Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК РЕСУРС ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ

Румянцева Е.А. 1
1 Общероссийская общественная организация «Национальная система «Интеграция»
Социальное партнерство общественных организаций и государственных структур в области образования является недостаточно изученным вопросом в теории и практике современного педагогического знания. Опыт деятельности Общероссийской общественной организации «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция» позволяет выделить направление по развитию детской одаренности как одно из приоритетных. НС «Интеграция», как социальный партнер в вопросах развития детской одаренности, сотрудничает с образовательными учреждениями (от школы до вуза) всех регионов Российской Федерации. Вместе с тем деятельность НС «Интеграция» и других подобных общественных организаций по развитию детской одаренности до начала авторского исследования данной проблемы не была организована на основе социального партнерства, способствующего эффективно и качественно решать многие вопросы. Социокультурная обусловленность развития детской одаренности позволяет рассматривать социальное партнерство общественных организаций и государственных структур в области образования как наиболее перспективное в контексте современных вызовов и глобальных общественных преобразований.
развитие
детская одаренность
социальное партнерство
общественная организация
1. Гладилина И.П. Социальное становление творчески одаренной молодежи в системе высшего профессионального образования России // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - № 7.
2. Гладилина И.П. Изследовательската та проектната работа на учениците в средните учитилища // Педагогика. Болгария. Месечно научно теоретично списание. - 2006. - № 3. - С. 93-98.
3. Либоракина М.И., Никонова Л.С. Социальное партнерство: взаимодействие между государственными, коммерческими и общественными структурами. Опыт проведения учебной программы. - М. : Фонд «Институт экономики города», 2001. - С. 49.
4. Осипов Е.М. Социальные технологии в межсекторном взаимодействии // Вестник МГУ. Сер. 21. Управление (государство и общество). - 2005. - № 4. - С. 97.
5. Смирнов И.П. Социальное партнерство: что ждет работодатель? (Итоги пилотного Всероссийского социологического исследования) / И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко. – М. : ООО «Аспект», 2004. – 32 с.

Проблема одарённости издавна рассматривается зарубежными и отечественными учёными в философии, психологии, педагогике, антропологии, политологии и других науках. Одарённость как высокий уровень развития системы когнитивных процессов представлена в трудах Г.И. Россолимо, У. Штерна и др. Как высокий уровень интеллекта одарённость описана в работах А. Бине, Г. Айзенка, Дж. Гилфорда и др. В.Е. Дружинин, Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, В.Д. Шадриков и др. одарённость представляют как такую характеристику дифференцированных различий, которые могут быть выражены в общих или специальных способностях. Интерес представляет концепция возрастной одарённости (Н.С. Лейтес), творческой одарённости (И.П. Гладилина, А.М. Матюшкин и др.).

Проблема развития детской одарённости представлена в работах А.Ю. Белогурова, Т.С. Комаровой, А.И. Савенкова, Н.М. Сокольниковой и др.

Анализ научной литературы и диссертационных исследований показал, что на сегодняшний день существует значительное число исследований, посвященных проблемам одарённости, но социальное партнёрство общественных организаций, образовательных учреждений, родителей по развитию детской одарённости специально не изучалось.

Социокультурный подход в науке рассматривается с точки зрения проявления основных структурных и функциональных компонентов как организационно-педагогических, так и социально-культурных условий развития личности одарённого ребёнка. Б.Г. Ананьев, соотнося биологические и социальные основы деятельности, отмечает, что функциональные механизмы детерминированы, отточены естественной эволюцией и естественной организацией человеческого индивида. Учёный пишет, что операционные механизмы не удерживаются в мозге, а осваиваются индивидом в процессе воспитания, в общей его социализации.

А.Н. Леонтьев сформулировал гипотезу уподобления, в соответствии с которой механизм отображения специфических качеств влияния должен включать процессы, которые способны выразить природу явлений, влияющих на человека. Влияние социокультурной среды на развитие детской одарённости в данном исследовании основывается на понимании феномена «социокультурная среда» как совокупности разнообразных природных, культурных и цивилизационных условий жизнедеятельности человека, сообщества этносов, определяющих во многом их существование; качества природного и социокультурного окружения (М.А. Ариарский, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова, И.П. Клемантович, Е.А. Леванова, Э.И. Сокольникова и др.). Деятельность, которая происходит в определённой социокультурной среде, является обусловленной, с одной стороны, а с другой, она является предпосылкой развития личностных качеств.

Учёные (А.И. Доровской, Н.В. Соловьёва и др.) отмечают, что личностный компонент социокультурной среды – это основной компонент анализа обусловленности развития одарённого ребёнка, включающий ближнюю среду; семью как доминирующее образование в процессе развития одарённого ребёнка среди других социальных групп; преподавателей как организаторов, координаторов и участников процесса творческого взаимодействия с одарённым ребёнком и его родителями; первичные социальные группы.

