. Shows the structure and content of the basic competencies of teachers and parents, identified of the method of group expert ratings.
the subjects of the educational process.
basic competence
early childhood education
strategic direction
В условиях модернизации и стандартизации дошкольного образования в России представляетсявесьма важным  проанализировать основные стратегические направления егоразвития.

В 1989 году была принята «Конвенция о правах ребенка», где закреплен  важнейший правовой принцип  – признание ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом общества во всем комплексе гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав [8, с.12]. В этом же году Государственным комитетом по народному образованию СССР была утверждена «Концепция дошкольного воспитания»[4], в которой был дан серьезный анализ отрицательных сторон дошкольного воспитания в стране. В качестве главного недостатка организации педагогического процесса в детских садах указывалось на использование в его рамках учебно-дисциплинарной модели. Отмечалось, что дошкольное воспитание по существу сводилось лишь к подготовке детей к школе, оснащению их суммой конкретных знаний, умений, навыков, но, при этом, недостаточно учитывалась специфика развития ребенка дошкольного возраста, самоценность этого периода его жизни [5].  

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 1992 года провозгласил  необходимость обращения к личностно-ориентированной педагогике, отхода от жестко регламентированных форм воспитания и обучения детей [8].  И в 1995 году постановлением Правительства РФутверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», в котором закреплялось его правона самостоятельный выбор программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных органами управления образованием, внесение изменений в них, а также  разработку собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта [8, с.16]. 

             С целью защиты ребенка от некомпетентного педагогического воздействия в условиях вариативности образования Министерством образования в 1995 году было подготовлено методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации», где указывалось, что комплексные и парциальные программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми [8, с.17]. 

В 2005 году  Институтом развития дошкольного образования была разработана научная концепция «Дошкольное образование как ступень системы общего образования», где рассматриваются проблемы дошкольного образования, требующие принципиального анализа: определение статуса дошкольного образования как суверенной самоценной ступени образования; обеспечение равных стартовых возможностей детей при поступлении в школу; общедоступность качественного дошкольного образования; преемственность дошкольного и школьного этапов образования.В концепции описывается модель образовательного процесса в системе дошкольного образования как  общий «стандарт», который может быть положен в основу вариативных образовательных программ. Такой стандарт необходим и при конструировании оптимальной модели образовательного процесса для дошкольников, которая учитывает психологические особенности возраста и ценностные ориентиры общества относительно образования ребенка.

В 2009 году приняты Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы, стандартизирующие содержание дошкольного образования в условиях вариативности. А в 2012 году закон  «Об образовании в Российской Федерации» впервые определил дошкольное образование в качестве первого уровня общего образования [6]. Введение закона потребовало пересмотра путей развития дошкольного образования, что послужило основой для принятия приказа Министерства образования и науки « Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [6].  

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в государственной политике страны прослеживается приоритетное отноше­ние к дошкольному образованию, понимание его значимости для совершенствования всей системынепрерывного образования.  Дошкольное детство рассматривают как особый национальный ресурс, позволяющий решать слож­ные проблемы социального и экономического развития. Однако переход от парадигмы образовательной услуги к парадигме основного ресурса чело­веческого капитала государства обусловливает новые приоритеты в организации дошкольно­го образования. В первую очередь, это касается изменений в кадровой политике. Анали­зируя уровень профессионализма педагогических кадров дошкольных организаций, следует отме­тить не полное соответствие их квалификации тем стратегическим задачам, которые им предстоит решать. Зачастую педагоги не обладают развитым критическим мышле­нием, профессиональной рефлексией, что является серьезным препятствием в организации  работы с новой информацией. Следовательно, необходимо развитие системы повышения квалификации, призван­ной осуществлять непрерывное постдипломное образование работников дошкольных организаций на основе инновационных образовательных технологий, способствующих развитию твор­ческого потенциала педагогов, их полноценной самореализации в профессии, расшире­нию базовых профессиональных компетенций. Следует отметить, что и родители– одни из главных участников про­цесса  реализации ФГОС, не всегда правильно понимают и осуществляют свои обязан­ности.

