Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Лабутина Н.О. 1
1 Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
В статье рассматриваются вопросы физического развития и физической подготовленности детей младшего школьного возраста 7–12 лет, обучающихся в классах, специализирующихся на обучении детей с нарушением зрения. Физическое развитие школьников изучали по антропометрическим показателям, физическую подготовленность оценивали по результатам контрольно-педагогических тестов. Обработка полученных данных проводилась методом математической статистики. Выявлено, что физическое развитие детей ниже среднего, дисгармоничное с дефицитом массы тела 1 степени, хотя весоростовой показатель соответствует нижней границе нормы. Силовые способности как мальчиков, так и девочек находятся на среднем уровне, скоростно-силовые способности и гибкость – на низком уровне, на высоком уровне находятся координационные способности при удержании равновесия. Как показала практика, школьники не могут добиться хороших результатов в беге, прыжках, метании не потому, что у них плохая техника движения, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств.
контрольно-педагогическое тестирование.
школьники младшего школьного возраста
нарушение зрения
физическая подготовленность
физическое развитие
1. Григорьева Л.П. Роль перцептивного обучения в преодолении последствий длительной депривации у детей с низким зрением / Л. П. Григорьева // Физиология человека. – 1996. – Т. 22. – № 5. – С. 85.
2. Лях В.И. Мой друг – физкультура: учеб. для учащихся 1–4 кл. нач. шк. / В. И. Лях. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 192 с. : ил.
3. Матвеев А.П. Методика физического воспитания в начальной школе / А. П. Матвеев. – ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – С. 248.
4. Пути реабилитации слепых школьников средствами физической культуры: учеб. пособие / под ред. И.И. Шмелькова. – М.: ВОС, 1981. – С. 64.
5. Сапов И.А. Неспецифические механизмы адаптации человека / И.А. Сапов, В.С. Новиков. – Л.: Наука, 1984. – С. 9-49.
6. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990.
7. Частные методики адаптивной физической культуры: учеб. пособие / под ред. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.: ил.

Введение

Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности. У младших школьников основным видом деятельности становится умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, удержания тела в длительном сидячем положении за столом, необходимых в связи с этим волевых усилий. Это требует достаточно высокого развития силы и выносливости соответствующих групп мышц [6].

Ограничение физической активности лиц, имеющих патологию зрения, как это рекомендовалось ещё недавно, в настоящее время признано неправильным. Физическая культура, подвижные игры на свежем воздухе, спорт должны занять важное место в комплексе мер по профилактике глазных болезней и их прогрессирования. При систематических занятиях циклическими физическими упражнениями (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности, в сочетании с гимнастикой для глаз, не только повышается общая выносливость, но и улучшается зрение [4].

Цель исследования: оценить физическое развитие и физическую подготовленность детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить физическое развитие детей младшего школьного возраста с нарушением зрения по антропометрическим показателям.
  2. Изучить физическую подготовленность детей младшего школьного возраста с нарушением зрения.

Предмет исследования: учащиеся младшего школьного возраста с нарушением зрения МОУ СОШ № 5 города Архангельска.

Объект исследования: физическое развитие и физическая подготовленность учащихся младших классов МОУ СОШ № 5, имеющих нарушение зрения.

Дети 7-12 лет относятся к группе младшего школьного возраста. Слабовидящий школьник, как и всякий ребенок, накапливает жизненный опыт в соответствии со своими возможностями, он приспосабливается к жизни, готовится к ней. От родителей и педагогов зависит, насколько он разовьет свои возможности и насколько активно и творчески он сможет участвовать в жизни общества. Часто у детей с патологией органов зрения наблюдается немного замедленное развитие, что вызвано меньшим и несколько бедным запасом представлений, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью в овладении пространством, а самое главное - меньшей активностью при познании окружающего мира [4].

Из-за недостатка зрения нарушено непроизвольное внимание (узкий запас знаний и представлений). Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы и ведет к расторможенности - низкому объему внимания, хаотичности, т. е. не целенаправленности, переходу от одного вида деятельности к другому, или, наоборот, к заторможенности детей: инертности, низкому уровню переключаемости внимания. Внимание часто переключается на второстепенные объекты [7].

