Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CIVIL-PATRIOTIC TRAINING THE STUDENT YOUTH OF KAZAKHSTAN

Dzhilkishieva M.S. 1
1 Taraz State Pedagogical Institute, Taraz, Kazakhstan
In the article the author´s conception of the civil- patriotic is represented training the student youth of Kazakhstan. Both civil and patriotic training they have clearly expressed social directivity, thanks to which in recent years occurs their rapprochement, integration, and these processes give the possibility to consider civil- patriotic training as integral social-pedagogical phenomenon, the real pedagogical phenomenon of the present. Significant shortcomings in the approaches to the organization and implementation of civil-patriotic education are expressed in terms of lack of formation of a substantial portion of students - future professionals of their civil and patriotic; unpreparedness of many school teachers in the implementation of civic education and patriotism of the younger generation taking into account the changing socio-economic conditions, political and cultural situation of contemporary society. The author designated the trends of development of students as the advance guard of Kazakhstan young people. Civil-patriotic education of the university system is defined as purposeful activities to build students´ patriotic consciousness, active citizenship, civic qualities of a multicultural identity and its willingness to creative transformation of reality.
civil-patriotic training
citizenship
patriotism
Kazakhstan patriotism
Новая концепция образовательной политики Казахстана, направленная на социальную консолидацию и гражданское единение казахстанского общества, учитывает большую динамичность развития общества, быстрые темпы формирования молодежи в образовательном и личностном аспектах. Особую роль в духовно-нравственном воспитании молодежи призваны сыграть высшие учебные заведения. На сегодняшний день цели и задачи воспитания студенческой молодежи в вузе определяются объективными потребностями общества. Современная социальная действительность в Казахстане отличается и характеризуется существенными изменениями в системе ценностей и идеалов. Нынешние реформы в образовании нацелены на конечный результат обучения и воспитания. Они включают в себя решение двух основных задач: с одной стороны, переход развивающей конструктивной модели, интеграцию в мировое образовательное пространство, с другой - сохранение национальной самобытности, учет особенностей казахстанского менталитета и идей евразийства.

По словам Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, «сегодня на повестку дня выходит необходимость формирования нового казахстанского общественного сознания, адекватного сути проводимых в стране преобразований. Несомненно, в него должны войти элементы общечеловеческой культуры, современные знания и национальные традиции. Следовательно, несмотря на меняющийся мир и новые социальные требования к сфере образования, задача системы образования остается неизменной - воспитание полноценного и конкурентоспособного гражданина, раскрытие роли знаний не только с точки зрения получения экономической выгоды, но и с точки зрения воспитания будущих поколений - думающих, ответственных перед обществом и сопереживающих за страну граждан. Эти элементы должны прививаться каждому человеку в социальных институтах: семье, школе, университете» [4, с. 367].

Заявив об ответственности за воспитание граждан, государство в лице государственных органов рассматривает гражданско-патриотическое воспитание в широком социальном аспекте как важнейшее направление государственной деятельности, как составную часть внутренней идеологической политики страны.

В условиях продолжающейся модернизации всей системы общественных отношений в республике проблема формирования патриотизма и гражданских ценностей в молодежной среде обретает особую актуальность, новое звучание и значимость. Анализ последних научных исследований по обозначенной проблеме свидетельствует об устойчивом интересе ученых к вопросам формирования гражданственности и патриотизма личности.

Задачи исследования философских аспектов формирования гражданско-патриотических качеств личности и ее мировоззренческих позиций решаются в трудах российских ученых Г.Н. Филонова, В.И. Лутовинова, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянова и др.

Профессионально-педагогической подготовке будущих учителей к деятельности по патриотическому воспитанию школьников посвящены работы Б.Ф. Павлова, И.И. Бурлаковой, Н.В. Ипполитовой, В.В. Дьяченко, Г.В. Здеревой и др.

Вопросы формирования гражданских и духовно-нравственных ценностных ориентаций личности отражены в исследованиях Р.Г. Гуровой, И.В. Вахрушевой, Н.Д. Никандрова, З.И. Равкина, Б.С. Гершунского и др.

Научный и практический интерес представляют работы по формированию у студентов и школьников активной гражданской позиции (М.В. Чельцов, Л.Л. Хоружая, Е.В. Бондаревская), воспитанию патриотизма учащихся в процессе историко-краеведческой деятельности (А.В. Комаров), гражданскому воспитанию учащихся на примере школы русской национальной культуры (А.М. Бабаев), воспитанию патриотизма и культуры межнациональных отношений у старшеклассников (А.Г. Голев).

