Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ПОЛОРОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Касьянова Н.С.

Постоянно изменяющиеся условия общественной жизни, модернизация системы образования влекут за собой необходимость рассмотрения классического воспитания с целью поиска новых подходов к воспитанию подрастающего поколения, созданию условий для становления детей как полноценных личностей, в том числе и как представителей определенного пола. В последнее десятилетие новой в педагогике стала проблема полоролевой социализации детей. В русле данной проблемы рассматривается вопрос формирования полоролевого поведения у детей, начиная с дошкольного возраста.

Дошкольный возраст - это важнейший период в формировании личности детей, в том числе и как будущих мужчин и женщин. В этот период осуществляется становление всех основных нравственно-культурных норм и ценностей. Он характеризуется переосмыслением взаимоотношений полов, осознанием себя как представителя определенного пола, идентификацией себя с мужчиной или женщиной, выбором модели поведения в соответствии со своим полоролевым образом.

Проведенный анализ состояния проблемы показывает наличие различных направлений исследований, посвященных формированию полоролевого поведения в разных областях наук: физиология пола, сексология, философия, психология и педагогика. С точки зрения физиологии пола и сексологии полоролевое поведение рассматривают Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, Д.В. Колесов, А.И. Захаров, И.С. Кон и др.

Для более полного понимания специфики формирования полоролевого поведения у детей дошкольного возраста необходимо, прежде всего, проанализировать в философском аспекте основания проблемы взаимоотношений полов, концепции, раскрывающие сущность, механизмы данного феномена. В ее рамках обсуждаются вопросы о природе женщины и мужчины, особенностей мужского и женского самоопределения в мире и др.

Еще с древних времен, человек, как объект философских рассуждений находится под пристальным вниманием философов (Платон, Аристотель, Демокрит, Декарт и др.). Следует отметить, что вопросы о природе человека и природе женщины исследовались в разных плоскостях. Природа мужчины рассматривалась в рамках вопроса о природе человека. Положение вопроса о природе женщины в истории философии является не настолько значимым, как, скажем, вопросы осмысления мира человеком. В большинстве философских учений природа человека воспринималась в пределе «личности», то есть в качестве субъекта. С изучением природы женщины дело обстояло иначе - она всегда рассматривалась с позиции «вещи», вне зависимости от ценностных характеристик этой вещи. «Вещный» характер рассмотрения природы женщины проявлялся в том, что природа женщины была всегда определена, ей были обозначены четкие пределы, в рамках которых она и познавалась. Естественно, что с течением времени представления о природе человека изменялись, возникали новые ракурсы видения этого вопроса, новые подходы к пониманию того, что есть человек, но к исследованию вопроса о природе женщины все эти воззрения отношения не имели. Основные ее параметры, или пределы, как существа пассивного в противоположность активному, чувственного в противоположность рациональному были заданы еще в философии античности и остались такими до ХХ века.

В современном мире женщине удалось уравнять свое положение в обществе по отношению к мужчине. Сейчас женщина обладает не меньшими правами, обладая правом слова, правом на свое собственное мнение, к которому можно прислушиваться. Женщина наравне с мужчинами получает образование в любом образовательном учреждении: школа или лицей, технический или гуманитарный ВУЗ. Представителей женского пола все чаще можно встретить среди чиновников на государственной службе, среди судей, прокуроров, министров и т.д., куда ранее им были закрыты двери. Женщина, управляющая фирмой, предприятием уже давно не удивляет общество своей силой воли, целеустремленностью, умением принимать самостоятельные решения, твердо отстаивать свою позицию и т.д. Женщину больше не принимают как особенность, в обществе она индивидуальность, личность.

В настоящее время существует ряд научных теорий усвоения половой роли и формирования полоролевого поведения, в которых раскрываются механизмы формирования полоролевых предпочтений, становления мужской и женской индивидуальности: традиционная психоаналитическая теория, представитель которой З. Фрейд, Э. Эриксон, У. Бронфенбрейннер, Ж. Лакан, Е. Хетхерингтон и др., теория социального научения (Б.Ф. Скиннер, Дж. Мид и др.), теория половой типизации У. Мишела, теория самокатегоризации, опирающаяся на когнитивно-генетическую теорию Л. Колберга, социальная теория, один из представителей которой Ф. Кац. Все эти теории не являются самостоятельными, они взаимодополняющие.

В дошкольном возрасте достаточно ярко проявляются особенности мальчиков и девочек в эмоциональной, познавательной сферах, сферах деятельности, интересах и предпочтениях, характере мышления, памяти и других психических процессах, развитии речевой способности. Вместе с тем анатомические и физиологические предпосылки рассматриваются только как предпосылки, потенциальные возможности развития мальчиков и девочек, их полоролевого поведения. Этот процесс осуществляется под влиянием социальных факторов - общественной среды и воспитания, что подтверждает необходимость целенаправленного педагогического руководства процессом становления мальчика как мужчины и девочки как женщины, формирования полоролевого поведения. На это указывают исследования Т.П. Хризман, А.И. Захарова, В.С. Мухиной, А.И. Хрипковой, Д.И. Колесова, И.П. Петрище, В.Д. Еремеевой, Т.В. Антоновой, В.А. Сопикова, Е. Маккоби и др.

