Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,682

ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ – ГАЙДАР БАММАТ

Муслимова А.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»
В данной статье рассказывается о жизни и деятельности видного политического и общественного деятеля Дагестана и Северного Кавказа – Гайдара Баммата. Он был известен не только как видный политический деятель, но и как первоклассный юрист, талантливый писатель и публицист. Однако, несмотря на все его выдающиеся заслуги, долгие годы о его жизни и практической деятельности, о его литературных трудах, было ничего не известно на Родине, в России. Автор отмечает, что данная тема и сегодня слабо изучена историками и требует дальнейших исследований. Автором предпринята попытка объективно изучить его жизнь и многогранную деятельность, открыть в них новые стороны, очистить его образ от одностороннего подхода, который был свойственен прошедшей эпохе, и выявить истинное место, которое он, как выдающаяся, яркая личность, занимает в истории. В статье автор определяет и показывает условия формирования и становления его мировоззрения. Значительное внимание в статье уделено деятельности Гайдара Баммата в Горском правительстве на посту Министра иностранных дел Горской Республики. Излагаются основные цели Горского правительства. В статье рассматриваются и анализируются основные литературные труды Гайдара Баммата, долгие годы остававшиеся недоступными для читателей в России. В заключение говорится о его плодотворной деятельности в эмиграции. Автор приходит к выводу, что в литературном творчестве и практической деятельности Г. Баммата как общественного и политического деятеля, как в зеркале, отражаются противоречия чрезвычайно сложной, насыщенной глобальными событиями и великими потрясениями эпохи – эпохи падений и взлетов, бескомпромиссной классовой и идеологической борьбы.
«Лики Ислама».
Париж
Темир-Хан-Шура
Горская Респубдика
Горское правительство
Союз горцев Северного Кавказа и Дагестана
Гайдар Баммат
Дагестан
1. Акбиев С.Х. Подвижники духа. – Махачкала, 2000. – С. 163.
2. Акбиев С.Х. Сердце – родному краю // Дагестанская правда. – 1994. - № 4. – С. 3.
3. Акбиев С.Х. Гайдар Баммат об исламе // Дагестанская правда. – 1994. – С.3.
4. Алиев. К. М. Гайдар Баммат: знаковая фигура XX века // КНКО. – 2000. - № 2-3. – С. 4.
5. Атабаев М., Тазаева П. Чаша терпения. – Махачкала, 2005. – С. 151.
6. Баммат Г.Н. Кавказ и русская революция. – Махачкала, 2000. – С. 5-6.
7. Баммат Г.Н. Лики Ислама // Наш Дагестан. – 1995. - №№176-177. – С. 62. Перевод с французского языка А.Казаковой.
8. Рукописный Фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.2, Оп.1, Д.60, Л.1-7.
9. Эльдарушев А. Гайдар Баммат и его семья // Дагестан. – 2003. - №6. – С. 3.

Введение

В истории Дагестана множество замечательных людей. Их имена во все времена прославляли Дагестан в России и за её пределами. Это ученые, политики, поэты, общественные деятели. Потомки всегда с чувством глубокого уважения и гордости вспоминают о них. Но есть и такие прославленные дагестанцы, о которых, на мой взгляд, несправедливо забыли на Родине. Многие из них широко известны на Западе, но земляки о них почти ничего не знают.

Один из них - Гайдар Нажмутдинович Бамматов (Баммат), видный политический и общественный деятель Северного Кавказа, известный юрист, талантливый писатель и публицист. Долгое время имя Гайдара Баммата, одного из образованнейших людей своего времени, в нашей стране сопровождали нелестные высказывания. Его жизнь, деятельность, общественно-политические взгляды освещались крайне редко и негативно, а его книги и другие литературные труды были недоступны для читателей.

