Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE INCREMENTAL PRACTICAL COURSE OF SOCIO-PERSONAL COMPETENCES IN THE TRAINING OF MASTERS OF NATURAL SCIENCE DIRECTIONS

Sidelnikova T.T. 1 Temnikov D.A. 1
1 Kazan Federal University
One of the most important tasks of the University is high-quality socio-professional training of masters of natural Sciences, able to independently solve emerging non-trivial problems in rapidly changing conditions and situations of uncertainty, ready for effective positioning themselves as individuals and as a specialist in the labor market. Structurally, the proposed author's course is designed to outline the master's vector of development of a wide range of social competencies in demand at every stage of his professional and civic development: motivation, teamwork, efficiency in communication, planning and designing, time management, creativity, emotion management, ability to reflect, retrospection and others. Organizationally, this training is a relay training. Each stage is a short module aimed at developing a specific competence. The innovative approach is implemented through a system of interactive learning methods: moderation, discussion, various modifications of brainstorming, presentation of visual materials, mind maps, electronic multimedia resources. The concept of the course allows flexible integration into the learning agenda without restructuring of this one and without prejudice to the basic professional disciplines of master's programs. The article also discusses the readiness of the teaching staff to conduct such classes, analyzes the opinion of masters about this form of training received at the stage of testing this approach, proposes a step-by-step procedure for the introduction of the course in the master's program, and assesses its usefulness for a number of master's programs of humanitarian orientation.
training
master
advanced training
innovation
university

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» содержится требование реструктурировать процесс обучения в области высшего образования посредством приобретения учащимися профессиональных и общекультурных компетенций и их развития. Можно отметить, что при обсуждении проблем подготовки магистров вопросы, связанные с развитием их социальных компетенций, носят явно подчиненный характер в сравнении с профессиональными. Однако современные реалии рынка труда диктуют необходимость сбалансированного и гармоничного развития всех групп компетенций.

Целью данного исследования является обсуждение возможности внедрения структурированного тренинг-курса для магистров в целях развития у них социально и личностно значимых компетенций.

Материал и методы исследования. Вопросам становления специалиста и развития компетенций посвящено большое количество зарубежных и отечественных исследований. Так, безусловный интерес представляют работы, описывающие процессы формирования личности конкурентоспособного специалиста и развития профессиональных компетенций (В.И. Андреев, А.А. Кирсанов, P.A. Фатхутдинов), формирования  мотивации и реализации системно-деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн). Исследования о структуре обучения магистров в зарубежных странах [1, 2] свидетельствуют о том, что оно может быть обусловлено как сложившимися консервативными традициями (Великобритания), так и иметь узкопроизводственную ориентацию (Германия, Франция, США). Изучение публикаций позволяет сделать вывод, что социально-культурные компетенции при обучении магистров естественно-научных направлений часто рассматриваются применительно к программам магистратуры, ориентированным на подготовку педагогических кадров [3]. Другой достаточно распространенный подход – интегративный – предполагает взаимопроникновение гуманитарной и естественно-научной составляющих образования [4].

Исследования авторов данной статьи свидетельствуют о том, что учащиеся естественно-научных направлений подготовки с интересом изучают дисциплины гуманитарного цикла. Действительно, сложившая практика формирования образовательной траектории магистров демонстрирует разбалансированность блока профессиональных дисциплин и набора дисциплин, направленных на формирование социально значимых и личностных компетенций, критически необходимых в период свободного самоопределения выпускников, прежде всего на начальном этапе их взаимодействия с рынком труда. Особенно это заметно при анализе учебных планов магистерских программ естественно-научных направлений подготовки.

Согласно сложившейся традиции содержание учебных курсов, особенно в рамках магистерских программ, направлено на передачу профессиональных знаний и умений, сконцентрированных в узкоспециальных областях. Исключений совсем немного. Например, дисциплина «Современные проблемы естествознания», которая читается студентам начальных курсов многих гуманитарных направлений, включает в себя содержание многих естественных дисциплин. В то же время аналогичный подход, предполагающий социальную ориентированность формируемых компетенций, отсутствует в магистерских программах естественно-научных направлений.

