Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROBLEMS OF REALIZATION OF COMPETENCE-BASED AND PRACTICE-ORIENTED APPROACHES IN PROFESSIONAL TRAINING OF PERSONNEL FOR THE TOURISM INDUSTRY

Skulmovskaya L.G. 1 Kudinova O.S. 2
1 The Tyumen state institute of culture
2 The Tobolsk pedagogical Institute named of D. I. Mendeleev (branch of Federal STATE Autonomous educational institution "Tyumen state University")
Shows the relevance of different approaches in training specialists for the sphere of service and tourism. The attention is focused on strengthening the relationship approaches tailored to achieve a balance between theoretical and practical training sessions. The main problems of implementation of competence-based and practice-oriented approaches in training specialists for the sphere of service and tourism. First of all, they concern the strengthening of cooperation between educational institutions and existing service and tourist organizations. Mutual benefits from such cooperation are obvious, but not always understandable for the market service companies. However, turnover in the service industry and tourism and the high demand for competitive specialists indicate unresolved and the relevance of these questions. The dependence identified challenges from global phenomena and processes taking place in the global tourism industry.
training
tourism
competence-based approach
practice-oriented approach

Развитие российской сферы сервиса и туризма происходит достаточно динамично и находится в зависимости от процессов и явлений, характерных для мировой туристской индустрии. И если повышение качества туристских услуг и обслуживания – общемировая тенденция, то в российской практике туризма увеличение внутреннего турпотока сопряжено с проблемой качества услуг туризма. Одним из направлений в решении проблемы повышения качества сервиса и туристского обслуживания является подготовка кадров, способных выдерживать обострение конкуренции на рынке труда, соответствовать ожиданиям работодателя и адаптироваться к меняющимся требованиям клиентов.

Целью исследования является изучение проблем, связанных с профессиональной подготовкой специалистов сферы сервиса и туризма в Тюменском регионе, влияющих на уровень конкурентоспособности выпускников. В исследовании акцентируется внимание на необходимости более широкого применения практико-ориентированного подхода для формирования профессиональных компетенций. Использование социологических методов (анкетирование студентов высших образовательных учреждений, экспертный опрос) позволило выявить проблему взаимодействия потенциальных работодателей и профильных высших учебных заведений, а также мнения, установки руководителей сервисных предприятий в отношении организации подготовки кадров для этой отрасли региона.

Обеспечение конкурентоспособности выпускников – одна из главных задач образовательного учреждения, но выполнение ее невозможно без соответствующей поддержки со стороны властных структур, без привлечения потенциальных работодателей к образовательному процессу.  Существующие на сегодня механизмы взаимодействия между представителями бизнес-среды, власти и сферы профильного образования требуют существенного пересмотра, прежде всего для создания условий полноценного включения выпускника в сферу профессиональной деятельности. «В связи с этим высокую значимость и актуальность имеют современные исследования проблем конкурентоориентированности и конкурентоспособности студентов, на основе которых возможно формирование моделей систем управления конкурентоспособностью выпускника на рынке труда» [1, с.207].

«Факторами, стимулирующими повышение конкурентоспособности специалиста в сфере сервиса и туризма, выступают и такие глобальные явления, как:

- постоянное увеличение международных путешествий и рабочих мест в туриндустрии;

- усиление региональных интеграционных процессов;

- внедрение международной стандартизации статистических методов исследования и мониторинга туризма;

- создание новых общественных ассоциаций туризма;

- интеграция предприятий туризма и образовательной среды» [2]. 

«В профессиональной подготовке кадров для индустрии туризма давно назрела необходимость в качественной полипрофильной подготовке, в гибкой системе подготовки кадров для индустрии туризма, соответствующей мировым стандартам и долгосрочной карьере специалистов. Подготовка кадров для сферы туризма в нашем понимании означает подготовку специалистов различных уровней квалификации для трудовой деятельности в этой сфере, осуществляемую в образовательных учреждениях с обязательным изучением цикла туристских дисциплин со специально разработанными специализированными курсами в качестве профессиональной программы и обязательной практикой на туристском предприятии» [2]. 

