Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DIAGNOSTIC OF COMPONENTS OF COLLEGE STUDENTS` VOCATIONAL THINKING CULTURE ANDLEVELS OF THEIR DEVELOPMENT

Matveyeva O.S. 1
1 "The Magnitogorsk State Technical University. G.I.Nosov», Magnitogorsk, Russia
The article indicatesthe necessity of development of vocational thinking culture among college students. Besides, the article presents some testing materials used to find out the level of vocational thinking culture. There are also components, criteria, indicators and some results of our experiment given in the article.
vocational thinking culture
components
criteria
indicators
level of development
Введение

Современное состояние российского образования, в том числе и профессионального, характеризуется тем, что оно находится в процессе динамических изменений, вызванных социально-экономическими реформами. Рыночные отношения требуют поиска новых образовательных структур, различных направлений подготовки специалистов.

Основной задачей профессионального образования в данных условиях является подготовка специалистов, готовых к практической работе. Работодателей не интересует, какая оценка у молодого специалиста по той или иной дисциплине, их интересует его готовность к конкретным профессиональным действиям, мобильность, способность самостоятельно принимать ответственные решения в неоднозначных ситуациях, прогнозируя и адекватно оценивая их последствия. Все более актуальным становится вопрос о развитии профессионально важных качеств, одним из которых является культура профессионального мышления.

Цель исследования

Разработка программы диагностики уровней развития культуры профессионального мышления, включающей в себя содержательные характеристики, критерии, показатели, методы диагностики.

Материал и методы исследования

Для формирования представлений об основных понятиях исследования приведем некоторые теоретические аспекты рассматриваемой проблемы.

На основе анализа различных подходов ученых [1; 2; 3] к пониманию культуры мышления, мы разработали функциональное определение понятия. Культура профессионального мышления - это интегральное образование, представляющее собой совокупность профессионально-значимых ценностей, способов и приемов профессиональной деятельности, интегративных характеристик мышления, которые развиваются у человека в процессе профессиональной подготовки и позволяют специалисту проектировать свою профессиональную деятельность и реализовывать проект на технологическом уровне через решение профессиональных задач [4, с. 98].

Основной базой исследования являлся ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», структурное подразделение Многопрофильный колледж. Дополнительной базой выступали ГОУ СПО «Челябинский государственный профессионально-педагогический колледж», ФГОУ СПО «Уральский государственный колледж».

В опытно-экспериментальной работе приняли участие 92 студента колледжа и 20 преподавателей. А общее число респондентов составило 120 студентов 1 - 4 курсов и 28 преподавателей.

Результаты экспериментального исследования данной проблемы, проведенного на базе Многопрофильного колледжа ФГБОУ ВПО «МГТУ им.Г.И. Носова» путем анкетирования, наблюдений, интервьюирования, анализа продуктов учебной деятельности студентов, свидетельствуют о том, что культура профессионального мышления студентов, в основном, находится на среднем уровне развития.

Однако полученные данные носили достаточно усредненный характер. Вследствие этого возникла необходимость разработать программу диагностики уровней развития культуры профессионального мышления, основанную на представлении о содержательных характеристиках, критериях, показателях и методах диагностики.

К содержательным характеристикам нашего ключевого понятия относятся: мотивационно-ценностная, содержательная (когнитивная), процессуальная и рефлексивно-оценочная. Рассмотрим их более подробно.

Мотивационно-ценностная характеристика включает в себя потребности (физические, духовные и социальные), мотивы (цели учебной и будущей профессиональной деятельности, намерения, интересы, склонности, идеалы) и установки (предпочтительные виды деятельности и особенности их осуществления). Также данная характеристика подразумевает профессионально-значимые ценности и ценностные ориентации, определяющие собой предпочтительный выбор целей, путей и средств развития культуры профессионального мышления, и является основой целенаправленного формирования мотивации студентов к способам развития культуры профессионального мышления.

Содержательная (когнитивная) характеристика представляет собой совокупность способов и приемов профессиональной деятельности (знания в профессиональной области, представление о сущности профессиональной активности, возможностях организации и осуществления профессиональной деятельности), а также профессионально-значимые ценности (как и в предыдущей характеристике), которые указывают именно на личностную ценность, значимость или встраивание их в собственную иерархию ценностей.

