Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE INVASION OF THE NORTHERN DEER EDEMAGENOZ IN THE YAMALO-NENETS AUTONOMOUS AREA

Leschev M.V. 1 Gavrichkin A.A. 1 Khlyzova T.A. 1 Fedorova O.A. 1
1 Russian Scientific Research Institute of Veterinary Entomology and Arachnology
As a result of the conducted long-term researches in the territory of the Yamalo-Nenets Autonomous Area the high invazirovannost of reindeers edemagenozy was revealed. The maximal indexes of extensiveness of an invasion – 36,9% and intensity of an invasion – 110,7±0,5 larvae of O. tarandi are marked out in the Yamal area. The Invazirovannost of reindeers larvae of a hypodermic gadfly depends on biotic factors, such as age, sex, fatness and color of animals. The low prevalence is noted by larvae of a hypodermic gadfly at bulls, and maximal – at a vazhenok. It is established that the well-fad deer receiving a full-fledged diet and who are not exhausted by other diseases possess more strong immunity and are less subject hypodermic оводовой to an invasion. At inspection of deer of various color it was established that deer of white and gray color are most subject to an edemagenoz. Deer with skewbald coloring owing to features of vision and behavior of females of a gadfly are less struck with this disease.
extensiveness of an invasion
intensity of an invasion
edemagenoz
nortehern deer.

Несмотря на ряд успехов в ликвидации инфекционных и паразитарных заболеваний, во многих районах Севера по-прежнему остаётся распространенным эдемагеноз – хроническое заболевание северных оленей, вызываемое личинками подкожного овода. Подкожный овод относится к семейству Hypodermatidae, роду Oedemagena Latreille, виду Oedemagena tarandi Latr. (северный подкожник, пилю). Овод O. tarandi имеет одного хозяина – северного оленя, поэтому ареал его обитания практически совпадает с ареалом обитания северного оленя, кроме ряда островов Северного Ледовитого океана (о. Новая Земля, Новосибирские и Ляховские острова) [3; 6].

На Ямале оленеводство является одним из ведущих сельскохозяйственных направлений, в регионе выпасается самое большое в мире поголовье северного оленя. Для коренных народов севера олень – основа экономики и жизненного уклада. С оленеводством тесно связаны такие отрасли, как звероводство, охотничий промысел, кустарные ремесла, а также фармацевтическая промышленность. Оводовые инвазии наносят значительный урон оленеводству Ямало-Ненецкого автономного округа. Летом олени подвергаются постоянному нападению самок, стремящихся отложить на них яйца. В это время олени сильно беспокоятся, практически не кормятся, собираются на тендере и кружатся без перерыва многие часы, нередко при этом повреждая конечности. В результате этого наступает изнеможение животных и значительная потеря живой массы, нередки случаи затаптывания телят [8]. При проникновении личинок в кожу у оленей возникают болевые ощущения и зуд, кроме того, возникает опасность проникновения в их организм возбудителей некробактериоза. В процессе роста личинок воспалительный процесс в тканях животного усиливается. В период появления личинок в области спины, поясницы и крупа образуются инфильтраты подкожной клетчатки, из образовавшихся свищей выделяется гной. Многочисленные свищевые отверстия нарушают функции и качество кожи. Зарастают свищи очень медленно. Регистрируются случаи гибели наиболее пораженных животных [1]. Экономический ущерб, причиняемый оводами, чрезвычайно велик и разнообразен, до настоящего времени учитывается только его часть, наиболее очевидная и ощутимая [2; 4; 7; 9].

Степень инвазированности личинками оводов северных оленей зависит от зональных особенностей их обитания, от удаленности летних пастбищ от мест отхождения основного количества личинок на окукливание, от количества животных на 1 га пастбищ и от абиотических факторов (температуры и влажности воздуха, скорости ветра). Большое значение имеет распространение оводов с помощью не одомашненной популяции оленей – постоянного резервуара инвазионного начала, способствующего интенсивному заражению домашних оленей.

Имеющиеся в литературе сведения по фенологии, экологии и степени зараженности оленей личинками подкожного овода в различных зонах Крайнего Севера противоречивы, устарели и отображают только общие закономерности.

