Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДИКА ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА

Хаймович И.Н. 1
1 НОУ ВПО "международный институт рынка"
В статье описываются концепция, методы и модели оценки квалификации специалиста в компетентностном формате с учетом требований работодателей. Методика оценки квалификации специалиста основана на профиле компетенций выпускника вуза, указанном в стандарте, определении их значимости в практической деятельности специалиста и нахождении математической зависимости, отражающей эту связь. Методика реализована в виде модели интегральной компетентностной оценки эффективности квалификации специалиста. Модель имеет вид регрессионной зависимости, выражающей уровень квалификации специалиста как сумму факторов, характеризующих значимость элементных компетенций в его практической деятельности. С использованием модели оценивается эффективность компетенций с учетом их значимости (веса) в общей структуре требований к результату обучения, и на этой основе появляется возможность составить образовательную программу, а также рационально распределить образовательные ресурсы.
экспертное исследование
факторы
регрессионная зависимость
методика и модельный аппарат
компетенция
оценка квалификации
интеграция бизнеса и вузов
1. Дровянников В.И. Мультиагентный подход к исследованию системы подготовки профессиональных кадров // Экономические науки. - 2010. - № 72. - С. 274-277.
2. Дровянников В.И. Разработка модели компетентностно-целевого управления образовательным процессом // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2008. - № 11. – С. 22-26.
3. Дровянников В.И. Оптимизация процесса управления формированием компетенций при обучении специалиста // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2009. - № 57. - С. 31-35.
4. Дровянников В.И. Поиск области компромисса при согласовании экономических интересов структур бизнеса и вуза // Экономические науки. – 2009. - № 8. - С. 312-315.
5. Дровянников В.И. Применение математического обучения в команде в организационно-экономическом управлении образовательным процессом компетентностной направленности // Экономические науки. – 2009. - № 58. - С. 321-325.
6. Дровянников В.И., Хаймович И.Н. Методика и инструментарий мониторинга требований рынка труда к квалификации специалиста в формате компетентностной модели // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2012. - № 91. - С. 38-41.
7. Дровянников В.И., Хаймович И.Н. Экономико-математический механизм организационного управления согласованным взаимодействием бизнеса и вуза при реализации компетентностного подхода к обучению кадров // Экономические науки. – 2009. - № 8. - С. 300-302.
8. Дровянников В.И., Хаймович И.Н., Чумак В.Г. Математический аппарат для выбора стратегии вуза в конкурентной среде // Научное обозрение. - 2012. - № 4. - С. 388-392.
9. Кузьмина Н.М. Проблемы оценки кадрового потенциала предприятий региона // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2007. - № 2. - С. 78-80.
10. Стуколова Л.З. Гуманистическая ориентация личностно-профессионального развития будущего менеджера в вузе // Гуманизация образования. – 2008. - № 1. – С. 110-111.

При переходе экономики страны на инновационный путь развития подготовка профессиональных кадров становится задачей не только высшей школы, но и структур бизнеса.

Инновационная экономика – это экономика компетенций, поэтому при обучении специалиста надо добиваться трансформации его образовательного уровня от набора знаний к степени компетенций. Эффективность бизнеса находится сегодня в прямой зависимости от эффективности компетенций специалиста. Неслучайно федеральные государственные образовательные стандарты определяют новые требования к организации учебного процесса, усиливая значение участия представителей бизнеса в его планировании и организации.

Интеграция бизнеса и высшего образования связана с переходом от традиционной реализации образовательных программ на качественно новый уровень системного управления формированием знаний, умений и компетенций. Сейчас формируется единое образовательное пространство, которое образуют вузы и бизнес-структуры.

Эффективность их взаимодействия напрямую зависит от умения определить требования к компетенциям студентов и слушателей. Только в этом случае можно говорить о реальном участии работодателей в формировании учебных планов направлений и рабочих программ дисциплин. Основная проблема заключается в оценке значимости компетенций в структуре и содержании практической деятельности специалиста, что позволяет сформировать образовательные программы с учетом запросов работодателя и рационально распределить образовательные ресурсы.

Определение требований к уровню квалификации выпускника вуза – непростая задача. По многим направлениям подготовки до сих пор отсутствуют квалификационные характеристики специалистов, а те, которые имеются, как правило, устарели. Поэтому на уровне вузовской составляющей стандарта работодатели должны постоянно участвовать в корректировке состава и содержания учебных планов и рабочих программ. Особенно это актуально для региональной образовательной системы. Развитие кадрового потенциала предприятий региона требует более тесного взаимодействия производственных и образовательных структур [9]. В то же время интеграция бизнес-сообщества в образовательную сферу не должна приводить к узконаправленному формированию профессиональных компетенций. Как справедливо отмечается в статье Л.З. Стуколовой [10], «компетентностный подход предполагает гуманистическую ориентацию личностно-профессионального развития будущих специалистов». Успехи профессиональной деятельности зависят как от уровня профессиональных знаний и компетенций, так и от общекультурного личностного потенциала специалиста. Поэтому при оценке факторов, влияющих на формирование квалификационного потенциала специалиста, необходимо ориентироваться не только на текущую конъюнктуру рынка труда, но и на освоение социокультурных ценностей.

