Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ANALYSIS OF QUALITY PROBLEMS OF MODERN PHYSICAL EDUCATION LESSON

Sheenko E.I. 1 Polyntsev S.V. 2 Sundin A.V. 2
1 Altai Institute of financial management
2 Altai State College
The analysis of educational activities of teachers of physical education and the assessment of the level of physical education students in general education schools, with the aim of identifying problems of quality education in physical education lessons in the framework of the implementation of federal State educational standards. The research identified the following results of the functioning of the system of school physical education: sustainable dynamics of increasing incidence of students from class to class; low motivation to the systematic use of values of physical culture; the lack of strong interest from students to lessons of physical culture; bad combined fixed classes with methodical and informative process equipment physical self-education; insufficient level of physical fitness and functional status of students; weak material and technical base of educational institutions, etc. Accounting problems identified and the shift towards system-activity approach in organizing lessons of physical culture, systematic planning of training material and performance in order to achieve the main objectives of education: education of comprehensive, harmoniously developed personality, possessing good physical, spiritual and mental health.
The quality of education
needs
values of physical education
physical education
physical education lesson

Актуальность. Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) в системе среднего общего образования требует от педагогического коллектива поиска новых, порой нестандартных подходов к организации учебно-воспитательного процесса, к системе контроля качества образования, к планированию учебного материала и самостоятельной работы учащихся. Возникшие проблемы в реализации ФГОС не обошли стороной и деятельность учителей дисциплины «Физическая культура». Недостаток путей решения возникающих трудностей и поиск новых рациональных средств, методов и технологий в достижении требований ФГОС и обусловливает актуальность такого рода исследований.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы и документов планирования учителей физической культуры; педагогическое наблюдение; анкетирование, беседа, интервьюирование субъектов образовательного процесса.

Результаты исследования и их обсуждение. В последнее время в теории и практике физической культуры и спорта можно встретить суждения о несостоятельности и неэффективности существующей системы физического воспитания в общеобразовательных учреждениях, еще более усложнилась ситуация с введением Федеральных государственных образовательных стандартов. Такое состояние дел подтверждается проведенным нами анализом научной и научно-методической литературы за период с момента введения в действие ФГОС по настоящее время. Ту же ситуацию подтверждают результаты бесед, интервью и анкетирования, организованных нами в рамках курсов повышения квалификации среди учителей школ и преподавателей физической культуры ссузов и вузов.

Итак, слабую эффективность существующей школьной системы физического воспитания при реализации ФГОС специалисты видят в следующих результатах функционирования данной системы.

