Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DIGITAL TECHNOLOGY IN BASKETBALL PLAYERS’ TECHNICAL AND TACTICA L TRAINING

Yosipenko K.A. 1 Stetsenko N.V. 1 Bolgov A.N. 1
1 Volgograd State Academy of Physical Culture
The system of state policy priorities in the field of physical education and sports currently recognizes the development of student sports, which, on the one hand, makes it possible to ensure the development of physical education, sports and recreational activities in higher education institutions and sports reserves for sports of higher achievements. Basketball remains a consistently popular sport among students. The training of student basketball teams has certain features and complexities. An analysis of the scientific and methodological literature shows that the increase in sports results in basketball is largely due to the high technical and tactical level of athletes. In the variety of technical and tactical actions of basketball players, specialists have singled out the action of a quick breakthrough attack as the most effective among the attack systems. The analysis of the requirements for the players of basketball student teams, in terms of their technical and tactical skills, and the technological modernization covering the field of physical education and sports, made it possible to establish, that the means and methods of athletes’ training should be adapted to the current state of science and technology. The above points to the need to refine the modern technique of basketball players’ technical and tactical training to act in a rapid breakthrough attack by taking advantage of digital opportunities.
physical education and sports
digital technology
technical and tactical training for basketball players
rapid attack
student sport

Специалисты в области физической культуры и спорта отмечают важность организации переходных каналов между массовым спортом и спортом высших достижений, в частности в системе подготовки резервов сборной команды страны [1, 2]. С этой целью в ряде нормативно-правовых актов содержится требование обратить внимание на развитие студенческого спорта. Социальная значимость развития студенческого спорта указана в распоряжении Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» и приказе Министерства спорта Российской Федерации от 21.11.2017 № 1007 «Об утверждении концепции развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года». Указанные документы призваны решить задачи в системе приоритетных направлений, в том числе обеспечивающих развитие физкультурной, спортивной и оздоровительной работы в образовательных организациях высшего образования.

В студенческой среде баскетбол остается постоянно пользующимся популярностью видом спорта. Различные направления подготовки студенческих баскетбольных команд исследованы многими учеными. Нами определена как одна из актуальных проблем совершенствования подготовки баскетболистов – подготовка к действиям в нападении быстрым прорывом. Поскольку на сегодняшний день, с одной стороны, среди взглядов специалистов нет единого мнения по выбору методов подготовки и совершенствования техники и тактики нападения быстрым прорывом, с другой – технологическая модернизация диктует необходимость подбора средств и методов подготовки спортсменов в соответствии с современным состоянием развития науки и техники, было принято решение изучить состояние данного вопроса и спроектировать методику, особенностью которой будет являться организация цифрового образовательного пространства, позволяющего расширить возможности педагогического воздействия, осуществляя обучение и вне границ спортивного зала [3].

Цель исследования – разработать методику технико-тактической подготовки баскетболистов к действиям в нападении быстрым прорывом с использованием цифровых технологий.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, психофизиологические тесты, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенный анализ научной и научно-методической литературы позволил сформировать взгляд на оценку технико-тактической подготовленности баскетболистов к действиям в нападении быстрым прорывом. Ориентируясь на основные положения теории и методики контроля за технической и тактической подготовленностью спортсменов и учитывая точку зрения специалистов, в том числе В.М. Зациорского и Е.П. Ильина, акцентирующих внимание на важности развития тактического мышления, поскольку «тактические ходы и варианты реализуются посредством двигательной деятельности, но выбор их – это результат мыслительной деятельности спортсмена», мы определили структурные показатели технико-тактической подготовленности отдельного спортсмена к действиям в нападении быстрым прорывом: сформированность мыслительных функций, специальных знаний, тактического мышления, психомоторных способностей и освоенность техники [4-6].

Результаты констатирующего эксперимента, в котором приняли участие 35 спортсменов – студентов I–IV курсов специализации «Баскетбол» ФГБОУ ВО «ВГАФК», позволили сделать вывод о том, что большинству баскетболистов свойственны невысокие показатели сформированности мыслительных функций, специальных знаний и тактического мышления. Данный факт явился основанием для разработки средств, направленных на их совершенствование. С этой целью нами определена направленность средств обучения, подобраны комплексы физических упражнений и разработаны комплексы цифровых средств, опосредованно влияющие на уровень технико-тактической подготовленности баскетболистов. Всего разработано 8 комплексов, которые легли в основу экспериментальной методики технико-тактической подготовки баскетболистов к действиям в нападении быстрым прорывом с использованием цифровых технологий.

Разработанная методика предусматривает деятельность как в режиме тренировок в спортивном зале, так и в дистанционном режиме. Для последнего в методике уточнены используемые средства коммуникации:

– для индивидуальных действий (системы дистанционного обучения, электронная почта);

– для групповых взаимодействий (облачные сервисы, мессенджеры, платформы видеоконференций).