Процессуальная характеристика непосредственно связана с содержательной (когнитивной) характеристикой. Она включает в себя реализацию потребностей личностного профессионального роста на основе профессионального мышления, возможность применять известные способы и приемы профессиональной деятельности, ориентированные на процесс достижения поставленных целей по развитию культуры профессионального мышления на основе интегративных характеристик мышления. Кроме того, данная характеристика предполагает самоактуализацию личности студента через ряд его личностных достижений в профессиональной области.

Рефлексивно-оценочная характеристика представляет собой анализ и оценку собственной профессиональной деятельности, оценивание образа своего «Я» как субъекта профессиональной деятельности, оценивание перспектив профессионального саморазвития и отношения к профессии на основе интегративных характеристик мышления и рефлексии

Для каждой содержательной характеристики развиваемого личностно-профессионального качества были установлены критерии (от греч. kriterion - средство для суждения) - ведущие признаки, наиболее четко ее определяющие.

Содержательные характеристики и соответствующие им критерии развития культуры профессионального мышления в обобщенном виде представлены в таблице 1.

Таблица 1. Критерии содержательных характеристик культуры профессионального мышления (КПМ)

Содержательные характеристики КПМ

Критерии КПМ

Мотивационно-ценностная

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и профессионально-значимые ценности

Содержательная

(когнитивная)

Профессионально-значимые ценности и представления о способах и приемах профессиональной деятельности

Процессуальная

Способность применять известные приемы профессиональной деятельности на основе интегративных характеристик мышления

Рефлексивно-оценочная

Интегративные характеристики мышления и рефлексия

На основе теоретического анализа научно-педагогической литературы мы выделили различные показатели критериев развития культуры профессионального мышления студентов, которые рассматриваются в исследовании как составляющие критериев и являются их признаками. Оценка показателей позволяет раскрыть и описать каждый из критериев содержательных характеристик культуры профессионального мышления.

Для выявления уровня развития культуры профессионального мышления был подобран комплекс диагностических методик, который определялся нами в соответствии с представлениями о сущности, структуре и содержательных характеристиках культуры профессионального мышления, а также целями и задачами исследования.

Взаимосвязь критериев, показателей и диагностических методик развития культуры профессионального мышления студентов колледжа представлена в таблице 2.

Таблица 2. Взаимосвязь критериев, показателей и диагностических методик развития культуры профессионального мышления студентов

Критерии

Показатели

Диагностические методики

и методы диагностики

1. Мотивация профессиональной деятельности

1.1. Заинтересованность в овладении умениями профессиональной деятельности, познавательные мотивы

1.2. Мотивация достижения, потребность в достижениях

1.3. Мотивация профессиональной деятельности (особенности осуществления профессиональной деятельности)

1.4. Тревожность

Тест «Диагностика заинтересованности в овладении профессиональными умениями» (В.Б. Успенский, А.П. Чернявская)

Шкала оценки потребности в достижениях (Ю.М. Орлов)

Мотивации профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана)

Шкала оценки уровня реактивной и личной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин)

Метод наблюдения

Метод анализа документов

Метод беседы, интервью

2. Профессионально-значимые ценности

2.1. Ценности-цели

2.2. Ценности-средства

2.3. Ценностные отношения к профессиональной деятельности

2.4. Потребность в достижении успехов, в самообразовании

Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич)

Методика «Цель-Средство-Результат» (А.А. Карманов)

Опросник для оценки потребности достижения успехов

Метод наблюдения

Метод анализа документов

Метод беседы, интервью

3. Представления о способах и приемах профессиональной деятельности

3.1. Знания в профессиональной области

3.2. Представление о профессиональной активности

3.3. Представление о профессиональном мышлении

Дидактические тесты для проверки знаний в профессиональной области

Зачеты, экзамены по специальным дисциплинам

Анкетирование

Метод наблюдения

Метод анализа документов

Метод беседы, интервью

4. Интегративные характеристики мышления

4.1. Гибкость мышления

4.2. Самостоятельность мышления

4.3. Активность мышления

4.4. Быстрота мышления

Методика исследования гибкости мышления

Методика исследования самостоятельности мышления (на основе игры «Геометрический конструктор» - «Танграм»)

