Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE AS A RESOURCE OF INTERCULTURAL COMMUNICATION OF STUDENTS OF DIFFERENT COUNTRIES

Yudina A.I. 1 Yudin M.O. 1
1 Kemerovo State University of Culture
Проблема исследования определяется поиском путей эффективного использования ресурсов историко-культурного наследия для развития межкультурной коммуникации студентов разных стран. Студенческая молодежь – это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости. В ближайшем будущем молодежь решающим образом будет определять судьбу развития планеты. Именно поэтому объединение студенческого сообщества по сохранению мирового историко-культурного наследия в современных социально-культурных условиях приобретает особое значение. Историко-культурное наследие представляет собой специфический ресурс территории, обладающий большим педагогическим потенциалом в формировании национально-культурной идентичности личности и развитии межкультурной коммуникации. При этом вся совокупность наследия охватывает не только памятники истории и культуры, но и - народную культуру, традиции, ремесла и промыслы, историческую городскую среду, сельскую застройку и систему расселения, этнокультуру, природное окружение. В научной статье авторами представлен опыт сотрудничества Кемеровского государственного института культуры и некоммерческой общественной организации «Международный фонд Ромуальдо Дель Бьянко» (Флоренция, Италия) по сохранению и популяризации историко-культурного наследия как ресурса межкультурной коммуникации студентов разных стран. Одним из главных принципов философии Фонда Ромуальдо Дель Бьянко является сохранение самобытности территорий, различных форм культурного самовыражения. Реализуя данный принцип в образовательной деятельности вуза, особое внимание уделяется популяризации объектов историко-культурного и природного наследия.
The research problem is determined by search for ways to effectively use of resources of the historical and cultural heritage for development of the intercultural communication among students from different countries. Student youth is a special socio-demographic group that is experiencing a period of social maturity. In the near future, young people will decisively define the destiny of the planet's development. That is why the unification of the student community to preserve the world's historical and cultural heritage in modern socio-cultural conditions take on special significance. Historical and cultural heritage is a specific resource of the area, which has a great pedagogical potential in the formation of the national and cultural identity of a person and the development of intercultural communication. At the same time, the whole collection of heritage covers not only historical and cultural monuments, but also - folk culture, traditions, crafts, historical urban environment, country development and settlement system, ethno culture, natural environment. In the scientific article the authors present the experience of cooperation between the Kemerovo State University of Culture and the non-commercial public organization "The Romualdo Del Bianco International Foundation" (Florence, Italy) on preserving and popularizing the historical and cultural heritage as a resource of intercultural communication for students from different countries. One of the main philosophy principles of the Foundation Romualdo Del Bianco is the preservation of the territories identity, various forms of cultural expression. Realizing this principle in the educational activity of the university, special attention is paid to the popularization of historical, cultural and natural heritage objects.
resources
intercultural communication
historical and cultural heritage

Актуальность темы исследования определяется тем, что способность к межкультурной коммуникации в современных социально-культурных условиях становится одной из основных компетенций специалиста сферы культуры и искусств.

Цель исследования заключается в теоретическом анализе и практическом обобщении опыта использования историко-культурного наследия как ресурса межкультурной коммуникации студентов разных стран.

Процессы глобализации стремительно и необратимо усиливают культурные контакты человечества. В современном мире увеличивается плотность «информационного потока», что дает возможность различным культурам выйти за пределы своих этнических или национальных рамок, обрести динамику собственного развития. В то же время глобализация вызывает перемены не только в экономической, политической сфере жизни общества, но и самым непосредственным образом отражается на тех процессах, которые протекают в сфере культуры. Глобализация усилила интенсивность культурных и образовательных обменов, расширила возможности людей для путешествия по разным странам.