Изучение туризма как сферы занятости начато относительно недавно, но уже активно обсуждается специфика профессий в туризме, разработаны различные варианты обучения специалистов [3, с.201]. «Среди основных проблем в данной области выделяют следующие:

- невозможность определения характера туристских профессий;

- профессиональные компетенции в туризме.

Эти проблемы связаны с незрелостью российской индустрии туризма, поскольку многие секторы не воспринимают себя составляющей индустрии туризма, некоторые важные звенья в цепочке туристского производства отсутствуют (например, региональное планирование, информационное обеспечение, услуги гидов, переводчиков), слабы законодательные основы» [3, c.205].

Сложность в определении профессиональных компетенций связана с динамичностью и изменчивостью сферы сервиса и туризма: происходит постоянное увеличение ассортимента предоставляемых услуг, механизмов, инструментов и оборудования, используемого в процессе их оказания. Это неизбежно влечет за собой изменение требований к профессиональным и личностным качествам персонала сферы сервиса и туризма и существенно влияет на образовательный процесс в области профессиональной подготовки кадров для туриндустрии. Перед многими профильными образовательными учреждениями все чаще возникает проблема выбора между усилением специализации и повышением универсализации осваиваемых студентами знаний, умений и навыков. Соблюдение оптимального баланса в теоретической и практической частях профессионального сервисного образования необходимо и возможно при более активном содействии потенциальных работодателей.

В рамках компетентностного подхода важно не только организовывать образовательный процесс так, чтобы были созданы условия для максимально эффективного овладения профессиональными и общими компетенциями, а осуществлять это с учетом потенциальных способностей и возможностей обучающихся. С помощью усиления практико-ориентированной составляющей образовательного процесса возможна проверка сформированности заданных компетенций. Уровень адаптивной гибкости в большей степени зависит от личностной мотивации студента и его профессиональной ориентированности. И для специалиста сферы сервиса и туризма способность к адаптации в меняющихся условиях профессиональной среды является одним из факторов конкурентоспособности.

Основным критерием компетентности специалиста выступает качество выполняемых видов работ. Но именно в сфере сервиса оценка качества выполненной специалистом работы носит субъективный характер. До, во время и после оказания услуги оценка качества услуг производится потребителем, имеющим собственные представления об уровне качества потребляемых услуг. Повышение требований к качеству сервиса и туристских услуг, наблюдаемое в качестве тенденции, характерной в том числе для мирового туризма, неизбежно влечет за собой повышение требований к компетентности выпускников профильных учебных заведений. Мировыми лидерами в профессиональной подготовке специалистов в сфере сервисного и туристского обслуживания являются коммерческие высшие образовательные учреждения Швейцарии и Франции, более 40 лет успешно применяющие практико-ориентированный подход в образовании как основу для формирования ключевых и вариативных профессиональных компетенций выпускников [4,5].

Практико-ориентированный подход в высшей школе предполагает увеличение доли занятий, направленных на адаптацию студента к реалиям профессиональной среды в выбранном направлении профессиональной деятельности. Варианты реализации практико-ориентированного подхода в российской высшей школе связаны с:

- организацией практики студентов на базе действующего сервисного предприятия;

- созданием учебного предприятия на базе профильного высшего учебного учреждения и организацией практических занятий в условиях, максимально приближенных к реальным;

- внедрением инновационных технологий обучения, профессионально-ориентированных, активных методов обучения для формирования заданных профессиональных компетенций;

- возможностью профессионально-направленного изучения всех дисциплин, предусмотренных учебным планом.

Можно отметить и инновационные изменения в сфере образования в целом, которые способствуют реализации компетентностного подхода через повышение доли интерактивных занятий – “разработка и реализация новых технологий обучения, создание условий для самоопределения личности, создание и развитие творческих инновационных коллективов” [6, с.16].

