Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ICT-COMPETENCE OF BACHELORS OF STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT

Danilova O.V. 1 Yaruskina E.T. 1
1 Yakovlev Chuvash state teachers training university
The rapid development of information and communication technologies, informatization and information policy of the state in the field of management can significantly expand the possibilities of their use in professional activity of state and municipal employees. These conditions led to the change and update of requirements for the qualification of state and municipal employees in the ICT field. The article discusses the relevance of formation of ICT competence of bachelors enrolled in the direction of preparation "State and municipal management" in the context of these requirements. The article presents the definition of ICT-competence of bachelors of state and municipal management, characterizes the content of motivational, cognitive and procedural components of ICT- competence, which determines readiness of Bachelors for the future professional activity in conditions of informatization of management.
informatization of management
information and communication technologies
state and municipal employee
ICT-competence
bachelor of state and municipal management

На современном этапе глобальной информатизации общества идет стремительное проникновение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы человеческой деятельности, в том числе и в сферу государственного и муниципального управления. Информатизация сферы государственного и муниципального управления в России, целью которой является «создание оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов» [1], является одним из приоритетных направлений государственной политики. В подтверждение этому в РФ приняты соответствующие нормативные правовые документы: Федеральный закон «Об информатизации, информации и защите информации», утверждена Доктрина информационной безопасности, разработана «Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года», подписана Окинавская Хартия глобального информационного общества, принята Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 годы)», Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, принят Указ «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена» и др. При этом ИКТ рассматриваются в качестве инструмента, способного существенно повысить эффективность государственного управления по таким направлениям, как:

  • взаимодействие с гражданами и предприятиями;
  • внутренняя работа учреждения;
  • взаимодействия органов власти между собой.

Государственный или муниципальный служащий выполняет задачи информационного посредника между населением и государством или органом местного самоуправления. Профессиональная деятельность государственного служащего на различных должностях в разнообразных ведомствах и службах, в том числе специализированных, подразумевает работу, связанную с разработкой законопроектов, курированием различных вопросов социальной, жилищной, образовательной, здравоохранительной, культурной и прочей тематики, приемом и оказанием консультационной помощи гражданам по различным вопросам, ведением баз данных, выдачей справок по запросам, делопроизводством и др.

На сегодняшний день одним из важных факторов достижения качественных результатов в решении вопросов функционирования регионального электронного правительства, перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид, внедрения электронного делопроизводства и систем межведомственного электронного документооборота, внедрения в деятельность органов государственной власти все более сложных информационных систем управления является должная квалификация государственных и муниципальных служащих в области ИКТ (ИКТ-компетентность). Идеи обязательного порядка проверки государственных и муниципальных служащих на компьютерную грамотность, включения данного критерия в результаты периодической аттестации, организации непрерывного обучения госслужащих были озвучены Президентом РФ. Кроме того, «повышение уровня квалификации и профессиональной подготовки работников органов государственной власти в области ИКТ» исполнялось в ходе реализации ФЦП «Электронная Россия».

Поскольку именно система высшего образования (в системе двухуровневого обучения бакалавриат/магистратура) является важной составляющей этапа становления будущего государственного и муниципального служащего, то не вызывает сомнений ее приоритетная роль для формирования ИКТ-компетентности, необходимой выпускнику в его будущей профессиональной деятельности, что доказывает актуальность данной проблемы на социально-педагогическом уровне.

Рассмотрим сущностно-содержательную характеристику ИКТ-компетентности студентов, обучающихся по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» (уровень бакалавриата). Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования (ФГОС ВО) третьего поколения по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (уровень бакалавриата) «область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает: профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации, на должностях государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, на должностях муниципальной службы, направленную на обеспечение исполнения основных функций, административных регламентов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; профессиональную деятельность на должностях в государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, в научных и образовательных организациях, в политических партиях, общественно-политических, некоммерческих и коммерческих организациях, направленную на обеспечение исполнения основных функций государственных и муниципальных предприятий и учреждений, научных и образовательных организаций, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций» [4].

Согласно проекту поправок в Закон о государственной гражданской службе РФ [5] бакалавры государственного и муниципального управления не смогут занимать определенные должности госслужбы. Под ограничения попадают должности гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей. На эти должности необходимо высшее образование уровня специалитета или магистратуры. Новые требования начнут применяться с 2017 года. Они могут коснуться не только новых, но и действующих госслужащих. До конца 2017 года им надо будет пройти внеочередную аттестацию.

