Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODEL FORMATION OF STUDENTS PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL PREPAREDNESS EDUCATIONAL WORK ON PREVENTION OF NEGATIVE DEPENDENCE AMONG SCHOOLCHILDREN

Bachinin I.V. 1 Tereschenko N.V. 1
1 Ural State Pedagogical University
The subject of the article is the contents of the pedagogical model of the formation of high school students' readiness for educational work on the prevention of negative dependency among schoolchildren. The purpose of the article - to reveal the date approaches, forms and methods of formation of teachers' competence in the field sobriety education students. Method of research is the analysis and synthesis of theoretical and practical material on the prevention of negative dependency in adolescents. The results: the authors proved the effectiveness of reliance on axiological and activity approach to sobriety education school, which opens the way to the formation of resistant addiction person capable on their own, build their lives effectively and responsibly, guided by the values of the physical and spiritual health. The content, forms and methods of preparation of students for educational work on the prevention of negative dependency among schoolchildren. Application results: the theory and methodology of training and education (general education). Conclusions: The results of the practical implementation of the developed model has led to the realization of students - future teachers the importance of forming personal temperance beliefs and professional competence in matters of temperance education of children and adolescents.
prevention of negative dependency in children and adolescents
sobriety education
educational work

Профилактика негативных зависимостей у подростков выступает значимым компонентом в системе воспитательной работы современной школы. Развитие у обучающихся устойчивости к негативным зависимостям как способности самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь, ориентируясь на ценности физического и духовного здоровья, – актуальная воспитательная задача. Это обуславливает необходимость подготовки современного педагога к трезвенному просвещению школьников: оснащению его необходимыми знаниями в этой области и эффективными методами воспитательной работы в данном направлении.

Разработанная нами модель формирования у студентов педагогического вуза готовности к воспитательной работе по профилактике негативных зависимостей у школьников включает следующие компоненты: целевой, методологический, содержательный, технологический, итоговый. Раскроем последовательно их содержание.

Целевой компонент – представляет цели и задачи подготовки студентов педагогического вуза к трезвенному просвещению школьников.

В качестве стратегического вектора сформулированной цели мы определяем социальный заказ на подготовку специалиста, компетентного в вопросах «обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса» и способного «разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы», направленные на формирование основ здорового образа жизни у подрастающего поколения [15, с. 7-8].

Задачи подготовки студентов педагогического вуза к трезвенному просвещению школьников:

  • формирование у студентов – будущих учителей представления о «трезвении» как духовно-нравственной ценности в отечественной культурной традиции;
  • освоение научных знаний о механизмах формирования негативных зависимостей и способах их профилактики у детей и подростков;
  • осознание значимости формирования личных трезвенных убеждений и профессиональной компетенции в вопросах трезвенного просвещения;
  • овладение методикой организации воспитательной работы по трезвенному просвещению и предупреждению негативных зависимостей у детей и подростков.

Методологический блок модели связан с обоснованием целесообразности опоры на аксиологический и деятельностный подходы в формировании у студентов готовности к воспитательной работе по профилактике негативных зависимостей у школьников.

Аксиологический подход определяет ценностные ориентиры в работе по предупреждению и профилактике негативных зависимостей: необходимость опоры на базовые национальные ценности в формировании здорового образа жизни у подрастающего поколения.

Социально-психологическая ситуация, в которой оказалось подрастающее поколение, носит черты переходного периода: прежние стереотипы поведения в значительной мере утрачены, новые ценностные ориентиры формируются медленно и хаотично. Многим людям свойственно ощущение утраты смысла происходящего, нарастающего давления негативной информации о состоянии общества. «Основная причина бегства многих наших современников в область алкогольных или наркотических иллюзий – это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов» [10, с. 225].

Ситуация усугубляется мировоззренческим разрывом между поколениями. Традиционные профилактические и разъяснительные средства со стороны старшего поколения не достигают цели, поскольку в молодежных субкультурных течениях негативные зависимости выглядят социально приемлемыми и модными увлечениями. Подростки и молодежь в целом оказались одиноки и психологически беспомощны в связи с разрушением и частичной утратой связей со старшим поколением [1, с. 8-12].

