Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DIDACTIC BASES OF WORKING WITH FATHERS OF SUBSTITUTIVE FAMILIES

Zaluzhnaya M.V. 1
1 Centre of the aid to children, Azov-town.
This article is of interest to the specialists working with replacement families. In it the conceptual model of an andragogika as a methodological basis of creation of technology of work with fathers from replacement families is provided. The choice of methods and forms of work with replacement parents in the organization for orphan children and children without parental support is reasonable. Didactic bases of technology of complex preparation and escort of fathers from replacement families are opened: blocks, components, educational and organizational and educational and pedagogical environment. Materials of article can be used in work of services of the family device and maintenance of replacement families at a stage of program and methodical designing and implementation of work with families of citizens of the Russian Federation.
andragogics
substitute family
competent father
technology support.

Современная политика Российского Государства диктует условия для динамичного развития всех социальных институтов общества, в том числе и института замещающей семьи как приоритетной формы устройства детей-сирот. В ближайшее время в связи с государственной политикой количество данных семей будет увеличиваться, а, значит, будет увеличиваться и потребность в качественной подготовке и профессиональном сопровождении замещающих родителей. Особый акцент представляет неподготовленность отцов к жизнедеятельности в условиях замещающей семьи, как результат матерноориентированного общественного сознания. В большинстве замещающих семей наличие отца нередко остается лишь номинальным в случаях недостаточного его участия в воспитании ребенка, неглубокого осознания им своей отцовской роли.

На современном этапе развития науки в России отсутствует единая концептуальная основа образования взрослого контингента населения [5]. Для общества в целом и для локальных групп в частности характерен недостаток научных исследований в данной области. Так, актуальные подходы к решению проблем замещающих семей характеризуются сегодня поиском и внедрением инновационных технологий, которые способствовали бы профилактике вторичных возвратов детей-сирот в учреждения государственной поддержки детства и повышению качественных показателей функционирования замещающих семей.

Поиск инновационных направлений работы с замещающими родителями привел нас к построению технологии комплексной подготовки и сопровождения замещающих отцов, в основу которой легли методологические основы андрагогики.

Термин «андрагогика» был введен в XIX в. немецким педагогом Александром Каппом. Этимология слова происходит от греческого языка (андрос – мужчина, человек; агогейн – вести) – раздел теории обучения взрослого субъекта учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога (андрогога). Если перевести буквально, то андрагогика – это «ведение взрослого человека», что является актуальным в работе с отцами из замещающих семей.

В российской науке понятие «андрагогика» появилось в начале 90-х годов после публикации труда С.И. Змеева «Теория обучения взрослых», который выделил андрагогику как новую отрасль знаний и наук об образовании [2]. Анало­гичной точки зрения в своей работе придерживается Т.Н. Ломтева [4]. Другим ученым И.А. Колесниковой рассматривается андрагогика как одно из направлений педагогической науки, ох­ватывающей теоретические и практические про­блемы образования взрослых [3]. М.Т. Громкова в труде «Теория и практика образования взрослых» называет андрагогику новой отраслью педагогической науки [1].

Приоритетным принципом андрагогики является интеграция учебного материала в контекст реальной жизни, что является основополагающим принципом в построении технологии работы с отцами из замещающих семей. Положительным результатом процесса подготовки и сопровождения является, по нашему мнению, именно применение знаний, полученных в данном процессе, в практической жизни мужчины и характеризующие его как компетентного отца1.

Фундаментальное положение андрагогики, в отличие от традиционной педагогики, заключается в том, что ведущую роль в процессе обучения играет обучаемый, то есть в нашем случае отец из замещающих семей. Функцией обучающего в этом случае является оказание помощи родителю в определении, обобщении, формализации личного родительского опыта, корректировке и освоению дифференцированных знаний. Таким образом, реализация технологии комплексной подготовки и сопровождения отцов из замещающих семей определяет смену приоритета методов обучения, лекционный материал заменяется спектром андрагогических методов обучения, а также меняется подход к получению теоретических знаний, на первое место выходят дисциплины, содержащие интегрированный материал по дифференцированным областям научных знаний, таких как: педагогика, психология, юриспруденция, медицина, экономика и др.

