Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АУТЕНТИЧНЫЕ ФОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Абакумова Н.Н. 1, 2
1 ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»
2 ФГНУ «Институт развития образовательных систем» Российской академии образования
В статье представлен педагогический мониторинг инноваций как необходимый элемент реализации компетентностного подхода на всех уровнях образования. Указаны задачи образовательных систем, которые можно решить через использование педагогического мониторинга. Рассматривается возможность оценки индивидуальных достижений обучающихся через использование аутентичных форм оценивания. Выделены технологии аутентичных форм оценивания: решение профессиональных задач, обобщенная оценка готовности к решению профессиональных задач, накопительная оценка (рейтинг), портфолио, учебный контракт. Дается оценка вышеперечисленных аутентичных форм через призму их использования в педагогическом мониторинге. Были использованы показатели – направленность технологии, широта использования, возможность проявления результатов инноваций и оценка эффективности педагогического мониторинга. Сделаны выводы относительно эффективности педагогического мониторинга инноваций, в который включены аутентичные формы оценивания.
образовательные результаты
аутентичные формы оценивания
педагогический мониторинг
1. Абакумова Н.Н. Оценка образовательных результатов обучающихся общеобразовательных школ (на материале мониторинговых исследований 2000 - 2012гг.) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 5. - С. 113-115.
2. Абакумова Н.Н. Трансформация понятия мониторинга в образовании // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 3; URL: www.science-education.ru/97-4678
3. Артамонова Е.В., Андреева Е.А. Отдельные аспекты реформирования контрольно-оценочной практики современного образования // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 6. - С. 9-15.
4. Артемьева Г.Н. Педагогические возможности портфолио как технологии оценивания учебных достижений студентов вуза // Вестник Нижневартовского государственного гуманитарного университета. - 2010. - № 1.
5. Иванченкова Е.Н Формирование естественнонаучной грамотности студентов педвуза (здоровьесберегающий аспект) на основе профессионально-направленных естественнонаучных учебных задач // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - вып. 76-2. - С. 118-122.
6. Михайлова Е.К. Рейтинговый подход в обучении // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 6 (14). - URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/6/mikhaylova.pdf
7. Петрова Г.Н. Педагогическая ситуация как средство развития готовности будущих педагогов к решению профессиональных задач // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - т. 16. - вып. 40. - С. 488-493.
8. Роботова А.С. Постмодернистский облик образования // Вестник Герценовского университета. - 2010. - № 3. - С. 58-66.
9. Abakumova N., The Use of Pedagogical Monitoring to Assess the Educational Potential of Schools // Middle East Journal of Scientific Research. 13 (4): 499 - 506, 2013 // Режим доступа: http://www.idosi.org/mejsr/mejsr13(4)13/11.pdf

Современное общество предъявляет совершенно новые требования как к уровню подготовки выпускников различных образовательных учреждений, так и уровню организации самого образовательного процесса. Исследователи И.А. Зимняя, А.Н. Новиков, Л.Г. Семушкина, В.И. Байденко, Л.В. Хуторской и др. отмечают, что происходящие в мире и России изменения в образовании свидетельствуют о смене образовательной парадигмы на личностно-ориентированную, ведущим компонентом которой являются ключевые компетенции. В связи с этим в 2001 г. были сформированы основные положения компетентностного подхода в образовании (См.: Стратегии модернизации содержания общего образования).

Полноценная реализация компетентностного подхода на всех уровнях образования возможна только с использованием технологии педагогического мониторинга инноваций, направленной на выделение нового образовательного результата [2]. Следовательно, педагогический мониторинг как неотъемлемый элемент образовательной системы будет решать задачи:

  • разработки нового диагностического инструментария;
  • накопление и систематизация полученных результатов;
  • возможность автоматизации результатов диагностики;
  • моделирование комплексных систем мониторинга, позволяющих давать всестороннюю оценку результативности деятельности ученика.

