Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ORGANIZATION OF THE STUDY ABOUT THE MAN, BASED ON INTEGRATION OF KNOWLEDGE

Mansurova S.E. 1
1 GOU VPO the Moscow Institute of Open Education, Moscow
The paper presents approaches to the organization of activities in the study of man through the integration of knowledge, developed for high school. Cognitive and ideological values and personal development is presented as a factor in the humanization of education. Cognitive learning activities correlated with the experience of rational knowledge in the study of theoretical knowledge about the person, the estimated value and learning activities - with the experience of the sensuously shaped human cognition, transformative learning activity - with the experience of self, identity, self-development. The integration of different types of knowledge about human integrity affects all spheres of consciousness teenager.
integration
man
humanization
learning аctivities
Ориентиры нового исторического типа культуры нацеливают общее образование на отказ от рационализма и «знаниецентризма» в пользу гуманистической цели - личностного развития субъекта, его свободной самореализации [1, с. 11]. Гуманизм  (от лат. humanitas  - человечность) - мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. Новый гуманизм ориентирует на  развитие  человека - эволюцию сознания и качеств с целью культурной адаптации к динамично меняющимся социоприродным факторам среды [2, с. 14]. Этические категории - ответственность, свобода выступают ведущими в культурной адаптации, которая тем самым совпадает по смыслу со становлением особого типа личности - свободно проявляющейся, ответственной, ценностно-ориентированной личности гражданского общества. Гуманистические ценности гражданского общества - регулятор цивилизационного развития и ориентир современного, прежде всего, общего образования. Тенденция на гуманизацию привносит в общее образование идею о том, что его содержание призвано быть созвучным приоритетной в современном познании - целостной антропологической проблематике. Ее актуальность обусловлена кризисом личности, утратой смысложизненных целей и ценностей, ослаблением  жизнеспособности человека как вида. Знания о человеке выступают общезначимыми, они - фокус, притягивающий  к себе все нити бытия и познания, по мнению С.Л. Рубинштейна, «это большая тема мировоззренческого плана, ...этического порядка» [3, с. 34].

На основании проведенного исследования мы пришли к убеждению, что содержание антропологических знаний в школе требует радикального обновления: дифференцированное знание о человеке, представленное в систематических предметных курсах основной школы, необходимо дополнить содержательным обобщением, обращенным к старшим школьникам. Содержание знаний о человеке мы рассматриваем на основе интеграции философских, естественнонаучных, гуманитарных, вненаучных знаний в рамках представлений о человеке как «биосоциальном существе, генетически связанным с другими формами жизни, но выделившееся благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и нравственным самосознанием» [4, с.99]. Изучение человека мы нацеливаем на интегральный образовательный результат - познавательное и  ценностно-мировоззренческое развитие личности старших школьников. Целеполагание, интеллектуальная зрелость, выраженная потребность  в самопознании, саморазвитии - психологические особенности возраста, обуславливающие готовность старших школьников осмыслить целостную человеческую проблематику, интериоризировать ценностно-смысловые аспекты знаний о человеке.

Учебную деятельность при изучении человека мы рассматриваем как познавательную, направленную на  освоение знаний о человеке, основанных на общенаучных подходах (опыт рационального познания), ценностно-ориентировочную, направленную на формирование эмоционально-ценностного отношения к человеку как неповторимой уникальной части целого (опыт чувственно-образного познания),  преобразовательную, направленную на выработку умений самопознания, самоидентификации и саморазвития в рамках соответствующего опыта.

Выделим ряд важных факторов, которые выступают определяющими в проектируемой учебной деятельности: 1) содержание знаний о человеке включает два взаимосвязанных аспекта - теоретический, связанный с изучением человека  как биосоциальной целостности, и практический, ориентированный на самопознание, саморазвитие; 2) познавательные процессы нацелены на взаимодополнение, интеграцию феноменов разных видов познания: феномена гуманитарного познания - понимания (цели, смысла, значимости действий человека), естественнонаучного познания - объяснения (причин), интегрального познавательного феномена -  рефлексии;   3) в целях  преодоления противопоставления объективного и субъективного, материального и идеального, внешнего и внутреннего формами познания выступают монолог (форма научного познания) и диалог (форма гуманитарного, вненаучного познания). 

