Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РОЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ И ПРЕДПРИЯТИЙ

Щепетова В.А. 1 Симонова И.Н. 1 Овчаренков Э.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»
Проблема исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития общества наблюдается несоответствие между качеством и количеством выпускников высшего профессионального образования. Запросы единого рынка труда, одним из признаков которого является инициатива производителя, все растут, тем самым, обостряя вопрос «что, для кого и сколько производить», а также «кто будет производить». Требования, предъявляемые работодателями к своим сотрудникам, повышаются с каждым днем. Многие направления, востребованные на современных производствах, требуют значительно более высокого уровня квалификации, чем раньше. Современный специалист должен уметь управлять высокотехнологичным оборудованием, разбираться в чертежах, уметь читать инструкции на иностранных языках и работать с информационными и коммуникационными технологиями и системами в совершенстве. Фактически это должен быть высококвалифицированный, разносторонне развитый, компетентный специалист. Какая модель образования может «вырастить» такого специалиста, как обучать студентов, чтобы реализовать и трудоустроить их на рынке труда – насущный вопрос индустриального мира. В условиях современности развития образования, а также быстрых темпов модернизации технологий на первый план выходит подготовка выпускников, обладающих навыками и способностями профессиональной адаптации в быстроменяющемся мире. Образование становится средством для наиболее адекватного отражения требований рыночной экономики и нового общества. Именно поэтому необходимо знать все плюсы и минусы имеющихся моделей образования и сделать правильный выбор, чтобы быть востребованным специалистом в своей области.
целевое направление
прикладной бакалавриат
бакалавриат
высшее образование
1. Агранович М.Л., Ковалева Г.С., Поливанова К.Н., Фатеева А.В. Российске образование в контексте международных индикаторов, 2009. Аналитический доклад. – М.: ИФ «Сентябрь», 2009. – С. 41.
2. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании».
3. Симонова И.Н., Щепетова В.А. Модернизация структуры компетенций в новых информационно-коммуникационных условиях образовательной среды технического вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2013. - № 6.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 2009 г. №667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования».
5. Приказ МОН РФ №1076 от 19.09.2013 «Об утверждении перечня дополнительных вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета».

Введение

В условиях современного развития образования, а также быстрых темпов модернизации технологий на первый план выходит подготовка выпускников, обладающих навыками и способностями профессиональной адаптации в быстроменяющемся мире. Образование становится средством для наиболее адекватного отражения требований рыночной экономики и нового общества. Изменение основ образования сопровождается глобальным процессом переориентации результата образования [1].

Требования, предъявляемые работодателями к своим сотрудникам, повышаются с каждым днем. Многие направления, востребованные на современных производствах, требуют значительно более высокого уровня квалификации, чем раньше. Современный специалист должен уметь знать, а также способность управлять высокотехнологичным оборудованием, разбираться в чертежах, уметь читать инструкции на иностранных языках, работать с информационными системами, стремиться к самосовершенствования и т.д. Фактически это должен быть высококвалифицированный разносторонне развитый специалист.

Цель исследования

Проблема исследования обусловлена тем, что наблюдается несоответствие между количеством выпускников высших учебных заведений, качеством получаемого студентами образования и требованиями единого рынка труда. Поэтому необходимо:

  • определить понятия «прикладной бакалавриат» и «целевое направление» обучения;
  • выявить проблемы и перспективы прикладного бакалавриата и целевого направления обучения;
  • обозначить возможности применения прикладного бакалавриата в условиях современного рынка труда;
  • определить структуру и виды учебной деятельности, способствующие достижению планируемых результатов в прикладном бакалавриате и целевом направлении обучения;

Исходя из выше изложенного были поставлены и предпринимались попытки решения следующих задач:

  • проанализировать понятия «прикладной бакалавриат» и «целевое направление»;
  • рассмотреть преимущества и недостатки прикладного бакалавриата и целевого направления;
  • проанализировать возможности внедрения.

Материал и методы исследования определялись методологическими основами, целями, сущностью поставленных теоретических и практических проблем. В связи с этим использовались следующие методы:

  • теоретического уровня: теоретический анализ и изучение методической литературы, законодательных актов в области образования, нормативных и программно-методических документов;
  • эмпирического уровня: наблюдение, беседа, опрос.

Результаты исследования и их обсуждения

Одним из признаков современной рыночной экономики является инициатива производителя в вопросах «что, для кого и сколько производить», а также «кто будет производить». Именно эти показатели являются основополагающими для современного работодателя.

