Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ

Коренькова М.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Разработана и теоретически обоснована структурно-функциональная модель ценностного отношения к семье; выделены критерии и показатели сформированности данного личностного образования. Исходя из специфики присвоения ценностей личностью выявлено, что ценностное отношение к семье у старшеклассников выполняет следующие функции: познавательную, эмоционального подкрепления, смысловую и регулятивно-прогностическую. Наряду с функциями, сущность ценностного отношения к семье у старшеклассников раскрывается в ее структуре, где были определены следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-смысловой, деятельностный. Данные компоненты учитывались при выделении критериев и показателей проявления рассматриваемого личностного образования: полнота и системность знаний о ценности «семья»; сформированность эмоциональных проявлений; степень осознанности личностной и социальной значимости ценности «семья»; сформированность учебных умений. Таким образом, ценностное отношение старшеклассника к семье обусловлено знанием её сущности, соответствующим эмоциональным отношением к нему, осознанием семьи как личностно и социально значимой ценности, а также реализации деятельностных аспектов ценностного отношения к семье.
старшеклассник
ценностное отношение
ценность
семья
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2010. - 29 с.
2. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей (монография). - Оренбург, 1996. - 187 с.
3. Кон И.С. Сексуальность и нравственность / И.С. Кон // Этическая мысль: науч.-публицист. чтение. - М.: Политиздат, 1990. - 480 с.
4. Психология: Словарь / Под общ.ред. А.В. Петровского, И.Г. Ярошевского. - 2-ое изд., испр. и доп. - М.: Политиздат,1990. - 494 с.
5. Разбегаева Л.П. Ценностные основания гуманитарного основания / Л.П. Разбегаева. - Волгоград: Перемена, 2001. - 288с.
6. Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников / Л.И. Рувинский. - М.: Педагогика, 1981. - 128 с.
7. Семейно-бытовая культура/ Под. ред. Д.И. Водзинского. - Минск, 1987.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408 (дата обращения 10.07.2013).
9. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл; под ред. Л.Я. Газмана и Д.А. Леонтьева. - М.: Просвещение, 1990. - 368 с.

Первостепенной задачей современного образования является духовно-нравственное воспитание обучающихся. Содержание данного процесса определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями, разделяемыми в обществе, такими как патриотизм, гражданственность, социальная солидарность, семья, труд и творчество, наука и др. [1].

Особое внимание среди перечисленных ценностей следует уделить семье, так как она является носительницей и хранительницей социально-культурных ценностей и социальной памяти, а семейные традиции выступают основным средством их трансляции. Укрепление семьи как нравственной основы общества продолжает оставаться актуальнейшей задачей государства и общества.

При этом стоит отметить ряд негативных изменений, произошедших в развитии современной российской семьи и ее социально-педагогических функциях. Данные тенденции связаны как с общими социально-экономическими процессами развития производственных отношений в масштабах всего человечества (к. XX - н. XXI вв.), так и с изменениями, происходящими в нашей стране на протяжении последних двух десятилетий. Новые социально-экономические условия, демографический кризис в России породили ряд проблем в сфере семейного воспитания и подготовки подрастающего поколения к созданию собственной семьи, осознанному родительству: разрушены нравственные представления о браке и семье, снижается социальная значимость материнства и отцовства, происходит девальвация ценностей семьи, материальные ценности в современной семье доминируют над духовными. Отечественные ученые установили, что ценность семьи и семейных отношений у молодёжи падает в связи с формированием у них новой системы ценностей, которая основана на доминанте индивидуалистического «Я», низком уровне представлений о базовых функциях семьи - репродуктивной и воспитательной, утрате семейных традиций.

В этих условиях актуализируется задача формирования ценностного отношения к семье в системе образования. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения среди личностных результатов освоения образовательной программы среднего (полного) общего образования выделено ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни [8]. Следует подчеркнуть, что школьное социально-гуманитарное образование обладает особым потенциалом в решении данной задачи. Это связано со спецификой социально-гуманитарных дисциплин, сопряженных с ценностно-смысловым освоением человеческого бытия, а также с системностью школьного образования и возможностью поэтапной реализации обозначенной задачи с учетом психолого-возрастных особенностей школьников.

Целью настоящей статьи выступает разработка и научное обоснование структурно-функциональной модели ценностного отношения к семье, критериев и показателей сформированности данного личностного образования.

Исходя из специфики присвоения ценностей личностью и опираясь на исследование Л.П. Разбегаевой о функциях ценностных отношений [5; c. 191-192], мы предположили, что ценностное отношение к семье у старшеклассников выполняет следующие функции: познавательная (заключается в расширении и углублении знаний о ценности «семья»), эмоционального подкрепления (отражает эмоциональное восприятие знаний о ценности «семья»), смысловая (определяет поиск, осознание и принятие личностного смысла рассматриваемой ценности) и регулятивно-прогностическая (реализуется в соотношении субъектом собственного действия с личностным смыслом ценности «семья» и определяет направленность целеполагающей деятельности личности).

