Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

RATIONALE FOR MODEL PROFESSIONAL ORIENTATION WORK WITH PERSONS WITH DISABILITIES WITH COMPLEX DEFECTS

Tkacheva V.V. 1 Evtushenko I.V. 1
1 Moscow State Pedagogical University
Currently, Russia is formulated and implemented a set of tasks aimed at reforming the system of education of students with disabilities. According to the Declaration on the Rights of Persons with Disabilities, they have the right to a decent life, and to restore the health and social status, education, vocational training and rehabilitation, aid, counseling, placement services and other services that allow them to maximize to show their potential and optimize the process of their social integration. According to the Convention on the Rights of Persons with Disabilities, they have the right to work on an equal basis with others, as well as access to general technical and vocational guidance programs, placement services and vocational and continuing training, including remote form of education. Priority directions of the state policy in the field of education of students with disabilities (the Federal Law «On Education in the Russian Federation», the Russian President's Decree of 7.05.2012 № 599 «On measures to implement in the field of education and science of the state policy», Decree President of the Russian Federation of 1.06. 2012 №761 «On the national action for children strategy 2012-2017», the Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020 of 17.11.2008 № 1662-p.) activate the creation of a professional orientation system of persons with disabilities. The article presents the results of a study conducted by the Moscow State Pedagogical University, in the performance of the project «Development of scientific and methodological support of alternative models of the system professional orientation work with students with disabilities with a complex defect» in the framework of the State the task of the Ministry Education and Science of the Russia in the field of scientific work on the research work № 27.133.2016/HM.
professional orientation
training
social and professional adaptation
socialization
students with disabilities with a complex defect

Проблема профессионального самоопределения является одной из значимых в процессе социально-трудовой адаптации и социализации современной молодежи. Ее актуальность подтверждается исследованиями известных отечественных ученых (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Н.Н. Захаров, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, А.Б. Ценципер, П.А. Шавир и др.). Приоритетные направления государственной политики в области развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) определяются положениями ФЗ «Об образовании в РФ», Указа Президента России от 7.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации госполитики в области образования и науки», Указа Президента России от 1.06.2012 г. № 761 «О нацстратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.», Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г., утвержденной Распоряжением Правительства России от 17.11.2008 г. № 1662-р. Среди решений, направленных на повышение качества образования, изложенных в Указе Президента России от 1.06.2012 г. № 761 «О нацстратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.», законодательно закрепляются правовые нормы реализации права детей с инвалидностью и с ОВЗ на включение в существующую образовательную среду, нормативное урегулирование деятельности по воспитанию и социализации детей, обеспечение предоставления детям качественной помощи по психологическому и коррекционно-педагогическому сопровождению, обеспечение возможности поддерживаемого трудоустройства лиц с инвалидностью и с ОВЗ, получивших профессиональное образование, создание условий для социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ с присоединением их к сверстникам с нормативным состоянием здоровья.

Теоретическим объектом исследования выступило проведение сбора и анализ зарубежного и отечественного практического опыта профориентационной работы с лицами с ОВЗ со сложным дефектом; изучение моделей организации профориентационной работы с лицами с ОВЗ со сложным дефектом, процесса формирования профессиональных компетенций, знаний и навыков у работников сферы образования в области профориентационной работы с лицами с ОВЗ со сложным дефектом [1-27]. Эмпирический объект исследования – обучающиеся с ОВЗ со сложным дефектом. Предмет исследования – содержание моделей, форм и этапов профориентационной работы с лицами с ОВЗ со сложным дефектом, содержание методических рекомендаций по реализации профориентации обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом; содержание программы курсов повышения квалификации специалистов в области социально-трудовой и социально-бытовой адаптации обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом. Цель исследования заключалась в разработке и научно-методическом обосновании системы профориентационной работы с лицами с ОВЗ со сложным дефектом. В качестве методов исследования использовались обобщение и систематизация данных литературных источников, нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность систем образования, здравоохранения и социальной защиты; педагогическое моделирование; эксперимент, включающий мероприятия по диагностике, консультированию и психокоррекции в рамках профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ со сложным дефектом. В результате исследования были уточнены сведения о потребностях в профориентационной работе, трудовой и профессиональной подготовке, трудовой занятости лиц с ОВЗ со сложным дефектом; представлены нормативные документы, определяющие перечень рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности; разработаны и апробированы диагностические комплексы для проведения работы по социализации и профориентации лиц с ОВЗ со сложным дефектом; разработаны, теоретически обоснованы и экспериментально апробированы модели профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ со сложным дефектом; разработаны методические рекомендации по вопросам профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом; разработана программа повышения квалификации специалистов в области социально-трудовой и социально-бытовой адаптации обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом. Сложный дефект, представленный двумя и более первичными недостатками в физическом и (или) психологическом развитии с сопутствующими нарушениями, вызывает значительные трудности у обучающихся в освоении образовательных программ и в профессиональном обучении. Многообразие нарушений психического и соматического здоровья лиц со сложным дефектом различной степени выраженности, кроме интеллектуальных нарушений, включает нарушения слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра, синдромальные формы (синдром Дауна, синдром Ретта и др.), эписиндром, а также хронические соматические заболевания.

