Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL MEANING OF THE TERM «FORMATION OF ACTIVITY»

Breytigam E.K. 1 Zhanburbaeva A.M. 1
1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Altai State Pedagogical University"
This paper reveals the pedagogical content of the concept of «formation», justifies the need to expand its essence in the conditions of innovative education. Innovative education is aimed at creating conditions for self-development, self-education, self-regulation and self-projection of the individual. The concept of «becoming» in this article is characterized by us from the positions of various authors, because often this term is used without a clear disclosure of its content. The analysis of psychological and pedagogical literature and our own research allowed us to come to the conclusion that the formation of activity in the conditions of innovative education has such properties as cyclical, integrity and systematic, dynamic, but at the same time complete. In our understanding, the term «formation of activity» in innovative education is inextricably linked with the understanding of the integrity of the process of knowledge, due to the introduction of a single unifying component (base, epicenter, core) in all disciplines. This component includes General methods of scientific knowledge, methods of mental activity, universal scientific terms and designations. Therefore, the learning goals set for students can be achieved with a systematic focus on the process of cognition and development of mental operations in students.
formation
formation of activity
pedagogical content
cyclical activity
integrity
consistency
innovative education
development and formation

В условиях обновления содержания образования процесс обучения направлен на сочетание академической и практической направленности знаний обучающихся, что предусматривает не только усвоение ими теоретических основ изучаемых наук, но и развитие функциональной грамотности. На сегодняшний день социально-экономические изменения в обществе задают абсолютно новые параметры обучения и воспитания школьников, кардинально пересматриваются цели и результаты обучения. Функциональная грамотность учащихся предполагает способность учащихся осмысливать и интерпретировать информацию, аргументировать выводы и личные гипотезы, использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации.

На практике же достаточно часто мы видим неподготовленность учащихся к новым требованиям, к инновациям в процессе обучения. Ведь учителя-практики порой просто готовят учеников к успешной сдаче выпускных экзаменов, «натаскивая» на однотипных заданиях, которые решаются по образцу. Таким образом, имеет место несоответствие заявленных результатов процесса обучения в школе, описанных в государственных образовательных стандартах, действительности. Поэтому перед учителем, преподающим предметы гуманитарного или естественно-математического направления, в первую очередь должна стоять задача научить учащихся учиться, научить добывать знания. А этого можно достичь, если у самого учителя достаточно сформирована методическая грамотность, а также есть стремление к инновационной деятельности [1, 2].

Современное понимание результатов обучения выходит за рамки привычного всем перечня знаний, умений и навыков учащихся. Сегодня обществу необходимы творческие личности, способные находить неординарные пути решения проблем. Поэтому самодостаточный, имеющий богатый внутренний личностный потенциал выпускник школы сможет исследовать и создавать новое.

В связи с этим меняется подход к рассмотрению некоторых основных понятий, таких как «учебная деятельность», «становление деятельности», «учебная задача» и др.

Цель исследования – в данной работе мы хотели бы остановиться более подробно на термине «становление» и раскрыть его педагогическое содержание в контексте «становление деятельности».

Материалы и методы исследования. Для реализации поставленной цели был проведен глубокий анализ психолого-педагогической литературы данного направления.

Процесс приобретения новых знаний неразрывно связан с такими понятиями, как «развитие», «формирование» и «становление». Поэтому в своей работе мы хотим раскрыть педагогический смысл этих понятий, а также показать основное отличие понятие «становление» от двух других. Причем в данной работе определена сущность термина «становление» в аспекте организации учебно-исследовательской деятельности.

Ранее понятие «формирование» очень часто употреблялось в контексте каких-то случайных и неуправляемых воздействий на личность. К примеру, П.Н. Груздев под формированием понимал «воздействие различных условий на людей независимо от сознательной деятельности» [3, с. 14].

На сегодняшний день в большинстве педагогических исследований (Г.И. Саранцева, В.В. Краевского, И.А. Зимней, М.Л. Зуевой и др.) термин «формирование» определяется как целенаправленное воздействие на обучающихся, которое осуществляется педагогом с целью создания определенных условий. Эти условия способствуют возникновению у учащихся новых знаний, умений, качеств, ценностей и отношений. Одним словом, формирование – это процесс придания объекту определенных характеристик под воздействием как внешних факторов (со стороны обучающего), так и внутренних (это те изменения, которые происходят у обучающегося в процессе целенаправленного воздействия педагога: приобретение новых качеств личности, ценностей, новых универсальных учебных действий и др.). Причем стоит отметить, что термин «формирование» подразумевает законченность, достижение определенного результата. Объектом может выступать как личность (ученика в частности), так и процесс.

В последнее время формирование чаще рассматривается как совместная деятельность ученика и учителя: например, формирование математического понятия [4, 5]. Учитель создает условия и организует процесс, а ученик осознает цель, планирует работу по усвоению нового понятия совместно с учителем и с учетом своих потребностей и возможностей приобретает обобщенные умения работы с понятием, учится применять его в различных ситуациях.

