Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ИМИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО ТЕХНИКУМА КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ)

Ильиных Е.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет»
В статье рассматривается специфика организации учебно-воспитательного процесса в системе среднего профессионального образования, с использованием конкурсов профессионального мастерства различного уровня как основного средства формирования мотивационной готовности студентов к трудовой деятельности. Особое внимание уделено особенностям организации и подготовки студентов профессионального образовательного учреждения к чемпионату WorldSkills. В статье отражены результаты деятельности образовательной организации, которые могут быть использованы в практике профессионального образования. На основании представленного опыта автор говорит о существовании реальных возможностей положительного педагогического влияния на мотивационную готовность студентов к труду посредством совершенствования когнитивного, эмоционального и деятельностного компонентов. Одним из таких приемов, апробированных в практике, он выделяет участие студентов в конкурсах профессионального мастерства.
конкурсы профессионального мастерства
лесопромышленный комплекс
учебно-воспитательный процесс
мотивационная готовность
трудовая деятельность.
1. Лесопромышленный комплекс Хабаровского края в цифрах и фактах. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kp.ru/best/hab/les/ (дата обращения: 25.08.2017).
2. Распоряжение Правительства Хабаровского края от 12.12.2015 N 942-рп «О ходе выполнения постановления Правительства Хабаровского края от 08 августа 2012 г. N 266-пр «Об основных направлениях развития лесной отрасли Хабаровского края на 2013 - 2015 годы и на период до 2020 года» и об утверждении комплексной региональной программы «О развитии лесопромышленного комплекса Хабаровского края до 2020 года». [Электронный ресурс]. URL:http://khabarovsk.regnews.org/doc/mq/0l.htm/(дата обращения: 25.08.2017).
3. Дьякова М.А. Рынок профессий как важнейший регулятор занятости / М.А. Дьякова // Электронное научное издание: Ученые заметки ТОГУ. Т. 6, № 1. – 2015. – С. 260–264. [Электронный ресурс]. URL:http://pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2015/TGU_6_45.pdf /(дата обращения: 25.08.2017).
4. Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов СПО с учетом принимаемых профессиональных стандартов разработаны в целях обеспечения исполнения пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № Пр-3050 по итогам совещания по вопросам разработки профессиональных стандартов, состоявшегося 9 декабря 2013 г., а также части 7 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL:http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/akty_minobrnauki_rossii/metodicheskie-rekomendacii-minobrnauki-rf-22012015-no-dl-205vn (дата обращения: 25.08.2017).
5. Распоряжение о проведении краевых олимпиад и конкурсов в системе профессионального образования Хабаровского края от 15.01. 2015 №36. [Электронный ресурс]. URL: http://irpodv.ru/index.php/component/content/article/576 (дата обращения: 25.08.2017).
6. Региональный координационный центр WorldSkills, Хабаровский край. [Электронный ресурс]. URL:http://ws.atlasprofdv.ru/(дата обращения: 25.08.2017).
7. Официальный сайт правительства Хабаровского края. [Электронный ресурс]. URL: https://www.khabkrai.ru/(дата обращения: 25.08.2017).

Россия – страна, богатая лесными ресурсами, лесопромышленный комплекс является основным сектором ее экономики, который регулярно обеспечивает значительные поступления в бюджет. Существенную роль в лесной отрасли страны играет Хабаровский край. Запасы древесины в крае оценивается в 5.1 миллиардов кубических метров, что составляет 50 % запаса Дальнего Востока и 7 % запаса России [1]. Регион является центром промышленности, а рабочие кадры – движущей силой его развития. В профессиональное образование на территории края ежегодно вкладывается около 800 миллионов рублей, из учреждений выпускается до 20 тысяч специалистов [2]. В основных направлениях развития лесной отрасли правительством края отмечается обеспечение ее квалифицированными кадрами, дефицит в которых постоянно растет. Так, для эксплуатации планируемых к вводу до 2020 года мощностей потребуется дополнительно свыше 3 тысяч рабочих и специалистов. В данной связи специалисты министерства труда прогнозируют увеличение потребности в кадрах, что чревато в перспективе опасностью кадрового голода в основных отраслях экономики. Это касается, прежде всего, квалифицированных рабочих, так как ведущей сферой занятости в регионе на первое место выступают инженерные, строительные, рабочие специальности [3]. Для полноценного функционирования лесопромышленной отрасли, обеспечения ее новыми рабочими кадрами на территории края осуществляется система профессиональной подготовки, одним из основных звеньев которой является «Комсомольский-на-Амуре лесопромышленный техникум», на основе практического опыта, о деятельности которого написана данная статья.