Ряд востребованных сегодня компетенций, таких как способность эффективно выстраивать карьеру, управлять рисками, изменениями, разногласиями, эмоциями, взаимодействовать внутри команды, владеть техниками активизации творческого потенциала и некоторые другие, не включаются в программу подготовки специалистов-естественников.

По нашему мнению, разрешением этого противоречия может стать социально ориентированный курс – модульная программа «Социальные и личностные компетенции в профессиональной деятельности» (36 академических часов в течение первого семестра обучения), интегрированный в программу магистратуры естественно-научного учебного подразделения как дисциплина по выбору. Курс реализуется в форме междисциплинарного (менеджмент – психология – педагогика) тренинга, направленного на развитие разнообразных социально значимых или личностно ценных компетенций. При этом происходит интериоризация компетенций, приобретенных на  предыдущих этапах. В  связи с этим предлагаемая программа представляет собой интегрированное уровневое обучение в форме коротких взаимодополняющих модулей, продолжительностью не более 4 академических часов. Продолжительность курса позволяет гибко интегрировать его в учебное расписание без ущерба для базовых профессиональных дисциплин магистерских программ. Такой подход позволит логично, без глубокой реструктуризации учебного плана встроить данный курс в учебные планы магистратуры различной направленности и обеспечить индивидуальность траектории личностного роста каждого учащегося.

Примерный перечень раскрываемых в курсе тем (модули по 4 академических часа): мотивационная часть (выявление поля проблем), командообразование, эффективность коммуникации в деловом и неформальном общении, управление агрессией и разногласиями, введение в проектную деятельность, тайм- и селф-менеджмент, технологии творческой деятельности, управление внутренним эмоциональным состоянием (синдром эмоционального выгорания: меры профилактики), управление карьерой и судьбой (рационализация мечты); итоговая рефлексия. Закономерно, что подобный контент программы предполагает многопрофильность подготовки преподавателя, который будет его обеспечивать, владение им современными инновационными технологиями обучения. Поскольку реализация данного курса предполагает специальную подготовку преподавателя к организации обучения в данном формате и оригинальный методический инструментарий, курс предусматривает повышение квалификации преподавателей в формате активного обучения, снабжается учебно-методическим пособием для преподавателя при проведении занятий, а также авторскими информационными материалами в социальных сетях и на портале вуза [5–7].

Накопленный нами более чем 20-летний опыт как результат неоднократной апробации методологического и технологического инструментария позволяет сделать вывод о том, что инновационной формой организации занятий в рамках курса может быть тренинг. В данной статье тренинг рассматривается как совокупность интерактивных, вариативных и интегративных специализированных приемов общения и обучения, ориентированных на мобилизацию внутренних ресурсов человека, что позволяет обеспечить рост профессионализма и личностного потенциала преподавателя [8]. Инновационность при этом выступает системой методов интерактивного обучения, реализуемых в режимах модерации, модификации мозгового штурма, представления визуальных материалов, интеллект-карт, электронных мультимедиа-ресурсов.

Программа курса строится по принципу эстафеты. Сутью эстафетного тренинга является принцип «винтовой лестницы», предполагающий, что основой для очередного этапа обучения служат результаты, достигнутые в ходе предыдущего этапа. При этом каждый этап сфокусирован на актуализации конкретной компетенции. Так, 1-й этап предполагает совершенствование коммуникативной компетенции, которая является базовой для командообразования. 2-й этап ориентирован на целенаправленное развитие творческих компетенций. На следующем этапе внимание сконцентрировано на формировании проектных компетенций. «Китайской стены» между этими этапами с точки зрения их содержания нет, но они, имея собственный фокус, обеспечивают достижение синергетического эффекта для команды и участников тренинга. Достигнутые результаты позволяют каждому вырабатывать индивидуальную траекторию личностного роста в зоне ближайшего и перспективного развития.

Результаты исследования и их обсуждение. Обобщая опыт проведения тренингов как инновационной формы повышения квалификации молодых преподавателей, мы фокусируем внимание на тренингах совершенствования вербальной коммуникации «Слово предоставлено Вам», развития проектных компетенций «Жизнь как проект», визуальной поддержки образовательного процесса «Вижу – Осознаю – Действую!», развития креативности «Есть идея!» и др. С начала 2000-х гг. эти тренинги адаптируются нами для проведения в студенческих академических группах различных учебных подразделений университета. Разработаны и внедрены тренинг-модули личностного роста под общим названием «Дорога в жизнь». С учетом универсальности применяемых методик и технологий эти тренинг-модули могут активно использоваться при обучении различных категорий слушателей, в том числе и магистров.