Одним из основных понятий педагогики также является и понятие «развитие», которое определяется как постоянный процесс количественных и качественных изменений личности. Оно осуществляется под воздействием как внутренних, так и внешних факторов, а также социальных условий. В этом направлении неоценимы труды И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, которых по праву можно назвать основателями общей теории развития личности. Весомый вклад внесли С.Л. Рубинштейн и П.П. Блонский.

Анализ педагогической литературы позволяет сделать вывод, что в развитии преобладают внутренние процессы и педагог оказывает скорее косвенное влияние на них. Учитель только создает условия для развития личности учащегося, который в свою очередь может ими активно воспользоваться и продвигаться в быстром темпе в своем развитии.

Основным отличием развития от формирования считаем то, что формирование – это совместная деятельность учителя и учащихся, но организуется эта деятельность педагогом. Развитие личности осуществляется на протяжении всей жизни, на всех ее этапах. Причем, чем более зрелой становится личность в психологическом и социальном смысле, тем больше возрастает потребность в дальнейшем развитии.

Процессы развития и формирования очень часто неразрывно связаны с процессом становления. Порой эти термины подменяются друг другом. В данной работе мы хотим раскрыть содержание и обосновать свою точку зрения на понимание педагогического аспекта понятия «становление» в аспекте организации учебно-исследовательской деятельности.

В педагогической литературе данный термин определяется по-разному, а часто употребляется без раскрытия его содержания или трактовки автора работы.

В толковом словаре С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова термин «становление» определяется как возникновение, образование чего-нибудь в процессе развития.

В новом толково-словообразовательном словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой «становление» трактуется как возникновение, образование кого-либо, чего-либо в совокупности характерных признаков и форм.

Д.Н. Ушаков характеризует понятие «становление» как оформление, приобретение новых признаков и форм в процессе движения и развития.

В концепции педагогики совместной деятельности Г.Н. Прозументовой, а также в различных направлениях ее конкретизации (в частности, в работах С.И. Поздеевой, Н.В. Волковой и Л.А. Никитиной) понятие «становление» рассматривается с точки зрения совместной деятельности учителя и учащихся, от которой зависит образовательная успешность участников учебного процесса в условиях «тотальной инноватизации». К примеру, процесс становления исследовательской компетенции рассматривается авторами как «наращивание умений, действий, компетенций» [6, с. 55].

В работах Н.В. Волковой о становлении педагогической деятельности процесс становления характеризуется как «преодоление функциональной редукции студентов к педагогической деятельности». Под функциональной редукцией автор подразумевает «вытеснение ценностно-смыслового содержания деятельности» [6, с. 61]. Причем условием становления педагогической деятельности у студентов выступает их вовлеченность в различные образовательные ситуации.

Для понимания сущности понятия «становление» в контексте изучения учебно-исследовательской деятельности интерес представляют работы В.Е. Клочко, в которых понятие «становление» рассмотрено больше, наверное, с философской и психологической сторон. Автор считает, что становление – это «прогрессивное и закономерное усложнение системы» [7, с. 21]. Становление – это постоянно длящийся, усложняющийся процесс. Любая система, в том числе и наука, по мнению В.Е. Клочко, существует только в процессе становления. Другими словами, становление – это развитие развития.

Так чем же становление отличается от обычного развития? Для более глубокого понимания обратимся к понятию «становление» в философии Г.Ф. Гегеля: «Движение вперед есть возвращение назад в основание, к первоначальному и истинному, от которого зависит то, с чего начинают, и которое на деле порождает начало… Главное для науки не столько то, что началом служит непосредственное, а то, что вся наука в целом есть в самом себе круговорот, в котором первое становится также и последним, а последнее – также и первым». Описанный круговорот у Г. Гегеля – это и есть становление, и главное в этом круговороте – движение [8, с. 95–97].

Если же определять это понятие более конкретно, то, помимо систематического кругового движения, данное понятие необходимо связать еще и с некоторой завершенностью процесса. Рассмотрев данное понятие с логической стороны, можно заметить, что в нем объединяются и сосуществуют два понятия, казалось бы, совершенно противоположных друг другу – динамичность и статичность. При этом, находясь в постоянном «Гегелевском круговороте», объект (или процесс) как бы уже «есть», то есть завершен, но одновременно с этим стремится к постоянному совершенствованию («ставшести», по словам Г. Гегеля). Развитие же в этом плане более узкое понятие, процесс количественных и качественных изменений объекта.

Анализ психолого-педагогической литературы [9-12] позволяет сформулировать определение термина «становление учебно-исследовательской деятельности», учитывая ее особенности, специфичность.

Рассматривая процесс становления деятельности, мы в основном опирались на подходы В.Е. Клочко и Д.Н. Ушакова к трактовке понятия «становление», так как деятельность в абсолютном большинстве случаев связана с движением и развитием как внутренних процессов (анализ, сравнение, обобщение, планирование и др.), так и внешних. А в условиях «тотальной инноватизации» (Г.Н. Прозументова) не можем оставить без внимания и гуманитарный поход к определению понятия «становление», описанный выше.