  1. Устойчивая динамика увеличения заболеваемости учащихся от класса к классу (с 12% детей, имеющих отклонения в здоровье в первом классе, до 90% учащихся, имеющих отклонения в здоровье в старших классах). Более того, 88% учащихся 5-11 классов имеют от одного до трех приобретенных отклонений в развитии организма.
  2. Низкая мотивация к самостоятельному систематическому использованию ценностей физической культурой. По разным данным, от 8 до 15% учащихся систематически занимаются физической культурой, 35-55% – не считают нужным заниматься систематически и самостоятельно. Не без внимания остается увлечение вредными привычками юношами – 67%, и у 37% девушек также наблюдаются негативные пристрастия. Утреннюю гигиеническую гимнастику выполняют регулярно только 5,25% учащихся, а закаливающие процедуры – 9,64%.
  3. Отсутствие стойкого интереса школьников к урокам физической культуры. Так, пассивность и нежелание заниматься на уроках наблюдается в 55-60% случаев. Более того, от класса к классу наблюдается увеличение числа учащихся, пассивно относящихся к урокам физической культуры: от 19% учащихся в начальной школе и до 83% учащихся в старших классах. Опрос школьников старших классов по данной проблеме показал, что физическая культура как учебная дисциплина необходима в школе только для 62% опрошенных (n=990). Но и в данных положительных ответах не все так просто, так как учащиеся понимают значимость физической культуры по-разному. Так, одни считают (22%), что занятия физическими упражнениями помогают снять утомление от учебы, другие – 36%, утверждают, что дисциплина нужна, но только без нормативов. Из числа ответивших в пользу физической культуры лучше чувствуют себя после занятий всего 11%. Остальные (42%) либо сомневаются в нужности физической культуры, либо вообще не считают нужной эту дисциплину (!).
  4. Плохо сочетающиеся урочные занятия с методическим и содержательным оснащением процесса физического самовоспитания. Очевидно, что учебные знания являются фундаментом формирования навыков и умений в самостоятельных и самодеятельных занятиях, но, как показывает практика, эти знания имеют преимущественно агитационную, гигиеническую и просветительскую направленность. Теоретические сведения на занятиях зачастую сводятся к механической передаче избитой информации [8, с. 84]. Ситуация усугубляется ко всему прочему и тем, что не во всех общеобразовательных учреждениях учителями реализуется информационный компонент деятельности «Знания о физической культуре», как полноценный компонент учебной дисциплины «Физическая культура». Так, например, согласно программе, рекомендованной Минобрнауки РФ под редакцией А.П. Матвеева (2012), информационный компонент соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека» [4, с. 10]. Объем теоретического блока рассчитан минимум на 47 учебных аудиторных занятий за весь период обучения в школе, и содержание этих занятий действительно представляют особый интерес и значение для воспитания самостоятельной физкультурной активности учащихся.
  5. Недостаточный уровень физической подготовленности и функционального состояния учащихся. Каждый второй учащийся средней и старшей школы не способен справиться с программными нормативами на положительную отметку. Наши наблюдения и результаты практических испытаний учащихся старших классов (n=1600) раскрывают следующую картину физической подготовленности: за два года обучения в старших классах уровень физических кондиций повышается незначительно: с 31,3±1,1 до 33,6±1,05 балла (по разработанной нами шкале перевода результатов тестирования из 5-балльной в 100-балльную) (р > 0,05). Уровень функционального состояния учащихся в старших классах незначительно изменяется в худшую сторону: с 47,2±1,26 до 46,8±1,05 балла (по результатам оценки состояния сердечно-сосудистой, респираторной и нервно-мышечной систем).
  6. Слабая материально-техническая база образовательного учреждения, не позволяющая в полной мере реализовывать требования школьной программы по дисциплине «Физическая культура» (в 90% школ (на примере трехсот школ Алтайского края) отсутствует гимнастическое оборудование и инвентарь, в 35% школ наблюдается недостаток в оснащении для занятий лыжной подготовкой и т.д.). Соответственно, качество и полнота освоения таких разделов программы дисциплины, как «Гимнастика с основами акробатики» и «Лыжная подготовка», оставляют желать лучшего.

И это далеко не полный перечень «результатов» физического воспитания в системе школьного образования.

Анализируя более детально современное состояние школьной системы физического воспитания, важно привести следующие наблюдения. Так, опрос специалистов в области физической культуры показал, что одни не задумываются, а другие категорически даже не хотят понять (признать), что вина в том не столько государственной системы образования и тем более Федеральных государственных образовательных стандартов, сколько в качестве преподавания дисциплины «Физическая культура». Неумение или нежелание специалистов (особенно практиков) видеть чуть «шире, дальше и глубже» и рождает такое негативное отношение к существующей системе воспитания вообще и физического воспитания в частности.

Мы полагаем, что это происходит по ряду причин. Во-первых, низкое качество физического воспитания имеет место из-за непонимания учителями всей важности реализации целевых установок предмета «Физическая культура». Так, например, Базисным учебным планом определена глобальная цель основного общего образования, которая состоит во всестороннем, гармоничном развитии личности, достижение чего осуществляется путем сбалансированного сочетания процессов обучения, воспитания и развития личности ученика [5, с. 3]. В свою очередь, физическая культура, как предмет федерального компонента, включённый в Базисный учебный план, также ориентирована на достижение этой цели, а именно: на формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха [6, с. 22].

Преобладание на практике механического и экстенсивного подхода при проведении уроков физической культуры в основной школе лишает возможности формирования у учащихся устойчивой потребности в самостоятельном и систематическом использовании ценностей физической культуры и здорового образа жизни, личностных предпосылок социально адекватного типа отношения личности к деятельности [2, с. 110]. Более того, при таком подходе физическое воспитание осуществляется без учета индивидуальных особенностей учащихся, без опоры на теорию деятельностного подхода, являющегося основой построения содержания Федерального государственного образовательного стандарта.