Использование педагогического мониторинга инноваций позволяет решить проблему отбора базовых (ключевых, универсальных, содержательных) компетентностей, которая является одной из центральных для обновления содержания на всех ступенях (дошкольного, общего среднего, начального и высшего профессионального) образования. Таким образом, педагогический мониторинг инноваций в образовательном учреждении в условиях введения компетентностного подхода, ориентирован на проявление оценок индивидуальных достижений [1, 9]. Наиболее полно провести оценку индивидуальных достижений обучающихся можно через использование аутентичных форм оценивания. Основываясь на анализе литературы [3, 6], можно говорить не только о широкой распространенности таких оценок, но и тенденции к унификации аутентичных форм с целью получения единой оценочной шкалы между школой и вузом.

Указанный принцип унификации как основной в Концепции модернизации образования и в Болонском процессе будет проявляться в выработке единого подхода в оценке сформированности компетенций обучающихся, что, несомненно, будет определять формирование единого образовательного пространства, требований в подготовке специалистов и пр. Всё это указывает на установление функциональных связей между системами общего и высшего образования. При установлении такой зависимости в режиме непрерывности как общего и преемственности как частного; все существенные изменения, затрагивающие один из уровней, будут находить отражение на другом уровне образования, внося существенные организационные и содержательные изменения. Таким образом, можно определить однозначное соответствие процессов модернизации общего образования и Болонского, инициирующего преобразования высшей школы в направлении реализации компетентностного подхода.

Очевидно, что выделяемые направления оценки результативности учебного процесса нуждаются в принципиально другом подходе, техниках и технологиях, что нашло свое отражение в отдельном направлении - аутентичные формы оценивания: решение профессиональных задач, обобщенная оценка готовности к решению профессиональной задачи, накопительная оценка (рейтинг), портфолио и учебный контракт (табл. 1)

Таблица 1

Аутентичные формы оценивания в педагогическом мониторинге

Показатели

 

Технологии

Направленность технологии

Широта использования

Возможность проявления результатов инноваций

Оценка эффективности мониторинга

1.

Решение профессиональных задач

Практический компонент совокупности умений, позволяющий будущему специалисту анализировать профессиональные ситуации, формулировать задачи и осуществлять их решения в профессии

Ограниченно (старшая школа, ссуз, вуз)

Присутствует

Мониторинг эффективен, если можно выделить профессионально значимые компетентности, в том числе и полученные в результате инноваций

2.

Обобщенная оценка готовности к решению профессиональной задачи

Выявление интегративного личностного образования, уровень сформированности которого указывает на результативность подготовки к определенной профессиональной деятельности

Ограниченно (ссузы, вузы)

Присутствует

Эффективность оценивается по успешности выполнения оценочных процедур, их мотивированного представления. В педагогическом мониторинге возможна высокая степень формализации полученного материала. Возможно выделить готовность к инновационному поведению.

3.

Накопительная оценка (рейтинг)

Практико-ориентированная самостоятельная деятельность при освоении конкретной учебной дисциплины

Неограниченная

Присутствует

Мониторинг эффективен, если результаты инноваций описаны и попали в весовой коэффициент рейтинга

4.

Портфолио

Фиксация, накопление и аутентичное оценивание индивидуальных образовательных результатов за определенный период

Неограниченная

Присутствует

Мониторинг эффективен, если позволяет увидеть динамику учебных и неучебных достижений, оценить влияние инноваций на проявленный результат

5.

Учебный контракт

Создание и реализация индивидуального учебного плана (образовательных программ), направленной на организацию самостоятельной работы обучающихся по изучению раздела учебной дисциплины или предмета в целом

Ограниченная (предметная)

Присутствует

Выполнение учебного контракта и его результативность. В продуктах и результатах могут отражаться результаты инновационной деятельности

Представленные в таблице технологии аутентичного оценивания результативности учебной и внеурочной деятельности обучающихся оказывают существенное влияние на развитие педагогического мониторинга, как в плане разработки нового диагностического инструментария, так и фиксации результатов инновационной деятельности.

Технологии решения профессиональных задач и обобщенная оценка готовности к решению профессиональной задачи, основываясь на анализе литературных источников [5, 7], позволяют зафиксировать два диагностических пласта:

  • личностный уровень, проявляющийся через рассмотрение многоплановой структуры качеств, свойств и состояний личности обучаемого, которые в совокупности позволяют успешно осуществлять профессиональную деятельность [7];
  • функциональный уровень, оцениваемый как результат подготовки к определенной профессиональной деятельности; интегративное личностное образование, включающее различные компоненты: совокупность умений, навыков, личностных качеств, адекватных требованиями и содержанию профессиональной деятельности [5].

