Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОПРИЗЫВНОЙ МОЛОДЕЖИ НА ОСНОВЕ ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЫ № 8 ГОРОДА КРАСНОЯРСКА)

Арутюнян Т.Г. 1
1 ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнёва»
Система подготовки граждан к военной службе в Российской Федерации во многом повторяет прежнюю, рассчитанную на двухгодичный срок военной службы по призыву. Но переход в 2008 году на годичный срок военной службы по призыву повлек за собой значительное повышение требований к качеству подготовки граждан к военной службе. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы», утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795, нацелена, на дальнейшее развитие системы патриотического воспитания, а для этого необходимо совершенствовать, организационно-методическое обеспечение. Для решения вышеназванной проблемы в общеобразовательной школе было проведено исследование, способствующее более качественному оборонно-физкультурному воспитанию защитников Отечества с помощью и на основе физического упражнения. С соблюдением педагогической этики положительно воздействовано на физическое, морально-психологическое и нравственное развитие учащихся, через дополнительное образование – спецкурс «Физическое упражнение как средство формирования воли и сверхволи будущего защитника Отечества».
допризывник.
воля
упражнение
патриот
воспитание
физическое
отечество
1. Арутюнян, Т.Г. Взаимосвязь военно-патриотического и физического воспитания школьников допризывного возраста: Диссертация на соискание учёной степени Кандидата Педагогических наук / Т.Г. Арутюнян. – Красноярск: ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», 2006. - 184 стр.
2. Арутюнян, Т.Г. Оздоровительная система Виталия Федоровича Прядченко: монография / Т.Г. Арутюнян. – Красноярск: Город, 2010. – 282 с.
3. Арутюнян, Т.Г. Физическое упражнение как средство формирования воли и сверхволи будущего защитника Отечества: спецкурс, рекомендован КИМЦ ГУО администрации г. Красноярска для практической работы в средних общеобразовательных учреждениях / Т.Г. Арутюнян. – Красноярск: Городской информационно-издательский центр, 2011. – 40 с. В формате PDF спецкурс размещен на сайте Главного управления образования Красноярска в структурном подразделении КИМЦ в разделе методические сборники http://krasobr.admkrsk.ru/kimc
4. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б.Х. Ланда. – Москва: Советский спорт, 2011. – 346 с.
5. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры/Л.П. Матвеев. – Москва: Физкультура и спорт, 2008. – 544 с.

Введение. Базовым фактором, определяющим способность гражданина проходить военную службу, является состояние его физического развития и здоровья. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, из 13,62 миллиона детей, обучающихся в школах, только 21,4 процента абсолютно здоровы, 21 процент имеют хронические, в том числе инвалидизирующие, заболевания. Общая заболеваемость подростков в возрасте до 14 лет включительно возросла за последние 5 лет на 9,3 процента, а юношей и девушек в возрасте 15 - 17 лет включительно - на 11,6 процента. Общий показатель годности к военной службе (суммарная доля годных к военной службе и годных к военной службе с незначительными ограничениями) граждан, прибывших на призывные комиссии, ежегодно снижается. Особой проблемой является выявление лиц с психическими заболеваниями и психическими расстройствами, а также лиц, страдающих наркотической и алкогольной зависимостью. Существующая нормативная правовая база не позволяет создать систему обязательной проверки граждан на употребление наркотических веществ и выявление психических заболеваний и расстройств. За последние 5 лет число впервые выявленных больных алкоголизмом юношей в возрасте 15 - 17 лет включительно увеличилось на 28 процентов, а наркоманией - на 22 процента.

Учебно-материальная база, предназначенная для занятий физическими упражнениями в образовательных учреждениях, в большинстве случаев не соответствует современным требованиям. Имеются государственные образовательные учреждения в которых отсутствуют спортивные залы, не говоря уже о бассейнах, тренажерных залах и полосах препятствий.

В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795, говорится, что для дальнейшего развития системы патриотического воспитания необходимо совершенствование, «… модернизация материально-технической базы патриотического воспитания, повышение уровня его организационно-методического обеспечения…».

Таким образом, в современных условиях модернизации Российского общества необходимо сформировать целостную систему подготовки молодёжи к военной службе, необходимую для обеспечения безопасности и обороноспособности государства.

В связи с вышесказанным, актуальность данного исследования обусловливается следующими основными противоречиями, выявленными в ходе анализа отечественной и зарубежной научно-практической литературы и нормативно-правовых документов по проблеме нашего исследования:

научно-практическое – обусловленное запросами общественной практики между необходимостью научного подхода в совершенствовании процесса, способствующего улучшению здоровья и физической подготовленности молодёжи, с одной стороны, и ежегодному ухудшению здоровья и физической подготовки молодёжи, с другой;

признание значимости методов и средств физической культуры как незаменимого комплекса средств воспитания социально адаптированной личности, с одной стороны, и отсутствие планомерной воспитательной работы с использованием методов и средств физической культуры по формированию морально-волевых и нравственных качеств молодёжи, с другой стороны;

научно-теоретическое – обусловленное недостаточностью знаний по проблеме системной подготовки молодёжи к защите Отечества и методико-информационного обеспечения функционирования патриотического воспитания молодёжи.

Объект исследования: процесс военно-патриотического и физического воспитания школьников допризывного возраста в средней общеобразовательной школе № 8 Кировского района города Красноярска.