«Гайдар Баммат...Имя его вошло в историю и самосознание эпохи, - пишет ученый К. Алиев. - Его имя вошло в энциклопедии и в многочисленные научные труды во всем мире. О нем на Западе написано больше, чем о ком-либо другом из Дагестана. Он был гоним на Родине, на Западе любим. Его ругали советские историки, почитали и цитировали зарубежные советологи»[4].

Данная работа посвящена исследованию жизни, общественной и политической деятельности Гайдара Баммата. Целью данной статьи является, прежде всего, рассказать читателям малоизвестные факты из жизни Гайдара Баммата в России и за границей, определить условия формирования его мировоззрения, показать его политическую деятельность, рассмотреть и проанализировать основные литературные труды Гайдара Баммата. Использовались такие методы, как историко-биографический, ретроспективный, идеографический. Материалом исследования послужили архивные данные, работы самого Гайдара Баммата, а также труды историков и публицистов, затрагивавших данную тему.

Гайдар Баммат родился 3 ноября 1890 г. в г. Темир-Хан-Шуре Дагестанской области. Родом он из старинного рода Алпулан-Эльдаруш. Основателями рода были Алпулан-Отважный и Эльдаруш-Благородный. Они и их потомки принимали активное участие почти во всех исторических событиях на протяжении 19-20 вв. не только в Дагестане, но и в России.

Отец Гайдара Баммата - Нажмутдин, окончив Ставропольскую гимназию, впоследствии в чине поручика служил в царской армии, был начальником одного из аварских округов Дагестана. Будучи образованным и интеллектуально развитым человеком он уделял большое внимание образованию и развитию своих сыновей. Старший сын Темир-Болат Бамматов, окончив в 1912 году Петербургскую медицинскую академию, работал врачом в Теми-Хан-Шуре.

Сам Гайдар Баммат после окончания Темир-Хан-Шуринского реального училища и Ставропольской мужской гимназии, проявляя с юношеских лет интерес к юриспруденции, в 1906 г. поступил в Петербургский университет на юридический факультет [1]. В Ставропольской гимназии в разные времена учились такие видные дагестанские деятели, как Уллубий Буйнакский, Махач Дахадаев, Джелал-Эд-Дин Коркмасов, Саид Габиев, Солтан-Саид Казбеков, Магомед-Мирза Хизроев. Впоследствии Гайдар Бамматов поддерживал с некоторыми из них приятельские отношения. Учёба Гайдара Баммата в Ставропольской гимназии, а затем и в Санкт-Петербургском университете оказала большое влияние на становление и развитие его общественно-политических взглядов и мировоззрения в целом [2].

После завершения учёбы Гайдар Баммат, прекрасно образованный, владеющий в совершенстве несколькими иностранными языками, был направлен в Тифлис чиновником по особым поручениям при наместнике на Кавказе. Во время работы в Тифлисе Гайдар Баммат не терял связи с родными и близкими, был в курсе последних событий в Дагестане.

28 февраля 1917 г. канцелярия генерал-губернатора Дагестанской области получила телеграмму из Тифлиса за подписью Гайдара Баммата о начавшейся революции в России.

После февральской революции 1917 г. Гайдар Баммат вернулся в Дагестан и занялся активной политической деятельностью. 1 мая 1917 г. во Владикавказе состоялся 1-й съезд горских народов, где был сформирован Союз горцев Северного Кавказа. Гайдар Баммат был избран одним из руководителей этого Союза и отправился в Москву на Всероссийский съезд мусульманских народов. На съезде развернулась острая дискуссия по национальному вопросу. Выступая с трибуны съезда, Г. Баммат сказал: «В ряду различных попыток разрешения национальных проблем мне представляется наиболее блестящей выдвинутая австрийской социал-демократией теория национально-культурной автономии». Гайдар Баммат считал, что национальный вопрос мусульман России может быть разрешен только с учётом их исламской религиозной ориентации, на основе ислама. Эта же идея была поддержана и на съезде мусульман России, проходившем в Казани 6 июня 1917 г. [6].

