Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЛИЧНОСТНО-ЗНАЧИМАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО ДИАЛОГА И ГРАЖДАНСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Ковешникова О.Т. 1
1 ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
В статье в контексте гражданского самоопределения личности как приоритетной цели современного школьного образования обосновываются средства формирования данного качества личности. Акцент делается на потенциале социально-гуманитарного образования как ценностно-смыслового освоения бытия. Раскрываются возможности личностно-значимой педагогической ситуации гражданского диалога как единицы педагогического процесса и аксиологической среды гуманитарного образования, где обучающиеся вступают в диалог с представителями иных культур на основе встречи с текстами культуры. В этой среде происходит присвоение личностью гражданских ценностей: Отечества и гражданского общества. Предлагается структура данной ситуации: ученик, обладающий потребностью в самоопределении; фрагмент содержания социально-гуманитарных дисциплин как аспект социокультурной реальности; учитель и Другой как носители ценностных представлений своего времени; дидактические средства продуктивного характера (эвристические задания, учебные дискуссии, ситуативно-ролевые игры). Подчеркивается значение дидактических средств продуктивного характера в создании данных ситуаций.
социально-гуманитарное образование
гражданский диалог
гражданское самоопределение личности
личностно-значимая педагогическая ситуация
педагогическая ситуация
1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. - 4-е изд. - М.: Сов. Россия, 1979. - 320 с.
2. Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1991. - 433 с.
3. Дьяконов Г. В. Проблема общения и взаимодействия: диалогический подход // Соціальна психологія. - 2004. - № 3(5).- С. 82-97.
4. Ильин В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс). - М.: Педагогика, 1984. - 144 с.
5. Разбегаева Л. П. Ценностные основания гуманитарного образования: Монография. - Волгоград: Перемена, 2001. - 289 с. - С. 152.
6. Самоходкина Т. В. Формирование у старшеклассников ценностно-коммуникативной культуры в обучении гуманитарным дисциплинам // Известия Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Педагогические науки. - 2007. - № 4 (22). - С. 85- 91.
7. Федеральный закон «Об образовании в РФ» / Российская газета // URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 08.08.2013).
8. Франк, С. Л. Смысл жизни / С. Л. Франк // Вопросы философии. - 1990. - № 6. - С. 69-131.
9. Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. - М.: 000 «Фирма «Изд-во ACT», 2000. - 448 с.
10. Ценностно-коммуникативный подход как основа гуманитаризации современного образования: Монография / Л. П. Разбегаева, О. А. Мацкайлова, Д. В. Кириллов и др. - М.: АПКиППРО, 2010. - 216 с. С. 211.

Задача формирования гражданского самоопределения личности названа одной из ведущих в нормативных образовательных документах современной России. Так, в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» акцентируется внимание на создании условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [7].

Гражданское самоопределение личности предполагает ориентацию на идеал человека-гражданина как культурный знак, который понимается как образ нравственного совершенства, образ личности, воплотившей такие моральные качества, которые могут служить высшим моральным образцом. Идеал человека-гражданина сочетает в себе социальный заказ в виде ответственного гражданина и образовательный идеал - Человека Цивилизации как ответственного, свободного субъекта, готового к сохранению современной цивилизации (Л. П. Разбегаева) [5].

Исходя из вышеизложенного, гражданское самоопределение личности мы понимаем как интегративное личностное образование, характеризующееся присвоением личностью ценностей Отечества и гражданского общества, осознанием и принятием личностного смысла идеала человека-гражданина как императива, реализующееся через универсальное умение старшеклассника прогнозировать и корректировать свою деятельность на основе принятия этого идеала.

Формирование гражданского самоопределения личности предполагает идентификацию «Я» с идеалом человека-гражданина. Это требует наличие проблемного поля обобщенного опыта всего человечества, таким полем выступает содержание социально-гуманитарных дисциплин, т. к. гуманитарное познание оперирует срезом социальной действительности, представленной в ценностно окрашенном пространстве смыслов. Таким образом, социально-гуманитарное образование создает условия для формирования гражданского самоопределения обучающихся.