Спроецированный на целевую аудиторию магистров тренинг выступит как методическая основа и базовый структурный компонент курса. С методической точки зрения предлагаемая инновационная форма организации учебного процесса в вузе в виде тренинга-эстафеты в настоящее время еще не получила широкого распространения. Однако сама форма тренинга на сегодняшний день очень перспективна, поскольку позволяет существенно сократить время на изучение материала, может применяться по отношению к учащимся с различным уровнем исходной подготовки, обеспечивает мотивацию учащихся, вариативность и интерактивность учебного процесса.

Доказательством этого выступает высокая оценка процедуры и результатов пилотного тренинга магистрами, полученная в ходе их анкетирования, сфокусированного на содержательной стороне занятий, особенностях организации тренинг-процедур, преимуществах в информационном и личностном контексте. Плюсами содержательной стороны тренинга, по мнению участников, выступают «синтез насыщенной теории и большого объема практики», «постоянное приращение информации из различных областей знаний», «взаимная интеграция ранее разрозненных сведений, умений и навыков, применяемых до этого интуитивно», «сложные, нестандартные, но очень интересные задания», «много полезной информации».

Говоря о процедурной составляющей, магистры подчеркивали такие достоинства, как «синтез интересных методов и приемов, гибкость применения игр, упражнений, кейсов, учитывающих уровень активности аудитории», «оперативная реакция на усталость аудитории», «необычность», «качественный раздаточный материал».

Положительными свойствами коммуникативной составляющей были названы «равенство всех участников тренинга», «развитие умений работать в команде: слышать и слушать друг друга, логически излагать свое мнение и уважать мнение другого».

Характеризуя модуль, связанный с развитием креативности, магистры отмечали такие его достоинства, как «возможность обмениваться идеями», «поощрение нестандартных подходов», «ломка стереотипов», «независимость суждений», «критическое мышление».

Модуль, посвященный проектной деятельности, по мнению участников, формировал «умение правильно ставить цель», «учитывать риски и находить оптимальные ресурсы для достижения цели», «предлагать варианты решений и находить наилучший», «осознание, что качественный проект – это всегда результат слаженной командной работы».

Особо участники тренинга выделили такие составляющие, как «важность саморефлексии на каждом этапе тренинга-эстафеты», которая позволяла увидеть «в себе присутствующие, но не осознаваемые плюсы и минусы», «обострившееся стремление далее работать над собой». Показательно, что при итоговом анкетировании участники тренинга так описали свое состояние: «ощущение, что мозги кипят», «уверенность в себе и силу», «wow, чувство, как будто узнал какую-то тайну», «тренинг – что-то очень родное», «грустно, что тренинг закачивается», «хочется изменить мир к лучшему!».

Внедрение курса в подготовку магистров предполагает три этапа: разработка (создание программы дисциплины и учебно-методического пособия), апробация и анализ, внедрение и тиражирование результатов. В процессе реализации первого этапа организуется программа повышения квалификации для преподавателей вуза, в рамках которой будут апробированы и обсуждены некоторые технологии и методические приемы разрабатываемого курса. На втором этапе проводится апробация разработанного авторами тренинг-курса для магистров. Третий этап предполагает информирование преподавательского сообщества о реализации курса через научную периодику и тематические социальные сети и активную диссеминацию его результатов.

Отметим, что курс не требует привлечения новых технологических ресурсов. Сегодня большинство аудиторий вузов уже укомплектованы современным презентационным оборудованием и, что особенно важно, мобильной и/или трансформируемой мебелью для организации эргономичного рабочего пространства, обеспечивающего возможность комфортной индивидуальной работы или группового взаимодействия во время тренинга. Все презентационные материалы будут создаваться в стандартных пакетах ОС Windows и не потребуют установки дополнительного программного обеспечения. Такой подход благоприятен для включения данного курса в учебные планы магистратуры широкого спектра вузов.

