Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,953

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ СЕТЕВОЙ ФОРМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Весна Е.Б. 1 Гусева А.И. 1
1 Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные различными формами взаимодействия организаций, объединяющих свои ресурсы для реализации сетевых образовательных программ. Предлагается следующая классификация сетевых образовательных программ в соответствии со своей направленностью: компетентностно-ориентированные, направленные на формирование уникальных компетенций для подготовки квалифицированных кадров для приоритетов экономики; научно-инновационные, ориентированные на развитие прикладных исследований для нужд предприятий; отраслевые, предназначенные для подготовки высококачественных выпускников по приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития. В соответствии с Законом об образовании, предлагаются три модели: образовательная организация – образовательная организация; образовательная организация – организация, ведущая образовательную деятельность, в том числе иностранная; образовательная организация – ресурсная организация. Выделяются совместно реализуемые в рамках сетевых образовательных программ виды учебной деятельности, определяется их минимальный объем в зачетных единицах и набор документов, подтверждающих обучение.
двойные дипломы
междисциплинарные программы
сетевая форма реализации образовательных программ
1. Матушкин Н.Н., Кузнецова Т.А., Пахомов С.И. О междисциплинарных образовательных программах подготовки кадров высшей квалификации// Университетское управление: практика и анализ. – 2010.- № 4. – С. 55-59
2. Официальный сайт Болонского процесса[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bologna.ntf.ru(дата обращения: 12.11.2013).
3. Постановление Правительства России от 16 марта 2013 г. № 211 "О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров»[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/818(дата обращения: 12.11.2013).
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 1 июля 2013 г. N 499 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" // Российская газета. – 28 августа 2013 г. – федеральный выпуск № 6166.
5. Программа конкурентоспособности Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mephi.ru/about/competitiveness (дата обращения: 12.11.2013).
6. Указ Президента России от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» // Российская газета. – 9 мая 2012 г. – столичный выпуск № 5775.
7. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации // Российская газета. – 31 декабря 2012 г. – федеральный выпуск № 5976.

Введение

Новый этап социально-экономического развития страны ставит перед системой высшего образования новые стратегические задачи. Указ Президента России № 599 [6] и Постановление Правительства России № 211[3] направлены на вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов, согласно мировому рейтингу университетов. С первого сентября текущего года вступила в силу новая редакция Закона об образовании [7].

К ключевым мероприятиям, направленным на продвижение вузов в международных рейтингах, относятся реализация совместных образовательных программ с другими зарубежными вузами, привлечение иностранных профессоров для обучения наших студентов, развитие международной академической мобильности для студентов и преподавателей вузов и др.

Сетевая форма образовательных программ [7] дает возможность реализации программ международной и внутрироссийской академической мобильности научно-педагогических работников в форме стажировок, повышения квалификации, профессиональной переподготовки и других форм; внедрения в вузах новых образовательных программ совместно с ведущими зарубежными и российскими университетами и научными организациями; привлечения студентов из ведущих иностранных университетов для обучения в российских вузах, в том числе путем реализации партнерских образовательных программ с иностранными университетами и ассоциациями университетов.

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ) является победителем открытого конкурса, объявленного 8 мая 2013 года в рамках реализации положений Указа Президента России от 7 мая 2012 г. № 599 [6]. Помимо этого НИЯУ МИФИ является стратегическим партнером и базовым вузом Госкорпорации «Росатом» в сфере кадрового и научно-инновационного обеспечения атомной отрасли, призванной оказать мультипликативный эффект на экономику России и упрочнить ее позиции на мировых рынках. Укрепление конкурентоспособности НИЯУ МИФИ является научно-образовательной частью стратегии развития Госкорпорации «Росатом». Одним из ключевых аспектов развития университета является активная диверсификация и укрепление позиций не только в области ядерных, но и других технологий, таких как ядерная медицина, радиационно-стойкая электроника, композиты, сверхпроводящие устройства, кибернетические технологии, а также в области менеджмента и экономики. Диверсификация позволит в дальнейшем упрочить позиции НИЯУ МИФИ как ведущего мультидисциплинарного мирового образовательного и исследовательского центра [5].

В этой связи, анализ различных моделей взаимодействия организаций, направленных на реализацию сетевых образовательных программ высшего образования, в том числе на международной основе, и формирование нормативно-методической базы взаимодействия является особо актуальным с точки зрения повышения конкурентноспособности не только НИЯУ МИФИ, но и всего отечественного высшего образования.

