Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ANALYSIS OF COMPETENCES OF THE HEAD AND METHODS OF THEIR DEVELOPMENT AT THE HIGHER SCHOOL

Bespalko A.A. 1 Sochneva N.V. 1 Vinnik V.K. 1
1 Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod
The article discusses the role and place of the general cultural and general professional competence of the federal state educational standards as a means of formation of competence of the modern manager. The analysis is performed on the example FGOST 3+ for the specialty 03.09.03 "Applied Informatics". The authors monitored the recruitment requirements and choose basic competence for the manager: focus on achievements, analysis of information, organization of work, the development of staff, impact on the collective, self-organization. The article compares the selected competencies with general cultural competence and general professional competence of the standard. The matrix of competencies is constructed, shows the competence distribution table. Authors spend the Brief analysis of active methods of training - discussion, simulation techniques, methods of group learning and so on. They also consider the use of different methods for the development of competencies¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬.
competence of the manager
general cultural competence
general professional competence
professional competence
the head
work in group

Желание сделать карьеру, реализовать свои амбиции является вполне естественным для современного молодого человека. На вопрос «Чем Вы хотите заниматься в будущем, после окончания обучения?» более половины студентов туманно отвечают: «Хочу стать успешным человеком». Туманно – не потому что скрывают от преподавателя свои планы, а потому что зачастую и сами с трудом представляют, что их ждет в реальном мире. Особенно если говорить о специальности 09.03.03 «Прикладная информатика». Ведь информатику можно применить в самых разных сферах деятельности. Поэтому нам видится необходимым обратить особенное внимание на развитие общекультурных и общепрофессиональных компетенций. Профессиональные компетенции в процессе обучения развиваются постоянно, а вот такие навыки, как организация групповой работы, проведения анализа и т.п. зачастую упускаются. Часто образовательный процесс строится по принципу «Реши сам все задачи», при этом упускается из виду, что человек в процессе трудовой деятельности находится в коллективе. Поэтому необходимо обучать студентов не только как будущих профессионалов, но и как будущих членов рабочей группы, в частности руководителей.

Идеальный руководитель должен обладать определенными компетенциями [3]. Эта проблема очень активно обсуждается в среде хедхантеров и является действительно актуальной. Проведя анализ некоторого количества публикаций и других источников, мы выделили основные компетенции, которые отмечаются большинством авторов:

1. Ориентация на достижения. Правильное целеполагание и донесение до сотрудников своей, иногда чужой, точки зрения в большой степени определяет успех. В этой связи немаловажной является способность преодолевать сопротивление окружающих, как подчиненных, так и вышестоящих.

2. Анализ информации для принятия решений. В связи с этим выделяют: структурирование информации для принятия решений, определение избыточности или недостаточности фактов, владение научным аппаратом для анализа, умение строить прогнозы, вычленение возможных проблем.

3. Организация работы и контроль. Компетенция зачастую основана на опыте, однако, умение четко планировать свои действия является немаловажным фактором для получения успешного опыта подобного рода. Руководитель всегда должен уметь разработать систему поощрений и наказаний для контроля выполнения работы подчиненными.

4. Развитие сотрудников. Руководитель внимателен к сотрудникам и способен учитывать человеческий фактор в коллективе, предусматривает возможность обучения и развития.

5. Влияние на коллектив. Способность управлять группой является неотъемлемым залогом успешного выполнения поставленных задач. Руководитель должен обладать авторитетом. При этом необходимо не только разрешать возникшие проблемы, но и прогнозировать ситуации, в которых они могут зародиться.

6. Самоорганизация. Человек неорганизованный не способен эффективно принимать управленческие решения. Разумное планирование, четкое их выполнение, аккуратность и последовательность в принятии решений – неотъемлемые черты руководителя высокого класса.

Возможность в дальнейшем стать руководителем имеется у каждого сегодняшнего студента любой специальности. Однако управленческие качества необходимо развивать.

Рассмотрим общекультурные и общепрофессиональные компетенции с точки зрения ФГОС 3+ (27.03.2015 N 36589). Проведем сравнительный анализ этих групп компетенций: характерных для руководителя, общекультурных (ОК) и общепрофессиональных (ОПК) на примере специальности 09.03.03 «Прикладная информатика» (уровень бакалавриата) (ОК1-ОК9, ОПК1-ОПК4).

Результаты анализа представим в виде таблиц 1–2 и рисунка 1.

Таблица 1

Распределение компетенций

Компетенции руководителя

Общекультурные компетенции из ФГОСТ 3+ поколения

Ориентация на достижения

· способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

· способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

· способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

· способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);

· способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

· способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

· способность анализировать социально-экономические задачи и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования (ОПК-2);

· способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин и современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОПК-3);

Анализ информации для принятия решений

· способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

· способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);

· способность использовать нормативно-правовые документы, международные и отечественные стандарты в области информационных систем и технологий (ОПК-1);

· способность анализировать социально-экономические задачи и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования (ОПК-2);

· способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин и современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОПК-3);

Организация работы и контроль

· способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);

· способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

· способность использовать нормативно-правовые документы, международные и отечественные стандарты в области информационных систем и технологий (ОПК-1);

· способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-4).

Развитие сотрудников

· способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

· способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

· способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

· способность анализировать социально-экономические задачи и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования (ОПК-2);

· способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-4).

