На этапе модернизации высшей школы, её интеграции в мировое образовательное пространство закономерным представляется целенаправленное изучение, объективный анализ и выявление позитивного опыта в области организации системы педагогического сопровождения дистанционного обучения (ПС ДО) студентов. В рамках данной статьи целесообразно обратиться к опыту организации системы ПС ДО в Национальном исследовательском университете «БелГУ» (НИУ «БелГУ»). В настоящее время НИУ «БелГУ» является одним из ведущих вузов РФ и Белгородской области, который осуществляет дистанционную подготовку специалистов высшей квалификации по ряду специальностей «Юриспруденция», «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение», «Государственное и муниципальное управление», «Социальная работа», «Менеджмент организации» и др. [1]. Контингент потребителей ДО в НИУ «БелГУ» весьма обширен: выпускники школ, лица с высшим образованием, нуждающиеся в переквалификации и повышении квалификации, лица с ограниченными возможностями и др. Следует отметить, что в университете наработан значительный опыт по реализации ПС ДО студентов. Так, уже в 2007 г. 5146 студентов обучались по заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий.
В структуре НИУ выделяется специальное подразделение - Управление заочного, очно-заочного обучения и электронных образовательных технологий, в состав которого входит 4 отдела (учебно-методический, организационный, информационно-технологический и отдел заочного и очно-заочного обучения) [5]. Специалисты управления занимаются разработкой нормативно-правовых и организационно-методических документов, обеспечивающих реализацию системы ПС; координацией взаимодействия структурных подразделений системы ДО; развитием основы (единая информационно-образовательная среда) для функционирования системы ПС ДО; реализацией и контролем за системой ПС ДО; подготовкой педагогических кадров; осуществлением кооперации с другими образовательными учреждениями для повышения эффективности системы ПС ДО и др.
Следует отметить, что студент ДО имеет доступ к широкому диапазону возможностей, услуг и ресурсов, предлагаемых университетом. Важную роль в системе ПС ДО НИУ «БелГУ» играют подразделения, деятельность которых направлена на организацию всесторонней помощи обучающимся как очного, так и дистанционного обучения: научная библиотека, задача которой заключается в предоставлении разнообразных ресурсов и услуг для всех субъектов системы ПС ДО; управление информатизации и центр компьютерного обучения, занимающиеся развитием и поддержкой обучения в режиме он-лайн, а также подготовкой и оказанием помощи в технических вопросах педагогам и обучающимся; центр содействия трудоустройству и развития карьеры выпускников университета и др.
В основе системы ПС ДО НИУ «БелГУ» находится организация самостоятельной интерактивной работы студентов со специальными учебными материалами и выполнение ими различных заданий. Особое внимание в университете уделяется учебно-методическому обеспечению процесса обучения, его качеству и доступности для каждого студента. Первоначально каждому обучающемуся предоставляется учебный набор: персональный доступ к Интернет ресурсу «Пегас», график проведения консультаций, контрольных и экзаменационных мероприятий, учебно-методические комплексы по каждой дисциплине, входящие в учебную программу на CD-диске / печатном виде и др. Например, учебно-методический комплекс дистанционного курса «Иностранный язык» базового уровня включает в себя: рабочую программу, блок предварительного тестирования, учебно-практическое пособие по дисциплине, справочные материалы, различные упражнения и тестовые задания. Остановимся более подробно на каждом из компонентов [2].
Блок рабочая программа, определяющий назначение, цели и задачи дистанционного курса «Английский язык», а также содержание, объем и уровень усвоения знаний материала, состав и структуру методов познания, представлен руководством по изучению курса, самой рабочей программой, а также методическими рекомендациями по работе с предлагаемым учебно-методическим комплексом. Изучение курса начинается с предварительного тестирования для входного контроля знаний, который определяет исходный уровень подготовки обучаемых. Тест рассчитан на проверку навыков элементарной грамматики, контроль общеупотребительной лексики, а также умения понимать смысл прочитанного. Результаты предварительного тестирования в дальнейшем помогают формировать группы сотрудничества с учетом общности интересов, уровнем подготовки и иных личностных особенностей обучаемых.