Психические процессы у взрослого человека протекают менее продуктивно, в связи с чем актуальность приобретает наиболее эффективные методы обучения. Кроме того, взрослый мужчина имеет индивидуальный опыт социального поведения, устоявшиеся ментальные модели родительской деятельности и т.д. Тем не менее, с течением времени, индивидуальные ментальные модели входят в диссонанс с общими современными требованиями жизнедеятельности семьи, что обусловливает трудности в обучении взрослого мужчины, когда необходимо не только «привитие» нового, но и «удаление» старого, изжившего себя.

В основу построения технологии комплексной подготовки и сопровождения отцов из замещающих семей легла концептуальная методологическая модель андрагогики, включающая следующие принципы (рис. 1):

· Приоритета самостоятельности. Для эффективного применения данного принципа были разработаны комплексные программы обучения в ШПР2 «Я-родитель», в школе отцов «Отцы и дети» был подобран учебный материал, разработаны буклеты и методические пособия.

· Совместной деятельности отцов с другими членами группы и преподавательским составом специалистов, были выявлены приоритетные личностные и родительские потребности отцов, проведен сопоставительный анализ данных.

· Положительного жизненного опыта, практических знаний, умений, навыков отцов в качестве основы обучения и источника формализации новых знаний. С этой целью в работу школы отцов привлекались мужчины, имеющие продуктивный опыт деятельности как замещающего родителя.

· Корректировки устаревших индивидуальных ментальных моделей мужчин, блокирующих усвоение новых знаний.

· Индивидуального подхода. Определялся учетом социально-психологических характеристик личности мужчин, наличием внешних и внутренних ресурсов и тех ограничений, которые налагаются его деятельностью как замещающего родителя.

· Элективности подготовки и сопровождения, означающий предоставление отцам возможности выбора содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, в рамках заданной тематики, целей и задач.

· Рефлективности – основан на осознанном отношении мужчины к процессу подготовки и дальнейшего сопровождения, что, в свою очередь, является главной частью самомотивации отца из замещающих семей.

· Востребованности результатов подготовки и сопровождения в контексте практической деятельности отца, как замещающего родителя.

· Системности. Заключается в соответствии целей обучения его формам, методам, средствам и мониторинга результатов.

· Актуализации итогов обучения, то есть их скорейшее внедрение в жизнедеятельность замещающей семьи.

· Развития. Подготовка и сопровождение отцов должны быть направлены на совершенствование личности мужчины, формирование компетентного отца и повышение его мотивации к пролонгированному самообразованию, самосовершенствованию и саморазвитию как замещающего родителя.

Андрагогическая модель обучения была взята нами для построения технологии комплексной подготовки и сопровождения отцов из замещающих семей (рис. 2). В организации процесса обучения в школе отцов были использованы приоритетные формы работы, где мужчины сами определяли направление работы группы, но в рамках заданной цели и поставленных задач. Если в педагогике понятие «обучение» сводится к понятию «преподавание» и обучающемуся зачастую отводится роль пассивного слушателя, в нашем случае в центре внимания оказываются роль и функции самого мужчины, члена группы отцов. Данный фактор определяет технологию, саму технологию работы, используемые методы и этапы процесса подготовки и сопровождения.

В реализацию данной технологии нами были внедрены спектр методов, широко представленных в андрагогике:

1. Тренинги, направленные на повышение личной эффективности, формирующие или развивающие лидерские навыки мужчины.

2. Мастер-класс как метод андрагогики представляющий собой форму обучения, при которой замещающий отец делится продуктивным практическим опытом с другими отцами.

3. Дискуссия, представляющая собой форму публичной презентации мужчины, его неоднозначных точек зрения по различным вопросам жизнедеятельности замещающей семьи.

4. Игровой метод, способствующий погружению в проблемные ситуации, в которых отцы должны найти выход с помощью уже имеющихся ресурсов, знаний, навыков, опыта родительской деятельности.

5. Тьюториалы, являющиеся частью программ подготовки и сопровождения, направленные на отработку навыков с помощью обмена опытом между членами группы отцов, и представляют собой практические занятия в форме выездных школ или работы родительского клуба.