Результаты проведенного анкетирования учителей показали, что только 60 % из них связывают цели современного школьного социально-гуманитарного образования с ценностными аспектами, считая важным формирование у учащихся ценностных отношений; из них 20 % отдает приоритет «воспитанию гражданина-патриота». Важным моментом явилось определение ценностных ориентиров учителей: Отечество (Родина) - 60 %, гражданское общество - 1 %, отмечается значимость толерантности, гуманизма. Большинство учителей затрудняются в отборе средств формирования гражданского самоопределения личности. В связи с этим задачей данной статьи является обоснование потенциала педагогических ситуаций в формировании данного качества личности.

В педагогике признано, что педагогическая ситуация - это часть учебно-воспитательного процесса, которая стимулирует разностороннюю деятельность школьников, соответствующую законам общества [4, с.103]. Она является «совокупностью условий, обстоятельств, детерминирующих тот или иной характер деятельности, это определенный этап жизненного пути человека, отображение цикла сплетений всей системы его деятельности, поведения и общения, это единица анализа образа жизни человека» [4, С. 63]. Педагогическая ситуация создает условия для понимания жизнедеятельности личности во всей ее целостности, разносторонности и гармоничности.

По мнению В. С. Ильина, «эффективность педагогического процесса обусловлена теоретическим созданием, воспитателем педагогических ситуаций, из системы которых и образуется педагогический процесс. Педагогическая ситуация возникает только в результате целенаправленного, содержательного, заинтересованного взаимодействия педагога и детей, детей между собой, ребенка с окружающим миром. Они приводят к предусмотренным педагогом изменениям в личности растущего человека» [4, c.108].

Ценностный потенциал социально-гуманитарного образования предполагает включение субъектов образовательного процесса в диалог. Актуальность диалога объясняется тем, что в нем ученик находится в заданных условиях, где происходит его встреча с событиями, происходящими в реальных социальных условиях.

Диалоговое общение определяет бытие личности (М. М. Бахтин). «Быть - значит общаться диалогически, два голоса - минимум жизни, минимум бытия» [1, с. 294]. В диалоге наблюдается ситуация встречи и взаимодействия с другим смысловым миром, с другой личностью. В нем создаются условия получения личностью возможности максимально раскрыть себя, реализовать свой творческий потенциал, утвердиться во мнении других и в своем собственном [10]. Диалог выступает способом освоения не только социального опыта, но и личностного опыта, другого пути включения смыслов в личностную сферу просто не существует.

Любой диалог по своей природе гуманистичен. «Диалог предполагает: уникальность субъектов и их принципиальное равенство; различие и вариативность точек зрения каждого из участников диалога; ориентацию каждого субъекта на восприятие и активную интерпретацию его точки зрения другими субъектами; взаимную соотнесенность и дополнительность позиций участников диалога; персональную направленность целей и содержания диалога; прогнозирование ответа и его предвосхищение в собственном высказывании; импровизированный характер диалога, предполагающий выражение свободной активности субъекта, порождающей новую информацию; столкновение имеющихся идей и точек зрения, порождение принципиально новых духовных продуктов в процессе творческого синтеза» [5, с. 150].

Диалог представляет собой совокупность общения, взаимопонимания, внутренней самообращенности, явление «человеческой экзистенции». Диалогичны по своей сути сознание, деятельность и творчество, так как «диалогические отношения... это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую сущность и все отношения и проявления человеческой жизни вообще, все, что имеет смысл и значение» (В. С. Библер) [2, с.100].

Диалог можно рассматривать как отправную точку в понимании человеком самого себя и становлении его ценностного сознания. «Без диалога и вне текстов культуры невозможно гуманитарное познание» [5, с. 153]. Текст культуры, как и диалог, создает некое ценностно-смысловое пространство, в котором возникают новые смыслы и значения. Человек, выступающий субъектом гуманитарного образования, целенаправленно отображает в своем сознании данное ценностно-смысловое пространство.