Познавательная учебная деятельность в рамках теоретического обучения связана с освоением общих закономерностей происхождения, жизнедеятельности и  развития человека на родовом уровне  (эволюционно - историческая линия содержания) и индивидуальном уровнях (онтогенетическая линия содержания). Линии содержания объединены диалектической методологией,  системным,  эволюционным подходами. Познавательная учебная деятельность направлена на осмысление  взаимосвязи общего (родового человека) и единичного (отдельного, конкретного человека, личности), которая прослеживается через преломление биосоциальной целостности родового человека в индивидуальности каждого отдельного человека. Также как и развитие родового человека, индивидуальное развитие рассматривается как нелинейные процессы самоорганизации человека - единственного незавершенного вида, который создает себя сам. Важнейшей категорией выступает категория качественного развития, педагогический эффект которой заключается в том, что она задает вектор на поиск школьниками высших целей и ценностей собственной жизни. Эволюционно-историческое развитие родового человека, формирование системного единства его природы и социальной сущности, анализируется в рамках системного единства человека и среды обитания. Принцип отбора - основной принцип эволюции, для человеческого общества трансформируется в проблему выбора стратегии жизнедеятельности и выживания. В рамках пространственно-временного континуума «прошлое - настоящее - будущее» становится возможным мировоззренческое осмысление школьниками природы и сущности человека (личности), характер происходящих изменений с человеком (личностью), условия выживания и развития человечества.

Познавательная учебная деятельность при освоении теоретического содержания знаний о человеке позволяет школьникам познавать самого себя как неповторимую индивидуальность и одновременно - как часть единого целого (человечества, биосферы). Эта деятельность направлена на удовлетворение потребностей  старших школьников в познании специфики человеческого рода и собственной индивидуальности, составляющей основу для самопознания, самоидентификации, саморазвития.

Обращения к единственной - интеллектуальной сфере сознания школьников в ходе познавательной учебной деятельности крайне недостаточно. Мировоззренческое осмысление человека требует органического соединения научных и этических представлений о нем. Психологи свидетельствуют, что формирование ценностно-мировоззренческих  установок опосредуется ценностно-ориентировочной  деятельностью, основанной на апелляции как к разуму, так и к чувствам. Вненаучные формы знаний  - искусство, литература воздействуют на личность целостно, помогают понять другого человека, подчас жившего в другой стране, в другую эпоху, принадлежащего другой культуре. Воображение, чувственное восприятие, эмоциональная сфера, вовлекающиеся в понимание другого, в изучение человека  в целом, служат  противоядием выхолащиванию живого содержания этических категорий, предъявляемых исключительно средствами научного познания. Так, поэтические образы с их эстетикой и эмоциональным характером, насыщенные многозначным метафорическим смыслом, парадоксами, облагораживают культуру чувств, побуждают к сопереживанию, помогают формировать личностное отношение к обсуждаемым проблемам. Язык поэзии играет роль посредника между  эмоциональной и логической сферой школьников, способствует возникновению инсайта -  целостного понимания, постижения тех или иных сторон человека. Этой цели могут служить стихи А.Тарковского «Еще в скорлупе мы висим на хвощах, Мы ранняя проба природы...», «Я больше мертвецов о смерти знаю. Я - из живого самое живое...»,  Ф.Тютчева «Лишь жить в себе самом умей - Есть целый мир в душе твоей...»,  Б. Окуджавы «Почему мы исчезаем, превращаясь в дым и пепел, Это так несправедливо...», Е. Евтушенко «Жизнь делает нас маленькими часто...», Д. Мережковского «Отцы и дети, в играх шумных все истощили вы до дна...», А. Вознесенского «Человек меняет кожу...», В. Шефнера «Костер, похрустывая ветками, Мне память тайную встревожил...» и многие другие. Ценностно-ориентировочная деятельность в ходе изучения человека осуществляется также при обращении к образцам изобразительного искусства. Так, анализ изображений человека разных исторических эпох  показывает  эволюцию личности человека - от невыделенной личности Древнего мира к  осознанию своей индивидуальности в эпоху Возрождения, к «рождению» свободной личности в эпоху Нового времени; эволюцию взглядов на здоровье - от культа физического здоровья в эпоху Античности, к культу духовного здоровья в эпоху Средневековья, попытке обрести гармонию в эпоху Возрождения; к дисгармонии в эпоху постмодернизма.