Современное общество сталкивается с проблемой национально-культурной идентичности, которая определяется понижением статуса национальных языков, исчезновением многообразия типов культурного самовыражения, разрушением объектов всемирного историко-культурного и природного наследия. Историко-культурное наследие представляет собой специфический ресурс территории, обладающий большим педагогическим потенциалом в формировании национально-культурной идентичности личности и развитии межкультурной коммуникации. При этом вся совокупность наследия охватывает не только памятники истории и культуры, но и народную культуру, традиции, ремесла и промыслы, историческую городскую среду, сельскую застройку и систему расселения, этнокультуру, природное окружение. Материальное и нематериальное историко-культурное наследие рассматривается как непосредственная и существенная часть национального достояния, определяющая самобытность культуры страны или ее региона [1].

В этой связи особое значение приобретает разработка проектов по сохранению богатства историко-культурных ресурсов Российской Федерации и реализация программ их популяризации, способствующих развитию межкультурной коммуникации.

Теоретической базой исследования стали труды отечественных ученых. Вопросы межкультурной коммуникации в своих научных трудах исследовали ученые: Тер-Минасова С.Г., которая при описании процесса общения и взаимодействия культур использовала понятие «диалог культур» [2]; Бахтин М.М., который рассматривал само человеческое бытие как «событие в мире с другими» [3], Садохин А.П., который изучал сущность и механизмы межкультурной компетентности [4].

Проблема нашего исследования определяется поиском путей эффективного использования ресурсов историко-культурного наследия для развития межкультурной коммуникации студентов разных стран.

Студенчество представляет собой особую социально-демографическую группу, которая проходит период становления социальной зрелости. В ближайшем будущем молодежь решающим образом будет определять судьбу развития планеты. Именно поэтому объединение студенческого сообщества по сохранению мирового историко-культурного наследия в современных социально-культурных условиях приобретает особое значение [5].

В ходе исследования был проведен эксперимент по оценке результативности использования потенциала историко-культурного наследия как ресурса межкультурной коммуникации студентов разных стран. На этапе констатирующего эксперимента нами был разработан экспертно-опросный лист, включающий три блока вопросов и экспертных оценок. В опросе приняли участие студенты Кемеровского государственного института культуры, обучающиеся по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». Респондентам было предложено оценить правильность предложенных утверждений по отношению к себе от 0 до 5 баллов.

Анализ первого блока вопросов позволил определить способность студентов к пониманию собственной национальной идентичности. Ответы большинства респондентов (87%) показали, что знание культуры и истории собственной страны развивают представления студентов о ее роли и значимости в международном сообществе.

Второй блок вопросов был направлен на оценку способности студентов к пониманию и принятию других культур. 64% респондентов отметили, что особенно значимым для развития межкультурной коммуникации является толерантное отношение к представителям других культур, знание особенностей национальных традиций и уважение форм культурного самовыражения.

В третий блок вопросов входила оценка способности студентов к адаптации в социокультурном пространстве другой страны. Анализ ответов на поставленные вопросы показал, что 54% студентов испытывали трудности в адаптации к социально-культурным условиям другой страны. Основной причиной был назван языковой барьер.

В ходе формирующего эксперимента студенты были поставлены в ситуацию профессиональной пробы, являясь участником различных международных научных мероприятий, направленных на сохранение и популяризацию историко-культурного наследия. Профессионально ориентированные ситуации общения студентов из разных стран, направленные на диалог культур и популяризацию историко-культурного наследия, рассматриваются нами как средство развития межкультурной коммуникации, причем большую роль играет реальная и виртуальная мобильность обучения.

Положительным опытом в развитии межкультурной коммуникации студенческой молодежи является сотрудничество Кемеровского государственного института культуры и Фонда Ромуальдо Дель Бьянко (Fondazione Romualdo Del Bianco® - Life Beyond Tourism® г. Флоренция, Италия), который являлся партнером в проведении экспериментальной части исследования [6].

Фонд Ромуальдо Дель Бьянко, обладая обширной сетью международных связей, поддерживает молодежные контакты, направленные на ознакомление с культурным наследием Европы и сотрудничество студентов из разных стран. Такое международное сотрудничество важно для музейной и туристической практики, формирования системы сохранения и популяризации историко-культурного и природного наследия территорий [7].