Цель наших исследований - дополнить и уточнить имеющиеся сведения по инвазированности северных оленей эдемагенозом в оленеводческих хозяйствах Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области.

Материалы и методы исследования

Научно-исследовательская работа выполнена в ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт ветеринарной энтомологии и арахнологии» и в экспедиционных условиях на базе шести оленеводческих хозяйств различной формы собственности четырех районов (Ямальский, Тазовский, Приуральский и Пуровский) Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), в период с 2003 по 2015 г.

Округ расположен на севере Западно-Сибирской равнины и занимает территорию около 750 тыс. км². Протяжённость округа с севера на юг, от Карского моря до Ханты-Мансийского автономного округа - 1150 км, а с запада на восток, от Коми-Пермяцкого АО до Красноярского края - 1130 км. Половина территории округа находится за Северным полярным кругом. Территория округа включает три крупных полуострова: Ямал, Тазовский и Гыданский, а также группу островов на шельфе Карского моря.

Обширность территории, резко континентальный климат, наличие равнины и гор определяют деление региона с севера на юг на широтные физико-географические зоны: тундровую, лесотундровую, лесную и горную. В агроклиматическом отношении зона тундры делится на арктическую, субарктическую и южную подзоны, а лесная зона - на подзону северной тайги. Кроме этого, горная полоса подразделяется на Полярный и Приполярный Урал. Природные условия перечисленных зон благоприятны в основном для развития северного оленеводства. Оленеводческие хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа расположены в подзонах субарктической и южной тундры, лесотундры и северной тайги.

Распространение эдемагеноза и степень инвазированности северных оленей личинками подкожных оводов изучали путём обследования животных в период клинического проявления болезней, с ноября по июнь (методом визуального осмотра и пальпации), а также при плановом убое северных оленей на мясо, с ноября по декабрь, или их гибели непосредственно на пастбищах. Экстенсивности и интенсивности инвазии устанавливали по результатам обследования туш оленей, шкур и подкожной фасции на предмет выявления личинок подкожного овода. Всего осмотрено 41 028 оленей.

Результаты исследований

В результате проведенных исследований установлено, что подкожный овод имеет широкое распространение в оленеводческих хозяйствах округа. Методами осмотра и пальпации клинические симптомы (желваки) эдемагеноза наблюдали с ноября по июнь. Методом не полного гельминтологического вскрытия отдельных органов, при плановом убое оленей на мясо (ноябрь - декабрь), обнаруживали личинок O. tarandi в подкожной соединительной ткани на внутренней поверхности шкуры и тушах животных (рис. 1). Также были отмечены случаи патологической локализации личинок в мышцах (рис. 2).

Рис. 1. Личинки подкожного овода O. tarandi на шкуре оленя

Рис. 2. Личинка подкожного овода в мышцах бедра оленя

Эдемагеноз зарегистрирован во всех исследуемых районах округа [4]. Средние многолетние данные по инвазированности северных оленей личинками подкожного овода в разных районах округа приведены в таблице. Максимальные показатели экстенсивности инвазии (ЭИ) – 36,9% и интенсивности инвазии (ИИ) – 110,7±0,5 личинки отмечены в Ямальском районе (табл. 1). Несколько ниже ЭИ была в Пуровском - 24,8% при ИИ – 86,4±0,7 личинки на оленя, и в Тазовском районах 23,8% при ИИ – 98,4±0,7 личинки на оленя, в Приуральском районе ЭИ - 6,9%, при ИИ – 60,7±0,6 личинки на оленя. В целом по округу средняя многолетняя ЭИ составила 23,1 ± 7,1% при ИИ - 98,7±0,4 личинки на оленя. Высокая экстенсивность инвазии в Ямальском районе, по-видимому, объясняется наибольшей концентрацией оленьих стад в этом районе, а также, вероятно, тем фактом, что не всё частное поголовье в достаточной мере подверглось ранней химиотерапии.

Таблица 1

Распространение эдемагеноза северных оленей в ЯНАО

Районы

Обследовано оленей

Из них инвазировано

ЭИ,

%

ИИ, экз.