Возможность вступления в глубинный диалог с Другим допускает возможность изменения субъекта в ходе данного диалога, это детерминировано значимостью этого Другого. Критерием данной значимости выступает наличие реальных изменений субъекта диалога [9]. В роли Другого выступают автор текста культуры, учитель.

В связи с этим необходимо отметить значимость личностного общения учителя и учеников. Учитель является не просто транслятором изучаемого предмета, образцов поведения, отношений, а выступает в качестве личности, которая интересна своим внутренним миром, увлекающим самовыражением, предоставляет учащимся право свободного выбора своей личностной позиции по отношению к обсуждаемой проблеме. В этом случае механизмом развития личности является нравственный выбор, который понимается как обоснованное решение проблемы. «В отсутствии выбора происходит отторжение, неприятие, навязывание извне позиций, оценок, действий» [10, с.175].

В социально-гуманитарном образовании в ходе присвоения личностью ценностей Отечества и гражданского общества особое значение приобретает внутренний диалог, т. к. человеку свойственно находить оппонента в самом себе. Одной из характеристик личности, погруженной во внутренний диалог с самим собой, является включение в него смысловых установок личности, которые оказывают фильтрующее влияние на содержание сознания. «Я» и «Ты» взаимно конституируют друг друга и в отрыве один от другого являются неполными и неистинными, поэтому до встречи «Я» и «Ты» не существует никакого готового, «данного «Я», оно порождается, проявляется и формируется только в отношениях с «Ты» (С. Л. Франк). Именно на основе диалога «Я» и «Ты» строятся личностно-значимые педагогические ситуации, т. к. лишь в отношениях «Я» и «Ты» «... человек не только проявляет себя вовне, а впервые становится тем, что он есть... - не только для других, но и для себя самого» [3, с.83].

Кроме того, необходимо подчеркнуть, что личностно-значимая педагогическая ситуация - это единица аксиологической среды социально-гуманитарного образования. Данная среда предполагает наличие образовательного и культурного пространства, которое создается педагогической системой и ориентируется на формирование и развитие духовно-нравственных ценностей личности [5]. Развивающаяся личность в данной среде актуализирует ценностный потенциал гуманитарного знания. Поэтому основой смыслотворчества обучающихся является усвоение предметной информации. Такая деятельность ориентирует обучающихся на построение собственной ценностной картины мира. Значимо, что каждый учащийся находит свои смыслы. «Это есть человеческое лицо любого предметного знания и открыто оно может быть только благодаря собственной и напряженной мыслительной работе» [5, с. 122].

В аксиологической среде социально-гуманитарного образования диалог создает условия для непрерывного поиска истины, который сопровождается рефлексией всей индивидуальной и социальной деятельности человека и способности нахождения ценностных ориентаций в мире социума и культуры. Диалог предполагает познание «познающего субъекта», его состояний, эмоций, чувств, отношений, ценностей, смыслов. Диалог является средством межсубъектного взаимодействия, с помощью чего собеседники пытаются передать свое отношение к информации.

Отметим, что при формировании гражданского самоопределения личности диалог основан на присвоении учащимися ценностей Отечества и гражданского общества, поэтому целесообразно моделировать личностно-значимые педагогические ситуации гражданского диалога. Данные ситуации предполагают встречу старшеклассника с идеалом человека-гражданина, который представляет собой «заданный культурный знак», позволяющий старшекласснику осуществить акт самоопределения. В основе данной педагогической ситуации находится фрагмент содержания социокультурной жизнедеятельности человека и жизненный опыт ученика.

Условием создания личностно-значимой педагогической ситуации гражданского диалога является использование дидактических средств продуктивного характера, т. к. в их основе лежит эвристическая и поисковая деятельность, рефлексия, прогнозирование результата учебной деятельности [6].

Полагаем, что средства продуктивного характера позволяют преобразовывать информацию для решения конкретной задачи. Эти средства реализуют «человеческие потенции». Они предполагают наличие «неотчужденной (продуктивной) активности, т.е. процесса рождения, создания чего-либо и сохранения связи с тем, что я создаю» [9]. При этом подразумевается, что данная активность учащегося есть проявление его потенций, что он и его деятельность едины.