Выработка современных подходов к воспитанию «стрессоустойчивой» и «зависимоустойчивой» личности, способной к самостоятельному и ответственному выбору культурного развития, должна быть основана на четкой системе духовно-нравственных ценностей. По словам С.Т. Погорелова, «сегодня в образовании должна идти речь о воспитании человека культуры, с духовно-ответственным типом самосознания» [11, с. 4]. Современный нравственный идеал сформулирован в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», где подчеркивается значимость укорененности личности в традициях отечественной культуры: отношение к семье как основе общества, приобщение к ценностям духовного и физического здоровья, уважение к образу жизни и культурно-историческими ценностями своего народа, чувство «личной ответственности за настоящее и будущее своей страны» [5, с. 3].

Личностно-деятельностный подход к образовательному процессу выдвигается в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения как важнейший для решения задачи самореализации и саморазвития обучающегося в качестве субъекта познавательной деятельности. Освоение студентами – будущими учителями способов профилактики негативных зависимостей у школьников на основе личностно-деятельностного подхода особенно важно. Умение практически вовлекать обучающихся в осмысление данной проблемы, в освоение форм поведения, ориентированных на ценности здорового образа жизни, открывает педагогу пути достижения воспитательных целей: развитие у детей способности сознательно избегать травмирующих переживаний и ситуаций, осваивать позитивный социальный опыт, самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь.

Содержательный компонент модели связан с описанием процесса достижения поставленных цели и задач в условиях обучения в вузе.

Проблема профилактики негативных зависимостей как значимого компонента формирования здорового образа жизни может рассматриваться в рамках вузовской дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». В дополнение к данной дисциплине в Институте педагогики и психологии детства ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» разработан спецкурс «Методика предупреждения негативных зависимостей у несовершеннолетних», целью которого является формирование у студентов компетентности в сфере трезвенного просвещения детей и подростков.

Содержание курса представлено в следующих тематических блоках:

  • Алкогольные и никотиновые мифы: стереотипы притягательности негативных зависимостей в современном обществе.
  • Научные факты о разрушительных последствиях вредных зависимостей на организм человека.
  • Социально-психологические причины формирования зависимого поведения у человека.
  • «Провокации» современных СМИ и массовой культуры к зависимому поведению человека.
  • Трезвение как нравственный выбор личности.
  • Роль семьи в формировании ценности физического и духовного здоровья у детей.
  • Отечественный и зарубежный опыт предупреждения негативных зависимостей у несовершеннолетних.

Вытеснение стереотипов притягательности алкогольного и никотинового общения – тема, с которой начинается курс «Методики предупреждения негативных зависимостей у несовершеннолетних». В современном обществе сложились мифы, формирующие у людей положительное или снисходительное отношение к пьяницам и заядлым курильщикам. В молодежной среде злоупотребления различными психоактивными веществами считаются нормой, нередко выступают в качестве атрибутов моды, а зачастую в качестве показателей престижности социального положения. Напротив, люди, ведущие трезвый образ жизни и лишенные зависимостей, зачастую воспринимаются молодежью как ущербные, больные или как своеобразные «белые вороны».

Мифы о пользе алкоголя и курения развенчиваются с помощью научных данных в области психологии и медицины. В работах Б.С. Братуся, П.И. Губочкина, Р.П. Клещевой, Г.А. Шичко и многих других специалистов в данной области анализируются деформации личности при алкоголизме, раскрываются механизмы разрушения мозга человека под воздействием алкоголя и табакокурения. Информация о разрушительном воздействии на организм человека психоактивных веществ наглядно представлена во многих документальных научно-популярных фильмах. Подборка специальной литературы и видеоматериалов по данной проблеме входит в информационно-содержательное обеспечение спецкурса.

В рамках спецкурса студентов знакомят с социологическими исследованиями, характеризующими причины возникновения и развития зависимого поведения. В работах С.С. Аникина, И.Н. Введенского, Л.В. Суровой и др. отмечается значительная роль средств массовой информации в формировании общественного мнения о формах зависимого поведения как необходимом атрибуте успешности. Примерами подобной дезинформации является скандальный, эпатирующий публику имидж некоторых представителей шоу-бизнеса, который используется как инструмент для привлечения публики, достижения успеха, т.е. является коммерческой составляющей многих арт-проектов. Провокационный характер современной массовой культуры формирует ложные ценности, делает притягательными аддиктивные формы поведения для незрелой личности подростка. На занятиях студенты учатся анализировать и критически оценивать подобного рода явления массовой культуры как составляющую воспитательной работы в своей будущей профессиональной деятельности.

