Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К ДИАЛОГОВОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В СЕТЕВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВАХ

Полякова В.А.
В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по формированию у педагогов готовности к диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах. Работа содержит описание модели подготовки педагогов к профессиональному общению и совместной деятельности в сети Интернет в рамках региональной системы повышения квалификации работников образования и условия её функционирования.

Развитие телекоммуникационных технологий приводит к тому, что благодаря сетевым связям самопроизвольно формируются новые социальные объединения – сетевые сообщества. Е.Д. Патаракин определяет сетевое сообщество как группу людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств [6]. Активное использование информационных технологий для целей образования привело к появлению сетевых сообществ двух типов: профессиональных сообществ педагогов (для решения профессиональных затруднений и профессионально значимого общения) и сетевых педагогических сообществ.

В отличие от сетевых сообществ, возникающих стихийно и самопроизвольно, создание сетевых педагогических сообществ, как правило, инициируется методическими службами в рамках системы повышения квалификации работников образования и поддерживается ими. Участниками взаимодействия являются педагоги, учащиеся, родители и др. субъекты педагогического процесса. Целью деятельности сетевого педагогического сообщества является освоение актуального для российского образования и личностно значимого для каждого участника содержания, традиционных ценностей отечественной культуры; формирование ключевых компетентностей в процессе совместной деятельности образовательного характера. Средствами взаимодействия в сетевых педагогических сообществах являются различные каналы коммуникации, социальные сервисы хранения и совместного редактирования информации в сети Интернет. Таким образом, мы можем сформулировать понятие «сетевое педагогическое сообщество», под которым понимается группа субъектов педагогического процесса, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность средствами информационно-коммуникационных технологий.

Следует признать однако, что процесс создания и методического сопровождения сетевых педагогических сообществ для совместного решения проблем и организации коллективной деятельности образовательного характера в сети Интернет мало изучен в современной педагогике, существующая практика требует теоретического осмысления.

Так, анкетирование педагогов - слушателей курсов повышения квалификации Владимирского института повышения квалификации работников образования (ВИПКРО) ставило задачей ранжировать факторы, препятствующие активному участию педагогов в деятельности педагогических сообществ. Было опрошено 26 педагогов в возрасте от 25 до 55 лет с разным педагогическим стажем и уровнем квалификации, преподающих различные предметы школьного курса. Результаты анкетирования показали, что, по мнению педагогов, активному участию учителей в работе сетевых сообществ препятствуют:

·  отсутствие постоянного доступа к сети Интернет – 61,5%;

·  отсутствие опыта общения в сети Интернет - 57,7%;

·  низкий уровень компьютерной грамотности педагогов – 46,2%;

·  занятость, отсутствие свободного времени – 15,4%;

·  субъект-объектная педагогическая позиция – 7,7%;

·  отсутствие желания работать в сетевом сообществе - 7,7%.

Таким образом, в деятельности сетевых педагогических сообществ объективно существуют следующие проблемы:

1) сетевой мир общения подростков и юношества со своими прави лами, особенностями речи, образующими особую субкультуру сети, является для многих педагогов terrа inсognita; традиционные педагогические приемы не всегда эффективно «работают» в сетевом пространстве;

2) в чисто техническом владении информационно-коммуникационными технологиями дети и подростки опережают своих наставников.

Мы согласны с мнением Е.Н. Ястребцевой, которая видит выход из соз давшейся ситуации в активном вовлечении взрослых - учителей, психологов и других работников образования - в мир сетевого общения с учащимися для передачи в контексте совместной деятельности нравственных и этических ценностей традиционной культуры, способов решения проблем, образцов поведения [3]. Без сомнения, эту задачу призваны решать в первую очередь методические службы; система повышения квалификации работников образования должна обеспечить процесс подготовки учителя к дистанционному обучению, профессиональному общению и сотрудничеству в рамках сетевого педагогического сообщества. Нельзя не согласиться с мнением Л.Н. Горбуновой о том, что в системе дополнительного профессионального образования в дистанционном сопровождении нуждается не только процесс повышения квали фикации, но и профессиональные инициативы педагога: проектная, исследова тельская практика. Следовательно, важнейшей задачей системы дополнительного образования становится поиск, разработка и апробация оптимальных форм дистанционного взаимодействия с педагогом [4].

Таким образом, информатизация образования направлена на обеспечение сферы образова ния теорией и практикой разработки и использования новых ин формационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания, сохраняющих традиционные ценности отечественного образования. В этом смысле использование современных информационно-коммуникационных технологий открывает принци пиально новые возможности для отечественной системы образова ния и интеграции в информационное общество индивидов при условии преодоления негативных аспектов сетевого межличностного общения посредством использования различных форм взаимодействия меж ду участниками образовательного процесса и профессионального общения, наиболее эффективным из которых мы считаем сетевое диалоговое взаимодействие.