Выбор средств обучения осуществляли в соответствии с поставленными задачами и режимами деятельности. В условиях спортивного зала применяли средства спортивной тренировки: общеподготовительные упражнения, специальные подготовительные упражнения и избранные соревновательные упражнения. В удаленном режиме использовали разработанные цифровые средства: электронные интерактивные ресурсы и коллаборативные задания.

Формирующий педагогический эксперимент проходил в период с сентября 2019 г. по март 2020 г. на базе кафедры теории и методики спортивных игр ФГБОУ ВО «ВГАФК». В нем приняли участие 15 спортсменов, являющихся членами мужской студенческой сборной команды по баскетболу. В 3 из 5 тренировочных занятий в неделю 25% времени (20–25 мин) выделяли на технико-тактическую подготовку баскетболистов к действиям в нападении быстрым прорывом согласно предложенной методике.

Реализация методики проходила в 3 этапа. На 1-м этапе – подготовительном – в условиях осуществления деятельности в спортивном зале применяли средства для развития психомоторных способностей и повышения уровня специальной физической подготовленности спортсменов. Были подобраны и объединены в комплекс специальные физические упражнения, направленные на развитие быстроты движений и ловкости, развитие реакции на движущийся объект. Результатом внедрения данных комплексов упражнений явился существенный прирост по всем рассмотренным показателям, за исключением показателя реакции на движущийся объект в части результатов среднего времени. Измерение рассматриваемых показателей проводили с помощью программно-аппаратного комплекса BioMouse (табл. 1).

Таблица 1

Показатели сформированности психомоторных способностей баскетболистов студенческой сборной команды до и после эксперимента

Участники

Реакция на движущийся объект

Способность к быстрым логическим операциям

Простая зрительно-моторная реакция, мс

Сложная зрительно-моторная реакция, мс

Количество правильных ответов, %

Среднее время, мс

Количество правильных ответов, %

Среднее

время, мс

До

После

До

После

До

После

До

После

До

После

До

После

У1

100

100

11

10

100

100

3781

3580

170

168

293

280

У2

100

90

–25

–11

100

90

5648

4648

166

170

281

265

У3

70

90

–38

–11

90

100

3392

3300

197

185

306

295

У4

60

90

162

12

100

100

5652

5152

172

167

322

312

У5

50

100

–28

–10

80

100

5119

4850

177

180

274

264

У6

100

100

14

13

100

100

5648

5044

208

198

307

289

У7

100

100

101

10

80

90

8002

7655

198

188

345

324

У8

100

100

–11

–9

100

100

5814

4688

177

182

250

244

У9

100

100

22

25

100

100

8094

7756

186

186

303

291

У10

100

100

–10

10

100

100

2589

2488

164

170

236

225

У11

100

90

3

5

70

90

4547

3781

169

158

266

251

У12

100

100

13

13

80

100

4793

3841

193

187

309

300

У13

80

100

12

11

100

100

3853

3462

177

172

274

265

У14

100

100

300

30

80

100

4676

4488

180

180

303

287

У15

70

90

310

31

80

90

6745

5634

198

181

321

312

 

W=3

W=49

W=2,5

W=7

W=17,5

W=15

Примечание: Wкр=22, =0,05.

С целью формирования базы специальных знаний с помощью программного обеспечения iSpring Suite 8.5 разработаны цифровой инструментарий – электронный интерактивный образовательный ресурс «Изучение правил игры и основных положений судейства в баскетболе» и система тестовых материалов. Результатом внедрения данного инструмента в педагогический процесс тренировки мужской студенческой сборной команды по баскетболу стало достоверное улучшение (при =0,05) индивидуальных показателей сформированности специальных знаний баскетболистов (рисунок).

Показатели сформированности специальных знаний баскетболистов студенческой сборной команды до и после эксперимента (баллы)

На 2-м этапе – основном – в режиме осуществления деятельности в условиях спортивного зала применяли средства, способствующие формированию умений и навыков групповых тактических взаимодействий и совершенствованию технической подготовки. С этой целью были подобраны комплексы упражнений на совершенствование тактических умений в нападении быстрым прорывом, которые следовало выполнять как в упрощенных, так и в вариативных условиях, и упражнений, способствующих формированию умений осуществлять технические приемы при передвижении на высокой скорости. В условиях удаленного режима применяли средства, направленные на совершенствование мыслительных функций и формирование тактического мышления.

Для совершенствования мыслительных функций подобраны упражнения, направленные на развитие внимания и темпа восприятия информации. Задания отправляли в обычный чат одного из мессенджеров. Измерение показателей проводили с помощью корректурной пробы Ландольта. Результатом внедрения данного инструмента в педагогический процесс студенческой сборной команды по баскетболу стало достоверное улучшение показателей скорости переработки информации и продуктивности, характеризующих сформированность мыслительных процессов (табл. 2).

Таблица 2

Показатели сформированности мыслительных процессов баскетболистов студенческой сборной команды до и после эксперимента

Участники

Скорость переработки информации, усл. ед

Продуктивность,

усл. ед.

