Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ФИЛИАЛА МГТУ МИРЭА В Г. ДУБНЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дзюба С.Ф. 1 Назаренко М.А. 2
1 Международный университет природы, общества и человека «Дубна»
2 Филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики»
Проведен анализ целесообразности получения дополнительного образования в области промышленной электроники для специалистов и студентов высших учебных заведений в плане повышения квалификации с учётом междисциплинарного подхода. Программа «Современные информационные технологии в области промышленной электроники (АСУ ТП)», разработанная в филиале МГТУ МИРЭА в г. Дубне в 2013 г., включает в себя методы моделирования, проектирования, а также управления объектами промышленной электроники средних и крупных предприятий, преподаваемые с учётом современных информационных технологий, и соответствует требованиям дополнительного образования в указанной области. Получение дополнительного образования согласно указанной программе позволяет обучать специалистов, которые в дополнение к фундаментальным знаниям по основной специальности обладают комплексным пониманием работы промышленной электроники как на уровне отдельных узлов и приборов, так и производства в целом, а также умениями, связанными с общим управлением ресурсами в организации, от узкотехнических вопросов и до вопросов управления персоналов и работе с «внешней» человеческой средой.
междисциплинарность
промышленная электроника
информационные технологии
учебный план
дополнительное образование
1. Дзюба С.Ф., Назаренко М.А., Напеденина А.Ю. Развитие компетенций студентов в ходе подготовки и проведения научно-практических конференций // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 1. – С. 121.
2. Дзюба С.Ф., Нескоромный В.Н., Назаренко М.А. Сравнительный анализ мотивационного потенциала студентов вузов // Бизнес в законе. – 2013. – № 1. – С. 233–237.
3. Майнцер К. Вызовы сложности в XXI веке. Междисциплинарное введение / Синергетическая парадигма. «Синергетика инновационной сложности». Сборник статей, посвященный 70-летию В.И. Аршинова. – М.: Прогресс-Традиция, 2011. – С. 14–30.
4. Малинецкий Г.Г. Синергетика, междисциплинарность и постнеклассическая наука XXI века // Препринты Института прикладной математики им. М.В.Келдыша. – 2013. – № 51. – С. 36.
5. Назаренко М.А. Качество трудовой жизни преподавателей вузов в современных условиях // Интеграл. – 2012. – № 5 (67). – С. 122-123.
6. Назаренко М.А. Технологии управления развитием персонала в диссертационных исследованиях // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 6. – С. 160-162.
7. Назаренко М.А., Адаменко А.О., Киреева Н.В. Принципы менеджмента качества и системы доработки или внесения изменений во внедренное программное обеспечение // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 7. – С. 177-178.
8. Назаренко М.А., Дзюба С.Ф., Котенцов А.Ю., Духнина Л.С., Лебедин А.А. Организационная культура в системе управления персоналом // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 7. – С. 191-192.
9. Назаренко М.А., Топилин Д.Н., Калугина А.Е. Квалиметрические методы оценки качества объектов в современных научных исследованиях // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 7. – С. 175-176.
10. Петрушев А.А., Акимова Т.И., Назаренко М.А. Математические модели качества трудовой жизни и применение принципов менеджмента качества // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. – С. 13.
11. Саркулова А.Т. К вопросу «качество трудовой жизни» // Современные проблемы науки и образования. – 2010. – № 3. – С. 121-124.
12. Торопов Д.А. Инновации в профессиональном образовании Германии // Педагогика. – 2012. – № 8. – С. 113-120.
13. Янковская В.И. Основные составляющие качества трудовой жизни // Стандарты и качество. – 2003. – № 2. – С. 46.
14. Transdisciplinarity: reCreating Integrated Knowledge. / Ed. by Somervill M., Rapport D. – Oxford: EOLSS Publishers Co. Ltd., 2000. – 271 p.
15. UNESCO on the World Conference on Higher Education (1998). Higher Education in the Twenty-First Century: Vision and Action. / [UNESCO] URL: Available: http://www.unesco.org/cpp/uk/declarations/world.pdf (дата обращения: 18.10.2013).

