Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Лунев А.Н. 1 Пугачева Н.Б. 2 Терентьева И.В. 3 Юсупова Э.А. 2
1 ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ».
2 ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет».
3 ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Разработано научно-методическое обеспечение повышения эффективности антикоррупционной политики в высшей школе. Определены принципы повышения эффективности антикоррупционной политики в высшей школе: партисипативности, событийности, превентивности, законности. Установлено, что совокупность данных принципов обеспечивает не только интеграцию содержания, форм, методов, средств, мер антикоррупционной политики в высшей школе, но и институциализацию антикоррупционной политики, а также формирование социальных практик, превращающих антикоррупционную деятельность в неотъемлемую часть жизнедеятельности вуза.Выяснено, что повышение эффективности антикоррупционной политики в высшей школе может быть обусловлено совокупностью таких организационно-практических мер, как: создание в университете антикоррупционной среды; формирование у студентов, преподавателей, сотрудников вуза устойчивой направленности на антикоррупционную деятельность; включение в содержание высшего образования учебного материала об антикоррупционной политике.
законность
превентивность
событийность
антикоррупционная среда
институциализация антикоррупционной политики
1. Доклад Общественной палаты об эффективности проводимых в Российской Федерации антикоррупционных мероприятий и участии институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики. - М.: Общественная палата Российской Федерации, 2011 г.-65 с.//http://www.oprf.ru/files/dokument2011/dokladantikorrupciya.pdf (дата обращения 03.12.2013).
2. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Социальная практика как философское основание педагогического стратегирования в техническом вузе // Общество: философия, история, культура. -2013. - № 4// http://dom-hors.ru/ru/component/content/article/8.html - ISSN 2221-2787 (print) ISSN 2223-6449 (online)(дата обращения 10.12.2013).
3. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986. - 256 с.
4. Пугачева Н.Б., Судденкова Н.В., Татаринова И.П. Сущностная характеристика инновационной образовательной среды // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2012.- № 1.- С. 64-71.
5. Пугачева Н.Б. Приоритетные задачи высшего профессионального образования в современной теории и практике // Социосфера. - 2011. - № 1. - С. 42-46.
6. Пугачева Н.Б. Форсайт как составляющая управления современным профессиональным образованием // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2010. - № 1. - С. 65-69.
7. Пугачева Н.Б., Чепурышкин И.П. Регионализация образования как предмет научных исследований // Педагогика. - 2008. - № 8. - С. 9-16.
8. Татаринова И.П., Шевцова В.В., Лунев А.Н. Экономические механизмы создания и эффективного развития отраслевых кластеров // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2012. - № 2. - С. 204-210.
9. Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл»: сайт // http://transparency.org.ru/ (дата обращения 10.12.2013).

Введение

В последние время в средствах массовой информации регулярно появляются сообщения о коррупции в российских вузах. 1 октября 2013 года Transparency International (TI) выпустила очередной «Отчет о коррупции в мире» (GlobalCorruptionReport), посвященный коррупции в образовании[9].Он показывает, насколько важно принять участие в противодействии коррупции в образовании - не только для того, чтобы дети учились в школах и получали достойное образование, но и для того, чтобы будущие поколения были готовы сказать коррупции «нет».

Цель статьи - разработать научно-методическое обеспечение повышения эффективности антикоррупционной политики в высшей школе. Условием достижения цели может быть решение следующих задач: изучение международного и отечественного опыта противодействия коррупции в образовании и определение принципов повышения эффективности антикоррупционной политики в высшей школе; выявление организационно-практических мер повышения эффективности антикоррупционной политики в высшей школе.

Методологию исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы взаимосвязи процесса и результата, интерпретации целостности как единства многообразия; педагогические теории и концепции личностного становления человека как активного субъекта, преобразующего мир и себя. В процессе исследования были использованы теоретические (научный анализ специальной литературы и учебных материалов по рассматриваемой проблеме, изучение и обобщение педагогического опыта) и социолого-педагогические (наблюдение, опрос, экспертная оценка, анализ случая) методы.

