Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ESSENCE, CONTENT AND COMPONENTS OF THE INFORMATION COMPETENCE OF A PEDAGOGICAL STUDENT

Rasskazov F.D. 1 Mityuschenko E.V. 2
1 Surgut State University
2 BI HE KhMAO-Ugra «Surgut State Pedagogical University»
The real article is devoted to the analysis of approaches to the definition of the essence and specificity of the student’s information competence. The authors note that in the current conditions the importance of information competence increases, which is connected with the processes of active informatization of the society. For the qualitative formation of the information competence of a student of the pedagogical direction , it is necessary to determine essence of the information competence, its content and components, taking into account the existing contradictions between the formulation of the learning outcome and the content of the external audit of the quality of education. Concrete definition of the content of information competence components allows to make the process of its formation and diagnostics of the level of formation more transparent and manageable. It is also important to analyze the specifics of the information activity and information competence of the student as a subject of the educational process, to determine the necessary steps for compiling the information competence development program.
information activity
information competence
information competence
algorithm for developing the program of information competence formation

В современном обществе активно протекает процесс информатизации, который носит очень широкий характер, трудно найти область человеческой деятельности, не затронутую информатизацией. Суть и источник преобразований кроется в изменении роли информации в жизни человека, общества и его структур, в возрастающей роли информационных процессов, и, как следствие, умений этими процессами пользоваться. Следует отметить, что информатизация - процесс непрерывный, связанный с научно-техническим прогрессом, и скорость его прямо коррелирует со скоростью развития технологий. В этой связи завершения информатизации не предвидится, а важность информационной компетенции индивида возрастает, и сама информационная компетенция носит характер ключевой компетенции [1].

Любая компетенция предполагает деятельностную направленность, информационная компетенция исключением в этом смысле не является. Логично предположить, что информационная компетенция формируется и проявляется в деятельности, связанной с информацией и информационными процессами; такую деятельность принято называть информационной.

Рассуждая о понятийно-терминологическом аппарате современных информационных технологий как области знаний, Минькович Т.В. [2] детерминирует информационную деятельность как общий аспект всех видов деятельности, связанный с информационно-технологическими процессами в ходе реализации соответствующего вида деятельности.

А.В. Соколов определяет информационную деятельность как неотъемлемую часть умственного труда, которая заключается в восприятии, хранении, переработке, выдаче социальной информации [3]. По мнению ученого, информационная деятельность является обобщающим понятием для познавательной и коммуникативной деятельности. Л.В. Астахова [4] отмечает, что в процессе познавательной или коммуникативной деятельности субъект занимается и информационной деятельностью; при этом информационная деятельность отдельно от познания или коммуникации места не имеет.

В современной российской педагогике нет общепринятого определения сущности и содержания информационной компетенции, в большинстве своем ученые определяют информационную компетентность в разрезе будущей профессиональной или текущей учебной деятельности обучающихся.

Так, О.Б. Зайцева характеризует информационную компетентность как «сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств» [5].

Акимов А.Н. подробно проанализировал подходы к трактовке термина «информационная компетентность» и его сущности, что позволило ему сделать следующий вывод: информационная компетентность сегодня рассматривается и изучается как с эмпирической точки зрения (умения применять новые информационные технологии, средства и методы), так и в более широком смысле (умения осуществлять аналитико-синтетическую переработку информации, информационную деятельность с использованием традиционных и новых технологий и т.п.) [6]. Автор определяет информационную компетентность как качество личности, представляющее собой совокупность знаний, умений и ценностного отношения к эффективному осуществлению различных видов информационной деятельности и использованию новых информационных технологий для решения социально значимых задач, возникающих в реальных ситуациях повседневной жизни человека в обществе [7].

Информационной компетенции ученые уделяют несколько меньше внимания, несмотря на ее первичный характер по отношению к компетентности.

А.В. Хуторской выделяет информационную компетенцию, как одну из ключевых, относящихся к метапредметному содержанию образования, конкретизирующихся на уровне образовательных областей и учебных дисциплин [1]. Автор определяет информационную компетенцию следующим образом: умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов и информационных технологий. А.В. Хуторской говорит не об одной компетенции, а о группе информационных компетенций, и считает, что «данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире» [1].

Более конкретно по отношению к объекту компетенции - информации и информационным процессам - понятие информационной компетенции сформулировала Астахова Л.В.: «Информационная компетенция - это способность человека выполнять познавательные и коммуникационные операции информационной деятельности с целью реализации его информационных потребностей как отправителя и получателя информации» [4].

