Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF SOCIAL COGNITION OF TEENAGERS

Gladkova T.E. 1 Filippova L.V. 1
1 The Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering
In article subject characteristics of the person as system complete definiteness are designated. The school role as social institute, organizing forms and ways of comprehension is defined by pupils of the social validity. Thus, the urgency of development of social cognition as pedagogical problem is proved. Levels of social cognition are designated. Conditions of system designing of model of pedagogical support of development of social cognition are formulated. Conditions of designing of model of pedagogical support of development of social cognition are allocated. In article the problems of pedagogical support directed on enrichment of social experience of the teenager are allocated. The thematic orientation of design activity of the trained is presented. Pedagogical means and the methods promoting development of social cognition are is short characterized. As the leading form of the organization of pedagogical process the project is offered. In the conclusion pedagogical conditions of development of social cognition of teenagers.
social cognition
levels of social cognition
Естественной потребностью человека всегда была адаптация в окружающем мире. Новые социальные знания, приобретаемые учеником в ходе образовательно-воспитательного процесса, делают его менее подверженным манипуляциям и контролю, позволяют увидеть больше альтернативных возможностей действия. В связи с этим возникает проблема развития социального познания, фундамент которого закладывается именно при поступлении ребенка в школу, т.к. качественно меняется характер социальных взаимодействий. Школа как социальный институт является организатором форм и способов постижения учащимся социальной реальности.

Как отмечает Э.В. Сайко [4], социум как открытая динамическая система в процессе самоорганизации и саморазвития вбирает в себя энергетические основания человека как системной целостной определенности. Факторами возникновения такой определенности является следующее: субъектность развивающейся личности; позиция и действенность человека как задающего цели, проектирующего и мотивирующего свою деятельность; способность к самодвижению в силу надситуативной активности, неадаптивности, нададаптивности [3].

Зарождение и усиление названных качеств и способностей опосредовано развитием социально-познавательной деятельностью. Под развитием прежде всего следует понимать процесс прогрессивно направленного структурирования-усложнения, движения-изменения устойчиво связанных в своем единстве и целостности феноменов [5], принадлежащих области социального познания и полагающих некую определенность.

Социальное познание уже по определению имеет социальное происхождение - т.е. оно возникает и поддерживается социальным взаимодействием. Социальное познание имеет дело с социальными объектами, и его результаты являются общими для членов группы (иначе взаимодействия между людьми стали бы невозможными) [1].

Несомненно, важную роль в построении картины социального мира играют социальные институты: семья, школа, религиозные и общественные организации. Они являются организаторами форм и способов постижения человеком социальной реальности [1].

Важен и тот факт, что социальное познание может протекать на разных уровнях: 1) индивидном (постижение социальной реальности посредством эмпатии); 2) личностном (познание социального в процессе «примеривания» социальных ролей); 3) индивидуальном (познание осуществляется на уровне социально-психологической рефлексии). Подобное уровневое структурирование социального познания обусловлено структурой проявлений личности, включающей три глобальные составляющие: индивид, персона, индивидуальность.

Можно утверждать, что личность - системное качество, приобретаемое индивидом во взаимодействии с социальным окружением в форме общения, познания, совместной деятельности (т.е. в процессе социализации). Образовательная система - одна из главных сил социализации, и поэтому мы полагаем правомерным говорить о педагогическом сопровождении социального познания школьников. Подростковый возраст является наиболее благоприятным периодом для реализации этих идей, что обусловлено становлением на данном этапе онтогенеза идентичности (в том числе и социальной). Социализация подростков проявляется в усвоении и корректировке базовых ценностных ориентаций и направлена, главным образом, на мотивацию их поведения.

Организованный педагогический процесс следует рассматривать системно. Опираясь на идеи Н.А. Бернштейна и П.К. Анохина [2], мы обозначили ряд условий, которые необходимо учесть при проектировании модели педагогической поддержки развития социального познания подростков:

  • наличие координации различных компонентов педагогической системы;
  • функциональные связи по принципу взаимосодействия и партнерства;
  • педагогические задачи и средства, которые опираются на критерии смысла и цели (приводящие к «полезному» эффекту в каждой ситуации);
  • идея иерархии уровней развития социального познания через развитие сфер личности (эмоциональной, социальной, когнитивной);
  • идея развития социального познания через повышение его управляемости;
  • наличие обратной связи о достигнутых результатах.

В процессе развития социального познания имеет место процесс его модификации, определяющим фактором которого выступает активность субъекта, совершающего ментальную реконструкцию этого мира [1].

