Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ESSENCE AND STRUCTURE OF SOCIAL PEDAGOGUE PROFESSIONAL-ETHICAL COMPETENCE

Gluzman N.A. 1 Beznosyuk E.V. 1
1 V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Yevpatoriya Institute of social Sciences (branch of the institute)
In the scientific article, based on the analysis and generalization of modern theoretical approaches, an attempt has been made to define the essence and substantiate the content of the professional and ethical competence of the social pedagogue. The analysis of theoretical research in this area allows us to assert that the formation of professional and ethical competence of future social pedagogues in conditions of professional training in higher education is an urgent task and an integral part of the requirements of Federal State Educational Standard of Higher Education, the professional standard "specialist in the field of upbringing" to the personality of a professional. The professional and ethical competence of future social pedagogues is understood as the ability of a specialist to integrate value orientations, theoretical knowledge, practical skills and personal qualities, to ensure the implementation of professional activities based on professional ethics. The professional and ethical competence of future social pedagogues is the formation of four main interconnected components: motivational-value, cognitive, activity and personal.
competence
ethics
professional ethics
professional-ethical competence
social pedagogue

В настоящее время, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, введенного в образовательную практику Российской Федерации с 1 сентября 2011 года, качество образования определяется не только его содержанием, учебными программами и инновационными технологиями, но и высокими требованиями к гуманистической направленности педагогической деятельности, компетентности и уровню нравственно-этической культуры личности педагога. Данные требования предъявляются не только к педагогу-предметнику, но и к социальному педагогу, чья профессиональная деятельность в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания» должна быть направлена на организацию воспитательного процесса с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации обучающихся на основе формирования у них опыта социально и личностно значимой деятельности, поддержку их социальных инициатив и учета индивидуальных особенностей. Именно поэтому социально-педагогическая деятельность относится к профессиям, для которых профессионально-этическая компетентность специалиста является значимой составляющей профессионализма и способствует формированию целостного профессионального практического мышления. Профессионально-этическая компетентность оказывает гуманизирующее влияние на личность социального педагога, все категории, с которыми взаимодействует специалист в ходе своей профессиональной деятельности, их социальное окружение и, соответственно – на общество в целом. Важность профессиональной подготовки будущих социальных педагогов в контексте формирования их профессионально-этической компетентности подтверждается требованиями таких нормативно-правовых актов как Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг. Однако на современном этапе развития науки вопрос профессиональной подготовки социальных педагогов в контексте их профессионально-этического становления является недостаточно изученным, что способствует возникновению противоречия между теорией и объективными потребностями практики, что и обуславливает актуальность данной темы исследования.

В научной литературе теоретико-методологический аспект проблемы формирования профессионально-этической компетентности, в том числе социальных педагогов, представлен в исследованиях таких авторов, как А.Г. Асмолов, В.Г. Бочарова, Н.А. Глузман, С.И. Григорьева, И.А. Зимняя, Л.В. Мардахаева, В.А. Никитина, Е.И. Холостова, В.Д. Шадриков и др. Проблемам профессиональной подготовки специалистов социально-педагогического профиля в условиях высшего учебного заведения посвящены исследования таких отечественных ученых, как: Н. И. Агронина, Н. Ш. Валеева, Р. М. Куличенко, В. Ю. Ярецкий и др. В зарубежных исследованиях данный аспект представлен в трудах Х. Джонса, Р. Лугара, Ф. Парслоу, Р. Сарри, К. Хейкокса, Л. Хьюз.

Цель исследования – определить сущность и основные характеристики понятия «профессионально-этическая компетентность будущего социального педагога».

Материалы и методы исследования

Рассмотрение сущности понятия «профессионально-этическая компетентность» невозможно без определения ключевых понятий данной темы, таких как «компетентность», «этика» и «профессиональная этика».

В настоящее время компетентностный подход является основой реализации ФГОС, в том числе ФГОС ВО, в соответствии с которым основной целью современного профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и направленности подготовки, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, в совершенстве владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, стремящегося к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

В основу ФГОС ВПО третьего поколения положена компетентностная модель бакалавра и магистра, которая состоит из общекультурных компетенций, инвариантных к области деятельности (социально-личностные, общенаучные, общепрофессиональные, экономические и организационно-управленческие), и специальных компетенций (разрабатываются в соответствии с областью деятельности для конкретной специальности) [1].