Уточняя, раскрывая понятие информационной компетенции студента, следует отметить ее междисциплинарный характер - информационные процессы (их наличие, классификация и общая характеристика) не зависят от предметной сферы реализации. В то же время информационная компетенция может рассматриваться как интегральная характеристика качества подготовки студента, связанная с его способностью осмысленно применять комплекс знаний, умений и способов деятельности для реализации информационных процессов [8]. В этом смысле некоторые границы информационной компетенции могут быть заданы нормативными документами, например ФГОС ВО по направлению обучения.

Многие ученые и педагоги-практики выделяют и описывают компетентности и компетенции интегрированного характера, такие как информационно-коммуникационная - технологическая (ИКТ); информационно-аналитическая; информационно-технологическая [9]; информационно-функциональная [10]; информационно-профессиональная [11].

Мы согласны с Л.В. Астаховой в определении характеристик информационной компетенции и с А.В. Хуторским - в определении ее сущности. Итак, мы считаем, что информационная компетенция студента педагогического направления - интегративно-функциональное качество личности, предусматривающее знания и навыки, необходимые для эффективной информационной деятельности, т.е. осуществления информационных процессов с коммуникативной или познавательной целью (в том числе для ориентирования в современном информационном пространстве).

В разрезе этой формулировки уточним сущность информационной компетенции студента педагогического направления. Сущность (лат. essentia) есть та сторона индивидуального предмета, которая определяет все другие его стороны, сторону предмета, определяемую сущностью, называют явлением, проявлением или формой проявления сущности [12]. Сам предмет, включающий и сущность, и все формы ее проявления, называют формой существования сущности. Анализ форм проявления сущности позволяет открыть ее, а знание сущности - объяснить формы ее проявления. Таким образом, сущность - факторное качество рассматриваемого объекта (предмета, явления); его присутствие, наличие в объекте необходимо для того, чтобы объект мог быть самим собой; отсутствие этого качества равносильно отсутствию объекта (наличию какого-то другого объекта, с другой сущностью).

Соотнося, сопоставляя философскую категорию «сущность» с выделенным нами определением понятия «информационная компетенция», можем сделать следующие выводы:

1) сущность информационной компетенции - интегративно-функциональное качество личности, ограниченное (не «урезанное», но «конкретизированное») условиями, позволяющими из всех компетенций выделить информационные, а именно предусматривающее знания и навыки, необходимые для эффективной информационной деятельности;

2) информационная деятельность - одна из форм проявления информационной компетенции;

3) форма существования информационной компетенции - информационная компетентность, которая может проявить себя в информационной деятельности (сопряженной с познанием или коммуникацией); информационная компетенция - основа информационной компетентности, в том числе созвучных компетентностей интегративного характера;

4) если по какой-либо причине прекратить коммуникацию или познание, тем самым прекратив всякую информационную деятельность (при условии, что личность не разрушена), то информационная компетенция не перестанет существовать, потому что является качеством личности, несмотря на то что проявиться может только в информационной деятельности.

Следует учесть, что формирование информационной компетенции в рамках обучения в вузе предполагает наличие государственного запроса на результат обучения. В частности, ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» задает следующую формулировку информационной компетенции: «Способность использовать естественно-научные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3)» [13]. В разрезе этой формулировки уточним содержание и структуру информационной компетенции студента педагогического направления.

Гносеологический компонент – характеризует знаниевую составляющую информационной компетенции и включает в себя все элементы знания, необходимые и достаточные для ориентирования в современном информационном пространстве.

Праксиологический компонент – очерчивает перечень умений, необходимых для успешной, эффективной информационной деятельности для познания или коммуникации, для ориентирования в современном информационном пространстве.

Аксиологический компонент – детерминирует мотивационно-ценностную составляющую информационной компетенции: это ценности и ценностные ориентации, мотивы информационной деятельности, критическое отношение к восприятию и адекватной оценке истинности информации, готовность к самообразованию, осознание его необходимости.