В связи с этим, возникает проблема разработки учебно-методического обеспечения и программ подготовки педагогов и родителей к осознанному выполнению своих функций по образованию детей.Для решения этой проблемы в одной из дошкольных организаций г. Ижевска разработанкурс «Управление качеством дошкольного образования», предусматривающий обучение взрослых на основе кейс-метода. Тематикаи примеры кейсов для педагогов и родителей представлены в таблицах 1-3.


Таблица 1

Тематика кейсов по курсу «Управление качеством дошкольного образования»

Тип кейса

Наименование тем кейса

Время выполнения

1.

Организационный

 

Повышение статуса дошкольного образования

2,5 мес.

2.

Деятельностный

Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного образования

2,5 мес.

 

3.

 

Коммуникативный

Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства образовательных программ, требований к их структуре и результатам  освоения

2,5 мес.

4.

Методический

 

Сохранение единства образовательного пространства России относительно уровня дошкольного образования

2,5 мес.


Таблица 2

Фрагмент кейса для педагогов по курсу «Управление качеством дошкольного образования»

Номер  кейса

Тема кейса

Содержание кейса

Задания

Сроки выполнения

Дополнительные источники информации

Формируемые компетенции

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

№1

Повышение социального статуса дошкольного образования.

1.Нормативно-правовые документы по вопросам обучения и воспитания детей дошкольного возраста: Закон «Об образовании в РФ»; ФГОС ДО; «Конвенция о правах ребенка»; «Декларация о правах ребенка»; Концепция дошкольного воспитания; Профессиональный стандарт педагога;

Анкета -1 для оценки результатов работы с нормативно-правовыми документами

1. Ознакомиться с нормативно-правовыми документами по вопросам обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

- ЗаполнитьАнкету-1. «Нормативно-правовые документы в системе дошкольного образования»

1нед.

Консультация 1.;

сайт dovosp.ru. «Нормтивно-правовая база в системе ДО»

1. Проектировочные:

-знать: нормативно-правовые документы в системе дошкольного образования

2. Комплект заданий «Стратегические направления развития системы ДО»

Анкета-3.  «Модель образовательной системы РФ»

Анкета -4. «Основные стратегии дошкольного образования в условиях реализации ФГОС»

2. ЗаполнитьАнкету -3. «Модель образовательной системы РФ» и

Анкету-4. «Основные стратегии дошкольного образования в условиях реализации ФГОС»

2нед.

2. Консультация 2. Модернизация образовательной системы РФ

2.Организаторские:

-владеть навыком: осуществления профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО

3.Анкета-5. «Организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО»

3 ЗаполнитьАнкету- 5. «Организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»

 

1нед.

3. Консультация 3. Основные закономерности организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС

3.Гностические:

-знать: педагогические закономерности организации образовательного процесса


Таблица 3

Фрагмент кейса для родителей по курсу «Управление качеством дошкольного образования»

Номер кейс

Тема кейса

Содержание кейса

Задания

Сроки выполнения

Дополнительные источники информации

Формируемые компетенции

1

2

3

4

5

6

7

№1

Повышение  социального статуса дошкольного образования

Подготовка ребенка раннего возраста к ДОУ

1.http://ds284.ucoz.ru/  адрес сайта странички педагога- психолога: Консультация1; Консультация2; карта наблюдения №1 за ребенком; памятка.

1.Ознакомиться со страничкой педагога- психолога на сайте детского сада

 

1нед.

1.  На стенде в приемной группы: рекомендации родителям в период адаптации детей раннего возраста

 

 

1.Гностические:

-владеть навыком: систематизации знаний в области возрастной анатомии и физиологии, психологии и педагогики детей раннего возраста, семейной педагогики.

2.  Карта наблюдения №1 за ребенком.

 

2. Изучить возрастные особенности развития детей раннего возраста.

2нед.

2.Консультация 1. Тема: «Возрастные особенности развития детей первого –третьего года жизни».

 2.Гностические:

-знать: общие закономерности возрастного развития детей раннего возраста.

3. Памятки для родителей.

 

 

 

 

3. Выявить индивидуальные социально-нормативные характеристики  ребенка раннего возраста.

4. Заполнить карту наблюдения№1 за ребенком.

2нед.

3.Консультация 2. Тема: «Индивидуальные особенности  поведения детей в период адаптации».

 

3. Прогностические:

-владеть навыком:  прогнозирования перспектив  развития своего ребенка.

Адаптация ребенка раннего возраста к ДОО.

