Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DIAGNOSIS OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL PROFESSIONALALLY IMPORTANT QUALITIES TEACHERS SECURITY LIFE

Tankenov A.S. 1
1 Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia
In connection with the introduction of the new federal education standards of education changed the requirements for professionally important qualities of the future teacher safety. In our study, we attempted to diagnose the professionally important qualities of a future teacher of the BZ, based on psychogram the profession. In this task was to determine the socio-psychological characteristics of personality and level of their influence on the formation of professionally important qualities of a future teacher safety.
professionally important qualities of a future teacher of life safety
social and psychological characteristics
psychogram profession
social ergichnost
Совершенствование системы обучения безопасности жизнедеятельности - важнейшая и актуальная задача в подготовке специалиста с высшим профессиональным образованием, и особенно специалиста безопасности жизнедеятельности. Без проектирования профессиональной подготовки учителя безопасности жизнедеятельности невозможно организовать учебный процесс, так как будет отсутствовать система обучения, не будет организована взаимосвязь всех элементов профессиональной подготовки с учетом дидактических особенностей образовательного процесса. Это, в свою очередь, позволит избежать распыленности в обучении учителя безопасности жизнедеятельности, перегруженности второстепенными вопросами, даст возможность концентрации на формировании доминантных качеств учителя безопасности жизнедеятельности, определяемых заказом общества [9].

В нашем исследовании наряду с диагностикой психодинамических качеств мы проводили диагностику социально-психологических профессионально важных качеств будущего учителя безопасности жизнедеятельности (БЖ), основываясь на психограмме данных профессий. При этом ставилась такая же, как и для психодинамических качеств, задача по определению и апробации средств коррекции профессионально важных качеств и умений в соответствии с требованиями рассматриваемых профессий.

В группу «успешных» вошли 8 испытуемых, 13 составили группу «обычных». Все профессионально важные качества, выделенные в психограмме, можно объединить в блок «социально-психологические свойства».

Подбор методов диагностики проводился с учетом особенностей описанных выше групп качеств. В процедуру исследования вошли такие методы, как наблюдение, беседа, тест на общительность (В.Ф. Ряховского) [9], методика КОС (коммуникативных и организаторских способностей), методика К. Томаса [9], тест на выявление стиля саморегуляции деятельности (Г.С. Парыгина), шкала личностной тревожности (Ч. Спилбергера) [9] и другие.

Исходя из психограммы, самодостаточность личности как стиль саморегуляции выступает важным профессиональным качеством в деятельности учителя БЖ [2]. Для диагностики стиля саморегуляции деятельности нами использовалась методика Г.С. Парыгина «ССД» [10], которая дает возможность определить «автономность» или «зависимость» личности.

Анализ результатов исследования по первой выборке показал, что у группы «успешных» ярко выражена автономность в саморегуляции деятельности Хср=15,75. Группа «обычных» не имеет сформированного стиля саморегуляции деятельности. Об этом свидетельствует среднее значение данного показателя (Хср=8,24). У отдельных лиц встречается как «автономность», так и «зависимость» регуляции деятельности.

Что же касается испытуемых второй выборки, то здесь получены следующие результаты: «успешным» присущ автономный стиль регуляции деятельности (Хср=9,32), а «обычным» присущ как один, так и другой стиль саморегуляции деятельности.

Исходя из выявленных данных, можно считать, что развитый самоконтроль, уверенность в себе, склонность к самостоятельному выполнению работы, так называемая самодостаточность личности является важным фактором для успешности профессиональной деятельности обследованных.

Для исследования особенностей самоконтроля в межличностных отношениях мы использовали методику УСК (Бажин Е.Ф., Голынкина С.А., Эткинд A.M.) [1], в которой в отличие от методики Дж. Ротера [8] есть вопросы, измеряющие экстернальность - интернальность в межличностных и семейных отношениях, т.к. авторы считают, что описание личности с помощью обобщенных трансситуативных характеристик является недостаточным.

В ходе исследования нами были получены следующие результаты: у «успешных» испытуемых первой выборки ярко выражена интернальность: показатель (Хср=34,4); у «обычных» испытуемых этот показатель ниже (Хср=24,3), что также свидетельствует о преобладании интернальности как локуса субъективного контроля над экстернальностью у испытуемых данной группы. Анализ результатов по данной методике у второй выборки показал: у «успешных» (Хср=26,3) и у группы «обычных» (Хср=25,4) выраженную интернальность.

Сопоставление показателей данной методики с параметрами методики «ССД» выявило между ними тесную корреляционную зависимость на уровне r1=0,568; r2=0,536 при р<0,001 у группы первой выборки; r1=0,603; r2=0,545; при р<0,001 - у группы второй выборки. Эти результаты диагностики указывают на то, что обе методики примерно одинаково оценивают особенности социально-психологических качеств у испытуемых.

Результаты констатирующих экспериментальных исследований, а также анализ теоретико-методологических основ позволил обосновать профессионально важные качества, необходимые для будущего учителя БЖ.

Среди данных профессионально важных качеств можно выделить (табл. 1):  

  • коммуникативность и организованность студентов, что, в свою очередь, является важной предпосылкой развития профессиональных качеств педагогов;
  • творческое мышление и освоение действительности, которые целесообразно осуществлять на основе традиционных и новейших методов формирования специальных способностей;
  • навыки накопления студентами знаний профессионально-психологического содержания, которые находят отражение в разнообразных специфических знаниях студентов (знаний профориентационного, профессиографического, психографического содержания);
  • умение актуализировать мотивационные факторы профессионального и личностного роста;
  • волевые качества и культуру саморегуляции, что предполагает наличие социальных зон безопасного поведения, где бы студенты могли осуществлять собственную инициативу, что напрямую связано с безопасной жизнедеятельностью.
  • готовность к риску как направленность личности на достижение цели или избегание неудачи, которая проявляется в поведении, действиях, суждениях, особенно в экстремальных или опасных ситуациях.

Таблица 1 - Распределение испытуемых по показателям социально-психологических свойств

№ п/п

Показатели

Средние показатели по I группе

Средние показатели по II группе

Средние показатели по III группе

1

Коммуникативные способности

0,76

0,74

0,46

2

Организаторские способности

0,81

0,70

0,55

3

Самодостаточность

13,67

10,45

6,85

4

«Управленческий интеллект»

9,24

6,85

4,24

5

Склонность к риску

(по Г. Шуберту)

34,8

18,54

8.31

6

Стремление к риску и уровень мотивации достижения цели и успеха (по Т. Элерсу)

23,08

13,60

7,75

7

Стремление к самозащите (по Т. Элерсу)

20,59

11.23

8,28

 

Рецензенты:

  • Синявский Н.И., д.п.н., профессор Сургутского государственного педагогического университета, г. Сургут.
  • Яковлев Б.Н., д.псх.н., профессор Сургутского государственного университета, г. Сургут.

Работа получена 11.11.2011