Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ВОЕННО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Тимохович А.С. 1
1 Сибирский государственный аэрокосмический университет им. акад. М.Ф. Решетнева
Проведен анализ влияния педагогических условий на формирования компетенций военно-служебной деятельности студентовтехнического вуза.В ходе исследования была спроектирована структура модели формирования компетенций военно-служебной деятельности студентов технического вуза, на базе интеграции военного и технического образования, позволяющая усовершенствовать образовательный процесс за счет его проведение в соответствующих педагогических условиях и введением новых организационных форм обучения. Показан рост уровня сформированности компетенций военно-служебной деятельности у студентов технического вуза за счет введения в учебный процесс новых структурных подразделений и организации этого процесса на более высоком уровне интеграции военного и инженерного образования. Что позволяет сформировать показатели мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивно-оценочного компонента у студентов экспериментальной группы более высокого порядка.
педагогические условия
военно-служебная деятельность
компетенции
Актуальные направления
1. Белоусов Р.А. Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности молодых офицеров/ Р.А. Белоусов// дис… канд. пед. наук:13.00.01. Москва, 2002.- 154с.
2. Быков В.П. Формирование базовых профессиональных умений курсантов вуза в период летной практики: дис… канд. пед. наук: 13.00.08.– Челябинск, 2011.–196с.
3. Евдокимова Ю.Г. Теоретико-методологические подходы к изучению проблемы профессиональной компетентности будущего офицера.// Семинары ЦНТИ ПРОГРЕСС. 2011. – 13с.
4. Тимохович А.С. Формирование системы военно-профессионального образования в техническом вузе /В.В. Кольга, А.С. Тимохович // Философия образования. Всероссийский журнал. Новосибирск: ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет». - 2009.- № 3 (28). С.246 – 251.
5. Тимохович А.С. Модель формирования военно-профессиональных качеств офицеров-ракетчиков у студентов аэрокосмического университета / В.В. Кольга, А.С. Тимохович // Вестник Красноярского государственного педагогического университета.- 2012.- № 1. С.63-68.
6. Тимохович А.С. Интегрирование содержания военных и общеинженерных дисциплин в учебном процессе технического вуза/ В.В. Кольга, А.С. Тимохович // Вестник Красноярского государственного педагогического университета. - 2013.- № 1 [23]. С.80-85.
7. Шапуленко В.В. Современное состояние и пути формирования военно-профессиональной готовности выпускников высших военно-учебных заведений МО РФ / В.В. Шапуленко // Электронная библиотека Социологического факультета МГУ М.В. Ломоносова. II Всероссийская научная конференция СОРОКИНСКИЕ ЧТЕНИЯ-2010.

Ориентация государства на системную модернизацию Вооруженных сил предъявляет современные требования к качеству формирования компетенций военно-служебной деятельности студентов технических вузов.

В настоящее время, когда вектор военного образования нацелен на подготовку кадровых офицеров в гражданских вузах, где имеются учебные военные центры и офицеров запаса на военных кафедрах, формирование компетенций военно-служебной деятельности у студентов технических вузов в процессе их военно-профессиональной подготовки является весьма актуальным для современного образования.

Реализация основной функции офицера – управление подразделениями в мирное и военное время, поддержание военной техники в состоянии боевой готовности в условиях высокого уровня технической оснащенности подразделений требует их качественной общевоенной и инженерной подготовки, что возможно обеспечить в условиях интеграции военного и технического образования при формированиикомпетенций военно-служебной деятельности студентов технических вузов [4,5,6].

Исследование теории и практики современной подготовки офицеров в технических вузах выявило ряд существенныхпротиворечий между: возросшей потребностью Вооруженных Сил России в военных специалистах, обладающих высоким уровнем компетенций военно-служебной деятельности и слабой ориентированностью образовательного процесса технического вуза в сторону интеграции военного и технического образования по формированию таких компетенций; необходимостью формировать компетенции военно-служебной деятельности студентов технического вуза, имеющего учебный военный центр, военную кафедру и отсутствием педагогического обеспечения этого процесса; стремлением будущего офицера, прошедшего военную подготовку в учебном военном центре, военной кафедре, качественно выполнять свои служебные обязанности и отсутствием сформированности у него соответствующих компетенций военно-служебной деятельности.

Названные противоречия актуализируют научную проблему, которая состоит в определении педагогических условий эффективного формирования компетенций военно-служебной деятельности студентов технического вуза.

Разрешение выше обозначенной проблемы является целью данной работы заключается в необходимости выявить,теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить научные и прикладные положения формирования компетенций военно-служебной деятельности студентов технического вуза на основе интегративного подхода.

Для этого были решены следующие задачи:

1. На основании проведенного анализастановления военного образования в России, его проблем на современном этапе, требований предъявляемым к офицерам Российской армии [2,3,4,7] были обоснованы актуальные направления формирования компетенций военно-служебной деятельности студентов технического вуза, это:

  • развитие компетенции по управлению подразделениями в мирное и военное время;
  • формирование компетенции решения типовых инженерных задач при эксплуатации ракетных комплексов на базе высшего профессионального образования, получаемого в вузе;
  • развитие компетенции моделирования самостоятельных решений военно-профессиональных задач эксплуатационного, инженерного и технического характера по управлению техническим состоянием и боевым применением современных ракетных комплексов в нестандартных ситуациях при отсутствии типовых решений.