Следует отметить, что поздно ослепшие дети имеют в арсенале своей памяти успевшие сформироваться двигательные умения и навыки. Благодаря им, они быстрее и адекватнее воспринимают учебный материал. Их движения выглядят более уверенными, точными, но если навыки были слабо закреплены, дети их теряют. Большинство детей со слабо, средне и сильно выраженными нарушениями зрения, которые корригируются оптическими средствами, обучаются в массовых школах. В связи с этим возникает необходимость в овладении учителями физической культуры технологией обучения таких детей, в зависимости от физических возможностей ребенка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением. Такие специалисты в данной области, как Л.И. Солнцева, А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева, В.В. Лебединский, И.И. Шмелькова, Л.В. Шапкова предлагают использовать следующие методы проведения занятий: практические упражнения, дистанционное управление, упражнения по применению знаний, наглядность, стимулирование двигательной активности [4, 6, 7].

При определении возможности допуска школьников с нарушением зрения к физкультурным занятиям, спортивным тренировкам в первую очередь необходимо учитывать их специфические особенности, психологический и офтальмологический статус. Основными факторами, определяющими возможность участия в физкультурной деятельности, являются: состояние здоровья, характер глазной патологии, общая физическая подготовленность и уровень психологической подготовленности [5].

С целью развития физических качеств применяются традиционные методы с индвидуальным дозированием нагрузки в соответствии с уровнем физической подготовленности, состоянием сохраненных функций, оперативным состоянием здоровья. Противопоказаны: силовые упражнения, характеризующиеся натуживанием (для слабовидящих); упражнения, связанные с сотрясением тела, - прыжки на скакалке, соскоки, кувырки, стойки на голове, прыжки в воду вниз головой, висы вниз головой.

Организация и методы исследования

В исследовании принимали участие дети младшего школьного возраста, второго и третьего класса МОУ СОШ № 5, специализирующейся на обучении детей с нарушением зрения в г. Архангельске. Контрольные упражнения проводились на уроках физической культуры в спортивном зале. Для оценки физического развития школьников применяли метод антропометрических показателей, которые были указаны в медицинских картах. Допуск к медицинским картам был разрешен директором школы и медицинским работником. Было получено согласие родителей детей на участие в исследовании. Анализ медицинских карт проводился в присутствии медицинского работника. Все антропометрические данные измерялись медицинской комиссией.

Методы исследования: измерение антропометрических показателей, оценка физической подготовленности с помощью контрольно-педагогических тестов, обработка полученных данных проводилась методом математической статистики.

Результаты исследования

Антропометрические показатели представлены в таблице 1, в начале исследования возраст у мальчиков 9,09 лет, что соответствует 3 классу начальной школы. Вес - 24,25 ±0,65 кг указывает на дефицит массы тела 1 степени, рост - 124,82 ± 0,92 см - ниже средней нормы, ЖЕЛ соответствует возрасту, экскурсия грудной клетки - 2,85 ± 0,22 см. Через полтора года наблюдения достоверно увеличились все показатели, кроме экскурсии грудной клетки. Вес увеличился на 3 кг, рост увеличился на 6 см, значительно увеличилось ЖЕЛ - почти на 300 мл.

Таблица 1

Физическое развитие мальчиков с нарушением зрения

Показатели

1-е измерение

измерение через год

измерение через 1,5 года

t 1-3

Возраст

9,09 ± 0,16

10,07 ± 0,16

10,50 ± 0,16

6,36***

Вес (кг)

25,24 ± 0,65

27,88 ± 0,55

28,95 ± 0,50

4,15***

Рост (см)

124,82 ± 0,92

129,32 ± 0,87

130,60 ± 0,81

4,71***

ЖЕЛ (мл)

1315,38± 24,93

1553,85 ± 31,25

1607,69± 23,92

8,46***

ЭГК

Вдох

59,77 ± 0,92

63 ± 0,63

63,38 ± 0,56

3,35**

Выдох

56,62 ± 0,89

59,08 ± 0,71

60 ± 0,60

3,15**

Пауза

57,85 ± 0,92

60,62 ± 0,75

61,54 ± 0,70

3,19**

Экскурсия грудной клетки

2,85 ± 0,22

3,92 ± 0,26

3,38 ± 0,29

1,46

Примечание: *- P<0,05; ** - P<0,01; *** - P<0,001;