Комплексная реализация практико-ориентированного подхода в подготовке кадров для индустрии туризма предполагает сотрудничество профильных образовательных учреждений и действующих предприятий туристской отрасли. Такое сотрудничество возможно как в пределах региона, так и в масштабах страны, в качестве организации практик для студентов с выездом в другой регион. Применение практико-ориентированного подхода дает возможность оценить уровень теоретического освоения изученного материала, способности студентов к профессиональной деятельности в индустрии туризма, а также определить появление новых профессиональных компетенций, требующих освоения и включения в учебные планы. Таким образом, с помощью практико-ориентированного подхода возможно изменение перечня осваиваемых профессиональных компетенций, повышение эффективности реализации компетентностного подхода, а значит – повышение конкурентоспособности выпускников. Практико-ориентированный подход, несмотря на достаточную разработанность и самостоятельность применения, выступает как одно из средств повышения эффективности реализации компетентностного подхода.

Анализ данных, полученных в ходе проведенного в 2015–2016 гг. исследования, позволил выявить проблемы, связанные с реализацией практико-ориентированного подхода при подготовке специалистов сферы сервиса и туризма в Тюменском регионе. Острой остается проблема организации практик на базе действующих сервисных предприятий. Результаты экспертного опроса руководителей сервисных предприятий (2015 г.) свидетельствуют о их слабой заинтересованности в практическом обучении студентов. Более 40 % руководителей сервисных предприятий считают, что базовое образование в сфере сервиса и туризма должно быть получено сотрудниками и претендентами на вакантные рабочие места в учебном заведении, почти 20 % экспертов не готовы обучать даже состоящих в штате сотрудников за счет средств предприятия, не видя в этом целесообразности из-за высокой текучести кадров. Более 50 % руководителей готовы принимать студентов на практику без оплаты рабочего времени и только на линейные должности, преимущественно для выполнения неквалифицированного труда. Для обучения персонала и практикантов, по мнению сервисных предприятий, отсутствуют информационные (49 %) и финансовые (47,1 %) ресурсы, правовая (33,3 %) и финансовая (46,5 %) поддержка государства. При этом чуть менее 50 % руководителей считают практико-ориентированное обучение актуальной инновацией, требующей повсеместного внедрения.

Большинство студентов-участников опроса продемонстрировали заинтересованность в повышении собственной  практической подготовки в сфере сервиса и туризма (56 %), отметили необходимость ее осуществления в условиях реальной бизнес-среды (75 %), желание и готовность прохождения стажировок в другом городе (62,4 %), в другой стране (86,3 %). Ожидания студентов от профессиональной деятельности в сфере сервиса связаны с высоким уровнем заработной платы (78,7 %), возможностями повышения квалификации (54 %, в том числе за рубежом – 46,5 %), интересной, ежедневной операционной деятельностью (42,8 %). Готовность получать образование в сфере сервиса и туризма в будущем (второе высшее, степень магистра) за счет собственных средств продемонстрировали: для получения возможности повышения заработной платы – 36,2 %; для профессионального роста и самореализации – 33,8 %.

Итак, результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие выводы. Проблемы реализации компетентностного и практико-ориентированного подходов в профессиональной подготовке кадров для индустрии туризма, существующие в Тюменском регионе, являются отражением явлений, характерных для мировой и российской туристской индустрии. Они связаны с отсутствием механизма взаимодействия между властными структурами, образовательными учреждениями и потенциальными работодателями.  Как показало исследование, внедрение практико-ориентированного подхода в обучении студентов для Тюменского региона актуально, инновационно и своевременно. Считаем, что для насыщения рынка туризма высококвалифицированными кадрами требуется более широкое применение практико-ориентированного подхода в системе профильного образования, которое, в свою очередь, зависит от создания условий взаимодействия и сотрудничества между образовательными учреждениями и профессионалами индустрии туризма. Повысить заинтересованность руководителей сервисных предприятий в таком сотрудничестве могла бы информационная, налоговая или финансовая поддержка органов власти.