Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К РАБОТЕ С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ

Гришкина Т.Е. 1 Юрьева Т.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Амурский государственный университет»
В статье приводятся основные этапы организации профессиональной подготовки кадров в области психолого-педагогического образования в России. Обозначена актуальность профессиональной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования к работе с девиантными подростками. Профессиональная подготовка определена как процесс обучения в системе учебных занятий с целью формирования готовности к выполнению профессиональной деятельности. Подготовка бакалавров психолого-педагогического образования к работе с девиантными подростками рассматривается с позиции аксиологического, гуманистического, акмеологического, личностностно-ориентированного, системного, интегративного, деятельностного, компетентностного подходов. Выделенные методологические подходы объединены с точки зрения возможности и рациональности их использования при изучении теоретического и практического аспектов подготовки бакалавров психолого-педагогического образования к работе с девиантными подростками.
методологические подходы
бакалавр психолого-педагогического образования
профессиональная подготовка
девиация
1. Аксёнов К. В. Понятие «военно-профессиональная подготовка», ее сущность и содержание // Ярославский педагогический вестник. – 2010. – № 4 – Т. II (Психолого-педагогические науки). – С. 169-174.
2. Анисимов О.С. Основы методологического мышления. – М.: Внешторгиздат, 1989. – 412 с.
3. Баркаева И.Л. Психолого-педагогические условия формирования готовности педагога-психолога к работе с девиантными подростками: Автореферат дисс. … канд. пед. наук. – Калининград: РГУ имени И. Канта, 2009. – 26 с.
4. Езикян В.И. Криминология. – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2011. – 159 с.
5. Лейфа А.В., Юрьева Т.А., Чалкина Н.А Педагогические условия формирования компетенции применения качественных и количественных методов исследования в процессе профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе // Вектор науки. Тольяттинский государственный университет. – 2013. – № 1.
6. Педагогика профессионального образования / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2007. – 368 с.

Девиантные проявления, выражающиеся «в несформированности эмоционально-волевой, познавательной сфер, позитивных социальных установок, трансформации мотивов и потребностей, ценностных ориентаций, отсутствии самоконтроля» [3, с. 8], не являются уникальными или новыми, однако их исследование остается актуальным и в настоящее время.

Наибольшие трудности в установлении социальных связей, в приспособлении к требованиям современной экономической, политической жизни испытывают подростки. Именно подростковый возраст выделяется многими исследователями (С. А. Беличевой, И.Б. Громовой, И.С. Кона, Ю.А. Клейберга, И.С. Полонского, И.Ю. Сундиева, Д.И. Фельдштейна и др.) как фактор риска для развития девиантного поведения.

Негативные формы девиаций: пьянство и алкоголизм, токсикомания и наркомания, проституция, суицид, правонарушения и преступность являются социальной патологией. Данные формы девиаций дисфункциональны, дезорганизуют подростка, наносят значительный ущерб его личности.

Наличие и широкая распространенность поведенческих девиаций детей и подростков является неоспоримым фактом в настоящее время. Несовершеннолетние совершают в среднем каждое пятое из всех зарегистрированных по линии уголовного розыска преступлений, при этом краж, грабежей, разбойных нападений - каждое третье.

Преступность несовершеннолетних в России в последнее деся­тилетие росла примерно в 6 раз быстрее, чем изменялось общее число этой возрастной группы [4, с. 94].

Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования социально-профилактической деятельности государства и общества. В частности, о необходимости подготовки социальных педагогов, психологов, готовых профессионально и квалифицированно помогать подросткам, проводить работу по диагностике, ранней профилактике и коррекции девиантного поведения.

Несмотря на глубокие традиции социально-педагогической деятельности c девиантными подростками в России, социальная педагогика как сфера профессиональной деятельности сформировалась лишь в конце 80-х - начале 90-х годов. В июле 1990 г. коллегия Госкомитета СССР по народному образованию приняла решение «О введении института социальных педагогов», а месяцем раньше (21.06.1990 г.) был издан приказ «Об открытии специальности «Социальная педагогика» для высших и средних специальных учебных заведений».

В апреле 1991 г. приказом Гособразования СССР была утверждена квалификационная характеристика «Социальный педагог». В 1995 г. был введен Государственный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Социальная педагогика». Второе поколение Госстандарта было введено в апреле 2000 г. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) третьего поколения специальности «031300 - Социальная педагогика» был принят в 2005 году.

В 2010 году в соответствии с европейской системой подготовки специалистов высшего профессионального образования, модернизацией российской системы образования был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «050400 - Психолого-педагогическое образование», квалификации бакалавр и магистр. В данный момент подготовка кадров к работе с девиантными подростками в вузе осуществляется по направлению психолого-педагогическое образование (профиль «Психология и социальная педагогика»).

Профессиональная подготовка бакалавров психолого-педагогического образования к работе с девиантными подростками представляет собой достаточно сложный процесс. Осмысление этого процесса необходимо осуществлять с разных позиций, которые позволяют определить совокупность научных подходов и выявить теоретико-методологические основы проводимого исследования.