Влияние на коллектив

· способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

· способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

· способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

· способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);

· способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

· способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

· способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

· способность использовать нормативно-правовые документы, международные и отечественные стандарты в области информационных систем и технологий (ОПК-1);

· способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин и современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОПК-3);

· способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-4).

Самоорганизация

· способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

· способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

· способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

· способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);

· способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

· способность использовать нормативно-правовые документы, международные и отечественные стандарты в области информационных систем и технологий (ОПК-1);

· способность анализировать социально-экономические задачи и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования (ОПК-2);

· способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин и современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОПК-3).

Полученные результаты будут наглядны в виде матрицы распределения компетенций, представленной в таблице 2.

Таблица 2

Матрица распределения компетенций

 

Ориентация на достижения

Анализ информации для принятия решений

Организация работы и контроль

Развитие сотрудников

Влияние на коллектив

Само-организация

ОК1

1

   

1

1

1

ОК2

1

     

1

1

ОК3

1

1

   

1

1

ОК4

1

1

1

 

1

1

ОК5

1

     

1

 

ОК6

   

1

1

1

 

ОК7

     

1

1

1

ОК8

     

1

   

ОК9

           

ОПК1

 

1

1

 

1

1

ОПК2

1

1

 

1

 

1

ОПК3

1

1

   

1

1

ОПК4

   

1

1

1

 

В таблицах 1 и 2 отражены характеристики и компетенции, которые должны развиваться на протяжении всего учебного процесса. За развитие ОК отвечают в основном предметы из базовой части дисциплин ФГОСТ. В блоке профессиональных дисциплин делается упор на развитие ОПК и профессиональных компетенций (ПК). Следует заметить, что профессиональные компетенции играют немаловажную, хотя и не решающую, с нашей точки зрения, роль в формировании способности руководить. Однако целью нашей статьи является сопоставление реальных требований к личности руководителя и общих компетенций, которые следует развивать на каждом этапе обучения. В этой связи нам кажется, что особое внимание следует обратить на развитие ОК1, ОК3, ОК4, ОПК1-4 (рисунок), причем в рамках как предметов базовой части, так и профессионального блока.

Количество вхождений каждой ОК и ОПК

Развитие вышеперечисленных компетенций представляется возможным с использование активных методов обучения.

Имитируя различные аспекты профессиональной деятельности (используя имитационные методы), преподаватель ставит перед студентами не только профессиональные задачи, но и задачи общего характера: получение информации, анализ, выделение важных и второстепенных факторов. Преподаватель либо сам формулирует проблему, либо предлагает это сделать студентам.

Для развития компетенций руководителя самыми подходящими, на наш взгляд, являются проведение дискуссий, бесед с выделенной проблематикой. В рамках обсуждения студенты учатся аргументировать свою точку зрения, вести дискуссию на «интеллигентном» уровне. Также можно разбить группу на несколько подгрупп, предоставив студентам возможность сформулировать свою точку зрения и презентовать ее. В рамках таких занятий преподаватель уже четко увидит, каким образом распределяются роли в группе, что можно использовать в дальнейшем при выборе руководителя для выполнения группового практического задания.

В части практических занятий можно назвать метод группового обучения. На последнем этапе, когда получены все теоретические знания и отработаны первичные навыки, небольшие группы студентов выполняют комплексное практическое задание. Идеальный вариант, если оно является сквозным и объединяет несколько предметов. Наш опыт проведения подобных занятий показывает, что численный состав группы не должен превышать пяти человек. Большее количество приводит к тому, что в группе появляются «отдыхающие». Также зачастую при большем количестве участников большая часть времени уходит на обсуждение – ведь каждый имеет свою точку зрения на выполнение задания. При работе в группе появляется взаимообучаемость, развиваются толерантность, самоорганизация. Однако не следует забывать, что любой групповой метод требует пристального внимания со стороны преподавателя и его постоянную работу, как с группой, так и с ее отдельными членами. При этом идеальный вариант, когда профессиональные задачи ставятся только перед руководителем группы, соответственно он же и несет ответственность за результаты. Следует отметить, что выбор неудачного руководителя часто приводит к срыву сроков выполнения задания. Поэтому преподаватель должен оставить за собой право сменить руководителя, чтобы обучение было успешным. На практике мы убедились, что даже просто предупреждение о смене руководителя активизирует его деятельность.

В качестве имитационных методов обучения можно использовать деловую игру, тренинг, имитационную игру, групповое проектирование. Очень хорошо эти методы работают при написании сложных и объемных программных приложений, когда студент может попробовать себя и в роли координатора, и в роли тестера, и в роли программиста. В данном случае решается вопрос, как развития профессиональных компетенций, так и общекультурных.

Проведение занятий в активной форме повышает интерес к обучению, развивает общекультурные и общепрофессиональные компетенции и позволяет студенту «примерить» на себя различные роли.

Подводя итог, следует отметить, что развитие общих компетенций, с нашей точки зрения, напрямую зависит от методов обучения. В современном мире информационных технологий каждый преподаватель имеет практически идеальный инструмент для выбора методов, создания своих собственных подходов и организации разнообразных заданий для развития всех видов компетенций. Следует лишь проанализировать профессиональную деятельность с точки зрения различных сотрудников и проявить некоторую долю фантазии и творчества в подходе к обучению.