В содержании компетентностного подхода выделяются два ключевых понятия: «компетенция» и «компетентность». По определению авторов монографии «Учитель начальных классов: готовим профессионала к реализации ФГОС» компетенция представляет собой совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [2].

Н.И. Агронина полагает, что компетентность представляет собой меру включенности человека в деятельность [3]. В научных исследованиях Н.А.  Глузман указано, что компетентность – это интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных профессиональных и социально личностных предметных областях (компетенциях), который определяется необходимым объемом и уровнем знаний и опыта в определенном виде деятельности [4].

С позиции компетентностного подхода к социальному педагогу предъявляются повышенные требования в связи с тем, что социально-педагогическая деятельность представляет собой такой вид профессии, в которой реализация морально-этических принципов осуществляется намного сложнее, чем во многих других профессиональных областях. Данный факт обусловлен тем, что от профессиональной компетентности социального педагога может зависеть судьба человека, который является основным субъектом его профессиональной деятельности. С этой позиции определяется повышенное внимание к вопросу профессионально-этической компетентности социального педагога.

В современных научных исследованиях под этикой понимается философская наука о морали и использовании моральных оценок в поведении человека и развития его нравственного сознания. Энциклопедические словари определяют общетеоретическую этику как научную дисциплину, объектом изучения которой является мораль, нравственность.

С точки зрения Г.Р. Шпиталевской, профессиональная этика представляет собой вид прикладного знания, фиксирующий повышенные поведенческие нормы и требования, вытекающие из особенностей той или иной профессии [5].

Л.Б. Филатова, в свою очередь, считает, что предмет профессиональной этики составляют нормы, не укладывающиеся в рамки общей нравственности, описывает те исключения от общих моральных принципов, которые диктуются логикой профессии и в конкретном профессиональном контексте воспринимаются не как отступления, а как адекватное выражение духа самих этих принципов [6].

М. Г. Подопригора указывает, что предметом профессиональной этики являются: качества личности специалиста, необходимые для выполнения профессионального долга; нравственные взаимоотношения специалистов и объектов/субъектов их деятельности; взаимоотношения коллектива организации с обществом; взаимоотношения внутри трудового коллектива и нормы, которые их регулируют; цели и методы профессионального обучения и воспитания [7].

Таким образом, под профессиональной этикой понимается прикладная часть этики, изучающая нравственные нормы, регулирующие взаимоотношения людей в трудовой деятельности и отношение человека к своим профессиональным обязанностям.

Н.И. Агронина считает, что процесс формирования профессионально-этической компетентности будущих социальных педагогов в процессе их профессионального обучения в высшем учебном заведении обусловлен сложностью и многообразием форм социокультурного развития российского общества, спецификой социально-педагогической деятельности как особого вида профессиональной деятельности в системе «человек – человек» [8].

Профессионально-этические качества социального педагога и социального работника регламентируются такими нормативно-правовыми документами, как: Конституция Российской Федерации (1993 г.), Международная декларация этических принципов социальной работы (1994 г.), Международные этические стандарты социальной работы (1994 г.), Кодекс этики социального работника и социального педагога (2003 г.), приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 декабря 2013 г. № 792 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания», профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10н, а также другими нормативно-правовыми документами в области социальной защиты населения.

Содержание ФГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки 44.03.02. и 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» предполагает совершенствование профессиональной подготовки специалиста, компетентного не только в профессиональном, но и этическом аспекте [9].

Таким образом, на основании вышеизложенного можно заключить, что профессионально-этическая компетентность будущего социального педагога представляет собой способность специалиста интегрировать ценностные ориентиры, теоретические знания, практические умения и личностные качества, обеспечивать осуществление профессиональной деятельности на основе профессиональной этики.

Для определения структуры профессионально-этической компетентности будущих социальных педагогов мы опирались на имеющиеся в науке теоретико-методологические исследования. Так, Л.Л. Хоружа в монографии «Этическая компетентность будущего учителя начальных классов» определяет три составляющие профессионально-этической компетентности педагога: содержательной (когнитивной), личностной и операционно-процессуальной [10].