Октябрьский переворот Гайдар Баммат не принял. Он резко критиковал политику различных партий, в том числе и большевиков, использующих в своем стремлении добиться победы любые методы, в том числе и насилие. Он был сторонником мирных методов - методов дипломатии и реформ. Именно поэтому и из-за ряда других причин в правительство Советов Гайдар Баммат не вошел.

11 мая 1918 г. в Батуми было сформировано правительство Союза горцев Северного Кавказа и Дагестана. Столицей Горской Республики стал город Темир-Хан-Шура (ныне Буйнакск). Состав Горского правительства был следующим: Абдул-Меджид (Тапа) Чермоев - премьер-министр, А. Даидбеков - министр путей сообщения, Н. Тарковский - военный министр, П. Коцев - министр внутренних дел, И. Гайдаров - министр почты и телеграфа, В. Джабагиев - министр финансов, Н. Шахсуваров - министр просвещения, Гайдар Баммат же занимал пост министра иностранных дел [9]. Главной целью Горского правительства являлось создание Северо-Кавказского государства.

Как полномочные представители нового государственного образования А. Чермоев и Г. Баммат были приглашены на Парижскую мирную конференцию, где выступили с заявлением о предоставлении независимости и создании самостоятельного государства Северо-Кавказских народов. За границей Гайдар Баммат развернул активную политическую деятельность, направленную на признание независимости Горской республики. Он много работал для установления дипломатических отношений с правительствами ведущих европейских стран. В Берне (Швейцария) Гайдар Баммат, например, выпустил карту Кавказской Конфедерации, опубликовал большую статью в «Политик-Интернационал», выпустил этнографическую карту всего Кавказа. Также он установил связь с европейской прессой, им были отправлены статьи и документы в берлинские газеты, установлены контакты с австрийскими и датскими журналистами, для публикации в мировой прессе был написан громадный меморандум с описанием исторической жизни от Адама до современности. Гайдар Баммат старался показать европейцам, что Кавказское правительство существует и действует. В этот период он проявил себя как талантливый дипломат, именно благодаря его незаурядным дипломатическим способностям Горское правительство нашло сторонников в борьбе за свою независимость.

11 мая 1919 года праздновалась годовщина Горской Республики. Торжественное заседание парламента Горской Республики проходило в г. Темир-Хан-Шуре. На заседании говорилось что «вопрос о самоопределении как идеал протекает все глубже и глубже в массы народа. Только в свободном Союзе свободных народов есть источник их счастья и благополучия» [6].

Однако ситуация в Дагестане в то время была крайне критической. Силы Горской Республики таяли и не могли противостоять частям Добровольческой армии, которые к маю 1919 года заняли Порт-Петровск и Дербент. Узнав, что Горское правительство разгромлено и Дагестан оккупирован войсками Деникина, Гайдар Баммат прибыл из Парижа в Тифлис. Отсюда он вместе с Председателем Горского Меджлиса Ахмедом Цаликовым выступил с обращением к международной общественности и западноевропейскому пролетариату. В обращении, в частности, говорилось следующее: «Общность исторических воспоминаний, одинаковый бытовой уклад, одни и те же экономические и общественные навыки, общность религии привели к тому, что горцы при всем своем этнографическом разнообразии стихийно объединились и образовали Союз горских народов...Осуществляя незыблемые законные права народов на самоопределение и руководствуясь естественным чувством физического самосохранения, горцы 11 мая 1918 года провозгласили, как и другие народы Кавказа (Грузия, Армения, Азербайджан), свою государственную независимость, образовав независимую Демократическую республику горцев Северного Кавказа. Первейшими своими задачами Демократическая республика Союза горцев Северного Кавказа поставила изоляцию горских народов от страшной гражданской войны и устройство мирной государственной жизни населения на демократических началах.