6. Вебинар позволяет активно взаимодействовать не только с модератором, но и с участниками вебинара, своевременно выяснять спорные вопросы.

7. Кейс-метод или метод коллективного анализа ситуаций. В качестве материала для кейсов могут выступать как реальные жизненные сюжеты замещающих семей, так и выдуманные ситуации.

С нашей точки зрения, технология комплексной подготовки и сопровождения отцов из замещающих семей должна включать ряд компонентов.

В процессе обучение в ШПР необходимо акцентировать внимание на профилактическом компоненте работы с мужчинами, а именно: взаимодействие с социальным окружением, оптимизация межличностных отношений мужчины, активное усвоение и применение отцами комплексных знаний в процессе обучения, повышение компетентности.

Диагностическая деятельность специалистов, осуществляющих комплексную подготовку и сопровождение отцов из замещающих семей, на наш взгляд, должна включать: комплексное исследование членов группы, определение проблемных областей, проведение мониторинга сформированности компетенций отцов в процессе обучения в ШПР.

Коррекционный аспект деятельности специалистов по комплексной подготовке и сопровождению отцов включает следующие направления: разработка и внедрение плана сопровождения, комплексная профессиональная многоплановая помощь, осуществление комплексного сопровождения отца из замещающих семей, проведение анализа сформированности компетенций отцов после подготовки в ШПР и на этапе сопровождения.

Консультирование как компонент технологии комплексной подготовки и сопровождения предусматривает: оказание комплексной помощи отцам, психологической помощи мужчинам, находящихся в состоянии стресса, конфликта и др., консультирование по актуальным вопросам.

Для реализации технологии работы с отцами из замещающих семей актуально привлечение специалистов, которые имеют высокий уровень профессионализма и богатый жизненный опыт. Компетентно осуществлять процесс подготовки и координировать сопровождение, с применение андрагогических методов и форм работы, могут исключительно высококвалифицированные специалисты (андрагоги). Которые владеют рядом личностных качеств, техникой обучения взрослого контингента населения, владеют инновационными техническими приемами обучения и на регулярной основе реализовывают процесс самостоятельного обучения.

Мы рассматриваем технологию комплексной подготовки и сопровождения отцов из замещающих семей в контексте це­лостного процесса, комплексной пролонгированной системы, методологической основой которой являются андрагогические методы и формы.

Разработанная нами технология реализуется на базе организации для детей-сирот и представлена следующими блоками:

  • концептуальным блоком, содержащим основные фундаментальные идеи комплексного сопровождения отцов из замещающих семей;
  • содержательно-организационным блоком комплексной подготовки отцов из замещающих семей предусматривается объединение теоретических и практических дифференцированных знаний;
  • целевым блоком комплексного сопровождения отцов из замещающих семей, который заключается в формировании личностных компетентностей отцов;
  • мониторинговым блоком, обеспечивающим проверку эффективности реализации технологии комплексной подготовки и сопровождения отцов из замещающих семей, представленный системой педагогических индикаторов.

Применение методов андрагогики, в основе построения технологии комплексной подготовки и сопровождения отцов из замещающих семей, позволило обеспечить: повышение мотивации отцов к осуществлению качественного воспитательного процесса, положительное функционирование семейной структуры в целом, и способствовали профилактике вторичного возврата ребенка в организацию для детей-сирот.

Рис.1. Концептуальная методологическая модель андрагогики

Рис. 2. Технология комплексной подготовки и сопровождения отцов из замещающих семей

Результаты исследования по внедрению технологии комплексной подготовки и сопровождения отцов из замещающих семей подтвердили целесообразность ее применения в условиях организаций для детей-сирот, а также могут быть использованы в подготовке специалистов школ принимающих родителей в институтах повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Примечания:

[1] Компетентный отец (авторское определение) – это интегральный показатель ответственного отцовства, включающий синтез социально-личностных компетенций, стратегий взаимодействия с ребенком, членами семьи и способностью на качественном уровне осуществлять функциональный процесс жизнедеятельности замещающей семьи.

[2] ШПР – Школа принимающих родителей.