Задачи сетевого обучения и сетевые образовательные программы

В соответствии с новой версией Федерального закона об образовании [7], сетевая форма реализации образовательных программ (далее – сетевая форма) обеспечивает возможность ее освоения обучающимся с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.

Основными характеристиками сетевой формы обучения являются следующие:

  • организуется преимущественно по перспективным (уникальным) образовательным программам, как правило, междисциплинарного характера в целях подготовки кадров для крупных отраслевых, научных и иных проектов;
  • позволяет сформировать уникальные компетенции, востребованные, прежде всего, в быстроразвивающихся отраслях экономики;
  • обеспечивает возможность использования в образовательной деятельности наряду с ресурсами образовательных организаций, материальных и кадровых ресурсов иных организаций: научных, производственных, медицинских, организаций культуры и др.

Задачами сетевого обучения являются:

  • подготовка кадров с уникальными компетенциями, востребованными на рынке труда приоритетных секторов отраслевой и региональной экономики и рынка труда;
  • повышение качества образования за счет интеграции ресурсов организаций-партнеров по приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития в соответствии с международными стандартами;
  • внедрение лучших образцов отечественных и зарубежных практик в образовательный процесс для развития прикладных исследований для нужд предприятий отрасли и региона.

Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

2) статус обучающихся в организациях, правила приема на обучение по сетевой образовательной программе, порядок организации академической мобильности обучающихся, осваивающих сетевую образовательную программу;

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

В сетевой форме реализации образовательных программ могут участвовать, согласно закону об образовании:

  • образовательные организации, т.е. организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;
  • организации, осуществляющие образовательную деятельность, в том числе иностранные, т.е. образовательные организации и организации, осуществляющие обучение (организации, осуществляющие на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности);
  • иные (ресурсные) организации, как то: научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и т.д., т.е. обладающие необходимыми ресурсами для реализации обучения, практики и т.д.

На основании вышесказанного, предлагаются к рассмотрению следующие основные модели сетевой формы реализации образовательных программ:

  • образовательная организация ­– образовательная организация, когда обе имеют лицензии на реализацию программ высшего образования;
  • образовательная организация – организация, осуществляющая обучение. В этом случае для второй организации обучение не является основным видом деятельности и она может иметь лицензию на реализацию только дополнительных профессиональных программ. К этой же категории относятся иностранные организации, осуществляющие образовательную деятельность.
  • образовательная организация – ресурсная организация, не имеющая лицензии на реализацию образовательных программ.

Сетевая форма реализации образовательных программ допустима для всех уровней образования. В соответствии с Приказом Минобрнауки России N 499 г. [4], повышение квалификации может осуществляться не только для людей, имеющих квалификацию, но для студентов старших курсов. Наиболее гибкие возможности предоставляются для сетевой формы на уровне магистратуры и аспирантуры (ординатуры, адъюнктуры), так как в этом случае возможна выдача документов об усвоении дополнительных профессиональных программ (переподготовка).

Сетевая образовательная программа – образовательная программа, совместно реализуемая образовательными, научными, производственными и иными организациями на основе договора по единому учебному плану. Организация обучения по сетевой образовательной программе может быть охарактеризована следующим образом.

  • Цели, задачи, содержание сетевой образовательной программы, порядок ее реализации регулируются договором (соглашением), который подписывают все организации-партнеры.
  • В учебном плане сетевой образовательной программы указываются организаторы организации-партнеры, ответственные за конкретные модули (дисциплины, циклы дисциплин).
  • Набор на сетевую программу осуществляет базовый вуз, который координирует мероприятия по реализации программы, контролирует выполнение учебного плана, организует итоговую аттестацию.
  • По итогам обучения студенту выдается диплом базового вуза. В приложении к диплому перечисляются модули, дисциплины, практики, которые студент прошел в других вузах или организациях (с указанием количества академических кредитов).
  • Общая продолжительность обучения в базовом вузе должна составлять не менее 40% нормативного срока (трудоемкости) освоения всей образовательной программы.
  • Срок обучения по сетевой образовательной программе не может превышать сроки освоения образовательной программы соответствующего направления подготовки (специальности).
  • В случае обучения по программе совместных или двойных дипломов составляется два учебных плана для двух различных вузов, где ряд учебных дисциплин взаимно засчитываются, а ряд дисциплин может реализовываться совместно (научно-исследовательская работа, выпускная квалификационная работа и т.д.). По результатам обучения студенту выдается два диплома. В этом случае продолжительность обучения в каждом вузе должна составлять не менее 40% нормативного срока (трудоемкости) освоения образовательной программы, а общее увеличение трудоемкости для учащегося не превышает 25% в год.

