Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC ASPECTS OF DEVELOPING CONSTRUCTION TECHNOPARKS

Petrov A.A. 1
1 Saint-Petersburg State University of Architecture and Construction
In the given article the role of construction clusters in the regional economics development is studied. The author analyses clusters arrangement and development and provides a list of conditions contributing to activating the given process. Peculiar character of construction clusters is shown and the role of construction industrial parks is revealed. The author distinguishes four interconnected stages in creating a cluster policy of a region: potential perspectives of forming a cluster and creation of development strategies of the major participants within a cluster; assessment of potential participants and creating the infrastructure of cluster activity and development; creating integration tools for cluster participants interaction; creation of the organizational mechanism of cluster functioning and development. In the article the author also presents a functional model of the organizational and economic mechanism of creating and developing a construction cluster.
Cluster
constructional industrial park
innovation process
conditions of cluster development
functional model of organizational and economical mechanism of creating and developing a construction cluster
Введение

Формирование строительных технопарков призвано гарантировать наиболее эффективное использование ресурсов для обеспечения развития и устойчивости строительных предприятий в динамично изменяющейся рыночной среде. Создание в Санкт-Петербурге мощного строительного кластера важно не само по себе, а как составная часть инновационного процесса в российской экономике, который, в свою очередь, является компонентом активных процессов во всех сферах общественного и индивидуального воспроизводства в промышленности, транспорте, сельском хозяйстве и др. Переход строительной отрасли Санкт-Петербурга на характерный для современного этапа российской экономики инновационный тип развития является необходимым фактором, определяющим переход региона к устойчивому экономическому росту.

Цель данной статьи в обосновании необходимости создания кластеров в экономике региона и разработке функциональной модели организационно-экономического механизма формирования и развития строительного кластера.

Процессы формирования и функционирования кластеров были впервые комплексно описаны М. Портером. Следуя определению М. Портера, «кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Территориальный охват кластера может варьироваться от групп производства одного города или штата (региона) до страны или даже нескольких соседствующих стран. Кластеры имеют различную форму в зависимости от своей глубины и сложности, но большинство включает в себя: компании «готового продукта» или сервиса; поставщики специализированных факторов производства, комплектующих изделий, механизмов, сервисных услуг; финансовые институты, фирмы в сопутствующих отраслях ... правительственные структуры, оказывающие существенное влияние на кластер, могут рассматриваться как его часть» [9].

В России существенный вклад в развитие кластерной теории внесли С. Л. Марков, М. А. Ягольницер [5], И. В. Пилипенко [8], Ю. Н. Лапыгин [7] и ряд других. Специфика строительных кластеров показана в работах А. Н. Асаула [1, 2, 3, 4], Г. Ф. Токуновой [10] и других. Строительный кластер, по-мнению А. Н. Асаула [2], представляет собой особую форму кластерной модели, так как, в отличие от других кластеров, он ориентирован, прежде всего, на внутренний рынок.

Создание кластера должно преследовать определенный замысел, заключающийся в придании ему особых дополнительных свойств, благодаря которым участники строительного кластера могут гарантированно получать ресурсы, технологии, знания, информацию и др. При этом преимущества должны носить очевидный характер, направленный на минимизацию отрицательных проявлений конкурентной среды.

В Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации [6] указывается на ряд барьеров, мешающих реализации кластерной политики. Среди них наибольшее значение имеют те, которые связаны с формированием инфраструктуры развития кластера. И, несмотря на то, что с момента выхода методических рекомендаций прошло более трех лет данные проблемы до сих пор не потеряли свою актуальность.

Среди первоочередных мер по созданию условий для развития строительных кластеров в регионе можно выделить:

  • стимулирование инвестиционной активности;
  • разработку и внедрение новых технологий;
  • применение современных материалов;
  • повышение качества строительных работ;
  • создание новых рабочих мест;
  • повышение квалификации специалистов строительной специальности.

Формирование строительного кластера должно начаться с создания строительного технопарка. Для этого необходимо:

Во-первых, определить потенциальные перспективы создания кластера: стратегию развития субъекта; концепцию формирования строительного кластера; стратегии привлечения инвестиций.

Во-вторых, оценить потенциальных участников кластера, создать инфраструктуру.

В-третьих, создать интеграционные инструменты взаимодействия.

В-четвертых, сформировать организационные механизмы функционирования и развития кластера.

Обобщение указанных выше этапов позволило предложить функциональную модель организационно-экономического механизма формирования и развития строительного кластера.

Рис. 1. Функциональная модель организационно-экономического механизма формирования и развития строительного кластера

В заключение можно сделать следующие выводы о том, что ннновационные подходы к формированию кластерной политики позволят:

  • использовать имеющиеся ресурсы;
  • успешно противостоять негативным внешним факторам конкурентной среды;
  • в более длительной перспективе способствуют развитию бизнес-сообществ, научных и образовательных организаций, улучшению социально-экономической ситуации в регионе.

Рецензенты

  • Асаул Анатолий Николаевич, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры финансов, анализа и учета. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет» (СПбГАСУ), г. Санкт-Петербург.
  • Долгов Александр Петрович, доктор экономических наук, профессор, декан факультета экономики и управления. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет» (СПбГАСУ), г. Санкт-Петербург.