На необходимость воспитания детей в соответствии с их полом, начиная с дошкольного возраста, указывают педагогические исследования Л.В. Градусовой, Е.А. Кудрявцевой, Т.А. Репиной, М.А. Радзивиловой, Н.Е. Татаринцевой и др. Педагогов интересуют вопросы о том, какие качества мужественности (маскулинности) следует формировать у мальчика и женственности (фемининности) у девочки, какие средства возможно использовать при формировании полоролевого поведения, каковы особенности формирования полоролевого поведения, каковы психологические различия мальчиков и девочек и зависимость этих различий от возраста детей. Учеными доказана роль дошкольного детства в становлении личности человека, а также в формировании поведенческого компонента.

Процесс усвоения ребенком социального опыта и процесс формирования полоролевого поведения без надлежащего педагогического руководства протекает стихийно, занимает длительный промежуток времени и оказывается малоэффективным. При целенаправленном воспитании и обучении этот процесс ускоряется во времени и приносит положительные результаты. Социально образованная, полноценная личность, является конечным результатом рассматриваемого процесса. При становлении данной индивидуальности большое значение придается организации различных видов деятельности.

Исследования Т.А. Репиной, Л.В. Градусовой, Е.А. Кудрявцевой раскрывают возможность использования сюжетно - ролевой игры и игры - драматизации при воспитании качеств мужественности и женственности, опираясь на утверждение, что сюжетно - ролевая игра - основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Авторы разработали рекомендации по отбору художественных произведений с целью обогащения содержания детских игр.

Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и моральные правила, заключенные в роли. В игре отчетливо проявляются достижения и недостатки развития, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения. Игра активизирует чувства и отношения ребенка, его представления об окружающем. При сговоре детей на игру, в процессе самой игры следует стремиться достигнуть единства между поведением ребенка в соответствии с принятой на себя ролью и реальным поведением.

Как указывает И.С. Кон, разделение труда - это основной социальный фактор, основная социальная детерминанта. Анализируя происхождение полоролевого поведения в процессе исторического развития человечества, И.С. Кон видит различия социально-психологических стереотипов маскулинности и фемининности и связывает их с разделением труда между полами. В разделении социальных и трудовых функций между мужчиной и женщиной, дифференциации половых ролей исторически имели значение физические различия. Труд отражает различия в мужской и женской самореализации. По мнению И.С. Кона, Я.Л. Коломинского, Д.В. Колесова, Н.К. Ледовских, половое разделение труда, дифференциация половых ролей сохраняются, т.к. биологические и психологические различия между социальными ролями мужчины и женщины существенны. Уже с дошкольного возраста необходимо начинать закладывать основы трудового взаимодействия мальчиков и девочек. В распределении обязанностей при выполнении какого-либо трудового процесса, отчетливо проявляется уровень сформированности представлений об особенностях мужского и женского поведения в различных жизненных, бытовых ситуациях, представлений о важности и нужности повседневной работы родителей, готовности детей к выполнению семейных ролей, обязанностей в семье.

В организации трудовой деятельности детского коллектива, необходимо стремиться не к тому, чтобы были выделены специальные мужские и женские виды деятельности, а к тому, чтобы лишь отличались место и роль мальчиков и девочек в их осуществлении.

Игровая и трудовая совместная деятельность подразумевает не только выполнение типичных моделей поведения, соответствующих полоролевым образам и принятой половой роли, но и важный аспект взаимодействия - общение. Общение в данном контексте выступает не только как способ передачи информации от одних участников процесса взаимодействия другим, определенный словарный запас, характерные для мужчин и женщин (мальчиков и девочек) проявления в речи, но и как способ отследить насколько сформированы знания, представления о типичной для пола модели поведения, о полоролевом образе и соответствующем ему полоролевом поведении, о качествах мужественности и женственности, которые усвоили мальчики и девочки в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

В процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми своего и противоположного пола ребенок научается понимать личностные характеристики, отличающие мальчиков и девочек. На основе понимания особенностей мужского и женского стиля поведения постепенно формируются навыки культуры общения, закрепляются представления о мальчиках и девочках как будущих мужчинах и женщинах. Общество сверстников дает возможность ребенку адекватно оценивать свое поведение, сравнивать его с поведением других детей и прислушиваться к их мнению о себе.

Рассмотрев некоторые социальные аспекты воспитания полоролевого поведения в дошкольном возрасте, мы отметили, что при воспитании мужчины в мальчике, женщины в девочке, и формировании соответствующего поведения, необходим дифференцированный подход. При использовании дифференцированного подхода не подразумевается, что воспитание начал мужественности у мальчиков необходимо осуществлять изолированно от процесса воспитания начал женственности у девочек. Эти процессы должны быть взаимодополняющими и осуществляться в «ситуации сравнения» в коллективных видах деятельности. Выбор наиболее эффективных средств формирования полоролевого поведения обусловлен уровнем знаний педагогом особенностей биологических и социальных факторов, влияющих на развитие и формирование личности ребенка. Только в условиях целенаправленно организованной воспитательной работы можно сформировать полноценную личность, которая может реализоваться в обществе как носитель социально обусловленной половой роли и представитель определенного пола с соответствующим поведением.


Библиографическая ссылка

Касьянова Н.С. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ПОЛОРОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1006 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674