В рамках курса студенты знакомятся с отношением к негативным зависимостям, принятым в традиционных религиях, где данная проблема рассматривается с позиции нарушения человеком духовных законов. В частности, важнейшей ценностью православной культуры выступает трезвение, которое понимается как состояние духовного бодрствования, здравомыслия, постоянного внимания человека к своей внутренней жизни и понуждения себя к благому действию [12, с. 182]. Состояние трезвения в православном сознании выступает духовной опорой человеку в нравственном выборе, в том числе, – в выборе свободы от негативных зависимостей. По словам И.А. Ильина, «нравственность – это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле. Чтобы слышать голос совести, человеку необходимо находиться в трезвении» [7, с. 28]. «В критических ситуациях личность, воспитанная на этих принципах, сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям, совершенствуется, становится целостной личностью, устойчивой к социальным порокам» [3, с. 189].

Обращение в образовательном процессе вуза к опыту традиционных духовных практик в решении проблемы профилактики негативных зависимостей не противоречит постулатам светской педагогики, но, напротив, дополняет и обогащает понимание ценности физического и духовного здоровья.

Технологический блок модели включает принципы, методы, средства подготовки студентов к воспитательной работе по профилактике негативных зависимостей у школьников.

Наиболее эффективными нам представляются методы, связанные с деятельностным погружением в проблему воспитания зависимоустойчивой личности и освоения ценностей здорового образа жизни. На занятиях в курсе «Методика предупреждения негативных зависимостей у несовершеннолетних» студенты сами вовлекаются в активные формы деятельности, разрабатывая сюжеты ролевых игр, диспутов, творческих заданий, проектов. С одной стороны, это позволяет им закрепить полученные знания, с другой, – овладеть необходимым методическим багажом для применения этих знаний в будущей практике работе с детьми.

Освоение темы «Алкогольные и никотиновые мифы: стереотипы притягательности негативных зависимостей в современном обществе» происходит на практическом занятии в компьютерном классе. Студентам дается задание самостоятельно найти информацию на тему «Мифы о пользе табака и алкоголя». При этом студентам предлагается разделиться на группы и искать информацию по различным направлениям выделенной проблемы: «курение успокаивает, снимает стресс», «алкоголь расширяет кровеносные сосуды и согревает», «вино выводит радиацию и токсины из организма», «курение помогает сосредоточиться, содействует умственной и творческой активности человека», «спирт обладает лечебными свойствами», «регулярное употребление небольшого количества алкоголя способствует продолжительности жизни», «шампанское поднимает настроение, создаёт ощущение радости и является главным атрибутом праздника» и пр. Данное задание включает поиск информации, как подтверждающей перечисленные позиции, так и опровергающей ее. Во второй половине занятия студенты представляют найденную информацию и обсуждают ее.

Организованное таким образом практическое занятие позволяет студентам на собственном опыте почувствовать эффект педагогического приема переориентации воспитательной задачи: вместо назидания и запугивания при изложении фактов негативного влияния на организм пагубных привычек – развитие способности к критическому осмыслению самостоятельно найденной и проанализированной информации. Такие занятия-практикумы дают стимул для дальнейшего изучения проблемы в работе над индивидуальными или коллективными проектами.

Эффективной формой занятий, способствующей развитию критического мышления и способности к самостоятельному нравственному выбору, являются уроки-визуализации. Значительный эффект производит демонстрация на занятии и обсуждение фрагментов художественных фильмов о трагедиях в судьбах деятелей культуры, связанных с пагубными пристрастиями (например, фильм о В.В. Высоцком «Спасибо, что живой»). Обращение к искусству дает возможность эмоционально-образной визуализации проблемных ситуаций, их эмоционального переживания, развивает способность выявлять причинно-следственные связи случайных, на первый взгляд, событий в жизни героя, прогнозировать и предупреждать подобные события в собственной жизни.

Знакомя студентов с методами профилактики негативных зависимостей в работе с подростками, мы анализируем такой распространенный метод, как показ документальных фильмов о вреде никотина, алкоголя, наркотиков, их разрушительного воздействия на организм. Студенты отмечают, что подобные фильмы оставляют тяжелое впечатление, вызывают страх и отвращение к увиденному. В то же время в работе с подростками такие фильмы не всегда приводят к желаемым результатам. Подростку кажется, что с ним этого никогда не случится, что лично его это не касается. Зачастую подростки откровенно смеются над такой антирекламой табака или алкоголя, считая ее надуманной и преувеличенной специально для того, чтобы их запугать.

