Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

COMPETENCE OF SPECIALISTS IN THE FIELD EARLY CARE FOR CHILDREN WITH DISABILITIES AND CHILDREN AT RISK GROUP

Evtushenko I.V. 1 Levchenko I.Yu. 2
1 Moscow state pedagogical University
2 Moscow City Teacher Training University
Одной из основных проблем отечественного общего, специального и инклюзивного образования является необходимость оптимизации и модернизации системы профессионального образования специалистов в области ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, дающей возможность на федеральном уровне сформулировать функциональные обязанности работников, оказывающих услуги лицам с ограниченными возможностями здоровья по раннему выявлению имеющихся нарушений развития в различных организациях систем образования, здравоохранения и социальной защиты населения. Определения и формулировки профессиональных компетенций у специалистов служб ранней помощи, несмотря на актуальность, сравнительно малоисследованы в отечественной психолого-педагогической науке. Авторами установлено, что оптимальная профессиональная подготовка специалистов в области психолого-педагогического сопровождения в системе ранней помощи включает трудовые функции, действия, необходимые умения и знания, соответствующие требованиям к разработке профессиональных стандартов. В статье представлены результаты исследований, проведенных Федеральным государственным бюджетным учреждением высшего профессионального образования «Московским государственным гуманитарным университетом имени М. А. Шолохова» в рамках государственных контрактов на выполнение работ для государственных нужд от 26 марта 2014 г. № 07.028.11.0002. и от 15 апреля 2015 г. №0195100000315000059-0440942-01 в 2014-2016 гг., направленных на разработку и внедрение моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей и по разработке профессионального стандарта педагога-дефектолога (учителя-логопеда, сурдопедагога, олигофренопедагога, тифлопедагога) в рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 487-р.
One of the main problems of the domestic special and inclusive education is the need for optimization and modernization of vocational training specialists in the system in the field of early intervention for children with disabilities, making it possible at the federal level to formulate the functional duties of workers providing services to persons with disabilities for the early detection abilities existing disorders of development in the various institutions of education, health and social protection. The definitions and wording of the professional competencies of the specialists early intervention services, in spite of the urgency, relatively little studied in the domestic psychological-pedagogical science. The authors found that the optimal training of specialists in the field of psycho-pedagogical support in the early intervention system, including work functions, actions necessary skills and knowledge appropriate to the requirements of the development of professional standards. The article presents the results of research conducted by the Sholokhov Moscow State University for the Humanities in the public works contracts for state needs on March 26, 2014 № 07.028.11.0002. and on April 15, 2015 № 0195100000315000059-0440942-01 in 2014–2016., aimed at the development and implementation of early detection of deviations and models of integrated support to correct the first signs of abnormalities in the development of children and to develop the professional standard of the teacher-defectolog (logoped (speech therapist), surdopedagog, a teacher of mentally retarded children, tiflopedagog) as part of the disposal of the Russian Government dated 31 March 2014 № 487-p.
competence
early care
children with disabilities

В настоящее время Правительством Российской Федерации осуществляется ряд мер, направленных на совершенствование помощи, оказываемой семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья. Письмо Министерства образования и науки РФ от 13 января 2016 г. № ВК-15/07 «О направлении Методических рекомендаций» включает обоснование необходимости создания служб ранней помощи для своевременного выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей во всех субъектах Российской Федерации, которые могут функционировать как самостоятельные организации или структурные подразделения на базе дошкольных образовательных организаций, отдельных образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи [10].

Федеральным государственным бюджетным учреждением высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова» в рамках государственных контрактов на выполнение работ для государственных нужд от 26 марта 2014 г. № 07.028.11.0002.и от 15 апреля 2015 г. № 0195100000315000059-0440942-01 в 2014–2016 гг. были проведены исследования, направленные на разработку и внедрение моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей и по осуществлению разработки профессионального стандарта педагога-дефектолога (учителя-логопеда, сурдопедагога, олигофренопедагога, тифлопедагога) в рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 487-р [1-9].