Выделение функций ценностного отношения к семье следует рассматривать как одну из ступеней в познании этого личностного образования. Наряду с определенной автономией, функции исследуемого качества предполагают тесную взаимосвязь и взаимообусловленность.

Наряду с функциями сущность ценностного отношения к семье раскрывается в ее структуре. В поиске подходов к структурированию данного личностного образования исходным являлось положение о том, что функция порождается структурой, является непременным условием ее существования; в результате функции ценностного отношения к семье, в некоторой степени, служат как бы «отражением», «слепком» ее структуры.

Исходя из этого в структуре ценностного отношения к семье были выделены следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-смысловой, деятельностный. Содержательное наполнение данных компонентов обусловлено потенциалом социально-гуманитарных дисциплин и спецификой присвоения ценностей в старшем школьном возрасте.

Когнитивный компонент ценностного отношения к семье представляет собой единство знаний о семье как ценности, которые могут быть представлены на трёх уровнях: на уровне представлений, на уровне понятий, на уровне идей.

Содержание знаний о ценности «семья» раскрывается через её основные «импульсные» идеи:

  • идея преемственности поколений.
  • идея ответственности за воспитание гражданина;

Идея преемственности поколений раскрывается через понятия «преемственность поколений», «традиция», «семейные традиции».

Преемственность поколений - процесс взаимной передачи, усвоения, сохранения и использования материальных и духовных ценностей, социальной информации и опыта предшествующих и сосуществующих поколений. Преемственность в обществе представляет собой закономерную связь между прошлым, настоящим и будущим, обеспечивая целостность его исторического развития.

Особую роль в процессе смены поколений выполняют традиции. «Традиция - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений формы поведения людей, взаимоотношения или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура» [7; c. 225]. Но, будучи частью культуры, традиции не могут оставаться абсолютно автономными, в них, как и во всяком элементе системы, сказывается действие законов диалектики. Сохраняя относительную самостоятельность, традиции в связи с изменением самой культуры приобретают новые черты, созвучные времени. Удержание положительного и передача его последующему поколению - необходимое условие развития культуры. Это положительное, вписываясь в структуру культуры новой эпохи, приобретает иной вид [5; с. 72]. Таким, образом, с одной стороны, традиции - это те ценности, которые передаются от поколения к поколению по закону преемственности и непрерывности. С другой стороны, традиция - это не только то, что передаётся, но и то, в недрах чего формируются инновации.

Основу преемственности поколений составляет процесс социализации личности. Передача наследия от поколения к поколению происходит посредством совместной деятельности представителей разных поколений и освоения ими традиций других поколений. Важнейшим социальным институтом социализации личности является семья. Основным средством передачи наследия от поколения к поколению в семье выступают семейные традиции. Они являются частью общенародных, национальных традиций.

В современной психолого-педагогической литературе понятие «семейные традиции» часто рассматривается как синоним таким понятиям, как «родительская педагогика», «традиции народного воспитания». Ученые определяют семейные традиции как совокупность обычаев и норм поведения, принятых в семье и передаваемых от старшего поколения к младшему.

Анализ философской, этнографической и психолого-педагогической литературы позволил выделить семейные традиции, которые должны лечь в основу семейного воспитания: уважение к старшим, родителям; почтительное уважение к женщине, матери; милосердие и взаимопомощь; заботливое отношение к младшим, воспитание трудолюбия.

Воспитательная значимость семейных традиций заключается в том, что они благодаря своей постоянной повторяемости постепенно воспринимаются всеми членами семьи как обязательные нормы. Дети, включенные в систему традиций, воспитываются незаметно для самих себя. Именно в этом их воспитательное воздействие. Ребенок усваивает практику нравственных поступков, не замечая, что кто-то занимается его воспитанием. Наличие системы традиций стабилизирует семью, организует всех её членов, способствуя развитию общения детей и родителей.

Таким образом, преемственность поколений обеспечивается главным образом семейным воспитанием. Семейные традиции являются основным средством передачи молодому поколению общечеловеческих норм и ценностей, которые, преломляясь через призму семьи, легко воспринимаются, усваиваются ребенком и позволяют нивелировать деструктивное влияние других социальных институтов.

В контексте идеи ответственности за воспитание гражданина раскрывается значительная роль семьи в воспитании гражданина. Человек приобретает ценность для общества тогда, когда становится личностью, и становление её требует целенаправленного, систематического воздействия. Именно семья с её постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребёнка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл.

