Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Слесарчук О.М.
В статье «Основные направления развития новых информационных образовательных технологий в Российской Федерации» рассматриваются новейшие информационные технологии в образовательной среде, которые в результате своего применения решают проблемы преобразования российского общества в информационное общество.

Радикальное преобразование современного российского общества в информационное общество порождает комплекс проблем переходного периода в образовательной среде. Среди них можно выде лить основную проблему, связанную с созданием такой системы образования и воспитания личности, которая должным образом готовила бы ее к жизни в информационном обществе.

Недостаточное внимание к новым информационным технологиям в образовании ведет к замедлению развития общества, отставанию от других информационно и эко номически развитых государств.

Как отмечает Н.Б. Лаврентьева [3], с помощью традиционной технологии обучения трудно достичь целого ряда целей профессионального образования:

- формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы;

- воспитывать системное мышление специалиста;

- давать целостное представление о профессиональной деятельности и ее крупных фрагментах;

- учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки коллективного взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений;

- овладевать методами моделирования, в том числе математического, инженерного и социального проектирования.

Реализация этих целей в полном объеме позволила бы дать стране специалистов новой формации с конкурентоспособным уровнем квалификации, т.е. конвертируемого специалиста.

Для решения вышеуказанной проблемы, стратегия развития российского образования должна опираться на национальную доктрину, разработанную с учетом столетнего опыта функционирования образования, сохраняя все положительные традиции и основываться на активную деятельность педагогического коллектива в решении социально-экономических проблем переходного периода страны к информационному обществу.

Информатизация учебных заведений является одним из главных направлений модернизации российской системы образования. Развитость и совершенство методов и средств современных информационных технологий создают реальные возможности для использования в системе образования с целью формирования творческих способностей человека. Именно с новыми информационными технологиями сегодня связывают реальные перспективы построения конкурентоспособной и эффективной образовательной системы, позволяющей каждому выбирать свой путь в обучении.

Одной из наиболее эффективных технологий является - модульная технология образования (ТМО), которая опирается на следующие принципы:

- квантования («сжатия информации»);

- проблемности;

- модульности (блоковости);

- паритетности.

Все эти принципы обусловлены общей теорией фундаментальных систем (П.К. Анохин, В.К. Судаков, Э. Фейгенбаум, Н.М. Таланчук), которая и является методологической основой технологии модульного обучения.

Характеризуя основные принципы, надо отметить, то что: принцип квантования опирается на модульную организацию коры головного мозга (нейрофизиологическая основа), которая нацелена на блочно-модульное обучение; принцип проблемности отражает психологическую закономерность, согласно которой проблемная ситуация и проблемная задача повышают эффективность усвоения учебного материала; принцип модульности понимается как дифференциация учебного материала через изъятие из модуля ряда учебных элементов и освоения их различными методами в зависимости от уровня обученности группы или отдельно взятой личности; принцип паритетности направлен на создание положительного психологического климата в отношениях между педагогом и обучаемым.

Информация в модуле представлена законченным блоком, включающим в себя целевую программу действий и методическое руководство для достижения поставленных дидактических целей.

Кроме модульной технологии образования (ТМО) существует еще одна очень эффективная дистанционная технология обучения через Интернет.

Как отмечает В.В. Кузнецов [2], в дистанционном образовании (ДО) получили распространение следующие технологии: электронные университеты, академии, шко лы, библиотеки, обучающие порталы, образовательные электрон ные ресурсы, виртуальные «круглые столы», семинары, конферен ции, симпозиумы, лекции, практические занятия, лабораторные работы и т.д.

Для реализации этих технологий необходимо создать электронные учебники и другие ресурсы для дистанционного образования.

Интернет-образование, т.е. внедрение интернет-технологий в образовательную деятельность, в настоящее время одна из динамич но развивающихся областей образования. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации, конференции, семинары, «круглые столы», федеральные и региональные программы.

Развитие дистанционного образования идет по двум направлениям:

- перевод классических форм об разования, форм учебных занятий и т.д. в Интернет;

- создание принципиально новых форм дистанционного образования. Например, технологии коллективного разума. В данный момент в ТГУ внедряются эти технологии в разработанные образователь ные сайты.

Как указывают Л.Г. Белова и А.А. Стриженко [1], существует еще ряд новейших технологий, которые включают виртуальную реальность (virtual reality), нанотехнологию (nanotechnology), искусственный интеллект (artificial intelligence), которые при комбинировании с оптико-волоконной технологией вызовут технологическую революцию, по значимости соизмеримую с индустриальной. Результатом данного развития будет создание виртуальной учебной группы или виртуального класса (virtual class).

Надо отметить, что все вышеперечисленные информационные образовательные технологии должны соответствовать реализуемой методической системе обучения отдельного учебного заведения, т.е. соответствовать целям, содержанию, методам, организационным формам и применяемым средствам обучения.

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.      Белова Л.Г., Стриженко А.А. Информационное общество: трансформация экономических отношений в мировой экономике. - Москва-Барнаул: Изд-во «Азбука», 2007. -387 с.

2.      Кузнецов В.В. «Технологии Интернет-образования» // Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании. - М.: Логос, 2003. - 424 с.

3.      Лаврентьева Н.Б. Педагогические основы разработки модульной технологии обучения. - Барнаул: Изд-во Алт. ГТУ, Алт. АЭП, 1998. -252 с.


Библиографическая ссылка

Слесарчук О.М. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=1149 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674