Для реализации Межведомственного комплексного плана по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2015 год, утвержденного заместителем председателя Правительства Российской Федерации О. Ю. Голодец 22 апреля 2015 г. № 2466п-П8, разрабатывается государственная концепция ранней помощи детям группы риска и с инвалидностью, детям с генетическими нарушениями и сопровождения семей, имеющих таких детей, на период до 2020 года, а также план ее реализации.

Одна из задач разрабатываемой концепции предусматривает комплекс мер, направленных на развитие кадрового потенциала программ ранней помощи, организацию переподготовки, повышение квалификации и методической поддержки специалистов на основе современных подходов к комплексному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста и их семей. Решение задач по обеспечению подготовки специалистов системы ранней помощи включает в себя:

- содействие развитию профессионального сообщества в сфере ранней помощи;

- обеспечение повышения квалификации, профессиональной переподготовки и методической поддержки деятельности специалистов, работающих с детьми и семьями;

- поддержку научных исследований в сфере ранней помощи;

- разработку стандартных требований к перечню компетенций специалистов в сфере ранней помощи, профессионального стандарта специалистов в сфере ранней помощи.

Изучение успешного опыта в сфере ранней помощи показало, что комплексное сопровождение детей является эффективным в случае работы междисциплинарной команды, включающей врачей и специалистов в области психолого-педагогического сопровождения (педагог-дефектолог, логопед, специальный психолог, социальный педагог). Эти две группы специалистов выполняют разные трудовые функции и должны обладать разными компетенциями.

Анализ научных исследований и практического опыта в области раннего выявления нарушений у детей и комплексного сопровождения развития детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей позволил сформулировать перечень трудовых функций, действий, необходимых умений и знаний специалистов в области психолого-педагогического сопровождения в системе ранней помощи в соответствии с требованиями к разработке профессиональных стандартов.

Основной трудовой функцией этих специалистов является психолого-педагогическое сопровождение развития детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей группы риска и их семей.

Из этой функции вытекают следующие трудовые действия:

- сбор анамнестических сведений о состоянии ребенка и причинах нарушений развития;

- организация специальной образовательной среды для реализации особых потребностей детей раннего возраста и развития компетенции, необходимой для дальнейшей адаптации в социуме;

- проведение комплексного обследования особенностей развития, анализ результатов диагностики;

- разработка индивидуального плана комплексного сопровождения ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и его семьи;

- консультирование членов семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья и других членов междисциплинарной команды;

- реализация технологий преодоления, ослабления и компенсации нарушений развития, с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей ребенка раннего возраста;

- применение в абилитационном процессе педагогических технологий, современных образовательных и коррекционно-развивающих дидактических средств, информационно-коммуникационных технологий (специализированные компьютерные программы) с учетом особых потребностей детей;

- осуществление систематического контроля и оценки достижения ребенка раннего возраста, планируемых результатов в абилитации, коррекции нарушений развития;

- проведение мониторинга достижений детьми раннего возраста планируемых результатов комплексного сопровождения.

Специалист в области психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста и их семей должен владеть следующими умениями:

- проводить обследование зрения и слуха и оценивать полученные результаты, направлять ребенка на углубленное обследование зрения и слуха;

- давать ответы на вопросы родителей об особенностях развития ребенка, осуществлять консультирование по проблемам развития и воспитания ребенка;

- владеть технологиями взаимодействия и коммуникации с детьми с двигательными, сенсорными, ментальными, эмоциональными нарушениями;

- владеть технологиями взаимодействия в междисциплинарной команде специалистов;

- выявлять и анализировать проблемные ситуации, встречающиеся в практике, в том числе и при их коллегиальном обсуждении;

- разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения семей, объективно оценивать их эффективность;

- налаживать контакт с ребенком и его семьей, уважать их добровольный выбор, поддерживать с ребенком и членами его семьи равноправные партнерские взаимоотношения;

- предоставлять родителям полную, достоверную информацию о программе помощи, необходимые методические рекомендации и заключения о реализации этой программы для других организаций по требованию;

- предоставлять семье ребенка сведения о различных психолого-педагогических технологиях, которые реализуются в помощи детям с нарушениями в развитии, давать профессиональную оценку этим технологиям;

- организовывать развивающую среду для ребенка, консультировать родителей по вопросам организации развивающей среды в условиях семейного воспитания;

- вести необходимую профессиональную документацию.