Методика исследования активности мышления

Методика исследования быстроты мышления

Метод наблюдения

Метод анализа документов

Метод беседы

5. Рефлексия

5.1. Способность к самообразованию, саморазвитию

5.2. Способность к рефлексии

5.3. Самооценка профессиональной деятельности

Тест «Оценка способностей к саморазвитию, самообразованию» (В.И. Андреев)

Методика диагностики рефлексии (А.В. Карпова)

Анкетирование

Метод анализа документов

Метод беседы

Изучение процесса развития культуры профессионального мышления студентов колледжа связано с выявлением качественных характеристик - показателей критериев развития культуры профессионального мышления с последующим переводом данных качественных показателей в количественные - уровни развития культуры профессионального мышления.

Выделенные критерии и их показатели послужили основой для определения уровней развития культуры профессионального мышления студентов колледжа. В исследовании мы придерживаемся трехуровневой шкалы и выделяем следующие уровни развития культуры профессионального мышления: низкий, средний и высокий. Каждый уровень включает специфическую характеристику, которая определяется на основе показателей выделенных критериев, а также представляется в виде перечисления возможных косвенных признаков их проявления.

Охарактеризуем уровни развития содержательных характеристик культуры профессионального мышления.

1. Мотивационно-ценностная содержательная характеристика.

Низкий уровень. Студент демонстрирует заинтересованность в овладении знаниями и умениями профессиональной деятельности, познавательные и профессиональные мотивы, потребность в самообразовании, в профессиональной самореализации у студента слабо выражены. У студента отсутствует мотивация достижения, выбор ценностей носит случайный характер. Характерен высокий уровень тревожности. Ориентация студента в основном на материальные ценности, ценности профессионализма не сформированы.

Средний уровень. У студента наблюдается интерес к овладению знаниями и умениями профессиональной деятельности, к познанию особенностей профессии, возможностей профессиональной самореализации, потребности в самообразовании, в достижениях. Интересы, познавательные и профессиональные мотивы связаны с жизненными ценностями материального характера, имеется представление о ценностях профессионализма. Ценностные ориентации носят прагматический характер. Уровень тревожности низкий.

Высокий уровень. Студент имеет потребности в самообразовании, в достижениях, к овладению знаниями и умениями профессиональной деятельности, к познанию особенностей профессии, к возможностям профессиональной самореализации. Сформированы познавательные и профессиональные мотивы. Профессиональные цели, ценности носят иерархический характер, ведущими являются ценности профессионализма, самореализации в профессии и самосовершенствования.

2. Содержательная (когнитивная) характеристика.

Низкий уровень. Студент демонстрирует недостаточные и неглубокие знания в профессиональной области, весьма приблизительные или отсутствующие знания о профессиональной активности, профессиональном мышлении, культуре профессионального мышления. Отсутствие стремления и умений определять цели и средства собственного профессионального развития.

Средний уровень. Студент демонстрирует достаточные знания в профессиональной области, имеет отдельные представления о профессиональной активности, профессиональном мышлении, культуре профессионального мышления. Присутствуют стремление и умения корректировать собственную профессиональную деятельность, определять цели и средства собственного профессионального развития.

Высокий уровень. Студент демонстрирует глубокие знания в профессиональной области, сформировано полное представление о профессиональной активности, про­фессиональном мышлении, культуре профессионального мышления. Ярко выражены стремление и умения корректировать собственную профессиональную деятельность, определять цели и средства собственного профессионального развития.

3. Процессуальная содержательная характеристика.

Низкий уровень. Умения и навыки применения известных способов и приемов профессиональной деятельности у студента слабо выражены. Отсутствуют стремления к самоактуализации через личностные достижения в профессиональной области, к профессиональной самореализации.

Средний уровень. У студента сформированы отдельные умения и навыки применения известных способов и приемов профессиональной деятельности. Присутствует стремление к самоактуализации через личностные достижения в профессиональной области, к профессиональной самореализации.

Высокий уровень. У студента на высоком уровне сформированы умения и навыки применения известных способов и приемов профессиональной деятельности. Стремление к самоактуализации через личностные достижения в профессиональной области, к профессиональной самореализации ярко выражено.

4. Рефлексивно-оценочная содержательная характеристика.