Таким образом, педагогическое сопровождение призвано решить следующие основные задачи:

  • организовать специальную культуросообразную образовательно-воспитательную среду, способствующую раскрытию механизмов социального познания (направленных на взаимовыгодное социальное взаимодействие);
  • обеспечить обогащение социального опыта подростка за счет участия в специально организованных социально значимых ситуациях;
  • обеспечить ситуативные условия для репродуктивного воспроизведения комплекса освоенных духовно-нравственных ценностей, эталонов взаимодействия с людьми;
  • обеспечить возможность рефлексии и самоопределения подростков в возникающей (организованной) ситуации;
  • стимулировать подростка к самостоятельной выработке стратегии поведения в определенной ситуации (в том числе в ситуации «неопределенности») с целью освоения ценностных норм разрешения ситуации.

Решение поставленных задач способствует обогащению социального опыта подростка и продвигает его по уровням социального познания от эмпатийного принятия действительности к построению картины социального мира на уровне социально-психологической рефлексии.

В структуре социального опыта выделяются две сферы: освоение материального мира и освоение духовного мира. Именно поэтому выбираемые педагогические средства должны быть направлены на «проигрывание» и «проживание» этих двух сфер.

Таким образом, мы выделяем два социально-тематических блока, внутри которых решаются педагогические задачи по развитию социального познания: «Предметный мир» и «Мир людей». Приобрести опыт социального познания в каждой сфере представляется возможным посредством организации коллективной проектной деятельности подростков. При этом первый блок охватывает экономическую, экологическую, научную и художественную сферу. В каждой из них подросток вместе со сверстниками, решая определенную учебную задачу, поставленную педагогом, одновременно учится познавать себя, свое окружение, способы взаимодействия и результаты определенного взаимодействия. Отметим, что определенно важным является опыт наукотворчества, совместного открытия, которое также может быть организовано в форме коллективного проекта на предметах естественно-научного цикла.

Проявить себя в «Мире людей» помогут подросткам проекты социальной направленности, которые, прежде всего, могут быть организованы во внеурочной деятельности (дни самоуправления, классные часы, занятия с психологом, тренинги и т.п.). Особо следует выделить проекты, направленные на изучения себя, своего «Я», самоотношения и отношений с социальным окружением у подростков. В качестве таких проектов могут выступать упражнения с арттерапевтическими элементами (проект «Визитка», альбом «Мои достижения» и т.д.). Нельзя оставить без внимания и область физкультуры и здоровья.

Все сказанное выше позволяет охарактеризовать модель педагогического сопровождения социального познания подростков и выделить необходимые педагогические условия ее реализации.

В центре педагогического процесса стоит подросток (в совокупности индивидуально-психологических и поведенческих характеристик, а также с определенным «багажом» социального опыта). Педагог организует учебную деятельность - проектную, по форме организации: коллективный проект делает возможной совместную, продуктивно-распределенную деятельность. При этом педагог организует учебно-воспитательный процесс с позиций партисипативного подхода, учитывает моменты социального влияния (родителей, сверстников, референтной группы, социального окружения в целом и самого педагога). А также принципы социального партнерства (как условия успешного продуктивного взаимодействия). Участие подростка в специально организованной учебно-воспитательной деятельности способствует приращению социального опыта и развитию социального познания, начало которого определяется становлением эмпатийного, эмоционального понимания окружающего.

Таким образом, педагогическими условиями развития социального познания подростков являются:

  • учет возрастных особенностей подросткового периода;
  • учет влияния социальных установок и механизмов психологической защиты;
  • признание социального познания как личностной ценности;
  • реализация развития социального познания в единстве с общекультурной направленностью воспитательно-образовательного процесса;
  • построение взаимодействия «педагог - подросток - сверстники» на принципах социального партнерства;
  • организующая роль педагога, его культуры общения (взаимодействия) на обогащение эмоционально-нравственного опыта подростков (формирование эмпатийного уровня социального познания);
  • организация совместной проектной деятельности подростков (формирование личностного и индивидуального уровней социального познания);
  • наличие обратной связи (рефлексии и саморефлексии) в системе «действие - взаимодействие - результат».

Рецензенты:

  • Повшедная Ф.В., д.п.н., профессор кафедры общей педагогики ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет», г. Нижний Новгород.
  • Шестакова Л.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой профессиональной психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева», г. Нижний Новгород.

Работа получена 11.11.2011