2. Анализ работ ученых исследующих компетентностный подход (В.А. Адольф, Н.Ю. Васютина, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, А.В. Хуторской и др.) позволил сформулировать трактовку дефиниций понятия «компетентность военно-служебной деятельности», под которой понимается личностная, интегративная, формируемая характеристика способности и готовности выпускника (будущего офицера), проявляющаяся в осознании смысла и значимости его военно-служебной деятельности, владении военно-специальными знаниями и умениями, обоснованном выборе и оптимизации решений военно-служебных задач в случае их многовариантности.

Критериями оценки компетентности военно-служебной деятельности являются: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный и рефлексивно-оценочный критерии, характеризуемые их показателями и уровнями сформированности низким, средним, высоким.

3. В ходе исследования была спроектирована структура модели формирования компетенций военно-служебной деятельности студентов технического вуза, на базе интеграции военного и технического образования, позволяющая усовершенствовать образовательный процесс за счет его проведение в соответствующих педагогических условиях и введением новых организационных форм обучения.

Составными элементами модели являются: целевой, содержательный, технологический, результативно оценочный компоненты. Структура модели формирования компетенций военно-служебной деятельности представлена на рисунке 1.

Внешние условия включают в себя социальный заказ на современного военного специалиста, определенный квалификационными требованиями по подготовке офицеров, анализ развития военного образования в России и современных тенденций развития вооружения и военной техники в целом.

Целевой компонент формирования профессиональных компетенций военно-служебной деятельности вытекает из внешних условий и показывает, какие компетенции, отвечающие современным запросам, должны быть сформированы во время учебного процесса в техническом вузе.

Содержательный компонент реализует идею интеграции содержания военно-специальной и инженерной подготовки, многоуровневость, непрерывность на основе этапно-уровневой структуризации содержания в формировании профессиональных компетенций военно-служебной деятельности.


Рисунок 1. Структура модели формирования компетенций военно-служебной деятельности у студентов технического вуза

Технологический компонент включает в себя педагогические условия как совокупность внешних обстоятельств, оказывающих влияние на протекание педагогического процесса, в том числе и определяющих содержание, методы, приемы, средства, их конструирование для достижения цели; технологии обучения - проблемное обучение, теория поэтапного формирования умственных действий, программированное обучение, технология развивающего обучения, компьютерные и мультимедийные технологии; формы и средства - нормативно-методические материалы, учебно-информационные материалы, учебно-методические материалы; лекции, групповые, семинарские и практические занятия, тренинги.

Результативно оценочный компонент дает представление о критериях и методах оценки развития профессиональных компетенций военно-служебной деятельности у студентов технического вуза.

4. Проведенный анализ научно-методической литературы, работ ученых исследующих образовательные процессы [1] нами были выявлены педагогические условия формирования компетенций военно-служебной деятельности студентов технического вуза на основе интегративного подхода, к ним относятся:

  • первое педагогическое условие проблемно-концептуальная интеграция содержания общеинженерных и дисциплин военной подготовки, позволяющей достичь оптимального взаимопроникновения, взаимодополнения, взаимосочетаемости, взаимозависимости проблемного материала, формирования системных знаний и обобщенных умений;
  • второе педагогическое условие включение обучаемых в процесс формирования профессиональных компетенций за счет приоритетного использования активных технологий обучения;
  • третье педагогическое условие усиление практико-ориентированности военно-инженерного образования посредством поэтапного и уровневого содержания образования при активном использовании практик и стажировок, что способствует результативности процесса формирования профессиональных компетенций военно-служебной деятельности у студентов.

5. Опытно-экспериментальная работа по реализации педагогических условий формирования компетенций военно-служебной деятельности студентов технического вуза на основе интегративного подхода показала, что:

  • реализация первого педагогического условия позволила поднять уровеньмотивационно-ценностной компоненты студентов экспериментальной группы в среднем на 12%;
  • реализация второго педагогического условия позволила поднять уровень когнитивной компоненты студентов экспериментальной группы в среднем на 25%;
  • реализация третьего педагогического условия позволяет поднять уровень деятельностного компонента студентов экспериментальной группы на 23%;

Уровень способности проводить самоанализ и самооценку военно- служебной деятельности в экспериментальной группе и способность принимать решения по совершенствованию профессиональной подготовки выше, чемв контрольной группе на 22%.

На диаграмме, представленной на рисунке 2, показаны результаты реализации педагогических условий, обусловившие рост уровня сформированности мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и рефлексивно-оценочногокомпонента у студентов экспериментальной группы прошедших обучение в разработанной структуре модели.

Таким образом, спроектированная структура модели формирования компетенций военно-служебной деятельности студентов технического вуза позволяет подготовить офицера, соответствующего требованиям современной российской армии.

Количество студентов, %

Рисунок 2 . Результаты реализации педагогических условий

Рецензенты:

Осипова С.И., д.п.н., профессор, зав. кафедрой высшей математики, Сибирский федеральный университет, г.Красноярск.

Пак Н.И., д.п.н., профессор, проректор по информатизации, Красноярский государственный педагогический университет, г.Красноярск.


Библиографическая ссылка

Тимохович А.С. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ВОЕННО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10517 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674