В таблице 2 показано: в начале исследования возраст у девочек 8,69 лет, что соответствует 2 классу начальной школы. Вес 23,02 ± 0,43 кг указывает на дефицит массы тела 1 степени, рост 122,27 ± 0,74 см, что ниже средней нормы. ЖЕЛ соответствует возрасту, экскурсия грудной клетки 2,75 ± 0,22 см. Через полтора года достоверно увеличились все показатели, в том числе экскурсия грудной клетки. Вес увеличился почти на 4 кг, рост увеличился на 5 см, ЖЕЛ увеличилось почти на 300 мл.

Таблица 2

Физическое развитие девочек с нарушением зрения

Показатели

1-е измерение

2-е измерение через год

3-е измерение через 1,5 года

t 1-3

Возраст

8,69 ± 0,14

9,68 ± 0,14

10,11 ± 0,14

7,17***

Вес (кг)

23,02 ± 0,43

25,83 ± 0,40

26,76 ± 0,41

6,29***

Рост (см)

122,27 ± 0,74

126,37 ± 0,57

127,40 ± 0,60

5,38***

ЖЕЛ (мл)

1125 ± 27,87

1333,33 ± 25,62

1400 ± 21,32

7,83***

ЭГК

Вдох

57,17 ± 0,6

58,83 ± 0,34

59,50 ± 0,34

3,42**

Выдох

54,42 ± 0,53

56,75 ± 0,37

57,58 ± 0,31

5,15***

Пауза

55,5 ± 0,44

57,83 ± 0,34

58,58 ± 0,31

5,72***

Экскурсия грудной клетки

2,75 ± 0,22

2,08 ± 0,15

1,92 ± 0,08

3,54**

Примечание: *- P<0,05; ** - P<0,01; *** - P<0,001;

В таблице 3 показано, в начале исследования у мальчиков и девочек весоростовой индекс (Кетле) соответствует нижней границе нормы для данного возраста. Индекс Эрисмана указывает на узкую грудную клетку, что является анатомо-физиологической особенностью данного взраста. Индекс Пинье у мальчиков и девочек говорит нам о слабом физическом развитии. Через полтора года все результаты остались на низком уровне. Достоверно увеличился только весоростовой показатель. У других показателей наблюдается тенденция к улучшению.

Таблица 3

Показатели индексов физичекого развития детей с нарушением зрения

Исследуемые

Время исследования

Показатели

Индекс Кетле

Индекс Эрисмана

Индекс Пинье

Мальчики

1-е измерение

201,99 ± 4,27

- 4,57 ± 0,90

41,74 ± 0,67

2-е измерение через год

215,40 ± 3,25

- 4,05 ± 0,73

40,83 ± 0,56

3-е измерение через 1,5 года

221,58 ± 2,97

- 3,76 ± 0,68

40,10 ± 0,54

t 1-3

3,76***

0,71

1,9

Девочки

1-е измерение

188,17 ± 2,68

- 5,63 ± 0,59

43,75 ± 0,79

2-е измерение через год

204,28 ± 2,49

- 5,35 ± 0,49

42,70 ± 0,61

3-е измерение через 1,5 года

209,96 ± 2,52

- 5,11 ± 0,48

42,05 ± 0,59

t 1-3

5,92***

0,34

1,72

Примечание: *-P<0,05; ** - P<0,01; *** - P<0,001;

Уровень физической подготовленности определялся путем сравнения результатов контрольно-педагогического тестирования с таблицами, предложенными Л. Б. Кофман, В. И. Лях [2, 3]. В таблице 4 показано, в начале исследования у мальчиков в тесте 1 результат соответствует среднему уровню силовой подготовки, в тестах 2 и 3 результат соответствует низкому уровню физической подготовки. Результаты 4 теста говорят о высоком уровне координации работы мышц при удержании равновесия. Через год все результаты выросли, но остались на прежнем уровне физической подготовки. Достоверность различия наблюдается только в тесте 1. В остальных тестах наблюдается тенденция к улучшению.

