Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODELING IN KARATE KYOKUSHIN WITH TEENAGERS AGED 12-15 HAVE DISORDERS OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM: TYPES OF PROCESSES

Korzakov V.N. 1
1 Regional Public Organization «Fitness Centre Karate (Kyokushin)» in the Chelyabinsk region
The responsibility of trainers in making decisions concerning the "design" and the creation of self-developing systems such as "athlete (fighter)", when working with adolescents aged 12–15 years who have disorders of the musculoskeletal system engaged in karate kyokusinkai. To assess the effectiveness of their actions and decisions in this plan is possible only as a result of modeling. Simulation in Kyokushinkai karate with adolescents aged 12–15 years who have a disability of the musculoskeletal system is presented in the form of functional capabilities and types of training activities. Classification of the most significant indicators of modeling the personal qualities of a qualified karate kyokushinakai fighter is given. Particular attention is paid to the development of processes to achieve the goals for adolescents aged 12–15 years who have a disability of the musculoskeletal system using the means of karate kyokusinkai.
fight
karate
Kyokushin
training
competitions
activities
analysis
system engineering processes
modeling characteristics.

Актуальность рассматриваемой темы исследования мы связываем с ответственностью тренеров (в более широком плане – спортивных менеджеров) за принятие решений, касающихся «проектирования» и создания саморазвивающихся систем типа «спортсмен (боец)». Оценить эффективность своих действий в этом плане можно только в результате моделирования: разработки эталонной модели спортсмена, способного выиграть крупные соревнования; разработки динамической (процессной) модели достижения поставленной цели.

Системный анализ двигательной (спортивной) деятельности, лежащей в основе моделирования, при этом играет решающую роль. Суть его мы прежде всего видим в реализации на практике принципа первичности соревнований и вторичности тренировки. На его содержательный аспект обращают внимание многие специалисты (да и сами борцы). Автор этих строк, например, считал (будущим действующим спортсменом), что раз в квартал надо обязательно принимать участие в соревнованиях любого уровня, чтобы не стать «тренировочным борцом».

Суть данного принципа, по мнению В.М. Семенова, заключается в том, что эффективность управления тренировочным процессом существенно повышается, если он реализуется с учетом особенностей соревновательной деятельности в спортивной борьбе [2, 4, 8, 9]. Отмеченное следует обязательно учитывать в процессе создания названных выше моделей.

Другим условием при их разработке является наличие так называемой «информационной достаточности». Это означает, что тренер должен иметь достаточное представление о том, что является входными и выходными переменными в исследуемой системе и какие факторы оказывают влияние па процесс ее функционирования в рамках как тренировочной, так и соревновательной деятельности. Если уровень информационной достаточности невысок, то создать модель, с помощью которой можно получать новые знания о процессе подготовки квалифицированных спортсменов, невозможно. Если же уровень информационной достаточности велик (то есть система подготовки уже хорошо изучена), то вопрос о создании модели теряет смысл, гак как новых знаний она не даст.

Следовательно, разработать модель в каратэ киокусинкай для подростков в возрасте 12–15 лет, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата, имеет смысл. Она считается адекватной, если: 1) зависимость выходных переменных от входных параметров в модели и исследуемом объекте практически совпадает; 2) наличествует полнота описания моделируемого процесса (учета всех факторов, поддающихся формализации)[1-4].

Существует ряд видов моделей в спортивной борьбе: обобщенные, групповые, индивидуальные, а также математические (аналитические, алго­ритмические). В каждом из них специалисты рассматривают не только практические, но также теоретические и методологические вопросы.

Практически все эти виды моделей характерны для каратэкиокусинкай (с позиций применяемых при этом подходов к моделированию осуществляемых при этом процессов). В качестве примера приведем схему, представленную на рисунке, составленную на основе обзора специальной литературы (современной и прошлых лет).

Виды моделирования процессов, определяющих эффективность спортивной деятельности в каратэ киокусинкай, с подростками в возрасте 12–15 лет, имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата: ОС – математическое моделирование

Моделирование в спортивной тренировке подростков в возрасте 12–15 лет, имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата, представлено в виде функциональных и спортивных возможностей. Кроме того, различают моделирование соревновательной деятельности и эффективной деятельности тренера в системе  «спортсмен-тренер».

Функциональное моделирование мы связываем с физической, технической и психологической подготовкой спортсмена (подростков в возрасте 12–15 лет, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата) средствами каратэ киокусинкай. Конкретно речь идет о таких параметрах, как двигательные и психометрические качества, устойчивость, структура личности.

Моделирование спортивных возможностей определяется функцией подготовленности, учетом индивидуальных и морфологических особенностей, возрастом и спортивным стажем. Оно касается отдельного спортсмена, его тренировочной деятельности в рамках определенного этапа времени.