Понятие «прикладной бакалавриат» используется с 2009 года. Именно в этом году вышло постановление Российской Федерации «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего и высшего профессионального образования». Эксперимент в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования должен проводиться с 2009-2014 года. Основной целью эксперимента является формирование и внедрение новых видов профессиональных образовательных программ, ориентированных на освоение современных производственных технологий, новых форм и методов организации труда и обеспечивающих подготовку квалифицированных кадров в соответствии с потребностями инновационного развития экономики [2]. В основе прикладного бакалавриата будут лежать образовательные программы СПО (среднего профессионального образования) и ВПО (высшего профессионального образования), которые ориентированы на получение серьёзной теоретической подготовки и овладение практическими навыками работы на производстве. Это будет отражено в изменении количества часов практической части академического бакалавриата конкретного направления. Причем объём практической части программы, включая лабораторные и практические занятия, учебную и производственную практику, предположительно должен составлять не менее половины всего времени, отведённого на обучение.

В настоящее время вузы выпускают огромное количество студентов по различным направлениям, и сразу же возникает вопрос о трудоустройстве. В связи с модернизацией многих предприятий работодатели предъявляют к выпускникам все более высокие требования. Поэтому основная задача прикладного бакалавриата - это получение выпускником полного набора знаний, умений и навыков, владение компетенциями изучаемого направления для того, чтобы сразу же начать работать по специальности.

Таким образом, прикладной бакалавриат предполагает обучение студентов по бакалаврской программе, где основная, базовая часть такая же, как предусмотрено в стандарте, а дополнительная - практико-ориентированная, выводит на четкую квалификацию.

Анализируя программу прикладного бакалавриата, можно выявить положительные моменты:

1. Окончив программу прикладного бакалавриата, студент получает профессию и идет работать. Если он будет нуждаться по каким-то причинам в углубленных знаниях в какой-то из областей, он может продолжить обучение в магистратуре. Такая «модульность» образовательных программ широко распространена за рубежом. Реальный опыт общения с людьми, выполняющими такую же трудовую деятельность, пополняет профессиональный кругозор выпускника и повышает профессиональный опыт.

2. Программы прикладного бакалавриата предполагают получение студентами конкретной прикладной квалификации. На сегодняшний день это крайне важно, поскольку многие работодатели говорят об отсутствии квалифицированных специалистов. Программы прикладных квалификаций позволят ослабить проблему нехватки таких работников.

3. Программы прикладного бакалавриата позволят сделать более гибкой систему высшего образования.

Но, как и в каждом обсуждаемом вопросе, в прикладном бакалавриате есть свои «но». Прикладной бакалавриат, будучи новой формой образования, может «работать» только при определенном условии - когда есть конкретный работодатель, готовый участвовать в подготовке специалистов. В этой ситуации вузам будет выгодно сотрудничать с системой НПО (начальное профессиональное образование) и СПО (среднее профессиональное образование): взять на себя теоретическую подготовку, а организацию производственной практики и все прикладные модули оставить работодателю. На сегодняшний день вуз сам оценивает, сам присваивает квалификацию и выпускает специалиста на рынок труда. Перечисленные выше требования прикладного бакалавриата лишний раз доказывают необходимость контактов с работодателем, его участия в оценке квалификации выпускников и в последующем трудоустройстве.

Анализируя целевое направление, также можно найти массу положительных моментов:

1. Значительно облегчается процедура поступления, так как конкурс среди поступающих по целевому направлению гораздо ниже, чем на то же направление, но в основном потоке.

2. Обучение по целевому направлению фактически должно быть бесплатным для студента, т.е. предприятие может взять на себя обязательства по расходам на обучение или «добыть» денежные средства из бюджета региона или города. В этом случае со студентом заключается договор, по которому фирма-направитель оплачивает учёбу, а студент обязывается отработать после окончания ВУЗа в данной фирме несколько лет.

3. Немаловажным аспектом является дальнейшее трудоустройство студента после окончания вуза.

Но опять же нельзя обойтись и без отрицательных моментов, которые нельзя не учитывать. Студент, отучившийся по целевому направлению, всегда подвергается жизненным переменам: смена семейного положения, переезд в другой город по семейным обстоятельствам, - и не может выполнить условия договора, то есть отработать определенное количество лет в фирме-направителе. Как быть в такой ситуации и стоит ли склоняться в сторону целевого обучения? Выбор и решение таких вопросов всегда необходимо разумно оценивать и взвешивать, потому что все «за» и «против» обязательно сыграют свою роль в нашем индустриальном мире. Такое сравнение решили провести и мы, опираясь на результаты теоретического анализа.