Учебно-практическое пособие состоит из 7 модулей, каждый из которых, кроме первого, посвящен определенной теме («Белгород», «Россия», «Москва», «Великобритания» и др.). Первый модуль, посвященный фонетике английского языка, содержит теоретический материал о звуковой системе, ударении и интонации, а также ряд практических упражнений для самостоятельного выполнения и тест для самоконтроля с ключами. Но с учетом того, что формирование фонетических навыков, а также их совершенствование требует живого, непосредственного контакта, то большая часть заданий выполняется очно под руководством преподавателя во время учебных занятий или консультаций. Структура остальных модулей стереотипна. Каждый модуль включает: 2 основные текста по теме с тестами для самоконтроля; тексты для дополнительного чтения, расширяющие кругозор обучаемых; грамматические комментарии по базовым грамматическим темам; тренировочные лексико-грамматические упражнения и тестовые задания для самоконтроля с ключами. Модульное построение материала позволяет обучающим установить собственный темп обучения с учетом исходного уровня подготовки, психофизиологических особенностей, интересов, а также изменять его по мере необходимости. В процессе чтения текстов, работы над упражнениями и выполнения тестовых заданий обучающиеся могут обратиться к глоссарию, включающему слова и словосочетания с переводом. Обобщающий тест в конце каждого модуля устанавливает уровень и качество усвоения, понимания пройденного материала, а также возможность перехода к следующему модулю. Справочный блок учебно-методического комплекса дистанционного курса «Английский язык» содержит ссылки на дополнительную литературу, находящуюся в библиотеке, а также информационные ресурсы Интернета по иностранным языкам.
Таким образом, все перечисленные составляющие учебно-методического комплекса нацелены на диалог с обучающимися и способствуют организации их эффективной самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Иными словами, педагогическая помощь и поддержка встроены во все компоненты комплекса. Вместе с тем, оперативное и систематическое взаимодействие обучающихся с преподавателем и друг с другом является фундаментом системы ПС ДО в НИУ «БелГУ».
Для организации и поддержания системы ПС ДО в университете применяется интерактивная образовательная среда «Пегас», обладающая широкими информационно-образовательными возможностями: обеспечивает доступ к электронным учебно-методическим комплексам (более 400), дополнительным образовательным ресурсам, учебно-методической документации (графики учебного процесса, межсессионных консультаций, учебные планы и программы и т.д.); возможность работать с мультимедийными материалами, проходить тестирование, а также взаимодействовать с субъектами системы ПС ДО (авторами учебного курса, администрацией вуза и факультетов, преподавателями, другими студентами) [3]. Следует отметить, что «Пегас» также используется в учебном процессе со студентами очной формы обучения, которые имеют доступ ко всем информационным ресурсам, а также проведения различных научных мероприятий (конференций, конкурсов и т.д.). Важной составляющей педагогического сопровождения дистанционного обучения выступает непосредственное взаимодействие студента с преподавателями и другими студентами во время сессий (установочные лекции, семинары, лабораторные работы). Кроме этого, студенту предоставляется возможность получить консультацию, обратиться за помощью к преподавателю на протяжении всего образовательного процесса.
Таким образом, студент ДО НИУ «БелГУ», работая самостоятельно, не остается один на один со своими вопросами и проблемами. При помощи качественного учебно-методического обеспечения, мастерства преподавателей, методистов, различных специалистов системы ПС организуется поддержка, помощь обучающемуся на протяжении всего учебного процесса.
Статья выполнена при финансовой поддержке гранта департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области для ученых области по основным направлениям развития профессионального образования региона.
Рецензенты:
- Шилова В. С., д.п.н., Национальный исследовательский университет «БелГУ», профессор кафедры педагогики Национального Исследовательского Университета «БелГУ», г. Белгород.
- Шеховская Н. В., д.п.н., Национальный исследовательский университет «БелГУ», профессор кафедры педагогики Национального Исследовательского Университета «БелГУ», г. Белгород.