Таким образом, бакалавры смогут занимать лишь ведущие, старшие и младшие группы должностей государственной и муниципальной службы в соответствии с Реестром должностей Федеральной государственной гражданской службы [2] и с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта РФ.

Законопроект корректирует квалификационные требования к госслужащим. Документ разделяет их на базовые и функциональные. Базовые будут применяться ко всем госслужащим независимо от их специализации. Они касаются уровня образования, стажа на службе, базовых знаний и навыков и даже личностных качеств. Их будет определять Президент РФ и региональные парламенты (для региональных чиновников). Функциональные квалификационные требования касаются профессиональных знаний и навыков. Они будут связаны с полномочиями и функциями госорганов.

Необходимым условием успешности и конкурентоспособности бакалавров государственного и муниципального управления является формирование их ИКТ-компетентности в процессе вузовской подготовки, подразумевающей высокий уровень мотивации к изучению основных ИКТ, используемых в профессиональной деятельности для выполнения должностных обязанностей, достаточный уровень теоретических знаний и практических навыков в области функционирования и применения ИКТ для осознанного и эффективного решения профессиональных задач согласно категориям и группам должностей государственной и муниципальной службы.

К ИКТ-компетентности согласно ФГОС ВО [4] можно отнести следующие общепрофессиональные компетенции (ОПК) и профессиональные компетенции (ПК), формируемые у бакалавров в процессе обучения:

  • «способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности» (ОПК-6);
  • «способность применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования» (ПК-8);
  • «владение навыками сбора, обработки информации и участия в информатизации деятельности соответствующих органов власти и организаций» (ПК-26).

Для более глубокого понимания сущности ИКТ-компетентности вначале остановимся на определении понятия «компетентность». В научно-педагогической литературе нет единого устоявшегося определения данного понятия. Вместе с тем общим в предлагаемых разными авторами подходах является то, что компетентность рассматривается в качестве важной основы любой профессиональной деятельности.

Исследованию данной проблемы посвящены труды ученых разных направлений: внедрение компетентностного подхода в образование рассматривают В. И. Байденко, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, A. B. Хуторской, Ю. Т. Татур и др.; теоретические аспекты профессиональной компетенции государственных служащих рассматриваются в работах С. А. Анисимовой, Л. Г. Лаптева, A. A. Деркача, В. Г. Зазыкина, Г. В. Атаманчука, В. Г. Игнатова, A. К. Казанцева и др.; формирование профессиональных качеств у менеджеров (М. В. Колтунова, Ю. А. Тихомиров, B. А. Толочек и др.). Интересны в аспекте рассматриваемой проблемы подходы к формированию профессиональной ИКТ-компетентности, предложенные Т. А. Лавиной [8, 9], Е. Т. Яруськиной [7].

Анализируя понятие «ИКТ-компетентность» в аспекте ее формирования у бакалавров вузов, остановимся на определении, предложенном М. Б. Лебедевой и О. Н. Шиловой. Так, по их мнению, ИКТ-компетентность проявляется в способности бакалавров «решать учебные, бытовые и профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий» [6].

Таким образом, ИКТ-компетентность бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», можно определить как интегративную профессионально-личностную характеристику, которая отражает достигнутый уровень подготовки в области применения ИКТ в профессиональной деятельности на должностях государственной гражданской службы, включающей три взаимосвязанных компонента: мотивационный, когнитивный, процессуальный.

Рассмотрим содержательные характеристики указанных компонентов с учетом действующих в настоящий момент квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «специалисты», «обеспечивающие специалисты» ведущей и старшей групп должностей, к их профессиональным знаниям и навыкам в области ИКТ [3]:

   Мотивационный компонент включает потребности, мотивы, интерес к получению знаний, умений и навыков в области ИКТ, образованию и самообразованию в области использования ИКТ в соответствии с выполняемыми должностными обязанностями.