Низкий уровень. Студент не имеет знаний об основах рефлексии, не умеет оценивать собственные мотивы, цели и ценности в профессиональной деятельности, имеет низкую самооценку в области профессиональной подготовки и деятельности. Для студента характерно отсутствие рефлексии и самостоятельности в познавательной деятельности, стремления к анализу и планированию перспектив профессионального саморазвития

Средний уровень. Студент имеет представление об основах рефлексии, эпизодически оценивает собственные мотивы, цели и ценности в профессиональной деятельности, осуществляет рефлексию в познавательной деятельности, проводит анализ пробелов в знаниях, умениях, личностных качествах, стремится к анализу, оцениванию и планированию перспектив профессионального саморазвития.

Высокий уровень. Студент демонстрирует глубокие знания о рефлексии, умеет критично оценивать собственные мотивы, цели и ценности в профессиональной деятельности. Имеет высокий уровень рефлексии и самостоятельности в познавательной деятельности, развито стремление к анализу и планированию перспектив профессионального саморазвития, профессиональной самореализации.

Результаты исследования и их обсуждение

Оценка уровня развития содержательных характеристик культуры профессионального мышления производилась по трехбалльной шкале. Высокому уровню развития каждой характеристики соответствовало два балла, среднему уровню развития - один, низкому уровню развития - ноль баллов. Чем больше проявлялись выделенные признаки, тем выше был уровень развития содержательных характеристик культуры профессионального мышления и, соответственно, выше присуждаемый балл.

Используя рассмотренную методику диагностики уровней развития содержательных характеристик культуры профессионального мышления, на констатирующем этапе эксперимента нами были получены следующие результаты, показанные в таблице 3.

Таблица 3. Сравнительные данные результатов диагностики уровней развития содержательных характеристик культуры профессионального мышления студентов на констатирующем этапе эксперимента (в % от общего количества студентов)

Уровень

развития

Содержательные характеристики культуры профессионального мышления

Мотивационно-ценностная

Содержательная

(когнитивная)

Процессуальная

Рефлексивно-оценочная

низкий

54,35

51,09

57,61

56,52

средний

34,78

40,22

34,78

35,87

высокий

10,87

  8,69

  7,61

  7,61

Уровень развития культуры профессионального мышления студента (т.е. в целом всех содержательных характеристик) определялся по формуле:

                                                  (1)

где Хi - балл по i-ой содержательной характеристике культуры профессионального мышления студентов.

На рисунке 1 наглядно представлено распределение уровней развития культуры профессионального мышления на начало эксперимента в экспериментальных и контрольной группах. Гистограмма показывает, что на начало эксперимента все группы находились примерно в равных количественных соотношениях по распределению уровней развития.

Рисунок 1. Гистограмма распределения уровней развития культуры профессионального мышления на начало эксперимента в экспериментальных и контрольной группах

На рисунке 2 наглядно представлено распределение уровней развития культуры профессионального мышления в экспериментальных и контрольной группах на констатирующем и оценочном этапах проведения опытно-экспериментальной работы.

Рисунок 2. Гистограмма распределения уровней развития культуры профессионального мышления в экспериментальных и контрольной группах на начало и конец проведения опытно-экспериментальной работы (в % от общего количества студентов)

Заключение

Представленная в статье программа диагностики культуры профессионального мышления была апробирована на основной и дополнительной базах исследования. Обобщая личный опыт, опыт коллеги полученные результаты, отметим, что приведенная программа диагностики может быть использована на всех этапах педагогического эксперимента, как для определения уровня развития культуры профессионального мышления в целом, так и уровня развития каждой отдельной содержательной характеристики. Она позволяет оперативно устанавливать уровни развития культуры профессионального мышления студентов, отмечая их переход с одного уровня развития на другой, качественно новый. Таким образом, можно утверждать, что данная программа диагностики имеет теоретико-практическое значение и рекомендуется к применению другим исследователям, занимающимся изучением близких по направлению проблем профессионального образования.

Рецензенты:

  • Овчинникова И.Г., д.п.н., профессор, проректор по учебной работе и менеджменту качества, ФГОУ ВПО « Магнитогорский государственный университет», г. Магнитогорск.
  • Беликов В.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики, ФГОУ ВПО  «Магнитогорский государственный университет», г. Магнитогорск.

Работа получена 04.10.2011.