Специалист должен обладать следующими знаниями:

- особенности развития детей первых лет жизни: двигательное, коммуникативное, когнитивное, социально-эмоциональное развитие; а также особенности развития слуха и зрения;

- возможности применения диагностических инструментов, которые можно использовать для оценки развития ребенка первых лет жизни, включая стандартизованный и нестандартизированный инструментарий;

- различные способы интерпретации результатов диагностики;

- показания для направления в службу ранней помощи;

- программы раннего вмешательства, полезные для ребенка; специалистов, необходимых для осуществления занятий с ребенком;

- методы оценки и технологии, применяемые в своей работе другими специалистами службы ранней помощи;

- виды обследования, проводимые специалистами, оценивающими состояние зрения и слуха;

- основные документы, регламентирующие реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья;

- этические нормы и требования охраны труда.

Выделение трудовых действий, необходимых умений и знаний специалиста психолого-педагогического профиля в системе ранней помощи позволило нам сформулировать предварительные требования к профессиональным компетенциям работников, осуществляющих реализацию моделей раннего выявления и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей.

Специалисты, осуществляющие раннюю помощь, должны обладать следующими психолого-педагогическими компетенциями:

- способность осознавать социальную значимость своей профессии, обладать мотивацией к выполнению своей профессиональной деятельности;

- способность к эмпатии, корректному и адекватному восприятию детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста и их семей;

- способность и готовность к социальному взаимодействию с детьми с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста и их родителями, толерантное отношение к лицам с ограниченными возможностями здоровья и членам их семей;

- способность и готовность к сотрудничеству в междисциплинарной команде, в том числе в рамках межведомственного и сетевого взаимодействия, а также к согласованной деятельности с общественными организациями;

- способность к использованию в практической деятельности положений нормативно-правовых документы разных ведомств в области защиты прав и интересов, регламентирующих процесс оказания ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям;

- способность систематизировать и использовать в системе помощи детям с разнообразными нарушениями развития в организациях различной ведомственной принадлежности современные знания о причинах, механизмах и типологии нарушений развития в детском возрасте, динамических изменениях при отдельных вариантах дизонтогенеза, отечественный и зарубежный опыт раннего вмешательства в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста;

- готовность к сбору, накоплению, анализу и систематизации информации в сфере комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста;

- способность к рациональному выбору и применению диагностического инструментария, созданию и реализации вариативных диагностических программ, модификации существующих диагностических программ и методов для оценки индивидуальных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста на основе индивидуального и дифференцированного подхода к комплексному изучению детей с ограниченными возможностями здоровья на разных этапах абилитации;

- способность организовывать и осуществлять комплексное обследование детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной стратегии сопровождения и оптимальной образовательной траектории;

- способность к анализу результатов психолого-медико-педагогического обследования детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики;

- способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом абилитационного воздействия с целью оценки его эффективности;

- способность использовать данные различных обследований в процессе организации и осуществления абилитационной работы с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья;

- готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы с использованием реабилитационного оборудования;

- способность к рациональному выбору и реализации программ коррекции, к разработке и реализации индивидуального плана коррекции и сопровождения развития детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста;

- способность к оценке эффективности реализуемых программ абилитации;

- готовность к взаимодействию с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению комплексного сопровождения процессов коррекции нарушений и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста;

- готовность к оказанию консультативной помощи членам семей, воспитывающих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и другим участникам абилитационного процесса;

- способность к планированию, организации и совершенствованию собственной профессиональной деятельности;

- способность использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии;

- готовность к формированию общекультурных компетенций у членов семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья на разных возрастных этапах;

- способность осуществлять работу по популяризации знаний в области ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, детям группы риска и детям-инвалидам.

Представленный перечень трудовых действий, необходимых умений и знаний, а также компетентностная модель специалиста системы ранней помощи предлагается нами для широкого обсуждения среди профессиональной и заинтересованной общественности. Подобное публичное обсуждение позволит наметить ориентиры для совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов системы ранней помощи на этапе ее создания в Российской Федерации.