(М - m)

Ямальский

12132

4476

36,9

110,7±0,5

Тазовский

10206

2432

23,8

98,4±0,7

Приуральский

9949

690

6,9

60,7±0,6

Пуровский

8741

2171

24,8

86,4±0,7

Всего по округу

41028

9769

23,1±7,1

98,7±0,4

Инвазированность северных оленей личинками подкожного овода зависит от биотических факторов, таких как возраст, пол и упитанность животных (рис. 3). Низкая пораженность личинками подкожного овода отмечена у быков ЭИ – 7,3% при ИИ 90±0,8 личинки на оленя, у хоров несколько выше ЭИ – 17,7%, и ИИ – 94,5+1,5 личинки на оленя. У важенок ЭИ – 31,9%, ИИ 132+10,3 личинки на оленя, у молодняка: телята ЭИ – 24,0%, ИИ – 67,8+6,0 личинки на оленя, и у нетелей ЭИ – 19,2%, ИИ – 70,8+6,0 личинки на оленя.

Непосредственное влияние на степень инвазированности оленей личинками O. tarandi оказывает упитанность животных. При исследовании 780 туш оленей установили, что среди животных с высшей категории упитанности ЭИ составила 17,6%, при ИИ – 31,4+6,1 личинки на оленя, средней категории ЭИ – 15,4%, при ИИ – 54,6+5,9 личинки, ниже средней ЭИ – 18,6%, при ИИ – 110,4+6,4 личинки, и тощий ЭИ – 63,6%, при ИИ – 146,7 +6,8 личинки на оленя. Полученные данные можно объяснить более сильным иммунитетом упитанных животных.

В результате проведенных исследований установлено, что подкожным оводом в большей степени поражены олени белой масти, чем тёмной (табл. 2). Из 34 оленей светлой масти личинками O. tarandi поражены 97% при ИИ - 191+18 личинок. У оленей тёмной масти ЭИ составила 87% при ИИ - 125+8 личинок. В наименьшей степени оказались поражены олени пегой масти – ЭИ 79%, а ИИ - 111+7. Вероятно, что выявленная зависимость определяется особенностями зрения и ориентации в полёте имаго северного подкожника. Пегая масть оленей наиболее близка к цветовой гамме тундровой растительности, что позволяет им быть менее заметными для самок овода, чем животным с белой, серой и бурой окраской шерстного покрова.

Таблица 2

Зависимость степени инвазированности оленей личинками O. tarandi от масти

Масть оленей

Количество обследованных оленей

Поражено оленей

ЭИ, %

ИИ, экз.

Белая

16

16

100

197±19

Серая

18

17

94

183±17

Бурая

30

26

87

125±8

Пегая

5

4

79

111±17

Всего

69

63

91

156±8

 

Заключение

Проведенные исследования показывают высокий уровень инвазированности северных оленей подкожным оводом O. tarandi. Эдемагеноз регистрируется на всей территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Установлено, что инвазированность оленей эдемагенозом зависит от ряда физиологических показателей их организма, в первую очередь от упитанности и половозрастной группы. Упитанные олени, получающие полноценный рацион и не истощенные другими заболеваниями, обладают более сильным иммунитетом и менее подвержены подкожно-оводовой инвазии. Наибольшая экстенсивность и интенсивность инвазии зарегистрирована у важенок. Более низкая заболеваемость эдемагенозом у быков и хоров по сравнению с важенками объясняется более сильным иммунитетом, а у нетелей и телят – младшим возрастом, а, следовательно, меньшей вероятностью встречи с самкой овода. При обследовании оленей различной масти было установлено, что наиболее подвержены эдемагенозу олени белой и серой масти. Олени с пегой окраской в силу некоторых особенностей зрения и поведения самок овода менее поражены этим заболеванием. Все эти данные свидетельствуют о том, что необходимо форсировать научно обоснованный подход к лечебно-профилактическим мероприятиям в оленеводстве округа путем наработки экономически аргументированных и эффективных способов, средств и методов защиты животных от оводовых инвазий.