Социокультурная обусловленность развития детской одарённости позволяет рассматривать социальное партнёрство общественных организаций и государственных структур в области образования как наиболее перспективное в контексте современных вызовов и глобальных общественных преобразований.

История России позволяет говорить о достаточно глубоких основах государственно-общественного управления в области образования: епархиальные училищные советы, попечительские советы гимназий и реальных училищ, волостные общины, земские управы. П.Ф. Каптерёв (1915) отмечал, что после церковного и государственного наступил общественный период в развитии общественной педагогики. При этом он отмечал, что общество отнюдь не так влиятельно в области образования, как государство, которое рассматривает народное образование в качестве простого служителя государства.

Сегодняшняя Россия ставит перед образованием задачи, которые не имеют аналогов в прошлом, но роль социального партнёрства в данном процессе не определена. К примеру, Государственная программа города Москвы на 2012-2016 гг. по развитию образования города Москвы («Столичное образование»), определяя XXI век как век перемен (от жёстких границ к сетевой структуре; от кадровых ресурсов к человеческому капиталу; от планового подхода к соответствию ожиданиям; от традиционных к современным средствам общения; от безличного подхода к персональному; от процессов к результату; от директив к совместным решениям) в ожидаемые результаты включает развитие системы выявления, поддержки и развития детской одарённости, основанной на взаимодействии государственных образовательных учреждениях общего, дополнительного и профессионального образования, организаций культуры, спорта и науки. Органы самоуправления же призваны реализовывать государственно-общественный характер управления в решении вопросов стратегического управления финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения [3].

Т.В. Савенко, И.В. Галковская, Е.Н. Яковлева рассматривают социальное партнёрство как совместную, коллективно распределённую деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. Сущность социального партнёрства, как ресурса общественно-государственного подхода к развитию детской одарённости, представляет собой целенаправленный процесс согласованного взаимодействия между государством и обществом, регламентирующего степень влияния на образовательную стратегию развития детской одарённости. Социальное партнёрство предусматривает согласование действий государственной и общественной составляющей по поиску, поддержке и сопровождению одарённых детей. Общероссийская общественная организация «Национальная система «Интеграция» - признанный лидер в области поддержки талантливых детей и молодёжи. Последние десять лет «Интеграция» является социальным партнёром образовательных учреждений России в области развития детской одарённости. Данного положения удалось достичь благодаря целенаправленной деятельности по созданию условий для формирования интереса к познавательной, творческой, исследовательской деятельности детей и молодёжи.

Социальное партнёрство Общероссийской общественной организации «Национальная система «Интеграция» с образовательными учреждениями РФ выстроено на принципах открытости, самоуправления, взаимодействия, согласованности.

В ходе исследования было установлено, что потребность общественности в совместном управлении развитием детской одарённости зависит от уровня организованности самой общественности. Опыт взаимодействия НС «Интеграция» с органами управления образованием дал возможность внести коррективы в структуру общественной организации, эффективно решать вопросы развития детской одарённости.

Особое внимание в рамках социального партнёрства в НС «Интеграция» уделяется работе с родителями одарённых детей. Родители рассматриваются как педагогические партнёры общественной организации. Автор данного исследования является организатором социального сетевого партнёрства, позволяющего вовремя и в полной мере информировать родителей о новациях в работе с одарёнными детьми; организовывать форумы, вебинары, где родители общаются не только с учёными, с экспертами, но и друг с другом. Автором были разработаны информационные письма о проводимых на базе Общероссийской общественной организации «Национальная система «Интеграция» всероссийских конкурсах: «Национальное достояние России», «Меня оценят в XXI веке», «Юность. Наука. Культура» и др.

Экспериментальная модель социального партнёрства общественной организации и государственных структур в области образования, способствующего развитию детской одарённости, была разработана автором и реализована под её руководством в Общероссийской общественной организации «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодёжи России «Интеграция» в 2003-2013 гг. Модель рассматривалась как один из возможных подходов к реализации заявленной в Уставе цели: взаимодействие общественной организации и государственных структур по созданию общественно-государственной системы содействия творческому и интеллектуальному развитию детей и молодёжи России.