Сравнительный анализ целевого направления и прикладного бакалавриата

Целевое направление

Прикладной бакалавриат

Целевой набор, как правило, существует в отраслевых вузах

?

Небольшой конкурс при поступлении

Небольшой конкурс при поступлении

Возможность продолжения учебы

Возможность продолжение учебы

Направление от конкретной организации

Направление от конкретной организации

Организация оплачивает или пытается выделить средства из бюджета

Организация оплачивает

Отработка на предприятии в течение 3 лет

?

-

Организация участвует в разработке программ в части профессиональной теоретической подготовки

-

Возможность проведения дополнительных вступительных испытаний творческой и/или профессиональной направленности при приеме на обучение

Подводя итог всего сказанного, нельзя с точностью ответить на вопрос: какой же модели обучения отдать предпочтение на сегодняшний день, чтобы быть востребованным и трудоустроенным?

Целевое обучение существует уже много лет, и определенный процент студентов выбирали и непременно будут выбирать именно эту модель обучения. Она изведана годами и поколениями, в ней нет неизвестного и пугающего. А вот прикладной бакалавриат пока себя не зарекомендовал, так как апробация такой модели не завершена. Это новшество привлекает многогранностью, так как готовит практико-ориентированных работников к деятельности, связанной с внедрением, адаптацией, оптимизацией инновационных технологий и технологических процессов. Но не каждое образовательное учреждение может воплотить в жизнь со всеми планируемыми результатами прикладной бакалавриат. Для этого необходимо:

  • обладать кадрами, способными обеспечить изучение потребностей рынка труда региона, разработку программы, включающей профессиональные модули, организацию и содержание теоретической и практической составляющей программы;
  • кадровый потенциал образовательного учреждения должен включать не только профессорско-преподавательский состав, но и представителей работодателей, имеющих опыт практической профессиональной деятельности, связанной с реализацией программы;
  • обладать материально-технической и научно-методической базой, необходимой для реализации программы;
  • обладать базой практик на предприятиях, новейшим оборудованием, лабораториями и мастерскими, компьютерным обеспечением, учебными пособиями, тренажерами, доступом к соответствующей новой литературе и электронным носителям;
  • иметь продуктивные механизмы трудоустройства выпускников, договоры с работодателями;
  • ежегодно обновлять, уточнять результаты освоения программы;
  • использовать лаборатории, учебные полигоны предприятий, базы практик;
  • участвовать в руководстве практикой;
  • разрабатывать задания на дипломное проектирование и программ государственной итоговой аттестации и участвовать в ее проведении;
  • организовывать курсы повышения квалификации преподавателей и их стажировок [1].

Заключение

Потребности современного российского рынка труда разнообразны, но единство работодателей проявляется в одном - нужны высококвалифицированные кадры - от рабочего, техника-технолога до ученого-исследователя.

Один из путей, ведущий к повышению доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития российской экономики, современным потребностям общества и человека, - это развитие вариативности образовательных программ.

Миссия программы прикладного бакалавриата состоит в следующем:

  • преодоление риска потери практикоориентированности при введении уровневого высшего образования;
  • снижение уровня издержек организаций работодателей по доучиванию выпускников;
  • адаптация образовательных программ вузов к заказу на практико-ориентированные результаты, соответствующие требованиям профессиональных стандартов;
  • сокращение сроков вхождения молодежи на рынок труда в условиях демографического кризиса и старения кадров;
  • снижение риска нетрудоустройства выпускников;
  • расширение вариативности образовательных программ и сокращение их дублирования на уровнях среднего и высшего профессионального образования.

Какая модель образования может «вырастить» такого специалиста, как обучать студентов, чтобы реализовать и трудоустроить их на рынке труда - насущный вопрос индустриального мира. В условиях современности развития образования, а также быстрых темпов модернизации технологий на первый план выходит подготовка выпускников, обладающих навыками и способностями профессиональной адаптации в быстроменяющемся мире. Образование становится средством для наиболее адекватного отражения требований рыночной экономики и нового общества.

Рецензенты:

Усманов В.В. д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Пензенский университет архитектуры и строительства», г. Пенза.

Варникова О.В., д.п.н., профессор, ФГОУ ВПО «Пензенский государственный технологический университет», г. Пенза.


Библиографическая ссылка

Щепетова В.А., Симонова И.Н., Овчаренков Э.А. РОЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ И ПРЕДПРИЯТИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11578 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674