Когнитивный компонент отражает наличие знаний базовых знаний об аппаратном и программном обеспечении (основные устройства компьютера; основные виды программного обеспечения); компьютерных сетях и Интернет (понятие локальной сети, навигация в сети к общим ресурсам, права доступа, возможности использования общих ресурсов, работы с файлами и принтерами в сети; понятие глобальной сети Интернет, адресация в сети Интернет, веб-сайты, программные средства просмотра веб-страниц, основные принципы поиска информации в сети Интернет); возможностях и особенностях применения современных ИКТ в государственных органах, включая использование возможностей межведомственного документооборота; общих вопросах в области обеспечения информационной безопасности (основные виды угроз в потере и повреждении данных в результате неосторожных действий самого пользователя, несанкционированное проникновение к информационным ресурсам, компьютерные вирусы; основные методы обеспечения безопасности: идентификация пользователей по имени и паролю в информационных системах, средства антивирусной защиты, понятие о резервном копировании и восстановлении информации).

К функциональным знаниям в зависимости от специфики служебной деятельности гражданских служащих, функциональные обязанности которых предполагают работу со специальным программным обеспечением, можно отнести знания по использованию следующих информационных систем: системы интерактивного взаимодействия с гражданами и организациями; системы размещения информации на официальном сайте; учетно-аналитические системы, обеспечивающие поддержку выполнения федеральными органами государственной власти основных задач и функций; системы межведомственного взаимодействия; системы управления государственными информационными ресурсами; информационно-аналитические системы, обеспечивающие сбор, обработку, хранение и анализ данных; системы управления электронными архивами; системы управления проектами; системы информационной безопасности; системы управления эксплуатацией; геоинформационные системы).

Процессуальный компонент – использование ИКТ в профессиональной деятельности государственного или муниципального служащего.

К базовым отнесем навыки работы с внутренними и периферийными устройствами компьютера; работы с информационно-телекоммуникационными сетями, в том числе сетью Интернет; работы в операционной системе (загрузка компьютера, вход пользователя в систему); работа с мышью и клавиатурой; работа с файлами и папками (создание, переименование и удаление файлов и папок, навигация в файловой системе, поиск нужных файлов, просмотр, редактирование и сохранение существующих файлов, копирование и перемещение файлов и папок); работа с архивами файлов (сжатие (архивация) файлов, а также добавление файла в архив, удаление и извлечение файлов из архива); действия при сбоях: аварийное прекращение работы программ, перезагрузка компьютера; использование справочной системы; завершение сеанса, перезагрузка или завершение работы с операционной системой); управления электронной почтой; работа с офисным программным обеспечением (работы в текстовом редакторе; с электронными таблицами; подготовки презентаций; использования графических объектов в электронных документах; работы с базами данных).

К функциональным навыкам в зависимости от специфики служебной деятельности гражданских служащих, функциональные обязанности которых предполагают работу со специальным программным обеспечением, можно отнести навыки работы с системами: оперативного взаимодействия с гражданами и организациями (получение сообщений, отправка сообщения пользователю (группе пользователей) посредством текстового чата, вызов и прием входящего вызова с использованием системы видеосвязи, работа с адресными книгами, просмотр, создание и поиск тем и сообщений на Интернет-форуме); электронного документооборота, планирования и контроля исполнительской дисциплины (поиск и просмотр учетной карточки документа, формирование и просмотр отчетов по предусмотренным в системе формам, заполнение формы учетной карточки, вставка файла (группы файлов) документа в форму учетной карточки); межведомственного взаимодействия; управления государственными информационными ресурсами; с информационно-аналитическими системами, обеспечивающими сбор, обработку, хранение и анализ данных; управления электронными архивами; информационной безопасности; управления эксплуатацией; геоинформационными системами (открытие стандартного набора карт, изменение набора карт, изменение свойств видимости карт на экране, изменение масштаба карт, получение информации по выделенному на карте объекту, формирование и печать отчетов по имеющимся в системе шаблонам, поиск объекта на карте по заданным критериям).

Таким образом, можно сделать вывод, что одной из основных задач современной системы высшего образования является подготовка будущих государственных и муниципальных служащих к использованию возможностей ИКТ в своей профессиональной деятельности. Это позволит им соответствовать требованиям времени, сформирует у них информационную мобильность, инновационность, позволит выпускникам вузов (бакалаврам в области государственного и муниципального управления) иметь преимущество в конкурентной борьбе на рынке труда. Решение этой задачи предполагает организацию целенаправленного процесса формирования ИКТ-компетентности студентов вузов соответствующего направления подготовки на всех этапах обучения, начиная с уровня бакалавриата, в рамках специализированных дисциплин.