В соответствии с ч. 2 ст. 38 Конституции РФ, забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Следовательно, речь идет не только о нравственном долге каждого родителя, но и о его конституционных правах и обязанностях. Родители несут ответственность за нравственное воспитание ребенка, формирование гражданина, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, благо своего народа.

Для осуществления этих высоких целей родители сами должны жить полной, сознательной, нравственной жизнью гражданина. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит формирование жизненных принципов ребенка. Через семью он осознаёт свою причастность к большой и малой Родине, знакомится с традициями и культурой народа, представителем которого является сам ребенок и его родители.

Идеи преемственности поколений и ответственности за воспитание гражданина, интегрируясь, составляют содержание ценностного отношения к семье.

Эмоционально-смысловой компонент ценностного отношения к семье определяет особенности эмоционального восприятия знаний. Эмоции представляют собой «особый класс психических процессов и состояний, отражаемых в форме непосредственного переживания значимости действующих на индивида явлений и ситуаций» [4; c. 427]. Идеи и суждения разума становятся возможными как практические принципы жизни только в связи с зарождением эмоционально-чувственного отношения людей к жизненно важным проблемам [2; с.126]. Чувства и эмоции пронизывают все стороны жизни человека, выражают отношение человека к окружающему миру, в частности, к семье и к самому себе. Воспитывать чувства, по мнению И.С. Кона, - это не только подчинять их разуму, контролировать, но и уметь их выражать [3]. Эмоции выступают как внутренние сигналы, посредством которых осознается личностный смысл происходящих событий. Знания, преломляясь через эмоциональную сферу личности, становятся внутренним требованием личности к самой себе, приобретают личностный смысл [6].

Но, согласно В. Франклу, смысл нельзя дать или создать за самого человека, его можно только найти, «обнаружить возможность на фоне действительности» [9].

Таким образом, при формировании ценностного отношения к семье для школьника нужно создавать условия для поиска знаний о ценности «семья» в учебном материале, способствовать установлению школьниками связей между изучаемым материалом и их собственной жизнью, стимулировать процесс осознания и принятия ими личностного смысла ценности «семья».

Деятельностный компонент ценностного отношения к семье отражает регуляцию субъектом собственного действия. Важный момент действия - его осознанность, так как осознанное действие способно подчинять действие неосознанное.

Деятельность основывается на сформированных у школьников в ходе реализации активности по присвоению ценности «семья» учебных умениях. Умения - это «способность выполнять действия, показатель сформированности активности» [4]. Таковыми являются следующие:

  • умение находить признаки ценности «семья» в учебном материале;
  • умение обосновывать собственное отношение к ценности «семья»;
  • умение прогнозировать и корректировать деятельность, связанную с проявлением ценности «семья».

Выше обозначенные компоненты ценностного отношения к семье тесно связаны между собой, причем эта связь носит не суммарный, а интегративный характер. Поэтому процесс формирования обозначенного личностного образования у старшеклассников строится на основе неразрывного единства когнитивного, эмоционально-смыслового и деятельностного компонентов. Другими словами, формирование ценностного отношения к семье у старшеклассников осуществляется одновременно с развитием его компонентов.

Для определения уровня сформированности ценностного отношения к семье у старшеклассников необходимо выделить характерные критерии и показатели проявления обозначенного личностного образования.

Анализ научной литературы позволил определить критерии и показатели сформированности у старшеклассников ценностного отношения к семье. При выделении критериев учитывались когнитивный, эмоцианально-смысловой и деятельностный компоненты ценностного отношения к семье. В основу определения характерных показателей была положена совокупность социально значимых проявлений, отражающих конкретные признаки обозначенного личностного образования в их объективно обусловленной взаимосвязи.

Были выделены следующие критерии и показатели ценностного отношения к семье: полнота и системность знаний о ценности «семья» (понимание ценности семьи для отдельной личности и общества в целом, роли семьи в воспитании гражданина, необходимости сохранения и приумножения семейных традиций); сформированность эмоциональных проявлений; степень осознанности личностной и социальной значимости ценности «семья» (осознание сопричастности к семье, роду, его традициям; чувство гордости за свою семью, их традиции; осознание личностной и социальной значимости ценности «семья»); сформированность учебных умений (умения находить признаки ценности «семья» в учебном материале, обосновывать собственное отношение к ценности «семья», прогнозировать и корректировать деятельность, связанную с проявлением ценности «семья»).

Таким образом, ценностное отношение старшеклассника к семье обусловлено знанием её сущности, соответствующим эмоциональным отношением к нему, осознанием семьи как личностно и социально значимой ценности, а также реализации деятельностных аспектов ценностного отношения к семье.

Рецензенты:

Разбегаева Л.П., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теории и методики преподавания истории, обществоведения и права ФГБОУ ВПО «ВГСПУ», г. Волгоград.

Соловцова И.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ВГСПУ», г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Коренькова М.С. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11508 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674