Таблица 4

Физическая подготовленность мальчиков с нарушением зрения

Время исследования

1-е измерение

2-е измерение через год

3-е измерение через 1,5 года

t 1-3

Тест 1 (подъем и опускание туловища из положения лежа)

21,31 ± 0,64

23,15 ± 0,59

23,38 ± 0,67

2,34*

Тест 2 (прыжок в длину с места)

120,46± 2,92

127,15± 2,85

126,23± 2,84

1,41

Тест 3 (наклон вперед из положения сидя)

1,92 ± 0,38

2,31 ± 0,31

2,31 ± 0,31

0,79

Тест 4 (равновесие)

На правой ноге

41,54 ± 2,88

45,62 ± 2,74

42,23 ± 2,04

0,19

На левой ноге

42,54 ± 2,9

42,85 ± 2,18

41,92 ± 1,97

0,17

Примечание: * - P<0,05; **- P<0,01; ***- P<0,001;

В таблице 5 показано, в начале исследования у девочек результат в тесте 1 соответствует среднему уровню силовой подготовки. В тесте 2 результат соответствует низкому уровню развития скоростно-силовых качеств. В тесте 3 результат соответствует среднему уровню развития гибкости. Результат теста 4 говорит о высоком уровне координации работы мышц при удержании равновесия. Через год все результаты выросли, но остались в прежних значениях по уровню физической подготовки, кроме теста 3 - результат снизился до низкого уровня. Достоверность различия показателей не выявлена, но наблюдается тенденция к улучшению результата, кроме третьего теста.

Таблица 5

Физическая подготовленность девочек с нарушением зрения

Контрольные упражнения

1-е измерение

2-е измерение через год

3-е измерение через 1,5 года

t 1-3

Тест 1 (подъем и опускание туловища из положения лежа)

19,17 ± 0,87

20,92 ± 0,77

20,92 ± 0,77

1,51

Тест 2 (прыжок в длину с места)

109,92± 2,13

113,58± 1,96

114,33± 1,74

1,6

Тест 3 (наклон вперед из положения сидя)

5,17 ± 0,55

6,08 ± 0,43

6,08 ± 0,47

1,25

Тест 4 (равновесие)

На правой ноге

41,25 ± 3,89

44,42 ± 2,93

42,08 ± 2,42

0,18

На левой ноге

41,67 ± 4,25

44,83 ± 3,38

45 ± 2,87

0,65

Примечание: * - P<0,05; ** - P<0,01; *** - P<0,001;

Развитие двигательных способностей занимает важное место в физическом воспитании школьников. Практика показывает, что многие школьники не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках, метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости [1].

Выводы

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

1. На начало исследования у всех уровень физического развития был ниже среднего, дисгармоничный с дефицитом массы тела I стадии. При сравнении результатов начала и конца исследования мы выявили, что физическое развитие осталось на уровне ниже среднего - дисгармоничное, но полученные достоверные различия по критерию Стьюдента указывают на улучшение физического развития почти по всем антропометрическим показателям, в чем не малую роль сыграли занятия физической культурой.

2. По результатам выполненных контрольных упражнений (тест 1) силовые способности у мальчиков и девочек находятся на среднем уровне, выявили достоверные различия между результатами у мальчиков, у девочек наблюдается тенденция к улучшению результата. Скоростно-силовые способности (тест 2) у мальчиков и девочек в начале исследования соответствуют низкому уровню. В конце исследования скоростно-силовые способности у мальчиков и девочек остались на низком уровне, хотя есть тенденция к улучшению результата, без достоверности различия между средними арифметическими показателями. Также на низком уровне находится гибкость (тест 3) у мальчиков и девочек, наблюдается тенденция к улучшению результата без достоверности на протяжении всего исследования. Координация (тест 4) у младших школьников находится на высоком уровне, это говорит о координированной работе мышц при статической нагрузке.

Рецензенты:

Чернозёмов В.Г., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой Адаптивной физической культуры и физиологии спорта Института физической культуры, спорта и здоровья Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск.

Дуркин П.К., д.п.н., профессор кафедры физической культуры № 1 Института физической культуры, спорта и здоровья Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова, отличник народного просвещения, г. Архангельск.


Библиографическая ссылка

Лабутина Н.О. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11363 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674