На основании проведенного исследования мы пришли к убеждению, что содержание антропологических знаний в школе требует радикального обновления: дифференцированное знание о человеке, представленное в систематических предметных курсах основной школы, необходимо дополнить содержательным обобщением, обращенным к старшим школьникам. Содержание знаний о человеке мы рассматриваем на основе интеграции философских, естественнонаучных, гуманитарных, вненаучных знаний в рамках представлений о человеке как «биосоциальном существе, генетически связанным с другими формами жизни, но выделившееся благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и нравственным самосознанием» [4, с.99]. Изучение человека мы нацеливаем на интегральный образовательный результат - познавательное и ценностно-мировоззренческое развитие личности старших школьников. Целеполагание, интеллектуальная зрелость, выраженная потребность в самопознании, саморазвитии - психологические особенности возраста, обуславливающие готовность старших школьников осмыслить целостную человеческую проблематику, интериоризировать ценностно-смысловые аспекты знаний о человеке.
Учебную деятельность при изучении человека мы рассматриваем как познавательную, направленную на освоение знаний о человеке, основанных на общенаучных подходах (опыт рационального познания), ценностно-ориентировочную, направленную на формирование эмоционально-ценностного отношения к человеку как неповторимой уникальной части целого (опыт чувственно-образного познания), преобразовательную, направленную на выработку умений самопознания, самоидентификации и саморазвития в рамках соответствующего опыта.
Выделим ряд важных факторов, которые выступают определяющими в проектируемой учебной деятельности: 1) содержание знаний о человеке включает два взаимосвязанных аспекта - теоретический, связанный с изучением человека как биосоциальной целостности, и практический, ориентированный на самопознание, саморазвитие; 2) познавательные процессы нацелены на взаимодополнение, интеграцию феноменов разных видов познания: феномена гуманитарного познания - понимания (цели, смысла, значимости действий человека), естественнонаучного познания - объяснения (причин), интегрального познавательного феномена - рефлексии; 3) в целях преодоления противопоставления объективного и субъективного, материального и идеального, внешнего и внутреннего формами познания выступают монолог (форма научного познания) и диалог (форма гуманитарного, вненаучного познания).
Познавательная учебная деятельность в рамках теоретического обучения связана с освоением общих закономерностей происхождения, жизнедеятельности и развития человека на родовом уровне (эволюционно - историческая линия содержания) и индивидуальном уровнях (онтогенетическая линия содержания). Линии содержания объединены диалектической методологией, системным, эволюционным подходами. Познавательная учебная деятельность направлена на осмысление взаимосвязи общего (родового человека) и единичного (отдельного, конкретного человека, личности), которая прослеживается через преломление биосоциальной целостности родового человека в индивидуальности каждого отдельного человека. Также как и развитие родового человека, индивидуальное развитие рассматривается как нелинейные процессы самоорганизации человека - единственного незавершенного вида, который создает себя сам. Важнейшей категорией выступает категория качественного развития, педагогический эффект которой заключается в том, что она задает вектор на поиск школьниками высших целей и ценностей собственной жизни. Эволюционно-историческое развитие родового человека, формирование системного единства его природы и социальной сущности, анализируется в рамках системного единства человека и среды обитания. Принцип отбора - основной принцип эволюции, для человеческого общества трансформируется в проблему выбора стратегии жизнедеятельности и выживания. В рамках пространственно-временного континуума «прошлое - настоящее - будущее» становится возможным мировоззренческое осмысление школьниками природы и сущности человека (личности), характер происходящих изменений с человеком (личностью), условия выживания и развития человечества.
Познавательная учебная деятельность при освоении теоретического содержания знаний о человеке позволяет школьникам познавать самого себя как неповторимую индивидуальность и одновременно - как часть единого целого (человечества, биосферы). Эта деятельность направлена на удовлетворение потребностей старших школьников в познании специфики человеческого рода и собственной индивидуальности, составляющей основу для самопознания, самоидентификации, саморазвития.
