Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES OF THE UNIVERSITY ORGARNIZATION IN A PANDEMIC

Minaev A.I. 1 Isaeva O.N. 1 Kiryanova E.A. 1 Gornov V.A. 1
1 Ryazan State University named after S. Yesenin
The article highlights the organization of work of Ryazan State University named after S.A. Yesenin in all areas of the university activities in the situation of a forced transition to a remote mode of operation in the context of the spread of a new coronavirus infection COVID-19. Particular attention is paid to the implementation of the educational process in all forms of training and areas of university preparation, the organization of intermediate and final certification, taking into account the recommendations of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. The article provides data on-line questionnaires of students on the transition to the remote mode of the educational process using distance educational technologies. It is shown how, under new conditions, the potential of traditional forms of organization of the university activity, cooperation with higher educational organizations, and municipal and regional authorities can be used and strengthened. The authors also present the experience of organizing educational work with students, social support of students, scientific activities of teachers and students, taking into account adjustments caused by changes in working conditions. Also the technical and software capabilities of the university, necessary for prompt response to challenges in the new conditions are analyzed.
organization of the university
the educational process
educational work
remote mode of operation
the management of the university

Проблема высшего образования, функционирования вузов в Российской Федерации представляет особый интерес и является предметом обсуждения на протяжении ряда лет. Целью данного исследования является анализ особенностей организации работы всех направлений университета в условиях перехода на дистанционный режим работы в период пандемии. Переход на обучение студентов с использованием дистанционных образовательных технологий университет начал 17 марта 2020 г., на следующий день после выхода соответствующего приказа Министерства науки и высшего образования РФ [1]. Первая неделя была пусковой, но уже в ее конце дистанционное обучение студентов проходило в полном объеме – как основная форма учебного процесса.

Материал и методы исследования

В ходе исследования авторы использовали теоретические (анализ, синтез, обобщение) и эмпирические (наблюдение, качественное сравнение, точное измерение и эксперимент) методы. В целях оценки качества дистанционного обучения в период с 10 по 14 апреля был проведен массовый опрос в форме онлайн-анкетирования обучающихся РГУ имени С.А. Есенина. Как метод сбора первичной социальной информации индивидуальное формализованное анкетирование широко известно и успешно применяется в практике социологических исследований в России и за рубежом. Процесс онлайн-анкетирования проходит в удаленном режиме, полностью исключая непосредственный контакт анкетера с респондентом. В процессе сбора первичной социальной информации было получено 2127 анкет на основе опросника, размещенного на платформе Google Forms. Полученный массив данных позволяет определять характеристики исследуемого объекта (генеральной совокупности, объем которой – 3990 студентов очной формы бакалавриата и 332 обучающихся по очной форме магистратуры), где величина статистической погрешности не превышает 0,015 (в нашем случае удобнее говорить о доверительном интервале +1,5%) при доверительной вероятности 95%. Это означает, что не менее 95% полученных ответов респондентов будут попадать в диапазон значений усредненного реального показателя в пределах заявленной погрешности. В анкету были включены в основном закрытые и полузакрытые вопросы, что существенно облегчает ее заполнение респондентами. Опрос показал, что 53,3% студентов оценивают качество дистанционного обучения как «отличное» и «хорошее». 76,4% опрошенных положительно отзываются о дистанционной форме обучения, 46,5% отмечают, что уровень мотивации к учебе у них не изменился, у 12,9% мотивация увеличилась. Подавляющее большинство студентов считают дистанционную подачу материала полностью понятной, одновременно отмечая большой объем задаваемого материала на самостоятельное изучение и в качестве домашнего задания (71% из числа опрошенных). Своевременное информирование об изменениях в дистанционном режиме обучения отмечают 74% из числа опрошенных, не удалось адаптироваться к новым условиям дистанционного обучения лишь 9,9% студентов. Из положительных моментов текущего формата обучения студенты отмечают низкий риск заражения инфекцией, индивидуальный темп обучения, возможность повторно посмотреть видеозапись лекции, использование современных технологий обучения. Вместе с тем имеются технические проблемы, с которыми студенты столкнулись в процессе дистанционного обучения, а именно 40% из опрошенных называют технические перебои в процессе воспроизведения материала, 17% отмечают плохую обратную связь. Студенты отмечают такие преимущества дистанционного обучения, как экономия времени и удобство общения с преподавателем. Подготовка и участие в онлайн-дискуссии в целом вызывают меньше стресса. Несмотря на большое количество положительных моментов, лишь 15% студентов выразили уверенное желание продолжать обучение в дистанционном формате. По результатам проведенного опроса руководством вуза предприняты меры по совершенствованию организации дистанционного обучения [2].