Студенты и преподаватели вуза стали участниками различных мероприятий, проводимых Фондом во Флоренции. Участие в семинарах и конференциях позволило обменяться опытом организации и проведения мероприятий, связанных с туристическим бизнесом и музейной деятельностью, а также наладить профессиональные контакты с коллегами из других стран.

Так, например, международный семинар «Эффективный межкультурный диалог молодёжи в сфере сохранения мирового культурного наследия» (г. Флоренция, Италия), который состоялся в марте 2017 года, позволил участникам представить концепции применения и усовершенствования передовых практик, применяемых в туризме и направленных на сохранение мирового историко-культурного наследия.

Студентами и аспирантами КемГИК были презентованы исследовательские проекты, посвящённые историко-культурным объектам Кемеровской области: «Шорский экомузей «Тазгол»; «Шестаковский природный комплекс»; «Новокузнецкий литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского»; «Музей-заповедник «Кузнецкая крепость»; «Историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская Писаница»; «Голландское архитектурное наследие Кемеровской области» [6].

Особый интерес у студентов вызвало участие в интерактивном семинаре и мастер-классах по технологиям реставрации живописи, экспонирования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, реконструкции париков, театральных масок.

Вторым этапом флорентийского семинара стал Международный семинар-практикум «Сохранение культурного наследия и устойчивый туризм – международный обзор культурного туризма», который прошел в сентябре 2017 года на базе Кемеровского государственного института культуры в городе Кемерово.

В рамках семинара-практикума на заседании круглого стола «Межкультурный диалог и точки роста в развитии туризма» обсуждались вопросы развития устойчивого туризма на основе сохранения и актуализации культурного и природного наследия, совершенствования общественных и просветительских инициатив в данной области. Завершился семинар-практикум проведением открытых лекций ведущих ученых, представителей учреждений культуры Западной Сибири; мастер-классов «Реконструкция традиционных женских ремесел шорцев» и «Актуализация традиционной русской кухни в музее».

Одним из главных принципов философии Фонда Ромуальдо Дель Бьянко является сохранение самобытности территорий, различных форм культурного самовыражения. Реализуя данный принцип в образовательной деятельности вуза, особое внимание уделялось популяризации объектов историко-культурного и природного наследия как ресурса для развития межкультурной коммуникации студентов и преподавателей.

Особо следует отметить подготовку педагогов к работе со студентами по развитию навыков межкультурной коммуникации в ситуации профессиональных проб. Большую работу в данном направлении ведет Международный институт «Life Beyond Tourism» (Жизнь вне туризма), созданный при Фонде Ромуальдо Дель Бьянко. На базе Института организованы учебные курсы для педагогов, ориентированных на принципы и передовой опыт инициативы «Жизнь за пределами туризма». Так, педагоги Кемеровского государственного института культуры прошли обучение на базе Международного центра исследований во Флоренции (Италия). Курс обучения включал в себя лекции, семинары, научные дискуссии и исследовательскую работу в различных областях культуры и всемирного культурного наследия для диалога между культурами и уважения форм культурного самовыражения.

География слушателей интенсивного курса достаточно широка, это ученые из России, Беларуси, Азербайджана, Италии. По результатам обучения слушателями были представлены проекты реализации учебных курсов по развитию туризма и сохранению всемирного историко-культурного наследия для развития межкультурной коммуникации студентов в вузах разных стран. Проекты программ получили одобрение и были рекомендованы для включения их в учебные планы КемГИК.

Результаты эксперимента и анализ опыта работы с зарубежными и отечественными студентами и преподавателями на международных мастер-классах, семинарах, конференциях во Флоренции свидетельствует об эффективности использования ресурсов историко-культурного наследия в развитии межкультурной коммуникации студентов разных стран.

Научно-практические международные мероприятия, направленные на сохранение и популяризацию историко-культурного наследия, предусматривают реальное участие студентов и преподавателей в доступной форме по продуманной программе развития межкультурной коммуникации студентов.