Стратегическая цель позволила выделить отдельные направления работы с одарёнными детьми. Модель основывается на понимании специфики деятельности общероссийской общественной организации и её реальных возможностей как социального партнёра в вопросах общественно-государственной поддержки одарённых детей. Представлены все основные компоненты модели социального партнёрства общественной организации с государственными структурами в области образования по вопросам развития детской одарённости. Социальное партнёрство, с учётом специфики НС «Интеграция» как общероссийской общественной организации, представлено на примере Соглашения «О совместной деятельности по содействию детям и молодёжи России в творческом и научно-техническом развитии» с Институтом содержания и методов обучения РАО от 12 сентября 2008 г. В соответствии с данным документом НС «Интеграция» добровольно возлагает на себя выполнение следующих функций: организация и проведение всероссийских организационно-массовых мероприятий по выявлению и поддержке талантливой молодёжи: Всероссийского конкурса достижений талантливой молодёжи «Национальное достояние России»; Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «Юность. Наука. Культура»; Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских и творческих работ молодёжи «Меня оценят в XXI веке»; Всероссийского молодёжного конкурса по проблемам культурного наследия, экологии и безопасности и жизнедеятельности «ЮНЭКО»; Всероссийского конкурса творческих работ обучающихся 7-14 лет и детской конференции «Первые шаги в науке»; Всероссийского конкурса молодёжи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива»; Подготовка и проведение научно-методических семинаров, школ повышения квалификации для организаторов научной и творческой работы обучающихся и специалистов системы образования, в т.ч. Всероссийского педагогического форума «Образование, творчество, развитие». Предусмотрено издание сборников научных трудов обучающихся победителей поименованных выше всероссийских конкурсных мероприятий, информационных, научно-методических и др. материалов; создание информационного банка данных о талантливых исследователях, победителях и призёрах всероссийских конкурсных мероприятий и информирование заинтересованных лиц о них в целях содействия росту молодёжи; взаимодействие с органами власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения в целях координации работы с обучающимися, молодыми учёными и специалистами, научными и педагогическими работниками; участие по предложению ИСМО РАО в экспертизе предложений, проектов, программ, поступающих на рассмотрение, в сфере, определяемой настоящим соглашением; поиск и привлечение бюджетных и внебюджетных источников в целях реализации совместных мероприятий, поименованных в настоящем соглашении; подготовка предложений по созданию государственно-общественной системы содействия творческому и научно-техническому развитию обучающихся, привлечению инвестиционных ресурсов и внедрению экономических механизмов стимулирования этой сферы субъектами предпринимательства; текущее и ежегодное информирование ИСМО РАО о результатах совместной деятельности для подготовки ежегодного доклада Президенту РФ и Правительству РФ в части выявления и поддержки талантливых исследователей и их творческих достижений, а также представление любой другой информации по её запросу.

Научно-методическое обеспечение данного процесса основывается на следующих принципах: социальная значимость одаренности (одаренные – это залог развития общества; они во многом определяют направления развития не только общества, но и самого человека): обратимости одаренности (если не будут созданы необходимые социально-культурные и организационно-педагогические условия развития детской одаренности, она теряет силу, своеобразие и др.); необходимость духовно-нравственной поддержки одаренности (специфика ценностного становления одаренных детей в силу противоречивых социальных факторов зачастую проблемна); сложность диагностирования одаренности.

Социальное партнёрство с общественной организацией позволяет образовательным учреждениям выстроить взаимодействие с семьёй одарённого ребёнка не формально, а с учётом интересов потребностей конкретных детей, уровня профессионализма педагогов в области одарённости, возможностями родителей в оказании помощи собственному ребёнку [4].

Всё возрастающее значение в организации научно-методического обеспечения деятельности общественной организации как социального партнёра в процессе развития детской одарённости принадлежит инновационным технологиям и Интернету. Через Интернет, электронную почту сотрудники информационно-аналитического отдела НС «Интеграция» осуществляют прямую рассылку методических, информационных и др. материалов, проводят краудсорсинг социально значимых вопросов в области детской одарённости, ведут виртуальные переговоры с социальными партнёрами и др. [5].

Успешность развития детской одаренности в деятельности общественной организации как социального партнера структур в области образования во многом зависит от мониторинга подготовки кадров. Одна из задач консалтингового отдела НС «Интеграция» - внедрение комплекса современных методик, способствующих росту профессионализма кадров на основе следующих подходов: повышение качества и эффективности кадровых функций; обеспечение прозрачности кадровых процессов; сквозное управление и контроль развития детской одаренности в процессе социального партнерства.

В ходе исследования было выявлено, что разработанная автором и реализованная модель подготовки кадров в процессе социального партнерства для развития детской одаренности позволяет обеспечить надежную и низкозатратную систему работы с педагогами, родителями и другими социальными партнерами, способствующую формированию системы общественно-государственной поддержки одаренных детей.

Взаимосвязь социального партнёрства и развития детской одарённости в деятельности общественной организации характеризует матрица взаимосвязи (рис. 1).

Рис. 1. Матрица взаимосвязи

Горизонтальная ось матрицы отображает уровень социально-партнёрских отношений общественной организации с образовательными учреждениями, родителями, а вертикальная – показывает потенциал социального партнёрства.