Введенный в действие еще в 2010 году Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, требующий у учащихся формирования универсальных учебных действий, на практике не стал причиной изменения в подходах к организации учебной деятельности учителей, и в том числе учителей физической культуры. Преподавание идет в том же направлении, «по старинке». На уроках физической культуры учителя продолжают предпринимать попытки научить многому (масса упражнений из различных базовых видов спорта) и достичь высокого уровня физической подготовленности (по олимпийскому принципу: быстрее, выше, сильнее). Здесь к месту выражение известного отечественного ученого Далингера В.А.: «… это тупиковый путь уже потому, что обучение связано с ограниченностью временных ресурсов. Уместно привести слова французского философа средневековья М. Монтеня: "Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный"» [1, с. 46].

Результаты бесед и анкетирования более 1600 учащихся, проводимых студентами института физической культуры и спорта АлтГПУ во время педагогических практик, подтверждают наши предположения, высказанные ранее. Учащиеся средних и старших классов в 90% случаев не могут однозначно объяснить практическую значимость физической культуры, особенно физических упражнений, которые изучаются или используются на уроках физической культуры. Приведем пример высказываний учащихся, полученных при анкетировании: «У нас нередко возникает вопрос: зачем нужны те или иные упражнения?», «Насколько будут полезны в жизни изучаемые упражнения?», «Какова необходимость "насиловать" (изматывать) себя физическими упражнениями?» и т.п. При анализе подобных высказываний и вопросов учащихся вскрывается несформированность у них знаниевого компонента, что скорее дает основания судить о слабой компетентности самих учителей в области теоретических основ физической культуры. Очевидно, что только при условии осознания учащимися реальной пользы используемых на уроках физической культуры двигательных средств и возможности их воздействия на собственный организм становится возможным эффективное решение частных задач, составляющих содержание учебной программы дисциплины «Физическая культура».

Помимо сказанного выше, практиками нарушаются еще и принципы физического воспитания, как общепедагогические, так и специфические (практической направленности, сознательности и активности, индивидуализации, систематичности и последовательности и ряд других). Данное суждение стало очевидным при анализе документов планирования учителей физической культуры (n=48). Так, когда-то считавшийся одним из основных документов перспективного планирования – рабочий (тематический) план, который представляет собой последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти и года в целом [7, с. 153], учителями стал игнорироваться. Контролирующие же органы необоснованно не требуют наличия данного документа. Вследствие этого нарушается система выстраивания изучаемых и используемых двигательных средств, стратегия физической культуры. Система уроков в течение четверти и года перестала быть прозрачной и стройной.

Ко всему прочему, нельзя не оставить без внимания и требования к изучению предметной области «Физическая культура» Федерального государственного образовательного стандарта. Требования к изучению предметной области «Физическая культура» предполагают следующие предметные результаты освоения данной дисциплины, которые в свою очередь должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования:

  • формирование и развитие установок активного, <…> здорового <…> образа жизни;
  • развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и в показателях физической подготовленности, формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях;
  • установление связей между жизненным опытом обучающихся и знаниями из разных предметных областей.

Уже анализа требований может быть достаточно, чтобы понимать, что содержание урока физической культуры должно быть намного шире (если не незримо шире), а не только ограничиваться решением задач, отражаемых количественными показателями и подготовкой школьных сборных команд к различным соревнованиям и спортивно-массовым мероприятиям.

Выводы. Отсутствие в деятельности специалистов физической культуры четких целевых установок, включая целый комплекс задач и универсальных учебных действий, и оптимальной технологии формирования у учащихся устойчивой потребности в систематическом использовании ценностей физической культуры и здорового образа жизни, включающей общепедагогические и специфические принципы; рациональные методы и средства воспитания; гуманные и демократические педагогические приемы, а также система оценки качества как успеваемости учащихся, так и качества своей деятельности, незамедлительно негативно сказывается не только на уровне физической культуры отдельно взятого школьника, как результата физического воспитания, но и на культуре учебного труда, быта, отдыха, стиле жизни, отношении к здоровью вообще и снижает в целом личностное развитие учащихся. Только переориентация на системно-деятельностный подход в организации уроков физической культуры, переход на гуманистический и демократический стиль построения взаимоотношения с учащимися, систематическое детальное планирование учебного материала и результатов деятельности позволит достичь основной задачи образования: воспитание всесторонней, гармонично развитой личности, обладающей крепким физическим, духовным и психическим здоровьем.