Изучение работ, посвященных философии диалога (М.М. Бахтин, М. Бубер и др.), анализ исследований в области теории общения (В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалёв, М.С. Каган и др.), учебного диалога (В.С. Библер, Ю.С. Курганов и др.), теории и психологии образования взрослых (Т.Г. Браже, С.Г. Вершловский, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, Г.С. Сухобская и др.),андрагогики (Б.Г. Ананьев, А.А. Вербицкий, С.И. Змеёв, И.С. Колесникова и др.), акмеологии (С.А. Анисимов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Н. Максимова и др.), изучение проблем применения интернет-технологий в образовании (А.А.Андреев, М.А.Абрамова, Е.С.Полат, А.А.Семеноа, А.В.Соловов, А.В.Хуторской и др.), позволили сделать вывод о том, что диалоговое взаимодействие субъектов образовательного процесса в процессе повышения квалификации и сетевого общения с применением информационно-коммуникационных технологий имеет свою специфику, обусловленную как возрастными, личностными и ментальными особенностями субъектов взаимодействия, так и спецификой обезличенного взаимодействия в сети Интернет [1, 2, 5, 7, 8]. В своем исследовании в качестве рабочего определения мы использовали следующее определение понятия «диалоговое взаимодействие педагогов в сетевых педагогических сообществах». Это свободное взаимодействие между равноправными и равнозначными субъектами педагогического процесса в контексте совместной деятельности по освоению актуального для системы образования и личностно значимого для каждого участника сетевого сообщества содержания. Его результатом является общность субъектов при сохранении неповторимой индивидуальности каждого, обусловленной его ментальностью и жизненным опытом. Эффективность этого взаимодействия обусловлена применением заочных (вербальных и невербальных) форм коммуникации при помощи средств информационно-коммуникационных технологий и правил сетевого общения.

Важнейшим условием осуществления диалогового взаимодействия в сетевых педагогических сообществах является готовность педагогов к такому взаимодействию, которая может быть сформирована в рамках региональной системы повышения квалификации. С этой целью нами была разработана модель подготовки педагога к диалоговому взаимодействию в сетевыхпедагогических сообществах, включающая следующие компоненты:

·   на мотивационном уровне - формирование положительной мотивации педагогов к участию в сетевом диалоговом взаимодействии на основе выбора содержания, отражающего актуальные для российского образования, профессионально и личностно значимые темы, в том числе и за счет информирования педагогов о деятельности сетевых педагогических сообществ;

·   на информационном уровне - подготовка педагогов к диалоговому взаимодействию в сети Интернет в системе повышения квалификации работников образования в различных формах:

- курсовая подготовка на базе учреждения дополнительного профессионального образования;

- создание региональной системы подготовки тьюторов (ИКТ-поддержка педагогов);

- индивидуальные консультации преподавателей ИПКРО по вопросам использования ИКТ в образовательном процессе;

·   на практически-действенном уровне - методическая поддержка профессионального общения и совместной деятельности педагогов в сети Интернет в рамках сетевых профессиональных сообществ, включающая следующие направления деятельности:

- проведение региональных телекоммуникационных проектов для педагогов;

- координация деятельности школьных команд в рамках региональных телекоммуникационных проектов;

   - подготовка учителей к участию в межрегиональных и всероссийских сетевых мероприятиях.

Для апробации модели подготовки педагогов к диалоговому взаимодействию в сети Интернет в период с 2004 по 2008 гг. на базе Владимирского института повышения квалификации работников образования была проведена опытно-экспериментальная работа, в которой принял участие 741 педагог. При организации опытной работы мы опирались на следующие концептуальные основания: готовность педагогов к профессионально значимому диалоговому взаимодействию в сети Интернет обусловлена индивидуально-творческими, ментальными и возрастными характеристиками всех участников взаимодействия; специфика обезличенного взаимодействия в сети Интернет определяет необходимость сочетания очных и заочных форм взаимодействия.

В качестве основного критерия результативности осуществления сетевого диалогового взаимодействия было определено создание и активное функционирование сетевых педагогических сообществ, стимулирующих инициативность педагогов и способствующих повышению их профессиональной компетентности. Были также сформулированы следующие показатели готовностипедагога к диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах:

-  положительная мотивация педагогов к участию в общении и совместной деятельности в сетевых педагогических сообществах;

-  базовая информационно-коммуни-кационная компетентность педагога, включая знание им основных каналов сетевой коммуникации;

-  наличие знаний о правилах сетевого взаимодействия (сетевого этикета);

-  сформированность умений и навыков диалогового взаимодействия для общения и совместной деятельности в сетевых педагогических сообществах с использованием социальных сервисов сети Интернет.