4. Анкета-1. «Предметное содержание развивающей предметно-пространственной среды ДОО и дома».

4. Ознакомиться  с особенностями  развивающей предметно-пространственной среды ребенка раннего возраста.

2нед.

4.Консультация 3. Тема: «Развивающая предметно-пространственная среда ребенка раннего возраста»

4.Общекультурные:

-владеть навыком: организации  предметно-пространственной среды ребенка раннего возраста


Особенностью разработанного нами курса является преемственность между всеми этапами дошкольного детства: младенческого, раннего и дошкольного. Курс ориентирован на формирование и развитиебазовых компетенций субъектов образовательного процесса, которые обеспечивают его целостность в системе дошкольного образования. Восемь блоков этих компетенций [1,2,3], обусловленных спецификой деятельности субъектов образовательного процесса, отраженной в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования,представлены на рисунке 1.

Блоки компетенции

Рис.1. Структура  базовых компетенций субъектов образовательного процесса в системе дошкольного образования

 

Фрагмент перечня базовых компетенций, выявленных методом групповых экспертных оценок [7,9, 10], представлен в таблице 4.  

Таблица 4

Базовые компетенции субъектов образовательного процесса (фрагмент)

Базовые компетенции

Педагогов

Родителей

Проектировочные:

-знать: нормативно-правовые документы в системе дошкольного образования.

Общекультурные:

- владеть навыком: формирования образцов и ценностей социального поведения,  толерантности и позитивных образцов поликультурного общения и т.п.

Гностические:

-знать: педагогические закономерности организации образовательного процесса и т.п.

Организаторские:

 - владеть навыком: осуществления профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО и т.п.

Коммуникативные:

 -уметь: выстраивать партнерское взаимодействие с родителями детей для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения и т.п.

Проектировочные:

-знать: особенности ведущей деятельности детей раннего возраста в образовательном процессе и т.п.

Общекультурные:

- владеть навыком: речевого развития как средства общения и культуры и т.п.

Прогностические:

 - владеть навыком: формирования прогностических умений в образовательных областях  развития ребенка раннего возраста и т.п.

 Гностические:

-владеть навыком: систематизации знаний в области возрастной анатомии и физиологии, психологии и педагогики детей раннего возраста, семейной педагогики и т.п.

Организаторские:

- владеть навыком: обогащения активного словаря ребенка в образовательных отношениях и т.п.

Мотивационные:

- знает: основы познавательного развития, которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации и т.п.

Конструктивные:

 -умеет: оказывать ребенку педагогически и психологически целесообразную помощь по разным линиям развития (социального, эмоционального, сенсорного, психомоторного) и т.п.

Коммуникативные:

- уметь: выстраивать партнерское взаимодействие с педагогами для решения образовательных, воспитательных и развивающих задач и т.п.

Следует отметить, что основой курса «Управление качеством дошкольного образования» является проектировочный блок компетенций, предполагающий проектирование стратегических направлений (табл. 5) и способов достижения результатов модернизации дошкольного образования на уровне конкретной образовательной организации. 

Таблица 5

Стратегические направления развитиядошкольного образования

Стратегическое направление №1  Повышение

статуса дошкольного образования

 

Стратегическое направление  №2

Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного образования

 

Стратегическое направление№3

Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования

Стратегическое направление №4 Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства образовательных программ, требований к их структуре и результатам  освоения

В заключение  отметим, что работа, осуществляемая в рамках курса,предполагает возможность создания социальной ситуации  для участия родителей в образовательной деятельности, как равноправных участников образовательного процесса, в котором  они  являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами. Дошкольная организация при этом переходит на новый уровень взаимодействия с родителями, становится «открытой системой».  Этот принцип открытости реализуется в социальном партнерстве, через вовлечение родителей в образовательный процесс и понимается нами как «открытость детского сада внутрь». Все это направлено на формирование общественно-государственной системы воспитания детей, учитывающей интересы и актуальные потребности современного российского общества, государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.

Рецензенты:

Семин Ю.Н., д.п.н., профессор, профессор кафедры «Профессиональная педагогика», ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова», г. Ижевск.

Новокрещенов В.В.,д.п.н., профессор,профессор кафедры «Физкультура и спорт»ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный технический университетимени М.Т. Калашникова», г. Ижевск.