Дополнительные образовательные программы служат целям повышения квалификации специалиста «в связи постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов» согласно ст. 32 федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В зависимости от поставленной задачи программы могут быть разделены по объёму предоставляемых знаний - на краткосрочные тренинги повышения квалификации, переподготовку в рамках профессиональной деятельности и дополнительное образование: достаточно длительная подготовка специалиста, направленная на освоение новых областей деятельности. Такая образовательная программа должна быть достаточно проработана, как минимум - до уровня второго образования в вопросе специализации, в связи с чем необходима разработка соответствующих учебных планов, учитывающих как требования к преподаванию новой области знаний, так и образовательную базу, уже имеющуюся у специалистов (программа не может быть абстрактно-универсальной, для специалиста любой области).

Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики с момента образования в мае 1947 года (тогда - под названием Всесоюзного заочного энергетического института подготовки и усовершенствования инженеров) уделял большое внимание постоянному повышению квалификации специалистов в связи со спецификой своей деятельности: наука и техника в соответствующей области развивались очень быстро. Вопрос повышения квалификации кадров остаётся актуальным и в современности, особенно для прикладных отраслей науки.

Кроме того, повышение квалификации положительно коррелирует с уровнем качества жизни учёных. При этом речь идёт не только о материальном вознаграждении, но и о концепции «качества трудовой жизни» [5, 11], что подразумевает создание условий полного раскрытия трудового потенциала [13], в частности - возможности профессионального роста, возможность которого имеется не только в виде продвижения строго по изначальной специализации, но и по дополнительным направлениям - технологическим, административным, организационным. Что весьма актуально при современном карьерном росте. При этом у получающих дополнительное образование имеется значительное преимущество - понимание базовых процессов. Таким образом, дополнительное образование позволит специалистам в одной области научиться коммуницировать со специалистами из других областей.

Современный подход к науке подразумевает не только углубление узкоспециализированных знаний по отдельным вопросам (этот вопрос решается курсами повышения квалификации, семинарами по узким вопросам), но и понимание смежных научных дисциплин. Например, вклад в развитие атомной энергетики и ядерного вооружения со стороны химиков не менее важен, чем физиков [4]. Можно сказать, что современное развитие науки достигло уровня насыщения базовых знаний, и развитие должно идти в теоретической области в самую глубь фундаментальных знаний действительности, а в практической - в междисциплинарное использование накопленных знаний [3].

Ещё в 1970-м году Ж. Пиаже высказал идею трансдисциплинарного подхода как дальнейшего развития междисциплинарного, который «не ограничится междисциплинарными отношениями, а разместит эти отношения внутри глобальной системы, без строгих границ между дисциплинами» [14]. Однако позволим себе не согласиться с такой концепцией, по крайней мере по отношению к естественным наукам: подход, выдвинутый Ж. Пиаже, можно назвать корректным с философской точки зрения, поскольку все науки изучают одну и ту же действительность, но методологически такое смешение неприменимо на практике: современный учёный вынужден быть достаточно узким специалистом вследствие значительного объёма знаний в каждой области науки. Таким образом, хотя «Всемирная Декларация о Высшем образовании для 21 века: подходы и практические меры», принятая ЮНЕСКО, и содержит положения о целесообразности поощрения трансдисциплинарного подхода для обучения специалистов и решения современных проблем природы и общества [15], на практике в области естественнонаучных и технических дисциплин целесообразно проводить обучение (как студентов, так и специалистов, получающих дополнительное образование) с учётом парадигмы междисциплинарного подхода, выделяя основную специализацию для фундаментального изучения и добавляя к ней компетенции по смежным специальностям, связанным с основной вследствие того или иного общего фактора.

Важно понимать, что в этой области отсутствует однозначность методологических рекомендаций, «какие области требуется изучать». Если такие дисциплины, как физическая химия и химическая физика, очевидно близки, то научные открытия могут делаться на стыке принципиально разных дисциплин. Кроме того, следует обращать внимание не только на возможность научных открытий, но и на повышение КПД обычной рутинной научной работы, а также на специфику научной деятельности в условиях современного общества - наличие связей с менеджментом, экономикой и др. социальными сферами, напрямую не относящимися к фундаментальной науке, но способствующих практической реализации проектов.

Например, метод квалиметрического анализа, изначально разработанный для оптимизации производства в плане контроля качества и синергетической экономии ресурсов, может применяться и как методика оценки качества процесса методического обеспечения образовательных программ [9]. В последнее время повысился интерес научного сообщества к научно обоснованным методам управления профессионального развития персонала [6], при этом важной темой является учёт запросов заказчика исполнителем на протяжении всего времени выполнения заказа [7], что для учёных является в значительной степени непривычной концепцией, поскольку они привыкли работать согласно чёткому и однозначному техническому заданию или же находиться в свободном поиске по некоей теме. Организация, в том числе научная, является сложной динамической системой, в которой наравне с функционированием «консервативной» традиции для сохранения научной парадигмы и развития научной школы должна быть готовность к инновациям, адекватно отвечающим на изменение запросов внешней среды: требуется управление организационной культурой предприятия, что является сложной междисциплинарной задачей [8, 10], требующей понимание как научных задач, так и производственных и управленческих.