В ходе исследования нами обнаружена проблема, которая заключается в том, что в настоящее время количество выпускников профессиональных образовательных учреждений края, вполне достаточное, чтобы восполнить потребность лесопромышленного комплекса в рабочих кадрах, тем не менее существует уже сейчас и прогнозируется на перспективу кадровый дефицит. С целью прояснения причин данного противоречия и рассмотрения возможностей педагогики для его устранения написана данная статья.

В ходе исследования нами использовались методы психологической диагностики, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме. По результатам проведенного исследования установлено, что выпускники техникума в большинстве составляют подростки мужского пола, следовательно, после окончания образования они поступают на службу в ряды Российской Армии. После прохождения службы их мотивационная готовность к труду по профессии существенно ослабевает, кроме того, многие считают престижным и более выгодным для дальнейшей жизни остаться на службу по контракту. Таким образом, перед работниками профессионального образования встает задача – за время обучения в техникуме сформировать стойкую мотивационную готовность к труду по приобретенной специальности.

При анализе мотивационной готовности студентов к труду в психолого-педагогической литературе и диссертационных исследованиях, авторами выделяются компоненты: когнитивный, деятельностный и эмоциональный, некоторые отмечают отдельно ценностно-смысловой компонент. На наш взгляд, для формирования стойкой мотивационной готовности студентов к труду необходимо создать модель, в которой учесть требования Федеральных Государственных Стандартов и профессиональных стандартов по профессиям, перечисленные компоненты [4]. Данная модель выпускника в «Комсомольском -на-Амуре лесопромышленном техникуме» создавалась на основе самоанализа, анализа научной литературы и основных нормативных документов, регулирующих учебно-воспитательный процесс. Предполагается корректировка данной модели на заключительном этапе работы педагогического коллектива над методической проблемой «Повышение качества образовательных услуг и формирование ключевых компетенций рабочих и специалистов через внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс». Модель выпускника техникума имеет обобщённый характер и может быть применима к выпускникам любых профессий и специальностей, подготовка по которым ведётся в техникуме.

Для реализации всех вышеперечисленных компетенций в техникуме применяются разнообразные формы организации образовательного процесса и средства. Такие как: участие студентов в научно-исследовательской деятельности, психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, привлечение к образовательному процессу потенциальных работодателей. Каждое из этих средств имеет определенный спектр возможностей, плюсов и органически сопряженных с ними недостатков. Мы рассматриваем конкурсы профессионального мастерства как основное средство формирования мотивационной готовности студентов к осуществлению ими трудовой деятельности по приобретаемой специальности, они способствуют как формированию творческого заинтересованного отношения к труду, применению полученных знаний в практической деятельности, так и повышают общий эмоциональный статус, то есть оказывают положительное влияние сразу на все компоненты мотивационной готовности: когнитивный, деятельностный и эмоциональный.

С целью формирования мотивационной готовности к труду по приобретенной специальности, выявления наиболее одаренных студентов, определения уровня качества профессиональной подготовки выпускаемых специалистов, повышения престижа образовательного учреждения в образовательный процесс включена комплексная программа привлечения студентов к конкурсам профессионального мастерства. Они проводятся на различных уровнях: региональном, муниципальном, на уровне техникума, и используются для реализации следующих целей: создание условий для формирования у студентов профессиональных компетенций, личностных качеств, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда, развития творческой личности, умеющей адаптироваться в современных условиях. Основные задачи программы: формирование у студентов навыков самостоятельной теоретической и экспериментальной работы; ознакомление с современными методами научного исследования, техникой эксперимента, реальными условиями работы в производственных коллективах, техникой безопасности [5].