Кроме того, учебно-познавательная и учебно-исследовательская деятельности обладают свойством цикличности. Помимо целостности, цикличности, систематичности учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности, необходимо отметить постоянное усложнение, динамичность, но в то же время и завершенность процесса. Казалось бы, как в одном понятии можно объединить и динамичность, и завершенность.

Вспомним упоминаемые ранее «Гегелевские круговороты», когда итог одного этапа становится началом для нового этапа. Поэтому в своей работе мы понимаем, что учитель совместно с учащимися, совершая учебно-познавательную или учебно-исследовательскую деятельность, делая это не только систематически, но и завершая один этап и достигая определенных результатов, ставят перед собой новые цели на основании полученных основных или побочных результатов работы. Отсюда можно сделать вывод: процесс как бы и завершен, но в то же время результаты побуждают к дальнейшей работе.

Как уже было сказано ранее, процесс становления обладает рядом характеристик, таких как целостность, цикличность, систематичность, динамичность. Если такие понятия, как «цикличность», «систематичность» и «динамичность», логичны и понятны, то понятие «целостность» необходимо конкретизировать в данном конкретном аспекте использования. Остановимся более подробно на определении сущности понятия «целостность».

Учебные дисциплины в большинстве случаев представляют собой систему научных понятий, включая их взаимосвязи и приложения. Схема формирования научных понятий выглядит всегда одинаково: первичное, целостное восприятие, основанное на субъективном опыте; разделение его и детальное изучение составляющих; построение нового абстрактного образа, вбирающего в себя выявленные свойства его частей, системы их взаимосвязей и образующего новую целостность (на уровне системы) [13].

По мнению Е.И. Лященко, целостное постижение изучаемого материала предусматривает «установление содержательных, а не только логических связей между свойствами понятий. Установление же содержательных связей создает возможности для обретения учащимися смысла изучаемых положений» [13-15]. Поэтому целостность подразумевает умение учащегося при постижении нового найти системообразующее понятие, на котором базируются все остальные понятия, явления, законы и иное, а также установление взаимосвязей между ними.

Результаты исследования и их обсуждение. Как уже было отмечено ранее, современная система образования требует от учащихся умения осмысливать и интерпретировать информацию, аргументировать выводы и личные гипотезы, использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации. Поэтому инновационное образование обязывает рассматривать учебно-познавательную деятельность и учебно-исследовательскую деятельность как целостные процессы. Ведь не случайно при оценке достижений школьников или при оценке результативности конкретных методик широко применяется таксономия Б. Блума. Сегодня ученик должен пройти все перечисленные уровни: от знания, понимания, применения, анализа и синтеза к оценке не только правильности выполнения задания, но и к оценке своей деятельности в целом.

Исходя из рассмотренного выше можно сделать вывод, что становление деятельности – это цикличный, целостный и систематический процесс приобретения новых признаков, качеств и характеристик рассматриваемых процессов в инновационном образовании.

Социальные и политические изменения в современном обществе являются одной из причин появления новых ценностей в образовательном процессе – обучение направлено на саморазвитие, самообразование, саморегуляцию и самопроектирование личности. Иными словами, основу обновленного содержания образования составляют автономия личности, личностно-ориентированное обучение.

Наряду с этим качественное образование основывается на фундаментальности знаний, соответствующих потребностям личности ученика. А качественное образование, конечно, обусловлено только появлением у учащегося целостного представления об изучаемом материале. Именно благодаря этому можно говорить о развитии смысловой сферы личности учащегося.

Современный ученик обязан не только усваивать понятия, термины, алгоритмы (поверхностное и формальное усвоение учебного материал), но и уметь устанавливать взаимосвязи с уже имеющимися у него знаниями, и только в этом случае обучение будет направлено на всестороннее развитие личности.

Заключение. Термин «становление деятельности» в инновационном образовании неразрывно связан с пониманием целостности процесса познания, обусловленного введением какой-то единой объединяющей составляющей (базы, эпицентра, ядра) во все дисциплины. Эта составляющая включает в себя общие методы научного познания, приемы мыслительной деятельности, универсальные научные термины и обозначения. При этом в процессе обучения конкретной учебной дисциплине целесообразно уделять значительное внимание развитию личности обучающегося, формированию умения учиться и самостоятельно добывать знания.

Таким образом, поставленных целей обучения можно достичь не только изменением учебных программ и их обновлением, а концентрацией внимания на процессе познания и при развитии мыслительных операций у учащихся (сравнения, обобщения, абстрагирования, конкретизации, классификации).

Развитие у обучающихся универсальных учебных действий, мыслительных операций позволит преодолеть трудности в понимании предмета, будет препятствовать формальному или поверхностному усвоению знаний, способствовать не только более глубокому усвоению знаний, но и постоянному стремлению учащегося учиться, познавать что-то новое. Только такой подход позволит направить усилия обучающихся на «постижение учебного материала», то есть не поверхностное, формальное усвоение, а на более «глубокое проникновение в сущность изучаемого, о его понимании» [14]. Для достижения такого результата деятельность современного учителя должна быть ориентирована на становление учебно-исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения.