Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ КАК ЯДРО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ КЛАСТЕРОВ В РЕГИОНЕ

Никитина О.А. 1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Культурно-историческое наследие регионов России активно вовлекается в брендинг территорий для формирования культурных кластеров. Культурные кластеры уже эффективно работают в регионах России, например: •кластер «Ганзейские города» (объединяет 12 исторических городов России: Белозерск, Великий Новгород, Великий Устюг, Ивангород, Калининград, Кингисепп, Псков, Смоленск, Тверь, Тихвин, Торжок и Тотьма); •кластер «Китежская Русь» (Новгородская область); •кластер «Золотое кольцо России» (объединяет 24 исторических города России: Суздаль, Владимир, Ярославль, Кострома, Ростов Великий, Углич, Переславль Залесский, Муром, Мышкин и др.). Заслуживает серьезного внимания и поддержки проект возрождения Старой Ладоги, который будет способен объединить наиболее интересные и привлекательные историко-культурные центры Северо-Западного федерального округа. В основе проекта возрождения Старой Ладоги предполагается использование кластерного принципа – создание культурного кластера «Старая Ладога». Наиболее привлекательными для формирования кластера «Старая Ладога» являются формы ассоциативного сотрудничества, например, создание государственно-частного партнерства в правовой форме инвестиционного товарищества (ИТ), что позволит прилечь всех заинтересованных участников в возрождении и сохранении культурно-исторического наследия в районе Старая Ладога.
инвестиционное партнерство в туризме
региональная экономика
туристский кластер
культурный кластер
культурно-историческое наследие
1. Федеральный закон РФ № 557184-5 от 29.11.2011 «Об инвестиционном товариществе». – URL: http://www.rg.ru/2011/12/07/invest-tov-dok.html.
2. Российский статистический справочник-ежегодник, 2010; Стат. Сб. / Госкомстат России. – М., ИИЦ «Статистика России», 2010. 810 с.
3. Скоусилл Д. Обзор развития индустрии туризма и путешествий // Материалы Московского международного туристского форума MITCO-2012, 18–21 сентября. – М., 2012. – С. 10-20.
4. Федеральное агентство по туризму (Ростуризм). – URL: http://www.russiatourism.ru/news/-33560391/.
5. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 гг.)». – URL: http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124140852/.
6. Nikitina O., Akimova O. Cultural-historical heritage as a factor of regional economic development // Proceedings of the International Conference on Sustainable Cultural Heritage Management / Edited by Lucia Marchegiani/ I-st Edition, October 2013. Printed by ˮERMES. Sevizi Editoriali Integrati S.r.l.ˮ Rome. Р. 499-511.

Культурно-историческое наследие России в последнее время выступает объектом изучения с точки зрения кластерной экономической политики в туризме. Например, организационно-экономический механизм формирования туристских кластеров, заложенный в основу реализации Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 гг.)», позволит, в первую очередь, из слабоструктурированных туристских зон создать региональные и межрегиональные экономические партнерства, объединенные единой целью завоевания потребителя [5]. При этом важной особенностью ФЦП является создание точек роста экономики регионов на основе кластерного подхода, приводящего к образованию гибких предпринимательских структур малого и среднего бизнеса, позволяющих формировать широкую сферу услуг, обеспечивая высокую степень региональной специализации.

Механизм формирования региональных культурных кластеров позволяет задействовать имеющиеся ресурсы в регионах для ускорения роста, диверсификации и усиления конкурентных позиций туристско-рекреационной индустрии в регионах.

Региональные кластерные структуры уже эффективно работают в регионах России, при этом запущенный кластерный механизм позволяет развивать всю региональную территорию под брендом культурно-исторического наследия [6].

В таблице 1 даны примеры эффективно работающих кластеров, опыт которых уже в 2015–2018 годах планируется тиражировать при формировании других региональных туристских кластеров. Только в рамках ФЦП планируется создать 29 кластеров в 20 субъектах РФ (рис. 1).

Таблица 1

Региональные туристские кластеры в РФ

Субъект

Название кластера

Инвестиции

Туристский поток

Алтайский край

 

Туристско-рекреационный кластер «Белокуриха»

7,2 млрд руб

630 тыс. туристов в год

Вологодская область

Туристский кластер «Великий Устюг – родина Деда Мороза»

3,3 млрд руб

220 тыс. туристов в год (на начало проекта – 3 тыс. чел. в год в 1998 году)

12 исторических городов России

(Белозерск, Великий Новгород, Великий Устюг, Ивангород, Калининград, Кингисепп, Псков, Смоленск, Тверь, Тихвин, Торжок и Тотьма)

Межрегиональный культурно-исторический кластер

«Ганзейские города»

 

Российская сторона: 330 798.88 евро

Европейский союз: 264 639.10 евро

Нет данных

Нижегородская область

Туристский кластер «Китежская Русь»

251 млн руб

500 тыс. туристов в год

Ярославская область

Туристско-рекреационный кластер «Золотое кольцо»

450 млн руб

4 млн туристов в год

 

млн руб.

2011 г.
5 субъектов РФ /
6 кластеров / 15 объектов

2012 г.
9 субъектов РФ/
14 кластеров / 31 объект

2018 г.
29 кластеров /
более 60 объектов

Рис. 1. Алгоритм инвестиционной поддержки туристских кластеров в рамках ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 гг.)»

Интерес к центрам российского туризма набирает популярность, о чем свидетельствует 6 %-й прирост доходов от въездного туризма за первое полугодие 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года [3]. По данным Всемирного Совета по туризму и путешествиям (WTTC) Россия в 2011 году заняла 13 место по числу прибытий иностранных граждан. Отчасти это связано с преодолением кризисных явлений в системе российского туризма, упорядочиванием туроператорского рынка, созданием системы страхования туристских рисков. Однако, располагая богатым историко-культурным и природным потенциалом, туризм в России в целом является неконкурентоспособным. На мировом рынке туризма России принадлежит менее 1,5 % от общего туристского потока. Доля поступлений от туризма в ВВП РФ за последние пять лет не превышала 1% [2].

Северо-Западный регион имеет привлекательные историко-культурные центры, которые эксплуатируются в «свободном режиме» организаторами турбизнеса без специальной программы и даже без должной туристской ренты. Вместе с тем, если сравнивать объемы инвестиций в строительство и реконструкцию инфраструктурных ресурсов аттракций в России, они будут несопоставимы с американскими и европейскими аналогами.

В этой связи, заслуживает серьезного внимания и поддержки общенациональный проект возрождения Старой Ладоги. Исследования Старой Ладоги ведутся уже около двух веков. На территории района найдено множество кладов древних монет, реликтов кузнечного, ювелирного производства, которые позволяют оценить высокую аттрактивность района Старой Ладоги как древнего центра цивилизации. Отдельные, дошедшие до нашего времени руины относятся примерно к 1490 году.

Объекты туристского интереса:

  • Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник;
  • Староладожская крепость (первая крепость на этом месте была возведена еще в 1114 году, нынешний облик крепости относится к XV веку);
  • Георгиевская церковь и деревянная церковь Дмитрия Солунского (1731 г.);
  • Никольский монастырь – наиболее древний монастырь Старой Ладоги (время постройки – XIV в., ансамбль монастыря сложился в XVII веке;
  • Никольский собор (XVII век) и церковь Иоанна Златоуста (1860–1873 гг.);
  • Успенский женский монастырь (XIX век);
  • Иоанно-Предтеченский монастырь (сохранился собор Рождества Иоанна Предтечи, возведенный в 1695 году);
  • деревянный дом и каменные дома купца Калязина XIX в., музей купеческого быта;
  • курганы, подземные ходы и могила Вещего Олега.

Предполагается, что именно проект «Старая Ладога» будет способен объединить наиболее интересные и привлекательные историко-культурные центры Северо-Западного федерального округа. В основе создания общенационального проекта предполагается использование модульного принципа построения, основанного на схожести проблем, требующих решения в субъектах Российской Федерации Северо-Западного федерального округа, а также реализация на первом этапе проекта идеи возрождения Старой Ладоги и создания соответствующего туристского кластера на базе Ленинградской области [4].

Проект предполагает, что на первом этапе в течение ближайших 5–7 лет будет проведена реконструкция памятников истории и культуры Старой Ладоги – храмов, монастырей, а также реставрация фасадов зданий. На первом этапе формирования туристского кластера вложения в реконструкцию культурно-исторических объектов составят 2 млрд рублей. Всего инвестиций на развитие кластера «Старая Ладога», с учетом строительства выставочного комплекса, конференц-холла, гостиниц и ремонта дорожно-транспортной инфраструктуры, по предварительным подсчетам, потребуется около 10 млрд руб.

В реализации общенационального проекта «Старая Ладога», вероятно, будут задействованы три разных уровня государственно-частных партнерств (ГЧП): партнерство на федеральном государственном уровне, региональное партнерство и партнерство на муниципальном уровне. Для современной России наиболее характерна институциональная схема, когда ГЧП на каждый контракт или концессию формируются с нуля, так как в национальной экономике еще совсем мало опыта и не произошло эволюционного врастания новых видов партнерств в формирующуюся структуру рыночной экономики. В перспективе возможно увеличение роли ГЧП за счет расширения сферы государственных и муниципальных контрактов, аренды государственного и муниципального имущества, совместных предприятий, концессионных соглашений, создания туристских кластеров и особых экономических зон туристско-рекреационного типа.

Очевидно, что участие частного сектора с его финансовой мощью и мобильностью в инновационных проектах вполне назрело, и будет сохранять свою актуальность в будущем. Однако государству пока не удалось сформировать систему финансово-экономических рычагов инициирования участия и поддержки частных компаний при реализации инновационных проектов: равноправный партнерский характер, гарантии, льготы, преференции и т.п. В рамках ФЦП для инвесторов предлагается только один механизм – это субсидирование процентных ставок по кредитам на туристско-рекреационные объекты с длительным сроком окупаемости. Но в силу отсутствия должного механизма управления рисками и недостаточной правовой защищенности инвестора данный механизм пока не так привлекателен для инвесторов, особенно в регионах.

Поэтому в первую очередь при реализации инвестиционного проекта «Старая Ладога» по кластерному развитию привлекательными являются формы ассоциативного сотрудничества, например, создание государственно-частного партнерства в правовой форме инвестиционного товарищества (ИТ) на основе договора, которая позволяет инвесторам объединяться для совместного вложения денег в проект без образования юридического лица [1]. Инвестиционное товарищество, прежде всего, будет привлекательно для многоканального стартового финансирования объектов среднего формата и могут создаваться как местными компаниями, так и индивидуальными предпринимателями на основе соответствующего договора. В договоре должны быть указаны вклады каждого из участников товарищества и определен управляющий товарищ – менеджер, который за вознаграждение будет вести учет доходов и расходов на самостоятельном счете товарищества. При этом, ИТ не обязано платить налоги – налоговое бремя несут непосредственно его участники, каждый по своим правилам, что позволяет избежать ситуации двойного налогообложения.

Таким образом, культурно-историческое наследие становится не только объектом туристского интереса, но и ядром регионального кластерного развития, позволяющего формировать региональную экономическую политику, инициировать создание государственно-частных партнерств, привлекать инвестиции путем формирования многоканальных инвестиционных товариществ, создавать рабочие места, повышать качество жизни местного населения, снижать потоки внутренней миграции. Внедрение кластерной туристской политики по развитию и продвижению культурной дестинации будет способствовать сотрудничеству и кооперации всех субъектов дестинации по использованию объектов культурного наследия, определению работ по реставрации объектов и благоустройству их территории. При этом, координированная работа по развитию туристской инфраструктуры на исторических объектах культурного наследия между различными ведомствами и организациями, органами государственной власти и органами местного самоуправления должна строиться на региональном или муниципальном уровнях в форме создания ГЧП, на основе многоканального договора в форме инвестиционного товарищества.

Рецензенты:

Боголюбов В.С., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономики и менеджмента в туризме и гостиничном хозяйстве Санкт-Петербургского государственного экономического университета, г. Санкт-Петербург.

Боголюбова С.А., д.э.н., профессор кафедры социально-культурного сервиса и туризма Санкт-Петербургского государственного экономического университета, г. Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Никитина О.А. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ КАК ЯДРО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ КЛАСТЕРОВ В РЕГИОНЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11716 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674