Результаты исследования

Один из основных исследовательских проектов TI, ежегодный «Отчет о коррупции в мире» - это результат оценки и анализа коррупционных рисков в различных областях экономики, политики, промышленности, экологии и других сферах. «Отчет о коррупции в мире», подготовленный в 2013 году, призывает правительства, международные организации, бизнес и гражданское общество обратить внимание на систему образования и убедиться, что в мировой практике преобладает эффективное, свободное от коррупции управление образованием [9]. «Как школы воспитают новое поколение борцов с коррупцией, если они сами ей подвержены?» - задается вопросом Угетт Лабелль, глава Transparency International. По ее словам, «Школам и университетам необходимо быть честными, иначе у них не получится предоставить будущим мировым лидерам инструменты для противодействия коррупции, и, что не менее важно, бороться с теневыми доходами. Почти пятая часть населения Земли - в возрасте от 15 до 24 лет, как граждане и будущие лидеры, молодые люди обладают потенциалом для того, чтобы остановить коррупцию» [9]. В отчете Transparency International содержится информация о новых подходах по противодействию коррупции в образовании. 442 страницы «Отчета» разделены на пять секций, в которых содержится анализ и рекомендации от 70 экспертов из пятидесяти стран. Они включают: мировые тенденции коррупции в образовании; описание уровня коррупции в школьном образовании; методологию развития прозрачности и подотчетности высшего образования; инновационные подходы противодействия коррупции; описание роли образования в формировании личной честности и нетерпимости к коррупции [9].

Установлено, что в высшей школе чаще всего имеют место следующие виды коррупции: служебный подлог; получение взятки; злоупотребления должностными полномочиями; дача взятки; нецелевое расходование бюджетных средств [1]. Мы остановимся подробнее на таких видах, как получение и дача взятки.

Изучение зарубежного опыта противодействия коррупции в высшей школе показало, что наиболее существенные успехи на этом направлении достигнуты в США, Румынии, Норвегии, Греции, Грузии, Великобритании, Австралии, Германии, на о. Фиджи [9]. Выяснено, что главным принципом эффективного противодействия нечестным практикам в образовании являются: комплексность и системность предпринимаемых мер (акции («Молодежь против коррупции», «Коррупции скажем «НЕТ!», «Чистая сессия» и т.д.)); совершенствование правовых основ противодействия коррупции; мониторинговый научный анализ и обобщение тенденций в сфере коррупционной преступности; проведение специализированных тренингов для преподавателей по вопросам противодействия коррупции; пропаганда законопослушного высоконравственного поведения студентов и сотрудников вузов; формирование здоровой нравственной атмосферы общественных отношений.

Анализ отечественного опыта антикоррупционной политики в высшей школе позволил выявить следующие популярные инструменты: формирование правовых механизмов противодействия коррупции на республиканском, ведомственном и муниципальном уровне; создание системы ведомственной антикоррупционной политики; создание специальных постоянных комиссий по гражданскому участию в противодействии коррупции; регулярное корректирование и внесение изменений в антикоррупционные стратегии и региональных программ [7]. Выяснено, что в вузах стали традиционными:

1) акции «Коррупции - НЕТ!», девиз которых - слоган «Мы - за знание». В рамках акций студенты: а) готовят специальные выпуски стенгазет, в которых представлены материалы о коррупции в различных сферах деятельности общества, рисунки и т.п.; б) предлагают всем желающим на подготовленных листах ватмана написать ответы на вопросы: Каковы, по вашему мнению, причины коррупции? Можно ли полностью искоренить коррупцию? Каковы ваши ассоциации со словом «коррупция»? Какие методы борьбы с коррупцией вы можете предложить? коллективное обсуждение, написанного на плакатах. Самым активным участникам студенты вручали бейджики с надписью: «Взятка не решает проблем. Она их только создает»; в) готовят и демонстрируют видеофильм о коррупции;

2) анкетирование студентов, преподавателей и сотрудников университета по вопросам: Что такое коррупция? Какое действие можно назвать коррупцией? Снижается ли качество знаний из-за коррупции в сфере образования? Какими мерами нужно бороться с коррупцией, какую пропаганду нужно проводить? Результаты опроса студентов, преподавателей и сотрудников казанских вузов в 2013 году показали следующее: 80% опрашиваемых считают, что коррупция - это взятка или дорогой подарок; 95% ответили, что из-за коррупции в сфере образования снижается качество знаний учащихся; по мнению 86%, основной мерой борьбы с коррупцией являются разъяснительные беседы о возможных последствиях коррупционной деятельности.