Обращения к единственной - интеллектуальной сфере сознания школьников в ходе познавательной учебной деятельности крайне недостаточно. Мировоззренческое осмысление человека требует органического соединения научных и этических представлений о нем. Психологи свидетельствуют, что формирование ценностно-мировоззренческих установок опосредуется ценностно-ориентировочной деятельностью, основанной на апелляции как к разуму, так и к чувствам. Вненаучные формы знаний - искусство, литература воздействуют на личность целостно, помогают понять другого человека, подчас жившего в другой стране, в другую эпоху, принадлежащего другой культуре. Воображение, чувственное восприятие, эмоциональная сфера, вовлекающиеся в понимание другого, в изучение человека в целом, служат противоядием выхолащиванию живого содержания этических категорий, предъявляемых исключительно средствами научного познания. Так, поэтические образы с их эстетикой и эмоциональным характером, насыщенные многозначным метафорическим смыслом, парадоксами, облагораживают культуру чувств, побуждают к сопереживанию, помогают формировать личностное отношение к обсуждаемым проблемам. Язык поэзии играет роль посредника между эмоциональной и логической сферой школьников, способствует возникновению инсайта - целостного понимания, постижения тех или иных сторон человека. Этой цели могут служить стихи А.Тарковского «Еще в скорлупе мы висим на хвощах, Мы ранняя проба природы...», «Я больше мертвецов о смерти знаю. Я - из живого самое живое...», Ф.Тютчева «Лишь жить в себе самом умей - Есть целый мир в душе твоей...», Б. Окуджавы «Почему мы исчезаем, превращаясь в дым и пепел, Это так несправедливо...», Е. Евтушенко «Жизнь делает нас маленькими часто...», Д. Мережковского «Отцы и дети, в играх шумных все истощили вы до дна...», А. Вознесенского «Человек меняет кожу...», В. Шефнера «Костер, похрустывая ветками, Мне память тайную встревожил...» и многие другие. Ценностно-ориентировочная деятельность в ходе изучения человека осуществляется также при обращении к образцам изобразительного искусства. Так, анализ изображений человека разных исторических эпох показывает эволюцию личности человека - от невыделенной личности Древнего мира к осознанию своей индивидуальности в эпоху Возрождения, к «рождению» свободной личности в эпоху Нового времени; эволюцию взглядов на здоровье - от культа физического здоровья в эпоху Античности, к культу духовного здоровья в эпоху Средневековья, попытке обрести гармонию в эпоху Возрождения; к дисгармонии в эпоху постмодернизма.
Преобразовательная учебная деятельность в рамках практического обучения ориентирует на самопознание, самоидентификацию, саморазвитие. На практических занятиях школьники приобретают опыт познания особенностей собственного физического и психического развития, личностной направленности - собственных потребностей, интересов, убеждений, идеалов, своего характера, системы жизненных приоритетов, правил цивилизованного общения, что имеет огромное образовательное и воспитательное значение.
Практические занятия имеют свою специфику. Так, на занятиях «Самопознание индивидуальных особенностей», «Самоанализ и самооценка психического и физического здоровья» школьники проводят наблюдения и измерения, работая в малых группах или самостоятельно в целях изучения особенностей собственного физического развития, физического здоровья. Результаты антропометрических измерений в их сравнении с нормой дают основание оценить уровень и степень гармоничности физического развития. Самопознание психических особенностей проходит в виде самотестирования, в ходе которого исследуются темперамент, особенности мышления, восприятия и др. Результаты самопознания психических особенностей - основа для деятельности в рамках следующих практических занятий. Практические занятия «Выстраивание собственных жизненных сценариев», «Профессиональное самоопределение» имеют цель сформировать представление о самом себе, и на основе этого представления выстроить сценарий собственной жизни. Важнейшую роль в становлении личности играют коммуникативные умения, на развитие которых нацелено практическое занятие «Технологии эффективного общения». В ходе него школьники изучают способы, приемы и средства общения, которые обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию партнеров по общению, т.е. осваивают технологию коммуникаций, играющих определяющую роль в социализации личности.
Важной выступает поисковая деятельность по самоидентификации (практическое занятие «На пути к самоидентификации), в т.ч. общечеловеческой, гражданской. В настоящее время самоидентификация расценивается одним из смыслообразующих компонентов в реализации жизненного пути человека и потому ей придают значимость «ценностного ориентира методологии образования в социокультурной модернизации России» (ФГОС). Самоидентификация или поиск ответа на вопрос «Кто я?» сущностно связана с самосознанием, которое имеет социально обусловленную структуру и требует от школьников серьезных раздумий.
Сформировать полное представление о самом себе и выстроить сценарий собственной жизни помогает деятельность по изучению собственной жизненной позиции (системы потребностей, интересов, убеждений, идеалов), характера (системы отношений и способов поведения), способностей (системы интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств). Результаты самопознания направляют школьников на выработку собственной программы физического и личностного развития, которая демонстрирует понимание старшеклассниками своего авторства жизни.
Как видно, представленная учебная деятельность в ходе изучения человека отвечает ведущему принципу гуманистической личностно-ориентированной педагогики: обучение есть процесс становления самореализующейся личности, основанный на общечеловеческих ценностях и осуществляющийся посредством собственной деятельности человека [5].
Рецензенты:
Мамедов Н.М., д. филос.н., профессор, директор Института глобализации и устойчивого развития «Академии МНЭПУ», г. Москва.
Ермаков Д.С., д.п.н., профессор Новомосковского филиала Университета Российской академии образования, г. Москва.