Направленность сетевых образовательных программ

Для реализации сетевых образовательных программ в самом вузе, заключающем партнерские соглашения, расширяется функционал инновационно-образовательных центров и подразделений, включая ДПО; учебно-методических советов; центров повышения квалификации преподавателей; региональных и отраслевых центров компетенций; служб маркетинга и трудоустройства выпускников. По своей направленности сетевые образовательные программы могут быть:

  • компетентностно-ориентированные, направленные на формирование уникальных компетенций для подготовки квалифицированных кадров для приоритетных секторов отраслевой и региональной экономики и рынка труда;
  • научно-инновационные, ориентированные на развитие прикладных исследований для нужд предприятий отрасли и региона;
  • отраслевые, предназначенные для подготовки высококачественных выпускников по приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития на основе международных образовательных и профессиональных стандартов.

В случае создания компетентностно-ориентированных сетевых образовательных программ партнерские структуры расширяются центрами и подразделениями довузовской подготовки, центрами профориентации, профильными учебными классами и кабинетами, для того, чтобы начинать формирование уникальных компетенций как можно раньше.

В случае научно-инновационных сетевых образовательных программ очень важна создаваемая инновационная инфраструктура, когда ресурсы вуза объединяются с ресурсами учебно-исследовательских центров, центров коллективного пользования научным оборудованием, технопарков и бизнес-инкубаторов. В этом случае создается информационная научно-образовательная среда, неотъемлемым участников которой становится вуз (рис. 1).

Рис. 1. Взаимодействующие организации в рамках сетевых научно-инновационных образовательных программ

Для реализации отраслевых сетевых образовательных программ в структуре вуза создаются учебно-производственные центры и подразделения, включая отраслевые (базовые) кафедры; опытно-конструкторские производства и инновационно-технологические центры отраслевой направленности. Таким образом, создается лабораторно-производственная база для совместного обучения (рис. 2).

Рис. 2. Взаимодействующие организации в рамках сетевых отраслевых образовательных программ

Совместные и двойные дипломы при сетевой форме обучения

С точки зрения международной практики, существует несколько определений понятия «совместный диплом». На официальном сайте Болонского процесса под совместным дипломом понимается свидетельство о высшем образовании (квалификация, степень), выданное совместно двумя или более вузами на основе совместной программы обучения [2]. Совместный диплом может выдаваться в виде:

  • отдельного документа, выдаваемого в дополнение к одному или нескольким национальным вузовским дипломам;
  • общего единого документа, выданного вузами, осуществлявшими обучение по данной образовательной программе, не сопровождаемого выдачей национальных дипломов;
  • одного или более национальных дипломов, выдаваемых параллельно и одновременно в подтверждение полученной квалификации.

Как правило, такие образовательные программы могут быть междисциплинарными, основанными на принципах интеграции содержания образования в различных предметных областях, профилях, направлениях подготовки, находящихся на стыке отраслей знаний. Такие программы называют одноуровневые двойные (или более) образовательные программы.

Одноуровневые двойные программы реализуются как две образовательные программы разных направлений на одном уровне подготовки, при этом присваивается две степени по разным направлениям подготовки. В этом случае формируется интегрированный учебный план, где базовые дисциплины удовлетворяют обоим направлениям подготовки и являются взаимозаменяемыми (взаимнозачитываемыми). Вариативные дисциплины позволяют разработать гибкие программы подготовки по двум направлениям одновременно.

Привлекательность одноуровневых двойных программ, по сравнению с последовательным обучением по двум разным программам, состоит в экономии времени обучения, углублении универсальных компетенций (общенаучных, инструментальных) за счет увеличения объема фундаментальной подготовки, расширении профессиональных компетенций за счет одновременной специализации в двух избранных сферах деятельности, а также в снижении финансовых затрат на обучение[1].

Виды учебной деятельности сетевых образовательных программ, реализуемых организациями совместно

В соответствии со Статьей №15 Федерального закона об образовании [2], для реализации образовательной программы заключают договор о сотрудничестве организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Для каждой образовательной программы выделяются академическая (теоретическое обучение) и исследовательская составляющие. Исследовательская составляющая включает в себя научно-исследовательскую работу студентов, различные виды практик, подготовку выпускной квалификационной работы и т.д. Таким образом, при сетевой форме обучения, с учетом типов взаимодействующих организаций и наличие у них образовательных лицензий, можно выделить следующие виды учебной деятельности, которые могут реализовываться совместно: теоретическое обучение; научно-исследовательская работа; обучение в виде стажировки; практика в виде стажировки; научно-исследовательская работа в виде стажировки.

Необходимость введения стажировок в данном случае связана с тем, что в качестве партнера вуза могут выступать организации, реализующие дополнительные профессиональные программы: программы повышения квалификации и переподготовки.

В соответствии с Приказом Минобрнауки России N 499 [4], дополнительная профессиональная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки. Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, в том числе зарубежного, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.

Стажировка в данном случае является правомерным видом учебной деятельности, носит индивидуальный или групповой характер и может включать в себя:

  • самостоятельную работу с учебными изданиями;
  • приобретение профессиональных и организаторских навыков;
  • изучение организации и технологии производства, работ;
  • непосредственное участие в планировании работы организации;
  • работу с технической, нормативной и другой документацией;
  • выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности или дублера) и т.д.

Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания дополнительных профессиональных программ. Сроки стажировки определяются организацией самостоятельно, исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится. По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.

При реализации дополнительных профессиональных программ организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.

Условия и порядок осуществления образовательной деятельности в рамках сетевой формы взаимодействия прописывается в заключаемом договоре. А именно: устанавливаются условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы; указываются выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы.

Модель взаимодействия «образовательная организация – образовательная организация»

В этом случае обе организации имеют лицензии на реализацию как программ высшего образования, так и дополнительных профессиональных программ. Виды учебной деятельности, по которым возможно сотрудничество между двумя вузами: теоретическое обучение; научно-исследовательская работа; обучение в виде стажировки; практика в виде стажировки; научно-исследовательская работа в виде стажировки, выполнение выпускной квалификационной работы.

Используя сценарный подход, определим минимальные значения на длительность различных видов образовательной деятельности, реализуемых партнерами вуза.

Сценарий № 1 (антисимметричное взаимодействие). Данный сценарий ориентирован на повышение мобильности учащихся. Рассматриваем двух партнеров:один – основной вуз, куда зачисляются студенты. Партнером выступает второй вуз, который предоставляет свою ресурсную базу для краткосрочного обучения (Табл. 1).

Табл. 1. Совместная реализация видов учебной деятельности двумя вузами при антисимметричном взаимодействии

Виды учебной деятельности

Длительность (минимум)

Документ, подтверждающий обучения

теоретическое обучение

20 кредитов (триместр)

диплом о переподготовке удостоверение о повышении квалификации

научно-исследовательская работа

20 кредитов (триместр)

диплом о переподготовке удостоверение о повышении квалификации

обучение в виде стажировки

7 кредитов (4 недели и аттестация)

удостоверение о повышении квалификации в виде стажировки

практика в виде стажировки

15 кредитов (8 недель и аттестация)

удостоверение о повышении квалификации в виде стажировки

научно-исследовательская работа в виде стажировки

15 кредитов (8 недель и аттестация)

удостоверение о повышении квалификации в виде стажировки

Сценарий № 2 (симметричное взаимодействие в рамках двух направлений подготовки). Данный сценарий ориентирован на развитие междисциплинарных и прикладных исследований для нужд предприятий отрасли и региона. Рассматриваем двух партнеров. Один – основной вуз, куда зачисляются студенты. Второй вуз также зачисляет студентов на совместную междисциплинарную образовательную программу.

В данном сценарии обучение производится по двум различным направлениям подготовки, то есть составляется два различных учебных плана по двум различным направлениям подготовки. Часть учебных дисциплин, изученных по одной программе в одном вузе, перезачитывается в рамках другой программы в другом вузе. Научно-исследовательская работа и подготовка выпускной квалификационной работы могут проходить совместно, под руководством двух преподавателей. По результатам освоения образовательной программы выдаются два одноуровневых диплома о высшем образовании по разным направлениям подготовки.

В данном сценарии необходимо определить, в каком объеме по каждому учебному плана распределяются обязанности между организациями и насколько увеличивается объем образовательной программы для каждого учащегося.

Увеличение объема осваиваемых кредитов для каждого учащегося не должно превышать 25% (за основу расчетов взяты нормы интенсификации освоения образовательных программ в рамках экстерната). Распределение объемов реализуемых кредитов в рамках каждой образовательной программы должно колебаться в пределах от 40% до 60% с учетом того, что научно-исследовательская работа студентов и подготовка выпускной квалификационной работы могут реализовывать совместно (табл.2).

Табл. 2. Совместная реализация видов учебной деятельности двумя вузами при симметричном взаимодействии по двум различным направлениям подготовки

ВУЗ №1

ВУЗ №2

Виды учебной деятельности

Документ, подтверждающий обучения

40% -минимум

60% - максимум

60% -максимум

40% - минимум

теоретическое обучение

Диплом

Вуза № 1

 

 

 

Диплом Вуза№ 2

совместно

совместно

научно-исследовательская работа

совместно

совместно

подготовка выпускной квалификационной работы

Сценарий № 3 (симметричное взаимодействие в рамках одного направления подготовки). Данный сценарий ориентирован на формирование уникальных компетенций в рамках одного направления подготовки. Рассматриваем двух партнеров: один – основной вуз, куда зачисляются студенты, второй вуз также зачисляет студентов на совместную образовательную программу по единому направлению подготовки. В данном сценарии составляется один, единый учебный план, аккредитованный и валидированный в обоих вузах. Распределение обязанностей между вузами производится на паритетной основе в соотношении пределов от 40% до 60%.

По результатам освоения образовательной программы выдаются два одноуровневых диплома о высшем образовании по одному направлению подготовки (табл. 3).

Табл. 3. Совместная реализация видов учебной деятельности двумя вузами при симметричном взаимодействии по одному направлению подготовки

ВУЗ №1

ВУЗ №2

Виды учебной деятельности

Документ, подтверждающий обучения

40% -минимум

 

 

 

60% - максимум

60% -максимум

 

 

 

40% - минимум

теоретическое обучение

научно-исследовательская работа

подготовка выпускной квалификационной работы

Диплом Вуза № 1

 

 

Диплом Вуза№ 2

Модель «образовательная организация – организация, осуществляющая обучение»

В этом случае партнерских договорных соглашений, одна организации имеет лицензии на реализацию как программ высшего образования, так и дополнительных профессиональных программ. Вторая организация имеет лицензию на реализацию только дополнительных профессиональных программ или это иностранная организация, осуществляющая образовательную деятельность и выдающая свои национальные документы. Виды учебной деятельности, по которым возможно сотрудничество между двумя вузами: теоретическое обучение; научно-исследовательская работа; обучение в виде стажировки; практика в виде стажировки; научно-исследовательская работа в виде стажировки.

Используя сценарный подход, определим минимальную длительность различных видов учебной деятельности.

Сценарий № 4 (антисимметричное взаимодействие между российскими организациями). Данный сценарий ориентирован на повышение мобильности учащихся. Рассматриваем двух партнеров: один – основной вуз, куда зачисляются студенты, вторая организация предоставляет свою ресурсную базу для краткосрочного обучения (табл. 4).

Табл. 4. Совместная реализация видов учебной деятельности вузом и ресурсной организацией

Виды учебной деятельности

Длительность (минимум)

Документ, подтверждающий обучения

теоретическое обучение

20 кредитов (триместр)

диплом о переподготовке удостоверение о повышении квалификации

научно-исследовательская работа

20 кредитов (триместр)

диплом о переподготовке удостоверение о повышении квалификации

обучение в виде стажировки

7 кредитов (4 недели и аттестация)

удостоверение о повышении квалификации в виде стажировки

практика в виде стажировки

15 кредитов (8 недель и аттестация)

удостоверение о повышении квалификации в виде стажировки

научно-исследовательская работа в виде стажировки

15 кредитов (8 недель и аттестация)

удостоверение о повышении квалификации в виде стажировки

Сценарий № 5 (антисимметричное взаимодействие с международной организацией). Данный сценарий ориентирован на повышение качества образовательных программ по приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития, в соответствии с международными стандартами. Рассматриваем двух партнеров. Один – основной вуз, куда зачисляются студенты. Вторая международная организация реализует совместную образовательную программу.