Сравнивая документальный и художественный фильмы, студенты приходят к выводу, что художественное переживание включает иные механизмы восприятия, вызывая эмоциональную отзывчивость, сопереживание, побуждая воспринимающего к внутреннему диалогу с самим собой, автором, героем произведения. Эффект от просмотра художественного фильма гораздо более действенный, поскольку «в художественном переживании аккумулируются и закрепляются субъективно окрашенные представления личности о мире, оформляется личностно значимое ценностное отношение к миру, которое затем реализуется в поведении личности, в ее творческих и бытийных взаимодействиях с окружающим миром» [9, с.135].

Особенный интерес к проблеме вызывают ситуации обсуждения, спора, диспута, возникающие на занятии. Высказывая свою точку зрения, формулируя собственное отношение к обсуждаемой проблеме, студенты (а впоследствии – их подопечные) не только закрепляют полученные знания, но и осваивают коммуникативные компетенции: учатся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, вырабатывают лояльность, толерантность, инициативность, самостоятельность суждения.

Примером подобных конструктивных обсуждений проблемы выступают лекции-диалоги, проводимые совместно двумя (или тремя) преподавателями, раскрывающими тему о вреде негативных зависимостей с позиции разных дисциплин (физики, химии, истории, гражданского права, морали и пр.). Особый статус доверия приобретают занятия, на которые приглашаются священнослужители, способные раскрыть данную тему с позиции традиционных религий. Например, православный священник может познакомить школьников с трезвением как важнейшей ценностью православного сознания. Диалог светского и православного педагогов на уроке приводит к единому выводу: оградить себя от духовного порабощения возможно только в том случае, если человек умеет выявлять причинно-следственные связи, являющиеся основанием несвободного, зависимого поведения, и через осознанные личные усилия последовательно конструировать и реализовывать программу трезвенного образа жизни.

В рамках курса студенты овладевают такими методами активного обучения, как ролевые игры, моделирующие конкретные жизненные ситуации, в которых возможно употребление алкоголя и табака («День рождения без родителей», «Дискотека» и т.д.), диалоговые обсуждения просмотренных кинофильмов, образное моделирование ценностного поведения в творческой деятельности (создание медиа-презентаций, слайд-фильмов, медиа-роликов, самовыражение в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности), творческие задания в форме групповых проектов, стимулирующих многообразие решений, к которым трудно было бы прийти в одиночку, волонтерские акции, социально значимые проекты.

Итоговый компонент заключает результаты работы по подготовке студентов к воспитательной работе по профилактике негативных зависимостей у школьников.

Теоретическое исследование проблемы позволило нам выделить следующие показатели готовности студентов к трезвенному просвещению школьников:

  • когнитивный — полнота представлений о ценности физического и духовного здоровья, знание принципов организации воспитательной работы по трезвенному просвещению школьников и методов профилактики у них негативных зависимостей;
  • мотивационно-ценностный – осознание значимости приобщения детей к ценностям здорового образа жизни, наличие высокой профессиональной мотивации к трезвенному просвещению школьников;
  • деятельностный – активный поиск и освоение в образовательном процессе продуктивных способов формирования зависимоустойчивой личности.

При диагностике мы использовали следующие методики: творческие задания на решение проблемных ситуаций, опросы и анкеты в этических беседах, наблюдение за школьниками в процессе ролевых игр, выполнения групповых творческих проектов, диспутов в ситуациях проблемно-ценностного общения.

Опытно-поисковая работа проводилась в ряде школ Екатеринбурга и Свердловской области во время педагогической практики магистрантов Института педагогики и психологии детства, обучающихся по программе «Педагогика духовно-нравственного воспитания». Результаты практического внедрения разработанной модели позволяют сделать вывод об эффективности аксиологического и деятельностного подходов в организации воспитательной работы по профилактике негативных зависимостей у школьников. Применение разнообразных форм и активных методов трезвенного просвещения формируют у обучающихся способность к осознанному выбору ценности здоровья как способ жизнестроительства и основы личностного развития.