Мы рассматриваем дистанционное обучение как обучение, реализуемое в основном с применением информационных технологий при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся (7770 человек) и педагогических работников (450 человек).

Результаты исследования и их обсуждение

В качестве основного инструмента обучения с применением дистанционных образовательных технологий в университете используется электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) на платформе Moodle. На ней зарегистрированы более 10 тысяч пользователей, в том числе более 6,5 тысяч – активных пользователей, преподавателей и студентов вуза. Здесь же размещено около 10 200 учебных курсов – это текстовые лекции, видеолекции, презентации, тесты, кейсы для разбора практических ситуаций, проблемные и творческие задания и многое другое. Взаимодействие преподавателей и студентов происходит в ЭИОС в режиме offline.

Есть и другие ресурсы для работы студентов и преподавателей. Со второй недели дистанционного обучения началось активное использование возможностей видео-конференц-связи для организации обучения online. В режиме реального времени студентам читаются лекции, преподаватели отвечают на вопросы, задаваемые устно или размещенные в чате. Ежедневно в таком формате проходит до 30 лекций для разных потоков студентов.

Третий ресурс, эффективно используемый для дистанционного обучения, – электронные библиотечные системы. РГУ имени С.А. Есенина имеет подписку на 7 таких систем. Отрадно, что, понимая сложность нынешнего периода для системы образования, три крупнейшие библиотечные системы открыли полный бесплатный доступ к своим ресурсам. Это полнотекстовые документы – учебники и учебные пособия, монографии. Студенты могут не только пользоваться всеми этими материалами по тем ссылкам, что дают им преподаватели, но и самостоятельно искать нужную информацию.

Еще один, четвертый, ресурс – широкое использование социальных сетей. В них создаются группы, которые администрируются преподавателями. Здесь тоже размещаются задания, идет активное общение в чатах. Используются в РГУ имени С.А. Есенина также массовые открытые online курсы, доступ к которым предоставляется соответствующими платформами и ведущими университетами страны. Эти курсы применяются не только для самостоятельной работы студентов по изучению контента, расширяющего объем знаний. Преподаватели также частично включают содержание массовых online-курсов в свои лекции как дополнительный источник текстовой и наглядной информации. При этом студента правильно ориентируют, определяя формы и методы работы с этим материалом. Преподаватели проводят лекции и семинары с использованием образовательного портала университета (платформа Moodle), применением технологий видео-конференц-связи, таких как Zoom, Webinar и Skype, не снижая требований к объему изучаемого материала и контролю знаний. Отдельные преподаватели работают также на платформах Google Meet, Google Hangouts и Google Classroom.

Таким образом, в своей содержательной части занятия в дистанционном формате проходят практически так же, как и раньше в университетских аудиториях: выдерживаются время и порядок стационарного расписания занятий, осуществляется контроль посещаемости, если занятия проводятся в режиме online.

Переход к организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий потребовал изменения подходов к практической подготовке обучающихся. В ряде случаев базы практик были изменены. Например, по направлениям подготовки «Туризм», «Гостиничное дело» в связи со сложной ситуацией в соответствующей отрасли экономики практики проводятся на базе университета, где в качестве баз практик выступают университетские кафедры, а студенты выполняют задания по выработке антикризисных мер для организаций туристической отрасли [3]. По направлению подготовки «Юриспруденция» практики были перенесены в Юридическую клинику университета.

В рамках подготовки к промежуточной аттестации в университете осуществляется разработка и/или актуализация банка тестовых заданий в ЭИОС для проведения зачетов и экзаменов в форме тестирования. Платформа Moodle позволяет создавать проверочные работы так, что их надо успеть выполнить в строго отведенное время, что для письменных зачетных и экзаменационных работ очень важно. Для защиты курсовой работы или проекта принимается следующий регламент работы: студенты записывают видео своего выступления (защиты курсовой работы) и вместе с презентацией и самой работой присылают преподавателю или выкладывают на одном из облачных сервисов (Google Drive, Yandex.Диск). Для экзаменов и зачетов по практическим дисциплинам предлагается использовать Skype или платформу Zoom, через которые часть преподавателей проводили и занятия. Эти онлайн-инструменты позволяют создавать видеоконференции и общаться как фронтально, так и индивидуально [4]. Кроме того, поскольку на экзамене необходимо отслеживать выполнение задания в ограниченное время, то преподаватели начали еще работать с Google docs. Этот инструмент позволяет в режиме онлайн работать с разнообразными документами, видеть, как студенты, например, переводят тексты, и (при необходимости) вносить коррективы. Балльно-рейтинговая система позволяет студенту в соответствии с программой учебной дисциплины, вопросами к экзамену/зачету систематически в соответствии с графиком, определенным в индивидуальном образовательном маршруте, размещать в ЭИОС на платформе Moodle разные виды работ (творческие и исследовательские проекты, эссе, рефераты, конспекты книг и научных статей, заполненные сравнительные таблицы и т.д.). Работы оцениваются по заранее определенным критериям. Обучающиеся набирают баллы к сроку, определенному графиком учебного процесса, и получают зачет или экзаменационную оценку, которая носит, таким образом, накопительный характер.