В русле деятельности института «Life Beyond Tourism (Жизнь вне туризма)» при Фонде Ромуальдо Дель Бьянко было предусмотрено построение благоприятной рабочей обстановки по направлениям:

  • от туризма к путешествию и историко-культурному наследию для диалога: с преодолением языкового барьера, с разрешением проблем согласования терминологии, с обеспечением условий периодических публикаций, эффективного профессионального виртуального и реального диалога;
  • умное путешествие для диалога: организация умного путешествия, способствующего приобретению богатых профессиональных знаний, навыков и умений;
  • умная архитектура: организационная структура «трилистник» (3 основных компонента и объединяющая тема - историко-культурное наследие: мероприятие в одной стране, подобное в другой стране и менее крупное мероприятие в той или иной стране).

Участники флорентийских семинаров могли встретиться с представителями межгосударственных организаций ЮНЕСКО, ИКОМОС, ИКОМ и ведущими специалистами в области сохранения историко-культурного наследия на открытых лекциях и мастер-классах. Перспектива работы в подобных мероприятиях дает стимул участвовать в интегрированном обучении и добиться качественных результатов, освоить и закрепить знания и навыки основ профессиональной коммуникации в международном культурном деловом контексте, получить международные сертификаты участия.

Сегодня важно поощрять и распространять ценности, поведение и взгляды, способствующие диалогу, ненасилию и сближению культур в соответствии с принципами Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии, которая гласит: «…необходимо создавать благоприятную среду для культурных обменов и расцвета творческих способностей, питающих жизненные силы общества» (Статья 2. «От культурного разнообразия к культурному плюрализму») [8].

Выводы. Опыт сотрудничества Кемеровского государственного института культуры и Фонда Ромуальдо Дель Бьянко подтвердил результативность участия в образовательных проектах, подобных флорентийскому семинару «Эффективный межкультурный диалог молодежи в сфере консервации, реставрации, сохранения и презентации историко-культурного наследия» для студентов и представителей вузов культуры. Полноценное формирование и повышение квалификации специалиста возможно на основе междисциплинарного подхода с учетом возможностей мобильности обучения, что позволяет более полно обеспечивать благоприятные условия и раскрывать проблематику межкультурного взаимодействия.

Перспективы международного сотрудничества КемГИК и Фонда Ромуальдо Дель Бьянко мы видим в совместных мероприятиях, направленных на пропаганду передового опыта в области сохранения и популяризации историко-культурного и природного наследия, а также на развитие межкультурного диалога студентов разных стран.

Приоритетными научно-творческими проектами и программами института в рамках сотрудничества КемГИК с международными партнерами определены:

  • реализация проекта «Музеологическая школа», способствующего установлению конструктивного диалога, обмену опытом, научной дискуссии специалистов в области музейного дела в ходе работы образовательных и коммуникационных площадок;
  • проведение студенческих научно-практических семинаров, обучающих мастер-классов, лекций ведущих отечественных и зарубежных ученых по сохранению и популяризации историко-культурного наследия;
  • разработка и реализация арт-проекта «В зеркале искусства», направленного на развитие информационной культуры личности в соответствии с программой ЮНЕСКО «Информация для всех» в аспекте диалога культур;
  • проведение фестиваля «Диалог культур», способствующего распространению идей ЮНЕСКО, основанных на принципе разнообразия культур народов мира;
  • реализация на базе вуза образовательных программ по изучению и пропаганде русского языка;
  • проведение Международного фестиваля творческих индустрий «С любовью к городу», основной идеей которого является развитие межкультурных коммуникаций в условиях социально-культурной среды современного индустриального города.

Опыт участия в проектах международного уровня позволил выпускникам вуза культуры: освоить профессиональные и общекультурные компетенции; получить навык адаптации в иноязычной культурной среде; повысить мобильность обучения; приобрести умения в использовании технологий сохранения и популяризации историко-культурного наследия. В свою очередь, все перечисленные аспекты повлияли на развитие межкультурной коммуникации и повышение конкурентоспособности будущего специалиста на рынке труда.

Таким образом, уделяя большое внимание развитию межкультурной коммуникации студентов разных стран, мы общими усилиями открываем, познаем, делимся и обучаем культуре, способствуем диалогу культур и установлению прочных связей между странами.