Таким образом, задачей современного образования является выпуск не только узких специалистов, но исследователей, которые обладают навыком системного понимания задач, включая связи с внешней социальной средой и управление коллективом организации. В связи с увеличением требований междисциплинарной компетенции к сотрудникам профессиональное образование требует систематического обновления содержания учебных планов и, соответственно, периодической переподготовки преподавателей, что уже стало правилом за рубежом [12].

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) включают возможность развития компетенций специалистов в области специально ориентированных знаний и практических навыков. Город Дубна (наукоград с 2001 г.) обладает большим комплексом высокотехничных и наукоёмких производств и организаций, что вызывает особую потребность в подготовке специалистов с дополнительным образованием в области дисциплин «Электрические машины» и «Энергетическая электроника». Такие специалисты должны не просто обладать знаниями по теме электрических производственных агрегатов, но и уметь наладить и затем поддерживать соответствующую организационную культуру работы научного и производственного коллектива, работающего с физическими установками наукограда [1]. В связи с уникальностью таковых установок для работы с ними требуется высокий уровень фундаментального образования в области физических наук, и целесообразно не привлекать узких специалистов по электрическим машинам, а организовать дополнительное образование для уже работающих специалистов и даже для студентов вузов, что повысит их потенциал как специалистов и, возможно, тем самым повысит мотивацию к учёбе [2].

В филиале МГТУ МИРЭА в г. Дубне в 2013 г. разработана программа дополнительного профессионального образования «Современные информационные технологии в области промышленной электроники (АСУ ТП)», которая включает в себя методы моделирования, проектирования, а также управления объектами промышленной электроники средних и крупных предприятий, преподаваемые с учётом современных информационных технологий.

Важными особенностями разработанного учебного плана является:

  • сочетание теории и практики;
  • преподавание современных информационных технологий управления (ERP-систем);
  • применение междисциплинарного подхода;
  • краткое повторение физических основ работы изучаемого электронного оборудования для понимания принципов функционирования такового;
  • подробный обзор применения современных технологий в изучаемой области.

После прохождения обучения согласно учебному плану специалист должен приобрести следующие знания и умения:

  • навыки компьютерного моделирования объектов промышленной электроники (включая их взаимодействие);
  • понимание задач, принципов функционирования и возможностей систем автоматизированного управления, применяемых на объектах промышленной электроники;
  • умение использовать современное программное обеспечение в области моделирования электронных приборов и автоматических систем управления;
  • навыки работы с ERP-системами (Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов предприятия);
  • умение междисциплинарного использования полученных знаний и навыков в области практического управления средним и крупным предприятием электронной промышленности.

Таким образом, получение дополнительного профессионального образования по программе курса «Современные информационные технологии в области промышленной электроники (АСУ ТП)» способствует становлению специалиста-производственника, который обладает не только научными знаниями, но и практическими навыками, пониманием работы промышленной электроники как на уровне отдельных узлов и приборов, так и производства в целом, а также умениями, связанными с общим управлением ресурсами в организации. Комплексное понимание происходящих процессов, от узкотехнических вопросов и до вопросов управления персоналов и работе с «внешней» человеческой средой, делает такого специалиста крайне востребованным на рынке сложных промышленных производств и наукоёмких технологий.

С другой стороны, предприятие приобретает компетентного специалиста, который не просто способен руководить производством и коллективом (его частью), но и понимает научное наполнение всей работы организации, что повышает его эффективность как руководителя.

Рецензенты:

Хозяинов М.С., д.т.н., профессор, проректор Международного университета природы, общества и человека «Дубна», Министерство образования Московской области, г. Дубна.

Омельяненко М.Н., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой промышленной электроники МГТУ МИРЭА (Министерство образования и науки Российской Федерации), г. Дубна.


Библиографическая ссылка

Дзюба С.Ф., Назаренко М.А. ПРИМЕНЕНИЕ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ ФИЛИАЛА МГТУ МИРЭА В Г. ДУБНЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10568 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674