Важно, что данный курс может быть в равной степени полезен при изучении не только программ магистратуры естественно-научных направлений подготовки, но и ряду «гуманитарных» магистратур (лингвистика, юриспруденция, менеджмент и др.), где социокультурные и личностные компетенции также исключительно востребованы. Предлагаемый новый курс вполне логично интегрируется в программы подготовки магистров естественно-научных направлений, а опыт уже проведенных тренингов показывает готовность и интерес учащихся к получению компетенций в этой области. Еще раз подчеркнем, что результатом освоения этого курса учащимися будет набор важнейших социально значимых и личностных компетенций для позиционирования себя как личности и специалиста на рынке труда в условиях конкуренции за профессиональные позиции. Логика построения курса позволит обеспечить учащемуся системность в выборе траектории собственной деятельности, четкое понимание шагов для обеспечения ее результативности, расширение возможностей для самореализации выпускника в постоянно изменяющихся конкурентных условиях.

Авторский подход к психолого-педагогическому обеспечению курса предполагает также активное использование метода визуализации. Причем в данном случае «визуализация» рассматривается не просто как набор приемов представления образовательного контента [9], а как способ выражения мыслей (идей), процессов и понятий, и, если угодно, как функция общения, позволяющая снять барьеры, повысить доступность информации, эффективность группового взаимодействия через мотивацию и включенность каждого его участника. В этом смысле визуализация выступает одним из центральных принципов при построении образовательных модулей в тренинге развития для магистров. Одновременно она является и важнейшей целенаправленно формируемой компетенцией. В данном контексте эта компетенция может быть определена как способность творчески осмыслять и трансформировать формальные понятия и процессы в зрительные или вербальные образы для передачи, усиления и управления их смысловыми характеристиками и актуализации их значений и свойств.

В качестве опорных техник визуализации в тренингах магистров используются интеллект-карты, системные графические образы в форме рисунков и схем [10], матрицы целей, инфографика и пиктограммы. В практике подготовки специалистов все больше внимания сегодня уделяется интеллект-картам [11] и матрицам целей, позволяющим генерировать идеи, структурировать, записывать и транслировать информацию, планировать и контролировать практически любые процессы, связанные с мыследеятельностью. В современном мире важными параметрами общения и обучения являются привнесение в процесс визуализации информации элементов субьективно-эмоционального восприятия, обогащение коммуникации (через электронные или бумажные носители информации) посредством пиктограмм [12] – символьных объектов, графических примитивов, идеограмм, смайлов и иконок. Их совокупность формирует альтернативный универсальный мировой графический язык, позволяющий обмениваться информацией, имеющей экспрессивно-интонационную окраску, без лингвистических границ. Инфографика – еще один актуальный инструмент систематизации информации в ходе аналитической деятельности слушателей, позволяющий сформировать основные когнитивные умения. Опыт применения вышеперечисленных техник позволяет утверждать, что их использование эффективно формирует культуру интеллектуальной деятельности, способствует развитию у студентов социально значимых навыков, ассоциативного, критического мышления и креативности.

Заключение. Целью деятельности каждого российского вуза является подготовка  конкурентоспособного специалиста, что обеспечивается применением образовательных технологий, отвечающих требованиям современного рынка труда. Одним из приоритетов современного образования служит подготовка специалистов естественно-научного профиля для обеспечения развития высокотехнологических кластеров. Специалисты в этой области, кроме собственно профессиональных, должны обладать развитыми социальными и личностными компетенциями, что обеспечит им высокую востребованность профессиональными и общественными институтами. Высокий уровень адаптации, социальной мобильности  выпускников в конечном итоге – важный фактор доверия вузу со стороны общества. Эффективное трудоустройство и в целом успешность выпускника в реализации профессиональной и социальной траектории – показатель успешности выбранной вузом стратегии подготовки кадров высшей квалификации. Программы магистратуры, сочетающие в себе дисциплины, направленные на развитие как сугубо профессиональных, так и социально ориентированных компетенций, будут востребованы на расширяющемся рынке образовательных услуг, что обеспечит образовательной организации конкурентное преимущество, а самим программам – общественную ликвидность на продолжительное время.