Для оценки каждого показателя использовались различные методы диагностирования (см. табл. 1):

Таблица 1. Диагностика результативности осуществления сетевого диалогового взаимодействия

Уровень

Показатель

Методы диагностирования

мотивационный уровень

положительная мотивация педагогов к участию в общении и совместной деятельности в сетевых педагогических сообществах

анкетирование;

анализ сообщений на форуме ДО и региональном образовательном портале «Wiki-Владимир»

информационный уровень

базовая информационно-коммуникационная компетентность педагога, включая знание им основных каналов сетевой коммуникации;

наличие знаний о правилах сетевого взаимодействия (сетевого этикета)

анализ результатов семинаров и тренингов сетевого взаимодействия;

анализ сообщений на форуме ДО, образовательном портале «Wiki-Владимир», электронной почты

практически-действенный уровень

сформированность умений и навыков диалогового взаимодействия для общения и совместной деятельности в сетевых педагогических сообществах с использованием сетевых социальных сервисов.

включенное наблюдение;

 изучение и анализ продуктов совместной деятельности участников сетевых педагогических сообществ

Модель подготовки педагогов к диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах основана на учете личностных, возрастных и ментальных особенностей участников взаимодействия, предусматривает выбор специфического содержания и определенных форм организации образовательного процесса (см. рис. 1):

Показателем результативности функционирования модели подготовки педагогов к диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах, по нашему мнению, можно считать повышение результативности обучения в процессе дистанционного повышения квалификации с использованием информационно-коммуникационных технологий и продуктивности сетевого профессионального общения.

Цель: подготовка педагогов к диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах на мотивационном, информационном и практически-действенном уровнях.

Задачи: - формирование у педагогов мотивации и осознания необходимости включения в диалоговое взаимодействие,

- создание условий для развития эмпатических способностей педагогов;

- формирование базовой информационно-коммуникационной компетентности педагога;

- создание условий для овладения правилами сетевого этикета;

- формирование навыков совместной деятельности в сети Интернет.

Содержание и формы деятельности по формированию готовности к диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах:

·      на мотивационном уровне - формирование положительной мотивации педагогов к участию в сетевом диалоговом взаимодействии на основе выбора содержания сетевого взаимодействия,отражающего актуальные для российского образования, профессионально и личностно значимые темы;

·      на информационном уровне - обучение педагогов в системе повышения квалификации работников образования в различных формах:

- курсовая подготовка на базе учреждения дополнительного профессионального образования (курсы ПК в дистанционной форме, тематические курсы, семинары и тренинги в очной, дистанционной и очно-дистанционной формах);

- деятельность региональной системы тьюторов муниципальной тьюторской службы по формированию базовой ИКТ-подготовки и для оказания методической поддержки педагогов в территориях;

- индивидуальные консультации преподавателей ИПКРО по вопросам использования социальных сервисов Интернет в образовательном процессе;

·      на практически-действенном уровне - методическая поддержка профессионального общения и совместной деятельности педагогов в сети Интернет в рамках сетевых педагогических сообществ, включающая следующие направления деятельности:

- организация в рамках сетевого педагогического сообщества проектной деятельности с использованием социальных сервисов Интернет.

- координация деятельности школьных команд в рамках телекоммуникационных проектов;

- подготовка учителей к участию в межрегиональных и всероссийских сетевых мероприятиях.

Критерии оценки готовности педагога к сетевому диалоговому взаимодействию определяются:

- наличием положительной мотивации к участию в сетевом профессиональном общении,эмпатических способностей, уважительным и заинтересованным отношением к иной позиции, умением слушать и слышать и др.;

- сформированностью базовой информационно-коммуникационной компетентности педагога, овладением различными средствами коммуникации, знанием правил сетевого этикета;

- умением применять имеющиеся знания в процессе общения и совместной деятельности в сетевых педагогических сообществах.

Ожидаемый результат: участие педагогов в деятельности сетевых педагогических сообществ, основанной на диалоговом взаимодействии педагогов и способствующей росту их профессиональной компетентности, а именно:

- повышению уровня квалификации педагогов;

- успешному участию в региональных и общенациональных проектах (конкурсах, марафонах и др. сетевых мероприятиях);

 - деятельности в инновационном режиме, проявлению сетевых инициатив.

Рис. 1. Схема модели подготовки педагога к диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах

Анализ результатов опытной работы позволил констатировать эффективность разработанной, описанной и апробированной модели подготовки педагога к диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах в региональной системе повышения квалификации.