Преобразовательная учебная деятельность в рамках практического обучения ориентирует на самопознание, самоидентификацию, саморазвитие. На  практических занятиях школьники приобретают опыт познания особенностей собственного физического и психического развития, личностной направленности - собственных  потребностей, интересов, убеждений, идеалов,  своего характера, системы жизненных приоритетов, правил цивилизованного общения, что имеет огромное образовательное и воспитательное значение.  

Практические занятия имеют свою специфику. Так, на занятиях  «Самопознание индивидуальных особенностей», «Самоанализ и самооценка психического и физического здоровья» школьники проводят наблюдения и измерения, работая в малых группах или самостоятельно в целях изучения особенностей  собственного физического развития,  физического здоровья.  Результаты антропометрических измерений в их сравнении с нормой  дают основание оценить уровень и степень гармоничности физического развития. Самопознание психических особенностей проходит в виде самотестирования, в ходе которого исследуются темперамент, особенности мышления, восприятия и др. Результаты самопознания психических особенностей - основа для деятельности в рамках следующих  практических занятий. Практические занятия «Выстраивание собственных жизненных сценариев», «Профессиональное самоопределение» имеют цель сформировать представление о самом себе, и на основе этого представления выстроить сценарий собственной жизни. Важнейшую роль в становлении личности играют коммуникативные умения, на развитие которых нацелено практическое занятие «Технологии эффективного общения». В ходе него школьники изучают способы, приемы и средства общения, которые обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию партнеров по общению, т.е. осваивают  технологию коммуникаций, играющих определяющую роль в социализации личности.

Важной выступает поисковая деятельность по самоидентификации (практическое занятие «На пути к самоидентификации), в т.ч. общечеловеческой, гражданской. В настоящее время самоидентификация расценивается одним из смыслообразующих компонентов в реализации жизненного пути человека и потому ей придают значимость «ценностного ориентира методологии образования в социокультурной модернизации России» (ФГОС). Самоидентификация или поиск ответа на вопрос «Кто я?» сущностно связана с самосознанием, которое имеет социально обусловленную структуру и  требует от школьников серьезных раздумий. 

Сформировать полное представление о самом себе и выстроить сценарий собственной жизни помогает деятельность по изучению собственной жизненной позиции (системы потребностей, интересов, убеждений, идеалов),  характера  (системы отношений и способов поведения), способностей (системы интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств). Результаты самопознания направляют  школьников на выработку собственной программы физического и личностного развития, которая демонстрирует понимание старшеклассниками своего авторства жизни.

Как видно, представленная учебная деятельность в ходе изучения человека отвечает ведущему принципу гуманистической личностно-ориентированной педагогики:  обучение есть процесс становления самореализующейся личности, основанный на общечеловеческих ценностях и осуществляющийся посредством собственной деятельности человека [5].

Рецензенты:

Мамедов Н.М., д. филос.н., профессор, директор Института глобализации и устойчивого развития «Академии МНЭПУ»,  г. Москва.

Ермаков Д.С., д.п.н., профессор Новомосковского филиала Университета Российской академии образования, г. Москва.