Программа рассчитана на студентов всех курсов. На начальном этапе проводятся внутригрупповые конкурсы профессионального мастерства с целью максимального вовлечения студентов в специальность, приобретения практических профессиональных навыков. По результатам отбираются студенты для участия в межгрупповой олимпиаде по специальности, проведение которой позволяет учащимся применить полученные навыки, а также показать свое мастерство, что является прекрасным стимулом профессионального роста и положительным примером для остальных. В конкурентной борьбе у студентов резко возрастают показатели компонентов мотивационной готовности к дальнейшей работе по приобретаемой специальности. В процессе подготовки своего участника члены группы включены во все виды деятельности от оказания практической помощи до выработки креативных идей и моральной поддержки. С конкурсантами проводит занятия педагог-психолог с целью снижения тревожности, развития воли к победе, обучения навыкам работы в ситуации стресса и т.п. Студенты имеют возможность подготовки к конкурсу в ходе практических занятий, в профессиональных кружках, а также в процессе самоподготовки.

Победители выдвигаются в наставники. Практика применения наставничества в образовательном процессе техникума показывает положительные результаты. Подростки легче и быстрее осваивают практические навыки, так как сверстники объясняют сложные вопросы более доступным языком, имеют возможность многократно повторить, показать на своем примере, рассказать о трудностях, с которыми сами сталкивались при приобретении данного профессионального навыка, а также об особенностях, важных при освоении профессии. Не следует упускать из виду и положительное влияние примера. Отобранные в конкурсе профессионального мастерства на уровне техникума наиболее способные студенты поощряются морально и материально и включаются в многоуровневую подготовку к городским, краевым, а затем региональным конкурсам профессионального мастерства и к ежегодному чемпионату WorldSkills. Студенты имеют возможность развивать и совершенствовать профессиональные компетенции по приобретаемой специальности и в процессе наставничества, и в ходе индивидуальных занятий с мастерами производственного обучения, закрепленными за ними. От конкурса к конкурсу они совершенствуют профессиональные навыки, приобретают необходимый опыт подготовки и участия в конкурсных программах, значительно повышается их самооценка, к ним обращаются с просьбами поделиться опытом и т.п. Согласно опросу, победители пользуются авторитетом у сверстников, ситуация их успеха повышает стремление студентов техникума к освоению профессиональных навыков, что в итоге способствует формированию положительного отношения к труду как к ценности, желания самоутверждения посредством труда и психологическую установку на труд в лесопромышленной отрасли.

Ярким примером мировых конкурсов профессионального мастерства является чемпионат WorldSkills – это международное некоммерческое движение, основанное с целью повышения престижа рабочих профессий и развития профессионального образования [6]. «Хабаровский край одним из первых в России включился в движение WorldSkills, и это неудивительно, ведь регион является центром промышленности, а рабочие кадры – движущей силой его развития. Кроме того, движение WorldSkills активно поддерживают крупные промышленные предприятия, поскольку ни один современный проект сегодня невозможен без кадров, работающих по международным стандартам» [7]. К участию в чемпионате WorldSkills отбираются лучшие из лучших. Данный факт широко освещается в техникуме, максимально привлекаются студенты первых курсов к волонтерскому движению чемпионата, с целью их включения в процедуру конкурса. Таким образом, формируются их мотивации к освоению и совершенствованию профессиональных навыков. Чемпионат проводиться ежегодно, и обычно к участию допускаются студенты старших курсов, прошедшие профессиональный цикл и производственную практику. Но в случае высоких профессиональных показателей применяется практика привлечения студентов 2 курса, это является мотивирующим фактором к совершенствованию профессиональных навыков.