Осуществиться этим справедливым чаяниям горцев суждено не было. Горская Республика оказалась между двух огней. И анархо-большевики и реакционные генералы одинаково старались взорвать Горскую Республику. Когда в 1919 году большевики принуждены были покинуть Северный Кавказ, и по стопам отступающих большевиков на территорию горцев надвинулись добровольцы...В результате Добровольческая Армия прошла по территории Горской Республики, оставляя после себя пепел аулов, убийства, грабежи, виселицы...И вновь власть захватывают большевики...На территории горских народов воцаряется так называемая рабоче-крестьянская власть.

Те самые большевики, которые устами наркоминдела Чичерина и других представителей Советской власти в момент борьбы горских повстанцев обещали горским народам предоставить право полного национального самоопределения, вплоть до независимости и отделения от России, как только выяснилась их победа над Деникиным, с цинизмом, которому мало примеров попрали свои торжественные обещания... Самоутверждение трудовых масс каждого народа, их государственной суверенности мы считаем высшим проявлением демократизма. Свободный Союз народов, больших и малых, считаем светлой будущностью человечества. Творцом этой будущности является мировой пролетариат. Борьбу за независимую республику Союза Горцев мы считаем неизбежным этапом на пути этих народов к светлым идеалам человечества [8].

Горское правительство просуществовало недолго: с мая 1918 по май 1919 года. Образование Союза объединенных горцев Кавказа и в последующем Горской Республики можно рассматривать как первую после имамата Шамиля попытку создания на Северном Кавказе объединенной государственности горских народов Кавказа.

После крушения Горской Республики Гайдар Баммат вместе с матерью переехал в Париж. С этого времени, с 1921 года, начинается новый этап в жизни Гайдара Баммата - жизнь эмигранта.

В годы эмиграции Гайдар Баммат жил в Стамбуле, Лозанне, Париже, Берлине, Кабуле и других городах Европы и Азии, занимался дипломатической и преподавательской деятельностью. В учебных заведениях Западной Европы он читал лекции по истории и теории юриспруденции, занимался публицистикой, издавал журнал «Кавказ», который являлся органом независимой демократической мысли. Журнал Гайдара Баммата издавался на семи языках и расходился огромными тиражами. Гайдар Баммат также возглавлял Парижский центр Кавказской политической эмиграции.

В 1919 году в Швейцарском городе Лозанне Гайдар Баммат издает книгу «Проблемы Кавказа». В 1929 году уже в Париже вышла в свет его книга «Кавказ и русская революция», и далее в 1946 г. опять же в Лозанне он написал и издал книгу «Лики Ислама». Книга «Лики Ислама» - это многолетний труд Гайдара Баммата, который представляет собой всестороннее исследование истории Ислама и арабо-мусульманской культуры со времени их возникновения в начале VII в. вплоть до одного из важных рубежей в их существовании - захвата Багдада монголами и разрушительных воин крестоносцев, после чего единая и мощная когда-то арабо-мусульманская империя перестала существовать. Книга содержит в себе очень ценный материал по истории мусульманской цивилизации [3]. Концептуальные вопросы ислама в полной и ясной форме представлены в труде Г. Баммата.

«Лики Ислама» Гайдара Баммата ясностью изложения и чистотой языка заслуживает всех наших похвал. Все аспекты ислама: учение, распространение, культура, наука, литература, искусство, влияние Востока и Запада, причина упадка и пробуждение мусульманских народов - обсуждаются здесь мастерски и с совершенным знанием вопроса». М. Иззедин. «Ас-Салам», Алжир, 1947 г. «Влияние мусульманской цивилизации огромно, кто этого не знает? Но вот определенная книга и ясные сведения: необычайное богатство и пестрота». «Форм-э-Кулёр», Лозанна, 1946 г. [7]. Так отзываются о книге «Лики Ислама» видные деятели стран Западной Европы и Ближнего Востока.

Анализ содержания книги «Лики Ислама» показывает, что в лице автора этого уникального историко-философского труда мировая культура имела выдающегося ученого и публициста.