Всё это определяет важность взвешенного научного подхода как к оцениванию результатов обучения, так и к формированию предпочтений и требований всех субъектов образовательного пространства, включая работодателей, к составу и содержанию образовательных программ.

Такой подход явился основой при разработке методики и модельного аппарата интегральной компетентностной оценки эффективности квалификации специалиста.

Этот инструментарий был эффективно использован при мониторинге требований участников рынка труда к квалификации специалиста в формате компетентностной модели [1-3]. Важность этого мониторинга определяется тем, что он обеспечивает накопление необходимой информации для последующего анализа. Результаты анализа могут быть использованы при составлении рабочих программ как отдельных дисциплин, так и модулей формирования профиля профессиональной деятельности специалиста в рамках отдельного направления.

Учет запросов работодателей и других участников образовательного процесса позволяет правильно выбрать стратегию вуза в конкурентной среде с учетом повышения качества образовательного процесса и конкурентоспособности вуза [6-8].

Исследования в области методологии организационно-экономического управления в системе подготовки профессиональных кадров [4; 5] позволили определить концепцию и создать методику интегральной оценки квалификации специалиста в компетентностном формате. Приведем её основные положения.

Методика основана на профиле компетенций выпускника вуза, указанном в стандарте, определении их значимости в практической деятельности специалиста и нахождении математической зависимости, отражающей эту связь. Методика реализована в виде модели интегральной компетентностной оценки эффективности квалификации специалиста.

Модель имеет вид регрессионной зависимости, выражающей уровень квалификации специалиста как сумму факторов, характеризующих значимость элементных компетенций в его практической деятельности. С использованием модели можно оценить эффективность компетенций, учитывая их значимость (вес) в общей структуре требований к результату обучения, и на этой основе составить образовательную программу, а также рационально распределить образовательные ресурсы. При декомпозиции модели и формировании подмоделей по каждому фактору в их структуру могут включаться другие оценочные критерии. Значимость компетенции определяется на основе статистической обработки данных экспертного исследования.

Общая структура модели следующая:

К0 = σ1ОК + σ2ПК, где

К0 – показатель, оценивающий квалификацию специалиста как эффективность достигнутого уровня компетентности в профессиональной деятельности;

ОК и ПК – значения факторов, определяющих интегральный уровень общекультурных и профессиональных компетенций;

σ1 и σ2 – коэффициенты, характеризующие значимость соответствующего набора компетенций.

В свою очередь, факторы представляют собой совокупность критериев, определяющих по каждой компетенции согласованные требования стандарта и работодателей. Критерии связаны с составом и содержанием образовательной программы, обеспечивающей формирование соответствующей компетенции.

Значения фактора ПК определяет зависимость:

ПК = , где

p – количество профессиональных компетенций, заложенных в образовательный стандарт или норматив;

Pi – критерий значимости компетенции в интегральном уровне ПК;

λi – коэффициент, характеризующий степень влияния соответствующего критерия на итоговый фактор.

Значение фактора ОК определяется зависимостью:

ОК = , где

u – количество общекультурных компетенций, заложенных в образовательный стандарт или норматив;

Ui – критерий значимости компетенции в интегральном уровне ОК;

wi – коэффициент, характеризующий степень влияния соответствующего критерия на итоговый фактор.

Каждая компетенция из приведенного набора формируется в ходе обучения по образовательной программе, состоящей из учебных модулей. Модуль – это дисциплина, её часть или набор дисциплин. Модуль формирует образовательную траекторию подготовки специалиста. В состав модуля входят учебные единицы: лекционные курсы, практические задания, семинары, практики, деловые игры, в том числе с использованием активных и интерактивных форм обучения. Часть модуля, обеспечивающую получение законченного промежуточного результата по формированию компетенции, обозначим как базовый образовательный элемент (БОЭ). Его учебное и ресурсное содержание определяют учебно-методические и организационно-распорядительные документы. Набор БОЭ меняется в зависимости от содержания той или иной компетенции. Каждый БОЭ имеет свой весовой коэффициент, характеризующий степень влияния БОЭ на уровень формирования компетенции.

С БОЭ рассматриваемой математической модели связан третий уровень её декомпозиции, характеризующий ресурсное обеспечение.