Таким образом, анализ международного и отечественного опыта противодействия коррупции в высшей школе показал, что для повышения эффективности антикоррупционной политики в системе высшей школы целесообразно опираться на следующие принципы:

- партисипативности, обеспечивающего развитие социального партнерства вуза с министерствами, ведомствами и комиссиями, ответственными за проведение антикоррупционной политики в системе ВПО, организацию и проведение антикоррупционного мониторинга, создание антикоррупционных стандартов [8];

- событийности, обуславливающего организацию динамической сети взаимосвязанных событий, влияющих на актуализацию знаний о противодействии коррупции в высшей школе и личностное развитие студентов, преподавателей и сотрудников университета [5];

- превентивности, заключающейся в предупреждении и пресечении коррупционных правонарушений, организации антикоррупционной пропаганды, развитии антикоррупционных инициатив студенческих общественных организации и иных гражданских институтов высшей школы;

- законности, направленного на пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений, реализацию ответственности за коррупционные правонарушения и возмещения причиненного ими вреда, осуществления контроля над реализацией антикоррупционных мер.

Совокупность данных принципов обеспечивает не только интеграцию содержания, форм, методов, средств, мер антикоррупционной политики в высшей школе, но и институциализацию антикоррупционной политики, а также формирование социальных практик, превращающих антикоррупционную деятельность в неотъемлемую часть жизнедеятельности вуза[2].

Выяснено, что повышение эффективности антикоррупционной политики в высшей школе может быть обусловлено совокупностью следующих организационно-практических мер: создание в университете антикоррупционной среды; формирование у студентов, преподавателей, сотрудников вуза устойчивой направленности на антикоррупционную деятельность; включение в содержание высшего образования учебного материала об антикоррупционной политике. Рассмотрим содержание этих мер подробнее.

Первая организационно-практическая мера - создание в университете антикоррупционной среды. Центральным моментом в общенаучном понимании среды является выполнение ею контекстной функции по отношению к любому существующему в ней объекту и развивающемуся в ней процессу. Особенности смыслового фона среды - результат управления объективно существующими обстоятельствами, посредством актуализации потенциально существующих в ней ресурсов [4]. Антикоррупционная среда - многомерное и полифункциональное окружение студентов, преподавателей, сотрудников вуза, влияющее на формирование и развитие у них антикоррупционного мировоззрения. Под антикоррупционным мировоззрением мы понимаем совокупность специальных знаний, ценностных ориентаций, принципов, оценок и убеждений, определяющую интеллектуальное и ценностно-эмоциональное отношение человека к коррупции и влияющую на его готовность к антикоррупционной деятельности. Выяснено, что создание в университете антикоррупционной среды возможно посредством следующих методов:

1) организации «Мастерской общественной активности», с целью привлечения внимания студенчества к антикоррупционной политике в вузе, посредством организации динамической сети взаимосвязанных событий: а) проведения акций «Взгляд на коррупцию со стороны нового поколения», «Начни с себя», «Новые технологии против коррупции в образовании» и других; б) создания специального почтового ящика/бокса/урны в стенах университета, где студенты, преподаватели, сотрудники могут анонимно оставлять предложения, замечания и жалобы по фактам коррупции; в) создания отдельной антикоррупционной рубрики на сайте университета, где можно анонимно написать информацию о каждом преподавателе и его «непреподавательском подходе» к коррупции;

2) разработки и реализации программы «Прозрачное образование в вузе», включающей электронные зачетные книжки, аттестационные ведомости с целью повышения качества, доступности и открытости образовательного процесса, реализации современных требований к уровню и формату предоставления образовательных услуг, усиления мотивации учебной, научной и профессиональной деятельности студентов;

3) создания студенческими сообществами и профкомами видео-обращений к студентам, преподавателям, сотрудникам вуза на антикоррупционные темы, и трансляция их в стенах вуза.

Следующая организационно-практическая мера - формирование у студентов, преподавателей, сотрудников вуза устойчивой направленности на антикоррупционную деятельность. Направленность, взятая в качестве целого, являясь, по мнению К.К. Платонова, подструктурой личности, включает в себя несколько ее форм: влечение, интерес, мировоззрение, убеждения, в которых проявляются как отношения, так и нравственные качества [3, с.126-127]. Устойчивую направленность личности на антикоррупционную деятельность можно рассматривать как систему потребностей-доминант, ценностей, устремлений, смыслообразующих мотивов противодействия коррупции, выражающуюся в антикоррупционных установках, намерениях, стремлениях и активной антикоррупционной деятельности по их достижению.