В статье мы будем придерживаться трактовки понятия «профессиональная подготовка», данной К. В. Аксёновым: профессиональная подготовка представляет собой процесс обучения в системе учебных занятий с целью формирования готовности к выполнению профессиональной деятельности [1, c. 171].

В современной научной литературе, посвященной проблеме подготовки педагогов-психологов, много внимания уделяется путям перехода от традиционной к инновационной организации образовательного процесса в вузе на основе деятельностного, личностно-ориентированного, системного, компетентностного и других подходов.

Методы, формы, подходы, технологии формирования готовности к работе с девиантными подростками представлены в работах Р.У. Арифулиной, И.Л. Баркаевой, Е.Н. Быковой, Е.В. Зеркиной, Н.А. Зинчук, О.С. Тоистевой, В.А. Пятунина, Е.Н. Жуманкуловой, П.А. Шацкова и др.

Проделанный нами анализ существующих подходов в подготовке бакалавров психолого-педагогического образования позволяет прийти к выводу, что наиболее продуктивными из них для формирования готовности бакалавров психолого-педагогического образования к работе с девиантными подростками являются: аксиологический, гуманистический, акмеологический, личностно-ориентированный, системный, интегративный, деятельностный, компетентностный подходы.

Учитывая возможность и рациональность использования при изучении теоретического и практического аспектов подготовки бакалавров психолого-педагогического образования к работе с девиантными подростками, а также исследования Т.А. Вековцевой, Г. В. Никитиной, рассмотрим данные методологические подходы в содержательном и процессуальном аспектах.

Содержательный аспект методологии необходим для определения общего направления теоретического исследования профессиональной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования к работе с девиантными подростками. Данный аспект методологии фиксирует направленность на изучение существенных и отличительных признаков исследуемого процесса и представлен аксиологическим, гуманистическим и акмеологическим подходами. Указанные подходы в своей совокупности образуют теоретический фундамент изучаемого процесса и позволяют получить целостное представление о сущностной стороне исследования профессиональной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования к работе с девиантными подростками.

Аксиологический подход позволяет изучать педагогические явления с точки зрения общечеловеческих ценностей. В основе педагогической аксиологии лежат понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания, обучения и образования в целом. Понятие «ценность» в аспекте нашего исследования - это многофункциональная категория самосознания будущего бакалавра психолого-педагогического образования, непосредственно связанная с его профессиональной деятельностью и являющаяся системообразующим компонентом саморегуляции личности.

Применение аксиологического подхода позволяет выявить основополагающие ценностные ориентации в структуре подготовки бакалавров психолого-педагогического образования к работе с девиантными подростками, проанализировать перспективные пути их достижения в процессе будущей профессиональной деятельности, рассмотреть их с позиции значимости для профессиональной подготовки и саморазвития бакалавров психолого-педагогического образования.

Гуманистический подход исходит из представления о гуманистической природе сущности педагогической деятельности, разворачивающейся в системе «человек - человек» и предполагающей обращение к личности как интегрирующей социальные, природные и духовные процессы.

Гуманистический подход к подготовке бакалавров психолого-педагогического образования предполагает для студента возможности реализовать свои природные задатки, раскрыть свой природный потенциал и применить его в процессе будущей профессиональной деятельности, в рамках работы с девиантными подростками.

Акмеологический подход позволяет определить теоретическую стратегию подготовки бакалавров психолого-педагогического образования. Целью реализации акмеологического подхода в системе подготовки бакалавров к профессиональной деятельности является осуществление акмеолого-педагогических воздействий на студентов с тем, чтобы у них форми­ровались профессионально-ценностные ориентации, профессиональное целепо­лагание, профессиональная мотивация и стремление к профессиональному успе­ху, а также готовность к творческой профессиональной деятельности.

Акмеологический подход в подго­товке бакалавров психолого-педагогического образования к работе с девиантными подростками состоит в том, чтобы обеспечить усиление про­фессиональной мотивации, стимули­рование творческого потенциала, вы­явление и плодотворное использование личностных ресурсов для достижения успеха в профессиональной деятельности.

Процессуальный аспект методологии профессиональной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования раскрывает особенности осуществления исследуемого процесса в практике высшей школы. Кроме того, данный аспект направлен на выявление психолого-педагогического механизма реализации подготовки к работе с девиантными подростками. Данный аспект методологии представлен: личностно-ориентированным, системным, интегративным, деятельностным и компетентностным подходами, которые в своей совокупности образуют практико-ориентированную основу изучаемого процесса.

Личностно-ориентированный подход опирается на то, что личность - это единство психических свойств, составляющих ее индивидуальность.

В профессиональной подготовке бакалавров психолого-педагогического образования специфика применения личностно-ориентированного подхода заключается в ориентировке студентов на самостоятельную работу, стимулировании активности каждого студента с учётом его возможностей и индивидуальных склонностей; предоставлении выбора групповой или только собственной работы; оценку ответа самим учащимся, а потом преподавателем; в использовании индивидуальных заданий.