Интегральный показатель ресурсов, привлеченных для формирования компетенции, обозначим символом R. Его значение определяется по следующей формуле:

R = βi Ri, где

m – количество дисциплин или их разделов, используемых в учебном модуле;

Ri – показатель ресурса i-й дисциплины (её раздела), привлеченного для выработки данной компетенции;

βi – весовой коэффициент значимости дисциплины или её раздела (например, по шкале от 0 до 5) для формирования компетенции.

Количество привлеченного ресурса i-й дисциплины определяется зависимостью

Ri = αji Rji, где

к – количество привлеченных БОЭ из состава учебного курса дисциплины;

Rji – оценка привлекаемого ресурса БОЭ j для выполнения требований к освоению дисциплины i;

αji - весовой коэффициент значимости данного БОЭ для формирования компетенции.

Критерием оптимального управления является обеспечение следующих равенств по каждому из факторов ПК и ОК:

λi = βi или wi = βi.

Оценка коэффициентов модели, определяющих степень значимости соответствующего критерия, производится на основании статистического анализа результатов экспертного исследования. Содержание профессиональной деятельности определяется через систему разработанных тестов, уровень компетенций – через статистическую обработку анкетных данных экспертов.

Предлагается следующая методика проведения исследований.

1. Первоначальную экспертизу проводят выпускники вуза, получившие образование по оцениваемому направлению или специальности и работающие в соответствии с полученной квалификацией. При этом выбирается однотипный вид бизнеса.

Критерий каждой компетенции оценивается по шкале от 1 до 10 в зависимости от её значимости для выполнения должностных обязанностей. Также оценивается уровень компетенции, полученный за время учебы по образовательной программе. Анализ расхождения между этими двумя оценками дает возможность оценить пробелы в квалификации и определить требования по корректировке образовательных программ.

2. На следующем этапе проводятся аналогичные экспертные исследования с участием работодателей и преподавателей вузов.

3. Результаты исследования обрабатываются методами статистического анализа, например с использованием программного обеспечения пакета SPSS, что позволяет определить весовые коэффициенты факторов, критериев и параметров математической модели.

4. По результатам исследования формируются регрессионные модели оценки уровня компетенции профессиональных кадров для каждой категории экспертов.

5. С помощью моделей выполняются исследования образовательной системы, направленные на поиск оптимальных образовательных траекторий и повышение эффективности образовательного процесса.

Предложенная методика носит универсальный характер и позволяет оценить уровень квалификации профессиональных кадров с позиций компетентностно-ориентированного подхода и повышает эффективность взаимодействия вуза и структур бизнеса.

Следует отметить, что набор компетенций и их содержание, относящихся к конкретному направлению профессиональной деятельности, зависят от предпочтений участников образовательного цикла. К тому же среди групп экспертов эти предпочтения могут отличаться как по составу компетенций, так и по их содержанию.

В этой связи эффективность результатов обучения существенно зависит от того, для какой категории участников образовательной системы спроектирован образовательный процесс и для выполнения каких специфических видов профессиональной деятельности предназначена та или иная компетенция. Поэтому к вопросу учета запросов субъектов бизнеса при формировании образовательных программ необходимо подходить весьма взвешенно.

В оптимальных условиях целевой заказ на подготовку компетентного специалиста должен основываться на компетенциях, определяемых для каждой должности, исходя из ключевых бизнес-компетенций субъекта бизнеса, перечень и содержание которых, в свою очередь, определяются направлением деятельности и стратегией развития конкретного бизнеса. В этом случае на основе содержания бизнес-процессов, внутрифирменных требований, профессиональных стандартов и личностных особенностей обучаемого можно спроектировать образовательную траекторию по индивидуальной модели формирования профессиональных компетенций.

Детализация методики при расчете коэффициентов математической модели оценки компетенции специалиста включает в себя следующие этапы:

  • расчет репрезентативности выборки для экспертного исследования;
  • анализ результатов исследования по респондентам (детализация модели исследования);
  • сопоставление критериев анкеты с содержанием компетенций, заложенных в образовательную программу;
  • частотный анализ степени значимости вариантов ответов;
  • вероятностный анализ ответов респондентов для оценки значимости компетенций;
  • составление оценочных моделей для разных групп респондентов.

Предложенная методика может быть использована для мониторинга рынка труда и изучения запросов работодателя к составу и содержанию квалификации специалиста. Это позволяет повысить конкурентоспособность выпускников и оптимизировать использование образовательных ресурсов, что в свою очередь повышает эффективность работы как вуза, так и структур бизнеса.

Рецензенты:

Чумак В.Г., д.с.н., профессор, ректор НОУ ВПО «Международный институт рынка», г.Самара.

Дровянников В.И., д.э.н., профессор, проректор по учебной и воспитательной работе НОУ ВПО «Международный институт рынка», г. Самара.


Библиографическая ссылка

Хаймович И.Н. МЕТОДИКА ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11079 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674