Отражение национальной идеи в содержании воспитания патриотизма и гражданственности личности рассматривается учеными В.А. Кобылянским, И.Г. Волковым, А.К. Быковым, Б.Т. Лихачевым и др.

Казахстанскими исследователями в последние годы интенсивно разрабатываются теоретико-методологические, научно-педагогические и психолого-педагогические основы патриотического и гражданского воспитания учащейся молодежи.

Исследование сущности казахстанского патриотизма в контексте общенациональной идеи отражено в трудах отечественных политологов А. Калмырзаева, А. Бектурова, А. Бижанова, У. Касенова, С. Жусупова, С. Дьяченко, Б. Абдыгалиева, Д. Ешанова, О. Мусина, Е. Карымсакова, Р. Кадыржанова, Л.Ю. Зайниевой, Д.А. Калетаева, М.А. Биекенова, Л.А. Байдельдинова, А. Нысанбаева, Г. Шойкина, А. Нурмагамбетова, Ш. Омарова, М.С. Машан, Р.К. Турысжановой и др., основные концептуальные положения которых послужили теоретическими предпосылками для решения исследуемой проблемы.

Заслуживают внимания работы, посвященные вопросам формирования гражданственности будущих учителей в условиях целостного педагогического процесса вуза (Г.О. Медетбекова, А.К. Нургалиева); гражданского воспитания школьников (С.Б. Омарова, З.У. Имжарова, Ж.А. Макатова, К.К. Жампеисова); формирования патриотических качеств будущих специалистов (А.К. Калимолдаева, Л.С. Ахметова); патриотического воспитания учащихся средствами народной педагогики (Р.Н. Кенжебаева, Ж.Н. Калиев, А.А. Бейсембаева, Н.А. Мухамединова, Л.Т. Сейдахметова); средствами физического воспитания и спорта (Ж.А. Касымбеков); военно-патриотического воспитания студентов и военнослужащих (Е.С. Салтанов, У.К. Санабаев) и др.

Многие исследования и научные труды высвечивают отдельные аспекты гражданского и патриотического воспитания (мировоззренческие, нравственные, гуманистические): А.Х. Аргынов, Р.А. Жумаканова, А.А. Бейсембаева, Е.З. Батталханов, Л.А. Байсеркеев, О. Салимбаев, В.А. Ким, К. Болеев, К.К. Пралиев, Х.М. Рахимбекова и др.

Особую значимость в плане нашего конкретного исследования представляли работы, в которых патриотическое воспитание рассматривается в совокупности с проблемами гражданского воспитания, а именно: исследования по гражданскому воспитанию студенческой молодежи в современном вузе Н.А. Савотиной, по проблемам образования и образованности гражданина в современном мире А.С. Гаязова, по выявлению педагогических условий патриотического воспитания студентов вузов в условиях гуманизации образования Е.В. Чекунова, по вопросам формирования гражданственности будущих учителей в современных условиях А.К. Нургалиевой и др. Указывая на органическую взаимосвязь патриотического и гражданского воспитания, авторы предполагают в качестве основы формирование чувства любви к Родине, так как одной из важнейших характеристик гражданственности личности является ее высокий уровень патриотизма, а подлинный патриотизм немыслим без осознанного чувства гражданской ответственности за судьбу своего Отечества, без активной социальной деятельности, направленной на позитивное преобразование духовной и материальной среды общества.

В контексте новых подходов к пониманию важнейших проблем современного воспитания молодежи гражданско-патриотическое воспитание сегодня рассматривается не только на теоретическом уровне, но и как реальный социально-педагогический феномен, как качественно новое явление в педагогической науке и практике.

Впервые научное обоснование необходимости объединения двух важнейших направлений воспитания в единое целое предложил в 2006 г. российский ученый В.И. Лутовинов, чью позицию о гражданско-патриотическом воспитании как целостной концепции мы берем в своем исследовании за основу. По его утверждению, «главный парадокс... в том, что игнорируется диалектическое единство, неразрывность главных составляющих гражданско-патриотического воспитания, которые рассматриваются сами по себе, в отрыве друг от друга, а нередко - в ущерб и противоположность друг другу» [2, с. 53].

Несмотря на то что в гражданском воспитании доминирует социальный аспект, выражающийся в большей степени в правовой сфере, а в патриотическом - социальное начало определяется духовно-нравственной сущностью человека, в последние годы наблюдается тенденция сближения этих важнейших направлений воспитания именно на основе их ярко выраженного социального характера, ибо истинную гражданственность личности характеризует высокий уровень сформированности у нее патриотизма (служение своему народу на основе любви и верности к Родине), а истинный патриотизм выражается в глубоком осознании чувства национальной гордости и национального достоинства через призму государственных и общественных интересов, социальной активности, политической и правовой культуры.

