Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДИНАМИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ПЛОВЦОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ НА ЭТАПЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ

Щербаков И.С.

Анализ научно-методической литературы показал, что имеется недостаточно сведений о влиянии психических состояний на спортсменов, на интересующем нас этапе подготовки, поэтому знания об управлении психическими состояниями высококвалифицированных пловцов в зависимости от направленности тренировочной нагрузки на этапе предсоревновательной подготовки могут стать основой для более эффективного планирования тренировочного процесса.

В исследовании принимали участие пловцы высокой квалификации, учащиеся училища олимпийского резерва и университета физической культуры, имеющих спортивные звания КМС и МС (n = 20), имеющие опыт участия в соревнованиях всероссийского масштаба (финалисты и призёры Чемпионатов и первенств России).

На изучаемом нами этапе непосредственной подготовки к соревнованиям была выявлена направленность тренировочных занятий, позволяющая целенаправленно и эффективно вести подготовку спортсмена к главным стартам года (таблица 1).

Таблица 1. Общая схема тренировочной работы на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям

 

ПН.

ВТ.

СР.

ЧТ.

ПТ.

СБ.

ВС.

утро

 

техника всех способов плавания

спец. выносливость

техника старта и поворота

 отдых

спец. выносливость

скоростная выносливость

отдых

вечер

 

общая выносливость

общая  выносливость

скоростная выносливость

скорость

техника всех способов плавания

скорость

отдых

Спортсменам, помимо стандартной тренировочной нагрузки, до и после тренировки предлагалось заполнить тестовую карту САН. Данный тест позволил судить об эмоциональном состоянии спортсменов, отражающего силу, здоровье, утомление; характеристики движения, подвижности, скорости и темпа протекания функций и процессов. Результаты эксперимента по исследованию уровня развития навыков психорегуляции у спортсменов высокой квалификации представлены в таблице 2.

Таблица 2. Выраженность динамики эмоциональных состояний пловцов под воздействием тренировочных нагрузок на этапе непосредственной подготовки (x±σ), баллы

Направленность тренировочной работы на воде

Период исследования категорий самочувствия, активности, настроения на этапе непосредственной подготовки

Р

1

2

3

4

1

Техника 

всех способов плавания

4,73±0,63

5,01±0,56

5,01±0,51

5,19±0,43

Р1,2> 0,05

Р2,3< 0,05

Р3,4 < 0,001

Р4,1< 0,01

2

Техника старта

и поворотов

5,0±0,78

4,3±0,76

5,01±0,76

4,36±0,69

Р1,2 > 0,05

Р2,3 > 0,05

Р3,4 >0,05

Р4,1 > 0,05

3

Общая выносливость

5,12±0,52

5,22±0,48

5,17±0,53

5,08±0,64

Р1,2 > 0,05

Р2,3 > 0,05

Р3,4 < 0,05

Р4,1 > 0,05

4

Специальная

выносливость

5,27±0,65

4,79±0,49

5,17±0,59

4,95±0,37

Р1,2 > 0,05

Р2,3 > 0,05

Р3,4 > 0,05

Р4,1 < 0,001

5

Скоростная выносливость

5,2±0,6

4,72±0,6

5,1±0,61

5,17±0,68

Р1,2 > 0,05

Р2,3 > 0,05

Р3,4 > 0,05

Р4,1 > 0,05

6

Скорость

5,62±0,24

5,13±0,25

5,48±0,47

5,5±0,62

Р1,2 > 0,05

Р2,3 > 0,05

Р3,4 < 0,05

Р4,1 > 0,05

Исследования показали, что уровень эмоционального состояния у пловцов-спринтеров перед стартом не соответствует их квалификации. Однако, при разработке методики, включающей оценку, коррекцию и управление взаимовлиянием эмоциональных состояний и нагрузки, мы использовали ресурсные состояния и их моделирование, что позволяет существенно повысить эффективность этапа предсоревновательной подготовки высококвалифицированных пловцов, в свою очередь положительно скажется на соревновательной деятельности.

Мы считаем, что для повышения соревновательной результативности пловцов необходи мо, чтобы у спортсменов к концу этапа непосредственной подготовки к соревнованиям существенно вырос уровень тренировочных заданий положительного эмоционального воздействия по сравнению с началом, а величина побудительных оснований должна быть значительно выше тех величин, которые бы ли выявлены во время исследования.


Библиографическая ссылка

Щербаков И.С. ДИНАМИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ПЛОВЦОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ НА ЭТАПЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1032 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674