Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

REGIONAL DIMENSION OF CONSUMER SERVIC RURAL POPULATION

Shayakhmetov I.T. 1 Gataullin R.F. 1 Mulyukov G.M. 1
1 FGBUN Institute for Social and Economic Research, Ufa Scientific Center, Russian Academy of Sciences, The Russian Federation, the Republic of Bashkortostan, Ufa
The article deals with the regional aspects of consumer services and presented the conceptual provisions for its improvement. The paper also addresses the purpose, objectives and principles of the modern system of public services, the functional responsibilities of public authorities of regions and local authorities in solving this problem. Feature of the public service of the rural population is the need for a combination of cooperation between enterprises of both horizontally and vertically, to strengthen the role of the regional companies of the Association of public services. The social functions of the complex obuslav-Lebanon increased support from the municipal enterprise development, especially in rural areas.
system of consumer services
household services
training for consumer services
consumer cooperatives
Для коренного улучшения положения в сфере бытового обслуживания сельского населения необходимо проведение такой государственной политики, которая бы наилучшим образом отвечала задаче удовлетворения потребностей сельчан в бытовых услугах [5].

Цель состоит в достижении на селе уровня минимального бытового обслуживания, гарантированного Законом о защите прав потребителей в Республике Башкортостан, с последующим расширением рынка сервиса, насыщением его разнообразными видами бытовых услуг, повышением качества обслуживания на основе создания необходимых экономических и организационных условий.

Для достижения указанной цели требуется решение следующих основных задач:

  • формирование эффективной системы государственного управления отраслью путем проведения целенаправленной инвестиционной, финансово-кредитной политики и повышения доли государственной собственности в основных фондах отрасли;
  • восстановление базовых производственных мощностей в райцентрах и городах, прекративших свою деятельность или перепрофилированных после приватизации и коммерциализации, и стационарной приемной сети бытового обслуживания в сельских поселениях, возобновление выездных форм обслуживания сельских жителей;
  • совершенствование организационно-правовых форм базовых сервисных предприятий, развитие конкуренции и на этой основе повышение эффективности их деятельности;
  • приоритетная поддержка малого предпринимательства на селе с учетом отдаленности и людности поселений;
  • совершенствование подготовки кадров для сферы бытового обслуживания и принятие мер по закреплению их на селе.

Основными принципами организации сельского сервиса являются:

  • осуществление обслуживающей деятельности на основе взаимодействия крупных и средних специализированных предприятий, объединений, фирм, расположенных в городах, и широкой сети приемных пунктов, мелких мастерских, других сервисных объектов в сельской местности, а также внутрирайонной кооперации предприятий по обслуживанию;
  • обеспечение приема заказов на основные виды бытовых услуг в пределах нормативных радиусов пространственной доступности [2].

Государственное регулирование сферы бытового обслуживания должно основываться на взаимодействии трех блоков: правового, экономического и организационного.

Ведущая роль в правовом блоке отводится реализации Закона Республики Башкортостан «О бытовом обслуживании населения», в котором зафиксированы правовые основы, определяющие развитие бытовых услуг, вопросы регулирования и поддержки хозяйствующих в сфере бытового обслуживания субъектов, предусмотрены льготы для развития сервиса на селе.

Экономический блок предполагает разработку механизмов инвестиционного, финансово-кредитного и налогового регулирования, обеспечивающих доступность всем группам населения социально приоритетных видов бытовых услуг и финансовое оздоровление предприятий отрасли [4].

Организационный блок государственного регулирования призван обеспечить:

  • выравнивание уровней бытового обслуживания городского и сельского населения на основе восстановления и развития внутриотраслевых кооперационных связей и координации деятельности предприятий на республиканском и муниципальном уровнях;
  • проведение единой научно-технической политики;
  • повышение государственной доли собственности;
  • лицензирование и сертификацию бытовых услуг;
  • совершенствование работы органов власти по подготовке и переподготовке кадров для отрасли и их закреплению на селе.

Важной мерой в этом направлении является разработка для городов и районов программ стабилизации и развития сферы бытовых услуг как единого для города и села комплекса [1].

Внутриотраслевую кооперацию в сфере бытового обслуживания населения необходимо развивать в двух направлениях - по вертикали и горизонтали.

Первый тип кооперации начал складываться в начале 80-х годов и показал свою эффективность.

Второй тип кооперативных связей - это кооперация сервисных предприятий внутри сельского района по материально-техническому снабжению, сотрудничеству в выполнении монтажных и ремонтных работ, а также в решении финансовых проблем на основе взаимной выгоды. Кооперация по горизонтали в конце 80-х годов в республике экспериментально опробовалась в городах Белебей и Сибай, а также в нескольких сельских районах, но широкого внедрения не получила.