Эффективным методом формирования у студентов, преподавателей, сотрудников вуза устойчивой направленности на антикоррупционную деятельность может быть форсайт (от английского foresigtht - предвидение), который позволит на основе экспертных оценок сопоставить программы и стратегии развития антикоррупционной политики в высшей школе региона для наиболее полного комплексного видения мер противодействия коррупции и согласования путей достижения желаемого результата [7]. Форсайт предполагает организацию постоянно действующих научно-методических антикоррупционных мероприятий (научно-практических семинаров, деловых игр, круглых столов, онлайн-интернет конференций), опросов, SWOT-анализа, мозгового штурма и пр. [6].

Качественное отличие форсайт-метода состоит в том, что привлекается широкое число экспертов, представляющих различные сферы антикоррупционной политики, для того, чтобы, во-первых, учесть все возможные варианты, предвидеть самые неожиданные пути развития коррупции в высшей школе и получить комплексную оценку коррупционных правонарушений, коррупциогенных факторов, а также мер реализации антикоррупционной политики в университете; во-вторых, - выбрать наиболее оптимальные варианты противодействия коррупции и разработать рекомендации и программы их достижения, а также антикоррупционные стандарты, как единые гарантии, ограничения или запреты, обеспечивающие предупреждение или уменьшение воздействия коррупции в высшей школе; в-третьих, - развить неформальные взаимосвязи между всеми субъектами антикоррупционной деятельности, создать единое представление о коррупции в высшей школе и мерах ее предупреждения.

Следующая организационно-практическая мера - включение в содержание высшего образования учебного материала об антикоррупционной политике. Учебный материал можно представить как совокупность деятельности на конкретном предметном содержании. Следовательно, включение в содержание высшего образования учебного материала об антикоррупционной политике может осуществляться посредством следующих методов: 1) когнитивных (информационно-реферативные работы, подготовка научных альманахов, статей, докладов, конспектов; аннотирование, рецензирование литературы антикоррупционного содержания и пр.); 2) деятельностных (разработка научно-образовательных проектов на антикоррупционную тему, деловые игры, дискуссии); 3) интерактивных (участие в телемостах, онлайн-конференциях и т.п. мероприятиях антикоррупционного содержания);4) интегративных (конкурсы студенческих плакатов («STOP!Коррупция, «Вместе против коррупции»), проведение интеллектуальных игр («Брейн-ринг «Остановим коррупцию» и пр.)).

Вывод. Повышение эффективности антикоррупционной политики в высшей школе - это не только социально-экономическая проблема, но и предмет научных исследований. Реализация антикоррупционной политики в высшей школе должна найти адекватное отражение в общественном сознании всех субъектов высшего образования. Научно-методическое обеспечение повышения эффективности антикоррупционной политики в высшей школе может быть направлено на:

а) развитие социального партнерства вуза с министерствами, ведомствами и комиссиями, ответственными за проведение антикоррупционной политики, организацию и проведение антикоррупционного мониторинга, создание антикоррупционных стандартов в системе высшей школы;

б) организацию динамической сети взаимосвязанных событий, влияющих на актуализацию знаний о противодействии коррупции в высшей школе;

в) предупреждение и пресечение коррупционных правонарушений, организацию антикоррупционной пропаганды, развитие антикоррупционных инициатив студенческих общественных организаций и иных гражданских институтов высшей школы;

г) пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений, реализацию ответственности за коррупционные правонарушения и возмещения причиненного ими вреда, осуществления контроля над реализацией антикоррупционных мер;

д) разработку и реализацию специальных организационно-практических мер (создание в университете антикоррупционной среды; формирование у студентов, преподавателей, сотрудников вуза устойчивой направленности на антикоррупционную деятельность; включение в содержание высшего образования учебного материала об антикоррупционной политике).

Рецензенты:

Куликовская И.Э., д.п.н., профессор, профессор кафедры дошкольной педагогики, директор Южно-российского научно-образовательного центра духовно-нравственного воспитания детей и молодежи ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», г.Ростов-на-Дону.

Тимонин А.И., д.п.н., профессор, директор Института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Костромской государственный университет им. Н.А.Некрасова», г.Кострома.


Библиографическая ссылка

Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Терентьева И.В., Юсупова Э.А. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11498 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674