В ходе исследования, опираясь на научные идеи И.П. Гладилиной [1] о социокультурной обусловленности развития детской одарённости, были разработаны и внедрены в практику деятельности экспертных советов НС «Интеграция» следующие критерии экспертизы уровня взаимодействия социального партнёрства и развития детской одарённости: целостность (отсутствие противоречий в подходах социальных партнёров к развитию детской одарённости); актуальность (приоритетность развития детской одарённости в деятельности социальных партнёров); востребованность (наличие социального заказа общества и государства; наличие потребности в развитии одарённости у детей и их родителей); результативность (степень соответствия поставленных целей и полученных результатов; возможность дальнейшего развития положительных результатов); устойчивость (соответствие возможностей социального партнёрства целям и задачам развития детской одарённости; гарантия продолжения деятельности); управляемость (постоянный мониторинг эффективности социального партнёрства с общественной организацией как фактора развития детской одарённости); перспективность (насколько разработанная Модель развития детской одарённости в процессе социального партнёрства общественной организации с образовательными учреждениями, родителями является основой для заключения новых договоров) [2].

Эффективность внедрения Модели развития детской одарённости изучалась на основе комплексного мониторинга, схема которого представлена на рис. 2.

Рис. 2. Схема комплексного мониторинга социального партнерства в деятельности общественной организации

По завершении эксперимента была выявлена положительная динамика развития детской одаренности среди участников конкурса «Первые шаги в науке» представителей образовательных учреждений – социальных партнёров НС «Интеграция» (рис. 3).

Рис. 3. Динамика развития детской одарённости (по результатам конкурса «Первые шаги в науке»)

Мониторинг профессионализма педагогов – участников всероссийских педагогических форумов на базе НС «Интеграция» позволил выявить, что 65% респондентов считают, что для повышения профессионализма необходимо мобильно и качественно обучать педагогов новому опыту, что и взяли за основу в «Интеграции». На вопрос «Каким образом следует организовать методологию обучения?» педагоги предложили создавать временное интернет-обучение у ведущих учёных и обмен практическим опытом – 56%; изменить содержание учебных курсов на большую психолого-педагогическую направленность, но с сохранением организационно-управленческой составляющей процесса развития детской одарённости – 60%; проводить постоянный мониторинг эффективности многочисленных курсов повышения квалификации по проблемам детской одарённости – 92%; организовать постоянное интернет-общение учёных, педагогов-практиков, родителей и одарённых детей – 96%.

Таким образом, можно утверждать, что педагоги готовы к повышению своего профессионального уровня в области развития детской одарённости, а в основе изменений рассматривают такие формы деятельности, которые может обеспечить социальное партнёрство. Автор исследования с помощью привлечённых учёных (Т.И. Бакланова, А.Ю. Белогуров, И.П. Гладилина, Т.С. Комарова, В.И. Новиков, Н.М. Сокольникова, А.Ф. Хутин и др.) разработала и внедрила методологию обучения, способствующую быстрому и качественному развитию свойств, составляющих основы профессионализма в области одарённости: стремление к постоянному обновлению знаний, творческая активность; инициативность; самостоятельность и др. В результате управления процессом повышения профессионализма педагогов – социальных партнёров НС «Интеграция» как совершенствования в условиях, которые постоянно изменяются, была достигнута устойчивая положительная динамика (рис. 4).

Рис. 4. Динамика профессиональных достижений педагогов – социальных партнёров НС «Интеграция»

Мониторинг взаимодействия с родителями одарённых школьников позволил выяснить, что социальное партнёрство достигает стадии сотрудничества при условии доверия друг к другу, которое возникает, как было определено в ходе исследования, при наличии полной и достоверной информации (рис. 5).

Рис. 5. Динамика роста доверия родителей к социальным партнёрам в цепочке «общественная организация – образовательное учреждение – семья»

Родители одаренных детей подтвердили предположение о необходимости целенаправленной педагогической коррекции взаимодействия родителей с собственными детьми, родителей с педагогами, родителей с другими социальными партнерами.

Таким образом, результаты исследования социально-партнерских отношений общественной организации с образовательными учреждениями, родителями подтвердили необходимость такого рода деятельности, способствующей созданию системы общественно-государственной системы поддержки одарённых детей. Сущность социального партнёрства в деятельности общественной организации, как ресурса общественно-государственного подхода к развитию детской одарённости, представляет собой целенаправленный процесс согласованного взаимодействия между социальными партнёрами в логике «общественная организация – образовательное учреждения – семья», регламентирующего степень влияния на образовательную стратегию развития детской одарённости.

Рецензенты:

Гладилина И.П., д.п.н., профессор кафедры управления государственными и муниципальными заказами Московского городского университета Правительства Москвы, г.Москва.

Осташкин В.Н., д.и.н., профессор, Московский городской университет управления Правительства Москвы, г.Москва.


Библиографическая ссылка

Румянцева Е.А. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК РЕСУРС ОБЩЕСТВЕННО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10013 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674