Мы считаем, что в современных условиях наибольший эффект может дать сочетание вертикальной и горизонтальной кооперации в рамках единой системы (Башбытсоюза), которую целесообразно создать в интересах возрождения сельской службы быта и развития отрасли в целом.

Основным звеном в системе бытового обслуживания сельского населения должны стать районные ассоциации предприятий бытового обслуживания, созданные на принципах добровольности и взаимной заинтересованности в сотрудничестве. В рамках этих ассоциаций на базе домов бытового обслуживания будут функционировать коммерческие центры, организующие деятельность сельских КПП путем заключения договоров со специализированными предприятиями. Ассоциациям могут быть переданы и функции по государственному регулированию рынка бытовых услуг: лицензирование деятельности предприятий, а также участие в определении размеров арендной платы за помещение, платы за коммунальные услуги и т.д.

Главной задачей государственной инвестиционной политики в сфере бытовых услуг является формирование благоприятных условий для роста инвестиционной активности. Инвестиционная деятельность может осуществляться за счет собственных финансовых ресурсов предприятий, заемных и привлеченных средств, бюджетных ассигнований, иностранных инвестиций. Для поддержки районов с наиболее слаборазвитой материально-технической базой службы быта необходимы специальные бюджетные ассигнования [3].

В целях создания благоприятного инвестиционного климата необходимо снижать предприятиям бытового обслуживания населения размер отчислений в Республиканский фонд амортизации в зависимости от удельного веса социально приоритетных видов услуг в общем объеме реализации.

В современных условиях, когда кризисная ситуация в сфере бытового обслуживания в основном связана с объективными факторами, государственная поддержка должна осуществляться не только путем инвестирования материально-технической базы, но и дотирования социально приоритетных видов услуг, установления льготных ставок налогов и платежей в бюджет, приемлемых тарифов на электроэнергию и коммунальные услуги и размеров других платежей в целях обеспечения доступных населению цен на оказываемые услуги.

Средства, выделяемые предприятиям из республиканского бюджета, должны предоставляться на условиях увеличения или образования государственной доли в уставных капиталах финансируемых предприятий.

Осуществление эффективной государственной политики в сфере бытовых услуг требует четкого взаимодействия республиканских и местных органов и разграничения полномочий между ними.

В функции республиканских органов входит:

  • разработка и принятие нормативных и правовых актов;
  • создание хозяйствующим субъектам благоприятных правовых, экономических и финансовых условий;
  • оказание содействия в финансировании и кредитовании строительства объектов службы быта, разработка механизмов финансового и кредитного регулирования;
  • совершенствование системы управления государственной долей собственности;
  • координация работы специализированных предприятий, имеющих региональное значение;
  • содействие созданию инфраструктуры в службе быта и формированию новых организационно-хозяйственных структур;
  • оказание методической и организационной помощи местным органам власти по вопросам развития бытовых услуг.

Ведущая роль в разработке законов, нормативных актов и выработке механизма их реализации отводится предлагаемому для учреждения Башбытсоюзу.

Местные органы власти должны:

  • разрабатывать комплексные программы стабилизации и развития бытового обслуживания, принимать меры по их реализации;
  • устанавливать муниципальный заказ на оказание бытовых услуг;
  • создавать благоприятные экономические и финансовые условия для развития социально приоритетных видов услуг за счет средств местного бюджета;
  • оказывать содействие в финансировании и кредитовании строительства объектов службы быта;
  • привлекать средства сторонних организаций на развитие и содержание сельской службы быта;
  • обеспечивать координацию деятельности хозяйствующих субъектов сферы обслуживания, расположенных на подведомственной территории;
  • способствовать восстановлению ранее сложившихся связей между специализированными зональными предприятиями и районными управлениями бытового обслуживания населения;
  • разрабатывать схемы рационального размещения сети предприятий бытового обслуживания;
  • осуществлять подбор и расстановку кадров, заключать по согласованию с Башбытсоюзом контракты с руководителями муниципальных предприятий службы быта.

Значительную роль в бытовом обслуживании сельского населения, особенно в предоставлении агросервисных услуг, может сыграть потребительская кооперация. Поэтому ее деятельность по оказанию платных услуг жителям села должна всячески стимулироваться республиканскими и местными органами власти.

Рецензенты

Нусратуллин В.К., д.э.н., профессор, заведующий Сектором прогнозирования территориального развития ФГБУН «Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук», г. Уфа.

Галиев Т.А., д.э.н., профессор, главный научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук», г. Уфа.