Можно сделать вывод о том, что в ходе промежуточной аттестации как на зачетах, так и на экзаменах наиболее правильным будет использование комбинации инструментов: что-то проверять письменно (онлайн и оффлайн), далее переходить в режим устного общения на той или иной платформе.

В рамках изменившихся условий реализации основной программы в университете активизирована воспитательная работа, направленная на развитие личности, создание условий для самореализации и социализации молодежи [5]. Уточнены планы воспитательной работы на ближайшую перспективу, значительная часть мероприятий переведена в дистанционный формат: творческие мероприятия («Студенческая весна в РГУ», творческий этап видеороликов от участников конкурса «Мистер РГУ» и др.). Продолжил работу театр «Переход», организуя онлайн-интервью с актерами театра, транслируя в социальных сетях видеопоказ спектаклей. Одним из важнейших моментов организации деятельности университета в сложившихся условиях является работа со студентами, проживающими в общежитиях университета. Значительная часть обучающихся уехала на этот период домой, но более 200 человек остались в студенческом городке. Для того чтобы у обучающихся не была потеряна связь с университетом, Студенческим клубом, Центром молодежных инициатив университета для студентов, проживающих в общежитии, организованы Челлендж в инстаграмме «А что делаешь ты на дистанте?», различные онлайн-конкурсы и акции. Для студентов и преподавателей организована и проведена серия вебинаров по волонтерской деятельности. Волонтеры университета присоединились к федеральной акции «Мы вместе», которая направлена на поддержку пожилых, маломобильных граждан и медицинских сотрудников во время пандемии. Они участвуют в доставке продуктов питания и медикаментов нуждающимся, работают в call-центре для оказания помощи гражданам пожилого возраста на территории Рязанской области. Участники проекта «Университет третьего возраста» оказывают психологическую и юридическую поддержку слушателям проекта – участникам регионального отделения общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров России». Студенты университета пришли на помощь обучающимся школ города Рязани в условиях дистанционного обучения и выполняют функции цифровых ассистентов. Ребята помогают тем ученикам, которые испытывают затруднения в освоении образовательной программы по английскому языку, русскому языку и математике. Они прикреплены к семьям таких учеников и оказывают помощь по мере необходимости от одного до нескольких раз в неделю.

Несмотря на работу университета в непростых условиях пандемии новой коронавирусной инфекции, тема Великой Победы в Великой Отечественной войне остается актуальной и для студентов, и для преподавателей. В преддверии празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина был создан организационный комитет, разработан и утвержден план мероприятий. Основной план содержит 100 мероприятий, которые соответствуют концепции, целям и задачам мероприятий федерального уровня. Мероприятия плана включают в себя торжественные церемонии, памятные встречи, культурно-массовые, спортивные, духовно-нравственные и патриотические проекты, благотворительные акции, а также участие в мероприятиях регионального и федерального уровня. Многое из перечисленного реализовано в режиме реального времени. Институты и факультеты, студенческие и творческие объединения университета продолжили реализацию запланированных мероприятий в дистанционном режиме работы. Особым вниманием можно отметить работу штаба студенческой патриотической акции «Мы помним!». Студенты всех институтов и факультетов РГУ имени С.А. Есенина присоединились к реализации общеуниверситетского плана мероприятий, приуроченного к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. В социальной сети ВКонтакте создана группа патриотической акции, где можно познакомиться со всеми знаковыми патриотическими мероприятиями вуза: студенты читают стихи, в том числе собственного сочинения, и рассказывают через историю, фотографии и воспоминания о смелости и подвигах героев Великой Отечественной войны – наших земляках, ушедших в свое время защищать Родину.

Одной из возможностей поддержки студентов, оказавшихся в сложной ситуации, стал новый формат содействия трудоустройству обучающихся университета – Цифровая ярмарка вакансий. Это цифровая карьерная среда для университетов, студентов и работодателей с различными SMART-инструментами. В рамках Ярмарки вакансий дистанционного формата студентам было предложено создать свой цифровой профиль на платформе с привязкой к направлению подготовки, курсу, форме обучения. В работе Ярмарки приняли участие до 500 студентов и более 170 работодателей. Обучающимися было получено чуть менее 700 приглашений от компаний на различные вакансии [6].