Такой подход к рассмотрению патриотизма и патриотического воспитания в контексте их взаимосвязи с гражданственностью и гражданским воспитанием обусловлен процессами сближения, интеграции социально-правовой доминанты гражданского воспитания с духовно-нравственным началом патриотического воспитания. В связи с этим к одной из важнейших методологических проблем на сегодняшний день относится недостаточная разработанность предметно-категориальной определенности понятия «гражданско-патриотическое воспитание» и недостаточная изученность соотношения понятий «патриотизм» и «гражданственность».

Анализ философской и психолого-педагогической литературы показал, что в науке наработаны методологические основания для исследования гражданско-патриотического воспитания, однако эта проблема как целостное педагогическое явление в его социальном, психологическом и технологическом плане не была предметом специального изучения.

Современное состояние высшего образования, в том числе и педагогического, в основном нацелено на обучение и в меньшей степени на воспитание в силу сложившейся модели подготовки в вузе, ориентированной на «знаниевый» подход. Участие многих молодых людей в гражданско-патриотической деятельности носит формальный характер, а некоторые из них проявляют индифферентное отношение к ней, что связано с устаревшей ориентацией на «мероприятийный» подход в воспитании. Остаются недостаточно разработанными педагогические условия для усвоения будущими специалистами гражданско-патриотических ценностей и их принятия на уровне личностно значимых в процессе интериоризации.

Современное казахстанское студенчество представляет собой поколение, выросшее в условиях изменившихся социально-экономических отношений, что не могло не отразиться на ценностных ориентациях молодежи. Анализ основных характеристик той социально-демографической группы, которую представляет студенческая молодежь, позволяет выделить следующие тенденции.

  •  Преобладающее большинство студентов показывает высокий уровень позитивного настроя на будущее, с твердой уверенностью в завтрашнем дне, а также с четким осознанием, что именно образование дает возможности успешно реализоваться в жизни, а не личные связи или деньги. Они считают ведущей социальной ценностью качественное образование, повышение уровня которого создает предпосылки для искоренения коррупционных проявлений.
  •  Казахстанская молодежь сегодня обучается не просто в вузах, служащих инструментом для воспроизводства знаний, а в высших образовательных учреждениях, нацеленных на формирование новой генерации казахстанцев согласно проекту «Интеллектуальная нация - 2020». Без формализма и «дутых» количественных показателей университеты призваны концентрировать у себя интеллектуальные ресурсы, конкурентоспособный человеческий капитал.
  • Обобщение положительных и отрицательных черт студенческой молодежи выявляет, что ей одновременно присущи альтруизм и эгоизм, гуманизм и агрессивность, интеллектуальность и бездуховность, осознанный патриотизм и равнодушие к судьбе Родины. Этим объясняется дифференциация нынешней молодежи на группы по степени интеллектуальности и нравственности (по А.В. Соколову): а) студенты, составляющие интеллектуальную элиту; б) студенты, представляющие собой неинтеллектуальную молодежную массу; в) маргинальные прослойки [5, с. 91-97] .
  • Высока доля студентов, для которых не безразличны злободневные проблемы современности: рост наркомании и молодежной преступности, падение уровня общей культуры, загрязнение экологии, нарушение гражданских прав и свобод, продолжающееся расслоение общества в материальном отношении.
  • В сознании значительной части молодежи доминирует правовой нигилизм из-за незнания своих прав и возможностей, что проявляется в противоречивых суждениях молодых людей по поводу соблюдения их гражданских прав и свобод. Становлению нравственно-правовой социализации студенчества способствуют молодежные объединения и организации.
  • В молодежной среде под отрицательным влиянием средств массовой информации, рекламирующих глянец дорогостоящего образа жизни, усиливается тенденция снижения интереса к трудовой деятельности и его замена гедонистическими установками.
  • На социальное настроение молодежи влияет ее низкая конкурентоспособность на рынке труда в силу отсутствия опыта, квалификации и трудовых навыков. Уровень молодежной безработицы продолжает оставаться высоким.
  • В связи со значительным ростом в последние годы религиозных институтов в Казахстане наблюдаются серьезные изменения религиозного сознания молодежи, что привело к тенденции увеличения числа верующих среди студентов.
  • В определенной степени институтом, воспитывающим у молодежи военно-патриотические и гражданские качества, продолжает оставаться армия. Молодежь считает, с одной стороны, что прохождение воинской службы - это гражданский долг каждого юноши, с другой - значительная часть студентов придерживается мнения о необходимости создания казахстанской профессиональной армии с прохождением службы в ней на контрактной основе.
  • В последние годы наметилась тенденция к заметному росту политической активности студенчества в связи с возрастающей потребностью молодежи к участию в общественно-политической жизни страны. Однако значительное число молодых людей слабо ориентируются в политике и не проявляют к ней интереса.
  • Межнациональные отношения в студенческих коллективах внешне стабильны.
  •  Студенчество, выступающее авангардом казахстанской молодежи, характеризуется на сегодня ростом духовно-нравственного, поликультурного и патриотического потенциала. Однако в сознании некоторой части молодых людей патриотизм воспринимается поверхностно, абстрактно, только как чувство, не накладывающее на личность особой ответственности за конкретные дела и поступки.