О.Н. Гринвальд в своих научных исследованиях в области формирования социально-этической компетентности обучающихся выделяет следующие компетентности: теоретический аспект (знания этических основ профессиональной деятельности); практический аспект (умения и навыки выполнения профессиональной деятельности, соответствующие нормам и требованиям профессиональной этики, служебного этикета); индивидуальный аспект (рефлексивные умения, мотивационно-ценностные ориентации и морально-волевые качества) [11].

В диссертационном исследовании О. В. Пономаренко раскрыта сущность, содержание и такие структурные компоненты профессионально-этической культуры социального педагога, такие как: аксиологический, технологический, личностно-творческий [12].

В. Н. Раскалинос в своих научных работах акцентировала внимание на таких компонентах этической компетентности будущего социального педагога, как: аксиологический, когнитивный и технологический [5].

Проанализировав подходы к изучению структуры профессионально-этической компетентности, можно сделать вывод, что ее компонентами являются: знания (моральных норм), мотивы (побуждения к соблюдению нравственных норм), умения и навыки поведения (непосредственное выполнение профессиональной деятельности с учетом нравственных норм) и рефлексия (стремление к самоанализу и самосовершенствованию).

Таким образом, на основании вышеизложенного считаем целесообразным представить профессионально-этическую компетентность будущих социальных педагогов в виде совокупности четырех основных компонентов:

1) мотивационно-ценностного – включает в себя осознание будущим социальным педагогом важности мотивационно-ценностных аспектов своей профессиональной деятельности. Профессионально-мотивационная сфера личности специалиста включает два основных компонента: внешнюю и внутреннюю мотивацию. В контексте нашего исследования, внешняя мотивация представляет собой осознание будущим социальным педагогом роли профессионально-этической компетентности. Внутренняя мотивация включает: познавательный интерес, основанный на интересе обучающихся специальности «социальная педагогика» к содержанию будущей профессиональной деятельности, процесс познавательных действий; мотивы достижения;

2) когнитивный компонент – охватывает сферу формирования нравственного сознания личности будущего социального педагога через систему этических знаний для восприятия значения и содержания ценностей, образцов, принципов поведения и общения. Когнитивный компонент профессионально-этической компетентности будущих социальных педагогов обеспечивает усвоение знаний о ценностях, о моральных нормах, направляя будущую деятельность на соблюдение этических профессиональных норм;

3) деятельностный компонент проявляется в сформированности у обучающихся умений к осуществлению социально-педагогической деятельности на основе профессиональной этики, налаживать коммуникативные контакты с учетом деловой этики и культуры профессионального общения;

4) личностный компонент предполагает сформированность у обучающихся морально-личностных качеств и качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности: организованности, активности, интеллектуальной мобильности, коммуникабельности, эмоциональной устойчивости, эмпатии, толерантности, рефлексии, стремления к самоанализу и самосовершенствованию.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ научной литературы позволил сформулировать определение профессионально-этической компетентности будущих социальных педагогов, под которой понимается способность специалиста интегрировать ценностные ориентиры, теоретические знания, практические умения и личностные качества, обеспечивать осуществление профессиональной деятельности на основе профессиональной этики. Профессионально-этическая компетентность будущих социальных педагогов представляет собой сформированность четырех основных взаимосвязанных компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и личностного.

Выводы

Вышеизложенное свидетельствует, что профессионально-этическая компетентность современного специалиста социальной сферы является сложным многокомпонентным понятием, которое в современной научной литературе характеризуется с точки зрения нескольких научных подходов: социокультурного, деятельностного, коммуникативного, профессионального, контекстно-информационного и др. Каждый из названных подходов не исчерпывает научного анализа проблемы профессионально-этической компетентности полностью; все эти подходы находятся во взаимосвязи друг с другом и взаимодополняют друг друга. Таким образом, формирование профессионально-этической компетентности будущих социальных педагогов в условиях профессионального обучения в высшем учебном заведении является актуальной задачей и неотъемлемой составляющей требований ФГОС ВО профессионального стандарта «специалист в области воспитания» к личности профессионала.