Живя в Париже в 1921 г. Гайдар Баммат женился на племяннице Абдул-Меджида Чермоева - Зайнаб. В 1922 г. у них родился сын Нажмутдин, а через три года сын Темир-Булат. В 1939 г. Гайдар Баммат с семьей переехал в Швейцарию. Судя по всему, он предвидел нашествие Гитлера на Францию. В Швейцарии Гайдар Баммат работал в афганском посольстве в Лозанне. Сыновья его в Швейцарии окончили гимназии, в дальнейшем Нажмутдин закончил юридический факультет Сорбонского университета в Париже, а Темир-Булат окончил в Цюрихе политехнический институт и, получив специальность инженера авиации, тоже вернулся в Париж в 1954 г.

Из Швейцарии в Париж Гайдар Баммат с семьей вернулся в 1948 г. Живя за границей Гайдар Баммат, как и многие другие эмигранты с Кавказа, тяжело переживал за Родину во время фашистского нашествия. Гайдар Баммат оказывал всевозможную помощь советским военнопленным кавказцам, попавшим в концентрационные лагеря Германии, использовал свои дипломатические связи для помощи людям, попавшим в трагическую ситуацию, он принимал активное участие в благотворительном обществе «Спасение». С его помощью от голодной смерти и физического уничтожения были спасены многие наши соотечественники.

В 1962 г. по настоянию сыновей Гайдар Баммат начал писать свои воспоминания. Однако из-за болезни он не сумел довести свои мемуары до конца. Гайдар Баммат умер 31 марта 1965 г., и был похоронен на мусульманском кладбище в Париже. Биограф и друг Гайдара Баммата швейцарский ученый Зеки Али написал такие проникновенные слова о нем: «Это был человек с глубоким религиозным чувством, глубоким всеохватным умом, научной эрудицией и отзывчивой душой, истинным мусульманином. Я восхищался им. Его сердце билось любовью к мусульманам. С его смертью мусульманский мир потерял одного из своих выдающихся мыслителей и знаковую личность». [5]

Гайдар Баммат - министр иностранных дел Горской республики, был одним из известных политических лидеров своего времени, высокообразованным интеллигентом и до последних дней своей жизни он боролся за свободу людей.

За долгие годы пребывания Гайдара Баммата за границей в нашей стране произошли различные события и потрясения: кровопролитные гражданская и вторая мировая войны, страшные репрессии, унесшие жизни и покалечившие судьбы десятков миллионов безвинных людей, были годы «оттепели» и «застоя», но приехать ему на Родину так и не удалось, потому что он, как и тысячи других вынужденных покинуть Родину, был объявлен «невозвращенцем». Но, где бы он ни жил и чем бы ни занимался, его сердце было отдано Дагестану до последних дней его жизни. Как свидетельствуют его родственники, Гайдар Баммат бережно хранил древние традиции своих предков - традиции гостеприимства, почитание старших, любовь к родной земле, народной мудрости.

Гайдар Баммат ненавидел тиранию в любых ее проявлениях и всячески боролся с ней, и эта черта его характера наиболее ярко проявилась в годы Великой Отечественной войны. В своих письмах на имя одного из выдающихся художников XX столетия Халилбега Мусаясул он обличал фашизм и всемерно препятствовал его распространению. Живя вдали от Родины, он не переставал верить в торжество справедливости и правды, победу гуманизма над ложью и предательством. Гайдар Баммат оставил неизгладимый след в истории Дагестана и Кавказа XX века.

Рецензенты:

Магомедов М.А., д.и.н, профессор кафедры Отечественной истории Дагестанского Государственного Педагогического Университета, г.Махачкала.

Доного Х.М.М., д.и.н., профессор кафедры истории Дагестана Дагестанского Государственного Университета, г. Махачкала.


Библиографическая ссылка

Муслимова А.А. ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ – ГАЙДАР БАММАТ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10935 (дата обращения: 13.12.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252