Значимый вклад в разнообразие результатов образовательной деятельности вносит накопительная оценка (рейтинг). В ней предусматривается вариативность результатов образования, что способствует проявлению индивидуально-личностных особенностей обучающихся. Рейтинги применяются в российской системе образования более 15 лет. За это время накоплен значительный опыт использования различных рейтинговых оценок, как в учебной, так и внеучебной деятельности. Накопительная (рейтинговая) оценка включает избыточное описание видов деятельности обучающихся, которое нуждается в оценивании, позволяет использовать этот материал как исходный для формирования процедуры педагогического мониторинга. Кроме того, весовой коэффициент, используемый в рейтинговой системе, позволяет в мониторинге сделать заключение о значимости того или иного результата.

Возможность интеграции количественных и качественных оценок обучающегося в педагогическом мониторинге реализуется через технологию портфолио. Анализируя опыт разных авторов [4, 8], необходимо отметь, что характеристики «портфолио» достаточно разнообразны. Расширенный вариант портфолио будет характеризоваться множественностью источников, подлинностью, динамичностью, явностью, интегрированностью, авторством и многоцелевым назначением. Данные характеристики в полной мере отвечают функциям педагогического мониторинга, следовательно, могут быть использованы в качестве исходных данных для проявления разнообразных результатов инновационной деятельности, форм организации, используемых инноваций и пр.

Персонификация учебного процесса усложняет организацию педагогического мониторинга в направлении унификации и возможности сравнительного-сопоставительного анализа данных. Использование технологии учебного контракта позволяет увидеть учебный процесс через создание и реализацию индивидуального учебного плана (образовательной программы), направленной на организацию самостоятельной работы обучающегося по изучению раздела предмета или предмета в целом. Важным ресурсом, используемым в выполнении учебного контракта, является личный образовательный опыт обучающегося школы или вуза. Именно этот опыт позволяет увидеть новые образовательные результаты, оценить эффективность инноваций и результаты инновационных преобразований в образовании.

Таким образом, основу заданий педагогического мониторинга оценки индивидуальных достижений обучающихся в образовательном учреждении составляют практические задания, творческие проекты, самоанализ (реализуемый на нескольких уровнях сложности). Данный вид мониторинга позволяет получить объективную информацию о качестве получаемого образования с точки зрения переноса и использования знаний, о соответствии заявленным требованиям. Указанные суждения формируются, исходя из оценок уровня сформированности общеучебных компетентностей, дефицитов (индивидуальный портрет обучающегося), фиксации изменений.

Исходя из этого, необходимо отметить, что использование аутентичных форм оценивания в педагогическом мониторинге позволяет максимально проявить как использование инноваций в образовательном учреждении, так и зафиксировать результаты инноваций. Однако разность проявленных результатов делает процедуру трудоемкой. Кроме того, полученные результаты трудно поддаются унификации и, как следствие, затруднение вызывает сравнительно сопоставительный анализ разных образовательных учреждений, классов, групп, обучающихся. Эффективность такого педагогического мониторинга оценивается с точки зрения полноты выполнения аутентичных форм оценивания, так как на данный момент не до конца сформирована комплексная система методов педагогического мониторинга индивидуального прогресса обучающихся. Как показано, существующие методы фиксируют либо наличный уровень образовательных достижений (предметных или общеучебных компетентностей) и факторы, на него влияющие; либо индивидуальный прогресс (прирост способностей обучающихся), но не в предметных областях.

Рецензенты:

Малкова И.Ю., д.п.н., профессор, зам. декана по учебной работе факультета психологии Национального исследовательского Томского государственного университета г. Томск.

Куровский В.Н., д.п.н., профессор, директор ФГНУ «Института развития образовательных систем» РАО, г. Томск.


Библиографическая ссылка

Абакумова Н.Н., Абакумова Н.Н. АУТЕНТИЧНЫЕ ФОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10741 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674