В настоящее время наиболее распространенными формами реализации совместных образовательных программ являются:

  • аккредитованные и валидированные программы, когда один вуз признает эквивалентность программы другого вуза собственной образовательной программе с возможной выдачей собственного диплома выпускникам университета-партнера;
  • франчайзинговые» программы, когда один университет передает другому права реализации своей образовательной программы при сохранении за собой права контроля качества подготовки;
  • программы двойных и совместных дипломов, когда имеет место согласование учебных планов и программ, методов обучения и оценки знаний студентов, взаимное признание результатов обучения в вузах-партнерах, наличие общих структур управления программой, выдача совместного диплома.

В данном случае для сетевой формы реализации образовательных программ наиболее приемлемым является третий вид взаимодействия с международной организацией (табл. 5).

Табл. 5. Совместная реализация видов учебной деятельности вузом и международной организацией

Виды учебной деятельности

Длительность (минимум) в международной организации

Документ, подтверждающий обучения

Любой вид образовательной деятельности

20 кредитов (триместр)

1. Два национальных диплома

2. Российский диплом + дополнительный документ об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации

Модель «образовательная организация – ресурсная организация»

В этом случае только одна организации имеет лицензии на реализацию как программ высшего образования, так и дополнительных профессиональных программ. Вторая организация предоставляет свою ресурсную базу для обучения. В качестве ресурсных организаций могут выступать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и т.д. Эта модель предназначена для подготовки квалифицированных кадров для приоритетных секторов отраслевой и региональной экономики и рынка труда.

Виды учебной деятельности, по которым возможно сотрудничество между двумя вузами: теоретическое обучение; научно-исследовательская работа; практика, выполнение выпускной квалификационной работы. Ресурсная организация в данном случае не имеет лицензий на образовательную деятельность. Поэтому в результате обучения студент получает один диплом о высшем образовании, в котором указано, какие дисциплины им были изучены на базе организации-партнера (табл. 6).

Табл. 6. Совместная реализация видов учебной деятельности вузом и ресурсной организацией

Виды учебной деятельность

Длительность (минимум)

Длительность вида учебной деятельности (максимум)

Документ о подтверждении обучения

теоретическое обучение

3 кредита

20%

Документ произвольной формы, подтверждающий обучение

научно-исследовательская работа

3 кредита

80%

практика

7 кредитов (4 недели и аттестация)

100%

Выпускная квалификационная работа

8 кредитов

без итоговой государственной аттестации

Заключение

Таким образом, суммируя вышесказанное, по результатам обучения в рамках предложенных моделей взаимодействия организаций для реализации сетевых образовательных программ в качестве выдаваемых документов об образовании и (или) о квалификации могут быть выданы либо два диплома о высшем образовании разных вузов по двум или одному направлениям подготовки, либо диплом о высшем образовании одного вуза и диплом о переподготовке другого вуза по двум различным направлениям подготовки, либо диплом о высшем образовании и удостоверение о повышении квалификации; либо национальный (российский) диплом о высшем образовании и документы об иностранном образовании или иностранной квалификации в виде национального иностранного отдельного документа в дополнение к национальному диплому.

Для модели «образовательная организация – ресурсная организация» по результатам обучения учащемуся могут быть выданы диплом о высшем образовании с указанием, какие дисциплины были изучены на базе каких ресурсных организаций.

Все рассмотренные виды взаимодействия организаций направлены на повышение качества образования, конкурентоспособности отечественных университетов, мобильности учащихся. Сетевая форма реализации образовательных программ является общепринятой мировой практикой обучения и имеет широкие перспективы в системе отечественного высшего образования.

Работа выполнена при поддержке Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015годы

Рецензенты:

Духанина Л.Н., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики и методики естественнонаучного образования, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва.

Путилов А.В., д.т.н., профессор, декан факультета управления и экономики высоких технологий, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва.


Библиографическая ссылка

Весна Е.Б., Гусева А.И. МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ СЕТЕВОЙ ФОРМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10934 (дата обращения: 25.07.2017).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.094