Рассмотрим более подробно структуру и содержание информационной компетенции студента педагогического направления, отметив при этом наличие противоречия между формулировкой результата обучения и содержанием внешнего аудита качества обучения. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по педагогическому направлению фиксирует конкретное содержание образования как результат обучения не в терминах «знать, уметь, владеть», а только в компетентностном формате. Как именно организовать обучение, какое содержание образования выбрать, что предпринять для формирования той или иной компетенции - дело вуза, однако внешние аудиторы приезжают со своим набором требований, в том числе к качеству обучения, никак не согласованным с вузом. Преподаватель, кафедра или учебное заведение в целом при внешнем аудите могут столкнуться с ситуацией, когда компетенция у студентов сформирована, а аудитор проверяет не ее уровень, а только гносеологический компонент, только знания (как правило, тестированием), необходимый и достаточный набор которых для данной компетенции составлен с его точки зрения без учета опыта вуза. Результат аудита качества в этом случае нельзя считать достоверным, налицо противоречие между формулировкой результата обучения и содержанием внешнего аудита качества обучения.

Следовательно, нужно сформировать такую структуру и так определить содержание компетенции, чтобы студент и преподаватель могли легко адаптироваться и подготовиться к внешним проверкам (при наличии заранее выставленных требований или критериев).

Итак, считаем с этой точки зрения целесообразным включить в гносеологический компонент информационной компетенции следующее:

  • совокупность знаний об объекте, теории и технологиях реализации информационных процессов в объеме, необходимом для решения студентом задач информационной деятельности;
  • знание принципов работы и приемов эффективного изучения современных программных средств информационных технологий;
  • знание математических структур, техники доказательств и рассуждений;
  • знание основных концепций современного естествознания.

Праксиологический компонент включает в себя умения и навыки информационной деятельности студента, позволяющие применять современные технологии реализации информационных процессов в практике учебной, научно-учебной, учебно-профессиональной работы (например, в рамках производственных практик), а именно

  • умение студента выбирать для решения задачи информационную технологию, оптимальную в данных условиях, и эффективно применять ее;
  • умение освоить новую информационную технологию, используя различные формы обучения и самообучения;
  • умение использовать при работе с информационной технологией, в том числе для ориентирования в современном информационном пространстве, естественно-научные и математические знания.

Аксиологический компонент включает в себя:

  • уровень развития мотивации к применению знаний и умений в процессе информационной деятельности с коммуникативной или познавательной целью,
  • направленность студента на самообразование в области применения современных информационных технологий, готовность к самообразованию, осознание ее необходимости;
  • понимание студентом значения, в том числе личностного, последствий информатизации общества (в частности, проблем «прозрачности личности»);
  • критическое отношение к восприятию и адекватной оценке истинности информации, понимание проблем авторства и авторского права в свете активного развития информационных и коммуникационных технологий;
  • понимание студентом широты и объема информационного поля, доступного с помощью современных информационных технологий.

Итак, выявленная нами сущность, структура и уточнение понятия информационной компетенции студента педагогического направления позволяют наиболее полно оценить и наметить пути формирования информационной компетенции студента педагогического направления, что предполагает разработку соответствующей педагогической технологии для реализации при обучении студентов педагогического направления в вузе.

В процессе обучения студентов педагогического направления информационная компетенция выступает как минимум в трех ролях: как одна из ключевых компетенций личности; как базис, необходимый для формирования других компетенций, общекультурных и профессиональных; как один из инструментов выполнения профессиональных задач, реализации других компетенций.

В связи с возрастающей ролью информационной компетенции в подготовке учителей выделим шаги, необходимые для составления результативной программы её формирования у студентов педагогического направления в вузе [14].

1. Определить сущность, состав и структуру информационной компетенции.

2. Выделить уровни сформированности информационной компетенции и показатели их достижения в соответствии с определенными ранее структурой и составом информационной компетенции. Целесообразно также соотнести семестр обучения с планируемым, желаемым, необходимым или достаточным уровнем сформированности информационной компетенции с учетом логики освоения дисциплин и реализации иных видов работ в рамках обучения (практики, научная работа и т.д.).

3. Определить методику диагностики уровня сформированности информационной компетенции.

4. Осуществить диагностику уровня сформированности информационной компетенции у студентов.

5. Проанализировать результаты диагностики, сопоставить фактический уровень сформированности с моделью динамики формирования информационной компетенции, полученной в результате выполнения шагов 1 и 2 настоящего алгоритма.

6. Определить конкретные педагогические технологии, методики для ликвидации расхождений между фактическим уровнем сформированности информационной компетенции и моделью его формирования.

Необходимо отметить, что модель, о которой идет речь, представляет собой описание желаемого состава, структуры информационной компетенции студента с указанием уровней и показателей ее сформированности. Как и любая модель, она требует проверки адекватности, которую можно реализовать, предлагая студентам задания, вынуждающие их задействовать информационную компетенцию максимальным образом. Оценка адекватности модели в этом случае осуществляется экспертами.