Диалоговое сетевое взаимодействие слушателей с координаторами ДО и друг с другом, а также опосредованное - с методистами и преподавателями кафедр – обусловило повышение результативности курсовой подготовки с 2005 по 2008 учебный год. Анализ продуктов рефлексивной деятельности слушателей дистанционных, очно-дистанционных, очных курсов повышения квалификации (анкетирование, рефлексия в блоге и на сайте «Wiki-Владимир»), свидетельствовал о том, что в процессе обучения имело место диалоговое взаимодействие слушателей и преподавателя, а именно:

- было предъявлено профессионально интересное и личностно значимое содержание;

 - создана ситуация эмоционального и психологического комфорта («доброжелательная и творческая атмосфера») в том числе благодаря личностным качествам преподавателя, его следованию требованиям этикета общения («терпеливость, внимательность, воспитанность»);

- у слушателей появилось стремление применить полученные знания и навыки на практике, работать в данном направлении и сотрудничать с коллегами.

В рамках системы подготовки педагогов к диалоговому взаимодействию в сети Интернет в 2007 – 2008 гг. на региональном образовательном сайте «Wiki-Владимир» было создано 8 сетевых сообществ педагогов (сообщество педагогов-дошкольников "Пчёлка", сообщество учителей русского языка и литературы, истории и обществознания, учителей технологии, географии, школьных библиотекарей, тьюторов программы Intel "Обучение для будущего" во Владимирской области, сетевое сообщество "Научные четверги").

Участие ИКТ-активных педагогов в сетевых мероприятиях различного уровня способствовало росту их профессиональной компетентности. Так, в период с 2005 по 2008 гг. активные члены регионального сетевого сообщества педагогов (25 человек) показали следующие результаты: педагоги, имеющие высшую квалификационную категорию (20 учителей, 80 %), подтвердили её в процессе аттестации педагогических кадров, причем 4 педагогам (20%) эта категория была присвоена впервые; 8 педагогов (32%) стали победителями конкурса педагогического мастерства в рамках приоритетного национального проекта «Образование», условия которого предполагают инновационную активность педагога; 2 педагога (8%) стали сотрудниками Регионального центра дистанционного образования ВИПКРО; 2 педагога (8%) стали инициаторами проведения собственных проектов для педагогов: тематических курсов для школьных коллег и районного семинара, авторских проектов для учащихся, активно участвуют в общенациональных проектах на сайте «Летописи.ру»; 2 педагога (8%) стали авторами-разработчиками дистанционных курсов профильного обучения для школьников; 4 педагога (16%) стали участниками всероссийских интернет-конкурсов: «Фестиваль идей и инноваций в области образования»; «Российский фестиваль IT-активных педагогических работников "PRO-движение"»; 2 из них стали лауреатами названных конкурсов.

Таким образом, опыт работы Владимирского института повышения квалификации работников образования по формированию готовности педагогов к диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах свидетельствует о том, что реализация на практике продуманной, научно обоснованной модели подготовки способствует повышению уровня профессиональной компетентности педагогов, развитию навыков коллективной работы, удовлетворению об разовательных и духовных потребностей личности, дальнейшему развитию гуманистических ценностных ориентаций педагога, стимулирует их творческую активность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.      Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М.М.Бахтин. - М., 1986. - 424 с.

2.      Библер, В.С. От наукоучения – к логике культуры / В.С. Библер. - М., 1991. - 413 с.

3.      Быховский, Я.С., Патаракин, Е.Д., Себрант, А.Ю., Ястребцева, Е.Н. Смотрите, как они думают! [Текст] / Я.С. Быховский, Е.Д. Патаракин, А.Ю. Себрант, Е.Н. Ястребцева // Сетевая культура. – М.: Некоммерческое партнерство «Современные технологии в образовании и культуре», 2007. – 112 с.

4.      Горбунова, Л.Н. Дистанционное повышение квалификации: идущие навстречу / Л.Н. Горбунова [и др.] // Дистанционное обучение: сборник статей. - М.: Некоммерческое партнёрство "Современные технологии в образовании и культуре", 2006. - С. 28 - 32.

5.      Каган, М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений [Текст] / М.С. Каган. – М.: Политиздат, 1988. - 319 с.

6.      Патаракин, Е.Д. Сетевые сообщества и обучение [Текст] / Е.Д. Патаракин. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 112 с.

7.      Полат, Е.С. Методология определения эффективности дистанционной формы обучения / Е.С. Полат [и др.] // Дистанционное обучение : сборник статей. - М.: Некоммерческое партнёрство «Современные технологии в образовании и культуре», 2006. - С. 5 – 16.

8.      Хуторской, А.В. Интернет в деятельности российских школ на современном этапе [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал "Эйдос"; Центр дистанционного образования 
"Эйдос". - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2000/0131-03.htm. - Дата доступа: 31.01.2000.


Библиографическая ссылка

Полякова В.А. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К ДИАЛОГОВОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В СЕТЕВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВАХ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=1147 (дата обращения: 23.04.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252