До

эксперимента

После эксперимента

До

эксперимента

После эксперимента

У1

1,07

1,26

246

234

У2

1,18

1,41

253

263

У3

1,08

1,11

281

330

У4

0,84

0,82

230

210

У5

1,30

1,44

265

330

У6

1,10

1,20

326

340

У7

0,93

0,91

167

160

У8

1,34

1,56

328

341

У9

1,29

1,41

340

349

У10

0,89

0,85

193

187

У11

0,87

0,84

148

150

У12

1,04

1,09

198

236

У13

1,07

1,12

212

289

У14

1,37

1,35

289

312

У15

1,01

1,02

224

242

 

W=21,5 < Wкр=22, =0,05

W=21 < Wкр=22, =0,05

Для организации взаимодействия по вопросу развития тактического мышления в качестве средств коммуникации использовали групповой чат одного из мессенджеров. Выбор группового чата обусловлен спецификой разработанных заданий – коллаборативных. Такие задания предполагают совместную деятельность – распределение функций между участниками и совместное решение. Оценку данного показателя проводили с помощью разработанного в тестовой системе iSpring Suite 8.5 цифрового инструмента, включающего вопросы по видеофрагментам, демонстрирующим действия баскетболистов в нападении быстрым прорывом. Анализ результатов проведенного исследования позволил установить достоверные изменения каждого из показателей сформированности тактического мышления: количества правильных ответов и времени выполнения. Средний балл по тесту до эксперимента составлял 80,3±10,3 балла и повысился до 86,4±8,1 балла после эксперимента. Больше всего трудностей у участников эксперимента вызвали задания, моделирующие сложные игровые ситуации, в которых следовало учитывать расстановку защитников на площадке. С такого рода заданиями до эксперимента не справились 47% игроков, после эксперимента – лишь 20% баскетболистов. Стоит отметить общую тенденцию в группе – чем меньше времени уходило на принятие решения, тем больше ошибок игроки допускали. Среднее время выполнения заданий до эксперимента составляло 190,20±37,33 с, после эксперимента – 175,53±27,74 с.

По показателям освоенности техники также зафиксированы положительные существенные изменения (табл. 3).

Таблица 3

Показатели освоенности техники баскетболистов студенческой сборной команды до и после эксперимента

Участники

Передача мяча

(на точность)

30 с, кол-во

Передача мяча

(на время)

30 с, кол-во

Скоростное ведение

(до забитого), с

Комбинированное упражнение

(до забитого), с

До

После

До

После

До

После

До

После

У1

29

31

32

32

9,72

9,55

10,54

10,49

У2

30

30

32

32

10,34

9,88

10,73

10,57

У3

33

33

33

33

11,50

10,47

11,60

10,51

У4

30

31

30

31

10,37

10,11

10,90

10,60

У5

27

28

28

29

10,50

10,31

10,68

10,55

У6

24

26

28

30

9,56

9,30

10,92

10,61

У7

27

29

28

29

10,34

9,77

10,49

10,52

У8

39

39

39

39

10,06

10,08

10,20

10,15

У9

38

36

38

38

11,85

11,45

11,94

11,52

У10

31

32

32

33

10,50

10,03

10,50

10,42

У11

23

25

27

30

10,40

9,53

10,87

10,68

У12

28

30

30

31

10,17

10,11

10,72

10,82

У13

32

31

34

34

10,30

10,35

10,81

10,68

У14

37

37

37

37

10,60

9,47

10,78

10,56

У15

26

26

29

31

11,20

11,70

11,42

11,34

 

tр=1,98

tр=3,29

tр =3,18

tр=2,85

Примечание: tкр=2,05, =0,05.

На третьем этапе – заключительном – в условиях спортивного зала применяли средства, направленные на совершенствование индивидуальных действий, групповых и командных взаимодействий в нападении быстрым прорывом. Использовали двухстороннюю игру с созданием игровых ситуаций, решение которых возможно при выполнении тактических взаимодействий, изученных ранее. Проведенное исследование показателей специальной физической подготовленности баскетболистов выявило достоверное изменение показателей прыжка вверх: до эксперимента этот показатель составлял 61,1±4,3 см, а после эксперимента – 62,2±3,9 см. Статистически значимого влияния реализуемой методики на показатели бега 28 м (стартовая скорость) спортсменов не отмечено: результаты в среднем по группе изменились с 1,65±0,16 с до 1,60±0,17 с.

Сравнительный анализ показателей действий в нападении быстрым прорывом студенческой сборной команды до и после эксперимента по результатам серии игр показал, что в целом результативность действий повысилась на 13%.

Заключение. Таким образом, доказана целесообразность применения разработанных комплексов физических упражнений и включения цифрового контента в тренировочный процесс баскетболистов. Использование возможностей цифровых технологий позволяет в условиях дефицита тренировочного времени в удаленном режиме осуществлять технико-тактическую подготовку баскетболистов в направлении развития их мыслительных способностей, специальных знаний и тактического мышления. Эффективность методики технико-тактической подготовки баскетболистов к действиям в нападении быстрым прорывом с использованием цифровых технологий подтверждена результатами педагогического эксперимента. Идею использования цифрового контента и средств коммуникации в указанном направлении можно применять и в других игровых видах спорта.