Это также моделирование соревновательной деятельности, выход спортсмена на запланированный уровень результата на конкретном этапе подготовки квалифицированного бойца. Акцент нами делается и на моделирование эффективной деятельности тренера в каратэ киокусинкай, работающего с подростками в возрасте 12–15 лет, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, который сам занимается моделированием, основываясь на закономерностях построения тренировочных и соревновательных процессов [1-4, 10].

В процессе исследования была сформирована модель «идеального типа тренера» в каратэ киокусинкай, работающего с подростками в возрасте 12–15 лет, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. В итоге были выбраны следующие личностные качества (ресурсы, знания и умения):

  1. Умение моделировать свои действия в рамках системы «тренер – спортсмен» в условиях неполноты информации;
  2. Способность инвестировать себя в общее дело подготовки квалифицированных бойцов каратэ киокусинкай в возрасте 12–15 лет, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата;
  3. Целеустремленность с ориентацией на успех;
  4. Компетентность в тренерской работе с подростками в возрасте 12–15 лет, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата;
  5. Склонность к ответственности;
  6. Соответствие этическим нормам в избранном виде спорта, в данном случае каратэ киокусинкай;
  7. Этикет тренера.

В таблице представлены показатели моделирования личностных качеств квалифицированных бойцов каратэ киокусинкай. Они представлены по значимости в трех «номинациях» (таблица составлена на основе результатов исследований Э.Г. Мартиросова, М.Я. Набатниковой и В.М. Семенова). Наибольшую значимость имеют: тотальные размеры тела, двигательный анализатор и взрывная сила бойца.

Наиболее значимые показатели моделирования личностных качеств

квалифицированного бойца

Морфофункциональных параметров

Функциональной подготовленности

Физических качеств

1. Тотальные размеры тела;

2. Пропорция тела;

3. Состав тела;

4. Конституция;

5. Удельная масса тела;

6. Состояние сводов стопы;

7. Осанка.

1. Двигательный аппарат;

2. Вестибулярный аппарат;

3. Зрительный анализатор;

4. Периферический нервно-мышечный аппарат;

5. Эндокринная система;

6. Сердечнососудистая система;

7. Дыхательная система.

1. Взрывная сила;

2. Максимальная сила;

3. Специальная выносливость;

4. Относительная сила;

5. Скоростные качества;

6. Силовая выносливость;

7. Ловкость (координация).

 

В каратэ киокусинкай как педагогической науке различают не только виды, но и уровни моделирования. В индивидуальном его виде это: 1) соревновательная деятельность и ее основные компоненты; 2) специальная подготовленность; 3) ведущие системы организма, о которых и шлa речь в таблице; 4) По справедливому мнению Р.А. Пилояна, А.А. Новикова и других авторов, в практическом плане следует исходить из предполагаемого спортивного результата, затем следуют параметры специальных двигательных качеств и подготовленности (психологический, технический, тактический) и далее – функционирование основных систем организма, морфологических признаков. По сути, речь идет о так называемой блок-схеме «модели сильнейших спортсменов» [6, 7, 10].

Кроме индивидуального, различают и групповой вид моделирования, строящийся на изучении конкретного контингента спортсменов в рамках конкретной физкультурно-спортивной организации. Здесь можно выделить следующие уровни моделирования: целевой, окружающей среды, внутренней организации [3, 4, 7, 9].

Укажем на особенности обобщающего вида моделирования. Он выполняет общетеоретическую функцию в системе физкультурно-спортивной деятельности, отражая при этом наиболее общие закономерности двигательной деятельности в данном виде спорта. В процессе исследования нами разработаны рекомендации но инжинирингу процессов в каратэ киокусинкай [5, 8, 9]. Его составные части следующие: анализ и изменение данных процессов, их оптимизация и документирование. Все изменения при этом обязательно отражаются в моделях, используемых тренерским составом физкультурно-спортивной организации. Речь также идет о культуре адаптационного мышления спортивных менеджеров, как методологии социально-экономических и общественных систем, стремящихся к высоким результатам в спортивной борьбе.

Заключение. Система педагогического управления подготовкой квалифицированных бойцов каратэ киокусинкай в самом общем виде представима в виде звеньев: установление исходного уровня подготовленности и прогнозирования модельных значений основных компонентов подготовленности к соревновательной деятельности; обоснование программы-модели развития тренировочного процесса во времени с учетом исходного и планируемого состояния подростков в возрасте 12–15 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата; организация процессов комплексного контроля за реализацией данной программы с учетом оценки поведения организма средствами обратной связи (сигналов о достижении запрограммированного результата). Коррекция разработанной программы-модели для тренера играет при этом ключевую роль (с позиции системного реагирования на мощные стрессовые факторы и адаптационные процессы). Речь идет о динамической информационной модели реагирования на проблемные ситуации, возникающие в процессе подготовки квалифицированных бойцов каратэ киокусинкай  в работе с подростками в возрасте 12–15 лет, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (их обучения и тренировки).