Под системным подходом понимается такая организация профессиональной подготовки, при которой все ее компоненты находятся во взаимообусловленности, постоянной рефлексии и коррекции результатов, создании условий, обеспечивающих достижение ее результативности [6].

Системный подход предусматривает определение целей и задач профессиональной подготовки, создание концепции (основных направлений, стратегии их реализации, программы и методики) подготовки бакалавров психолого-педагогического образования к работе с девиантными подростками; определение структурных компонентов этой системы; установление характера взаимосвязи между ними; выявление уровней и критериев оценки результативности профессиональной подготовки.

Интегративный подход предполагает, с одной стороны, интеграцию по содержанию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область, и, с другой стороны, интеграцию как методику обучения. Интегрирование в процессе обучения - взаимопереплетение, согласованность образовательных задач различных предметов, разнообразное расширение межпредметных связей, регулируемое углубление содержания отдельных курсов. Интеграционные процессы понимаются не как обобщение и суммирование, но как динамика, как направленность к целостности.

Подготовка бакалавров психолого-педагогического образования к работе с девиантными подростками на основе интегративного подхода ориентирована на качественные показатели, новые принципы и технологии обучения, сокращает разрыв между общекультурным и профессиональным компонентами в обучении. Это, в свою очередь, обеспечит готовность к будущей трудовой деятельности и, в частности, к работе с девиантными подростками.

Деятельностный подход представляет собой теорию, основным положением которой является положение о ведущей роли деятельности в процессе образования личности.

Анисимов О.С. отмечает, что «неполучение знаний и даже не владение знаниями становится ценностным ориентиром образования, а формирование способности к самоорганизации в учебной, профессиональной деятельности, в жизнедеятельности, способности к самоизменению и саморазвитию» [2, с.48].

Учебная деятельность бакалавров психолого-педагогического образования рассматривается при таком подходе в виде последовательного предъявления конкретных профессиональных ситуаций, максимально приближенных к реальным условиям, постановки на их основе задач и последующего их разрешения (анализ и решение данных ситуаций, групповые дискуссии, решение конструктивных задач, разработка проектов, деловой игры).

В связи с тем, что российская система педагогического образования в настоящее время находится на пути решения задач обеспечения нового качества подготовки будущих бакалавров психолого-педагогического образования, владеющих профессиональными компетенциями, более подробно остановимся на рассмотрении понятия «компетентностный подход» и методах его реализации.

Компетентностный подход в общепринятой интерпретации подразумевает интеграцию теоретической и практической подготовки в процессе образования, обеспечивающую адаптацию выпускника к рынку труда (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя). Основу компетентностного подхода составляют представления о компетенциях как результате обогащения личностного опыта, субъективной активности студента в познавательном поиске. Образовательные результаты и приоритеты в этом подходе смещаются от достижения определенного уровня знаний, умений и навыков к совокупности компетенций - способностей, позволяющих успешно адаптироваться в динамичном мире.

В основе компетентностного подхода лежит культура самоопределения (формирование способности и готовности самоопределяться, самореализовываться, саморазвиваться). Профессионально развиваясь, бакалавр психолого-педагогического образования имеет возможность создавать что-то новое (инновационное) в своей профессии. Например, новые методы, приемы диагностики и т. п. Он способен нести ответственность за принятое решение, определять цели, исходя из сложившихся у него ценностных оснований.

Компетентностный подход ориентирован на новое видение целей и оценку результатов подготовки бакалавров психолого-педагогического образования к работе с девиантными подростками, основная его цель при реализации подготовки - формирование компетентного бакалавра психолого-педагогического образования в области девиантологии.

Компетентностный подход в профессиональном обучении предполагает качественно иные, в отличие от традиционных, структуры взаимодействия преподавателей и студентов. Они складываются на основе самостоятельности и добровольного признания студентами стимулирующей роли преподавателя. В этой связи необходим выбор адекватных методов обучения.

В этой связи целесообразными в процессе профессиональной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования к работе с девиантными подростками являются активные методы обучения, которые оптимизируют и интенсифицируют и моделируют будущую профессиональную деятельность студентов.

Активные методы обучения направлены, главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение студентами знаний в процессе активной познавательной деятельности. Именно в активной деятельности, направляемой преподавателем, студенты овладевают необходимыми компетенциями. В основе активных методов лежит диалогическое общение как между преподавателем и студентами, так и между самими студентами. В процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, развивается речь студентов. Активные методы обучения направлены на привлечение студентов к самостоятельной познавательной деятельности, вызвать личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения студентами полученных знаний [5].

Рассмотренные подходы были положены в основу разрабатываемой нами концепции под­готовки бакалавров психолого-педагогического образования к использованию качественных и количественных методов исследования в работе с девиантными подростками.

Рецензенты:

Лейфа А.В., д.п.н., профессор, проректор по науке ФГБОУ ВПО «Амурский государственный университет», г. Благовещенск.

Щепкина Н. К., д.п.н., профессор, декан факультета социальных наук ФГБОУ ВПО «Амурский государственный университет», г. Благовещенск.


Библиографическая ссылка

Гришкина Т.Е., Юрьева Т.А. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К РАБОТЕ С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11104 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674