Профориентация лиц с ОВЗ со сложным дефектом представляет собой комплекс психолого-педагогических медицинских, психофизиологических, социально-экономических, технических мер, направленных на профессиональное самоопределение лиц с ОВЗ с учетом склонностей, интересов, психофизических возможностей и потребностей рынка труда. Это длительный процесс, начинающийся еще в дошкольном возрасте, имеющий свои этапы и включающий такие формы, как профессиональное воспитание, профессиональная диагностика, профессиональное информирование, профессиональное консультирование, профессиональная агитация и профессиональная пропаганда, профессиональный отбор и профессиональный подбор (Е.М. Старобина и др.). Профориентация является первым этапом профессиональной реабилитации лиц с ОВЗ со сложным дефектом, подавляющее большинство из которых имеет статус лиц с инвалидностью. В коррекционной педагогике и психологии исследования по проблеме профессионального самоопределения, становления личности и трудоустройства лиц с ОВЗ не многочисленны (И.М. Бгажнокова, Г.В. Васенков, Т.В. Волосовец, Г.М. Дульнев, В.П. Ермаков, О.И. Кукушкина, С.Л. Мирский, Е.М. Старобина, Л.Д. Столяренко, А.М. Щербакова и др.). Тем не менее следует подчеркнуть их концептуальную разрозненность, а также и то, что в отношении лиц с ОВЗ со сложным дефектом они практически не представлены.

Социализация – это не только овладение ребенком нормами поведения в общественной жизни, накопленных человечеством способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, готовность к изменениям в социальной жизни, но и выработка (совместно с окружающими людьми) собственного практического опыта, ценностных ориентаций, индивидуального стиля жизни. Цели социализации и профориентации: достижение максимально возможной адаптированности и интегрированности в социум; включение в социальную жизнь на уровне максимально реализующихся своих потребностей и возможностей; выбор и овладение профессией обучающимися с ОВЗ со сложным дефектом на уровне собственных психофизических и умственных возможностей, приобретенных знаний, умений и навыков; реализация творческих задач и самоактуализация; достижение материальной независимости, возможности самообеспечения и потребностей самостоятельной жизни.

Задачи социализации и профориентации. Мотивационные задачи: формирование устойчивой мотивации на участие в общественно-полезном труде, трудовой занятости в соответствии с психофизическими возможностями, формирование интереса к ознакомлению с особенностями различных видов труда и профессий; воспитание положительного отношения к труду; развитие мотивации и личностной целеустремленности на овладение определенным видом труда, профессией в соответствии с собственными психофизическими возможностями, знаниями, умениями и интересами; формирование личностной установки на выбор и реализацию профессиональной карьеры. Общетрудовые /предпрофессиональные/ профессиональные задачи: формирование навыков ручного труда, общетрудовых умений и навыков по определенным видам труда, профессиям; освоение элементов знаний о содержании и видах профессиональной деятельности, экономике современного производства, формах трудовой деятельности, оплате труда; формирование элементарных теоретических и практических знаний, начальных допрофессиональных навыков в овладении отдельными видами (операциями) профессионального труда (профессии); овладение рабочей профессией (полностью/ частично в совместном труде с сопровождающим); подготовка рабочих первого/второго разряда из числа лиц с легкими/умеренными нарушениями в интеллектуальном развитии на базе профессиональных колледжей и лицеев без получения общего основного, полного среднего и профессионального образования со сроком обучения 1-2 года; овладение квалифицированной профессией; развитие представлений о профессиональной карьере, получение высшего профессионального образования. Социально-личностные задачи: развитие межличностного взаимодействия, разнообразных форм общения со взрослым и сверстниками в процессе трудовой деятельности; формирование личностных качеств: целеустремленности, самоэффективности, навыков уверенного поведения, делового общения, планирования времени, активной жизненной позиции, умений взаимодействия в коллективе; осуществление личностной самореализации, достижение финансовой независимости, решение творческих целей и задач.

Ожидаемые результаты профориентационной работы: повышение качества жизни, конкурентоспособности обучающихся на рынке труда, эффективности трудоустройства при доступности профессионального обучения; повышение эффективности и результативности расходов бюджетного финансирования при решении трудоустройства лиц с ОВЗ посредством внедрения унифицированных подходов к профессиональной ориентации лиц данной категории; повышение инициативности, социальной активности; преодоление пессимистических и иждивенческих настроений, изоляции и самоизоляции лиц с ОВЗ; преодоление негативного отношения как к обществу, так и к самим лицам с ОВЗ; повышение уровня социального доверия в обществе; оптимизация процесса доступности профессионального образования для лиц с ОВЗ за счет вовлечения в него, помимо государственных и муниципальных образовательных организаций, негосударственных организаций, общественных организаций и объединений инвалидов, родителей обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом и представителей работодателей. Непосредственные результаты внедрения модели профориентационной работы: увеличение количества образовательных организаций, реализующих специальные условия профориентации с учетом особых образовательных потребностей лиц с ОВЗ со сложным дефектом; повышение квалификации специалистов, занимающихся профориентацией и профессиональной подготовкой обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом; профилактика вторичных нарушений социального характера; повышение качества жизни и средней продолжительности жизни лиц с ОВЗ со сложным дефектом; повышение уровней занятости и образования лиц с ОВЗ; увеличение участия лиц с ОВЗ со сложным дефектом в различных социальных проектах; внедрение в общественное сознание успешных примеров практического применения принципов толерантного и безбарьерного отношения к лицам с ОВЗ со сложным дефектом.