Одним из основных векторов гражданской социализации личности является идентификация индивида с Родиной. Известно, что на начальных этапах своего независимого становления, по сравнению с моноэтническими странами, полиэтнический Казахстан переживал более существенные проблемы в области национальной самоидентификации граждан и общественного единения. Однако благодаря взвешенной национальной политике руководства страны Казахстан не только избежал гражданской конфронтации, но и сумел консолидировать все этносы и народы вокруг общенациональной идеи «Казахстан - наш общий дом». По данным исследования [3, с. 39], категория гражданства в молодежном сознании связана, прежде всего, со страной проживания, с принадлежностью к государству, где родился и вырос (39,2%), с патриотизмом, готовностью трудиться на благо своей Родины и отстаивать ее интересы (15,4%), с конституционными правами (12,7%), с долгом (11,3%), с национальным достоинством (6,1%), с безопасностью (2,2%) и др. Как видим, большинство респондентов воспринимает гражданство как отождествление со страной проживания, хотя в политологии под гражданской идентификацией понимается не только чувство принадлежности к тому или иному государству, но и согласие с его политическими ценностями, выражение определенного отношения (симпатии, поддержки, протеста()) к государственной политике. Тем не менее приведенные данные позволяют говорить о формировании четкой и определенной гражданской        идентичности казахстанской молодежи. Подавляющее большинство молодых людей, обучающихся в вузах (90,4%), связывают свое гражданство с Республикой Казахстан.

Такие проблемы, как гражданская самоидентификация, отношение к воинской службе, национальное и религиозное сознание молодежи, определяют степень ее патриотического настроя. На сегодня в целом налицо относительный рост показателей духовно-культурного и патриотического потенциала казахстанской молодежи, в авангарде которой выступает студенчество.

Однако для некоторой части современных молодых людей, считающих себя патриотами, понятие «патриотизм» носит неопределенный, абстрактный характер, т.е. патриотизм воспринимается ими как чувство, которое не накладывает на личность особой ответственности за конкретные поступки и формы поведения. В молодежной среде распространяется дух эгоцентризма и потребительского отношения к жизни. Широкое распространение массовой культуры, которая в силу своего примитивизма становится доступной для молодежи, ведет к духовному оскудению, нравственной деградации и интеллектуальной пассивности. В связи с этим необходима эффективная целенаправленная работа с молодежью по разъяснению того, что истинный патриотизм - это не слова, а реальная сопричастность с жизнью страны и собственное активное участие в решении ее проблем. «Следует сделать так, чтобы каждый человек с детских лет усвоил простую по сути мысль: Казахстан - мое Отечество, и я за него в ответе, как и оно за меня» [1, с. 13].

В нашем исследовании мы использовали системный подход при разработке и проведении его экспериментальной части. Речь идет о создании системы гражданско-патриотического воспитания в условиях современного вуза, где за период обучения студенты - будущие учителя должны пройти школу гражданского становления и определиться в своем патриотическом самосознании, ведь им в дальнейшем предстоит нести ответственность за воспитание своих учеников в духе гражданственности и патриотизма. Поэтому уровень готовности студентов педагогических специальностей к выполнению предстоящей столь высокой миссии - важнейший показатель их профессиональной компетентности.

Рецензенты

  • Салимбаев О.С., доктор педагогических наук, профессор, проректор по организационной работе, студенческим и социальным вопросам Таразского государственного педагогического института, г. Тараз.
  • Болеев К.Б., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и этнопедагогики Таразского государственного педагогического института, г. Тараз.