Безусловно, ситуация, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесла свои коррективы и в научную деятельность университета. И если на начальном этапе перехода работы в дистанционный режим мы стремились изменить формат мероприятий для того, чтобы избежать очного участия (например, запланированные конференции переводились в заочный формат), то вскоре уже был наработан инструментарий для того, чтобы научную жизнь университета не останавливать. Для этого все конференции переведены в онлайн-формат и представляют собой достаточно интересную и плодотворную работу по обсуждению различных научных тем и специализаций. Частично некоторые серьезные научные проекты приостановлены и, как следствие, скорректированы сроки их выполнения. Так, в соответствии с рекомендациями учредителей мы приостановили все работы, связанные с использованием лабораторий. Однако есть достаточно большой пласт работы, связанный с полевыми исследованиями. И сейчас в научном сообществе идут поиски того оптимального режима, который позволит продолжить эту работу. Особенно это важно в сфере мониторинга окружающей среды и биоразнообразия. Вероятно, в ближайшее время такие формы полевой работы будут выработаны. Продолжается и издание научных журналов. Эта работа всегда проводилась в удаленном формате, поэтому в этой сфере никаких изменений нет. Более того, увеличилось количество авторов, желающих опубликовать свои работы, так как многие представители академического сообщества используют освободившееся время в период вынужденной самоизоляции и дистанционного режима работы для научных изысканий.

Выводы

Делать выводы и обобщения об обусловленном пандемией дистанционном обучении в российских вузах преждевременно по двум причинам. Во-первых, продолжительность этого периода пока остается неясной. Во-вторых, отдельно взятые управленческие команды вузов могут сейчас опереться исключительно на локальный опыт своего учреждения. Однако первыми размышлениями хотелось бы поделиться уже сейчас.

  1. Переход на дистант потребовал четкой оперативной работы учредителя – Министерства образования и науки РФ. Полагаем, что подавляющее большинство представителей российского вузовского сообщества будут солидарны в том, что такая работа была успешно проведена и проводится в настоящее время. Приказы не обсуждаются, а исполняются, но уникальность ситуации последних двух месяцев деятельности высшей школы дает право констатировать, что они были своевременны, юридически выверены, исключали разночтения, стали четким руководством для команд руководителей вузов при переходе и реализации дистанционного обучения. Важную роль сыграла серия видеоконференций, проведенная министром образования и науки РФ В.Н. Фальковым на площадках ведущих вузов страны. По мере развития неблагоприятной эпидемиологической ситуации указания и оценки, исходящие от учредителя, приобретали все более императивный характер.
  2. Вузовское сообщество продемонстрировало солидарность и стремление к консолидации своих усилий в деле организации эффективной образовательной деятельности в новых условиях. В качестве примера такого рода позволим себе привести результативное дистанционное взаимодействие и оперативный обмен информацией, организованные ректором Воронежского государственного университета доктором экономических наук профессором Д.А. Ендовицким между членами Ассоциации вузов Центра России. Руководство РГУ имени С.А. Есенина выражает искреннюю признательность за созданный формат, оказавшийся для нас чрезвычайно полезным при принятии собственных управленческих решений. Выражаем уверенность в том, что количество таких «каналов быстрого коллективного реагирования» в российской высшей школе за последние два месяца возросло.
  3. Новая ситуация потребовала инициативы от отдельно взятых управленческих команд и повысила их ответственность за результаты деятельности. Каждый российский вуз уникален, поэтому общих стандартов и шаблонов при принятии решений быть не могло. В условиях пандемии оказались крайне востребованными результаты той работы, которая проводилась по созданию электронной информационно-образовательной среды. Со всей ответственностью констатируем, что РГУ имени С.А. Есенина обладает техническими и программными возможностями для обеспечения дистанционного образовательного процесса в должном объеме.

В своей работе мы решили следующие первоочередные задачи:

  • создание безопасных условий труда в целях сохранения здоровья студентов и сотрудников;
  • обеспечение оперативного взаимодействия и синхронизация работы всех институтов и факультетов в составе университета;
  • установление контроля за организацией дистанционного образовательного процесса и его реализацией;
  • тесное взаимодействие со студенческим активом, студентами в целях выяснения и оперативного решения проблем, связанных с переходом на дистанционный режим работы, проживанием в общежитиях;
  • подготовка к проведению промежуточной, итоговой государственной аттестации и приемной кампании в новом формате.
  1. Пандемия станет серьезным сигналом к трансформации всей системы образования в российской высшей школе. Полагаем, что сфера применения дистанционного обучения неизбежно станет шире и эффективнее. Вне всякого сомнения, сама атмосфера высшей школы формируется в результате непосредственного взаимодействия студентов и преподавателей. Однако новые вызовы делают необходимым вдумчивое и в то же время активное внедрение инструментария дистанционного обучения в образовательный процесс высшей школы.