В лесопромышленном техникуме практикуется подготовка участников чемпионата, включающая в себя два этапа. Профессиональная подготовка – отработка навыков по заявленным компетенциям, иногда вплоть до освоения нового оборудования, соответствующего стандартам чемпионата. И этап психологической подготовки морально-волевых качеств конкурсантов с помощью психологических тренингов в командах, а также индивидуальной работы педагога-психолога. Обучение навыкам волевой регуляции, распределения задания по времени, развитие умения работать в стрессовых ситуациях, при большом количестве публики и отвлекающих факторов, обучение концентрации, развитии профессионально важных качеств (восприятие скорости и расстояния, сложной двигательной реакции, стрессоустойчивости) на специальных тренажерах, которые позволяют проводить диагностику уровня развития профессионально важных качеств, их тренировку и коррекцию, отслеживать изменения в динамике. В ходе соревнований всегда рядом с командой находится педагог-психолог, который помогает участникам справиться с эмоциональными нагрузками, усталостью, мотивирует их на победу, поддерживает командный дух, оказывает поддержку, при возникновении каких-либо сложностей как в команде, так и в индивидуальном порядке. Педагог-психолог принимает непосредственное участие в отборе конкурсантов, поскольку для участия в конкурсной программе недостаточно обладать профессиональными навыками, должны быть на достаточном уровне развиты морально-волевые качества.

Опыт организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, регулярного участия в чемпионате WorldSkills высветил проблемные моменты, на которые необходимо обратить внимание: организационные, финансовые и связанные с построением образовательного процесса. Так, например, существует проблема нерационального распределения учебной нагрузки; количество часов, отведенное согласно учебному плану на дисциплины производственного модуля, значительно сокращено за счёт введения дисциплин общеобразовательного цикла. Это, на наш взгляд, затрудняет профессиональную подготовку, так как перед практическими занятиями студентам желательно овладеть теорией, необходимой для формирования практических навыков и освоения профессиональных компетенций. Сложности возникают с оплатой дополнительных часов работы мастеров производственного обучения, при подготовке студентов к конкурсной программе, так как на это средств дополнительно не выделяется. Требуются не предусмотренные сметой затраты на организацию подготовки участников, их сопровождения, командировочные, суточные, размещение и т.д.   Кроме того, подготовка участника должна быть осуществлена на новейшем оборудовании, которое не всегда есть в наличии у профессиональных образовательных организаций. Участие в чемпионате требует затрат и четкой организации, что предполагает предварительное знакомство с регламентом и требованиями, предъявляемыми к конкурсантам. К сожалению, эти требования зачастую становятся известны непосредственно перед чемпионатом.

Таким образом, можно прийти к выводам: неоспоримые достоинства конкурсов профессионального мастерства, их важная роль в формировании профессиональных компетенций и мотивационной готовности студентов к трудовой деятельности требуют устранения финансовых и организационных препятствий, принципиального решения вопроса об участи образовательных организаций в профессиональных конкурсах, возможно, выделения статьи расходов в бюджете учреждения. В настоящий момент учреждениям приходится искать пути финансирования участия в конкурсах самостоятельно. Несмотря на возникающие проблемы, конкурсы профессионального мастерства являются действенным средством формирования мотивационной готовности студентов к работе по профессии. Опыт успеха обладает для молодого человека огромной жизненной значимостью, он убеждается в собственной компетентности, способности решать сложные профессиональные задачи в экстремальных условиях соревнования, что укрепляет его чувство самоуважения и служит основанием для уважения его со стороны не только сверстников, но и родителей, и педагогического коллектива. Это играет значительное влияние на выделенные нами выше внутренние факторы, так как ведущими видами деятельности в данном возрасте являются общение, поиск самоопределения, значимости в глазах окружающих. Чувство профессионального успеха выступает в данном возрасте ведущим эмоциональным компонентом мотивационной готовности к труду.

Проведение конкурсов профессионального мастерства способствует совершенствованию профессионального образования, внедрению новых форм и средств формирования и развития профессиональных компетенций. Профессиональные конкурсы оказывают благоприятное влияние и на престиж профессии, и на раскрытие новых возможностей для профессионального совершенствования, творчества. Само участие в конкурсах обогащает студентов новыми практическими навыками, теоретическими знаниями, придает им уверенность в своем мастерстве и открывает перспективы для дальнейшего профессионального роста и творчества.


Библиографическая ссылка

Ильиных Е.В. КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ИМИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО ТЕХНИКУМА КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ) // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26917 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674