Средства продуктивного характера подразумевают определенный результат - приобретение жизненного и социального опыта. В рамках нашего исследования таким результатом будет присвоение старшеклассником ценностей Отечества и гражданского общества. Условием их присвоения выступает система знаний об идеале человека-гражданина и универсальное умение старшеклассника прогнозировать и корректировать свою жизнедеятельность на основе принятия идеала человека-гражданина как императива.

Следует подчеркнуть, что «обладание знанием означает приобретение и сохранение имеющихся знаний (информации); знание же функционально, оно участвует в процессе продуктивного мышления. Знать - значит проникнуть за поверхность явления до самых его корней, а следовательно, и причин; знать - значит «видеть» действительность такой, какова она есть, без всяких прикрас. Знать не означает владеть истиной; это значит проникнуть за поверхность явлений и, сохраняя критическую позицию, стремиться активно приближаться к истине» (Э. Фромм) [9, с.320].

На это и нацелены дидактические средства продуктивного характера, которые предполагают самостоятельный поиск учащимися знаний о гражданственности и об идеале человека-гражданина в текстах культуры; преобразование ими полученных знаний; оценочные суждения о ценности Отечества и гражданского общества; связь полученных знаний с реальной жизненной ситуацией. Данные средства способствуют формированию «продуктивной личности», которая определилась в современном социокультурном пространстве, которая «оживляет все, чего бы она ни коснулась, ... реализует свои собственные способности и вселяет жизнь в других людей и в вещи» (Э. Фромм) [9, с.220].

Вышеизложенное позволяет выделить составляющие личностно-значимой педагогической ситуации гражданского диалога. Это:

  • ученик, обладающий потребностью в самоопределении, желанием применить свой опыт жизнедеятельности и стремящийся реализовать себя в гражданском обществе, осознающий себя субъектом своего времени и, в силу этого, воспринимающий личностно-значимую педагогическую ситуацию гражданского диалога в единстве ее личностного и общественного значения;
  • фрагмент содержания социально-гуманитарных дисциплин (история, обществознание, право), который раскрывает аспект социокультурной реальности - гражданского общества, отражает сущность, социальную и личностную значимость ценностей «гражданское общество» и «Отечество;
  • учитель и субъект культуры, выступающие в роли «Другого» - носители ценностных представлений своего времени, культуры. «Я» и «Ты» взаимно конституируют друг друга и в отрыве один от другого являются неполными и неистинными, поэтому до встречи «Я» и «Ты» не существует никакого готового, «данного «Я», оно порождается, проявляется и формируется только в отношениях с «Ты» (С. Л. Франк) [8, с. 79]. Учитель является организатором личностно-значимой педагогической ситуации гражданского диалога. Он инициирует активность учащихся по решению социальных проблем, организует диалог между учениками и способствует внутреннему диалогу ученика;
  • система дидактических средств, обеспечивающих реализацию личностно-значимой педагогической ситуации гражданского диалога. Такими дидактическими средствами являются средства продуктивного характера (эвристические задания, учебная дискуссия, ситуативно-ролевые игры).

Таким образом, личностно-значимая педагогическая ситуация гражданского диалога обладает значительным потенциалом в формировании гражданского самоопределения личности, т.к. предполагает взаимодействие ученика, учителя, Другого, ученика с самим собой, ученика и социокультурной реальности на основе диалога. Она создается при условии использования средств продуктивного характера, благодаря чему осуществляется процесс формирования гражданского самоопределения личности.

Рецензенты:

Разбегаева Л. П., д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики преподавания истории, обществоведения и права ФГБОУ ВПО «ВГСПУ», г. Волгоград.

Соловцова И. А., д-р пед. наук, профессор, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ВГСПУ», г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Ковешникова О.Т. ЛИЧНОСТНО-ЗНАЧИМАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО ДИАЛОГА И ГРАЖДАНСКОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10192 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674