Предмет исследования: программно-методическое и структурно-организационное обеспечение взаимосвязи военно-патриотического и физического воспитания допризывной молодежи.

Цель исследования: теоретически обосновать и в опытно-экспериментальной работе проверить программно-методическое и структурно-организационное обеспечение военно-патриотического и физического воспитания допризывной молодежи на основе их взаимосвязи.

Задачи исследования

  1. На основании мониторинга разработать и апробировать экспериментальную программу, способствующую более качественному оборонно-физкультурному воспитанию защитников Отечества с помощью и на основе физического упражнения;
  2. В экспериментальной работе проверить эффективность исследовательской модели;
  3. Воздействовать на физическое, морально-психологическое и нравственное развитие учащихся, способствовать формированию воли.

Гипотеза исследования: военно-патриотическое и физическое воспитание школьников допризывного возраста будет успешным и поступательным, если будут:

  • разработаны предмет и программно-методическое обеспечение допризывной подготовки;
  • разработаны и реализованы структура руководства и организации военно-патриотического и физического воспитания;
  • выявлены линии взаимосвязи военно-патриотического и физического воспитания.

Материал и методы исследования. Содержательную основу исследования составляют интерпретированные идеи Б.Х. Ланды, В.Ф. Прядченко, Л.П. Матвеева, К.С. Лавриченко, О.В. Волковой, Д.Г. Миндиашвили, В.А. Кузьмина, К.К. Маркова, Л.К. Сидорова, И.А. Медведева, А.И. Завьялова, А.Н. Савчука, М.Д. Кудрявцева, Х-О.Д-Н. Ооржака, М.И. Шиловой, В.И. Усакова, Г.С. Саволайнен, Е.В. Панова, О.В. Казак, В.В. Денискина и других.

В решении поставленной проблемы, был организован учебно-воспитательный процесс по разработанным нами программам и спецкурсу дополнительного образования школьников «Физическое упражнение как средство формирования воли и сверхволи будущего защитника Отечества» рекомендованного для практической работы во всех общеобразовательных учреждениях Красноярска [3].

Исследование проводились в течение 2009-2010 учебного года в несколько этапов на базе школы № 8 Кировского района города Красноярска, допризывной молодёжи.

Осуществлялся контроль физической и технической подготовки испытуемых [2]. Проводился анализ посещаемости занятий, параллельно разрабатывались методики тренировки, использовались тесты, запрашиваемые военным комиссариатом Кировского района города Красноярска. В эксперименте приняло участие – 30 человек с одинаковой физической подготовленностью, из которых 15 человек в течение учебного года выполняли общеобразовательные программы «Патриот» и «Школьник-призывник» и получали дополнительное образование по спецкурсу «Физическое упражнение как средство формирования воли и сверхволи будущего защитника Отечества». Проведён формирующий педагогический эксперимент, в котором участвовали ученики одиннадцатых классов. Основной эксперимент всё время проводился в условиях учебно-тренировочного процесса, что позволило полностью контролировать уровень физического состояния допризывной молодёжи, рост их тренированности и восстановительные процессы. Благодаря тщательному анализу результатов проводимого педагогического эксперимента были конкретизированы методические подходы и внесены уточнения в ранее разработанные программы [1; 3].

Данные методики патриотической и физической подготовки были рекомендованы городским научно-информационно-методическим центром для практической работы во всех средних общеобразовательных учреждениях города Красноярска, такие же рекомендации и у вышеназванного спецкурса.

Для проверки эффективности разработанных нами программ и спецкурса был проведен педагогический эксперимент, в котором участвовали ученики одиннадцатых классов школы № 8 Кировского района города Красноярска. Методом случайной выборки в контрольную группу было включено 15 и в экспериментальную 15 учеников. Сопоставление велось по семи показателям [4]:

  • прыжок с места;
  • прыжок со скакалкой за 1 мин.;
  • отжимания от пола;
  • подъем туловища;
  • подтягивание;
  • бег 30 метров;
  • бег 1000 м.

Для того чтобы различные события как можно меньше повлияли на результат, мы определили оптимальный срок эксперимента восемь месяцев. Мы также воспользовались рекомендациями, сопутствующими процессу измерений факторов невалидности [5].

Условия на протяжении эксперимента не менялись. Тестирование проводились на одном и том же контингенте шестнадцатилетних учащихся школы, в одних и тех же спортивно-технических условиях. Испытуемые экспериментальной и контрольной групп равномерно посещали занятия. Учащиеся не знали о проводившемся эксперименте, проведение тестирования было объяснено требованиями управления образованием и военным комиссариатом для своей внутренней отчётности. Учащимся было объяснено, что выполнение тестирования не повлияет на качество оценок по предмету. Поэтому учащиеся не испытывали боязни получить неудовлетворительную оценку. Для того чтобы эффективно контролировать артефакты мы проводили эксперимент с введением экспериментальной переменной двумя методически независимыми способами.

Результаты исследования и их обсуждение. Методы статистической обработки применялись с целью оценки получаемых данных. При этом учитывалась логическая необходимость того или иного метода статистической обработки для решения именно педагогических задач с практической реализацией.

Процент прироста физического качества рассматривался, в каждой группе который вычислялся по формуле S.Brody W=

где - исходный показатель, - конечный показатель, получаем процент прироста физического качества за соответствующий период подготовки.

Рисунок 1 Средние арифметические данные тестирования после окончания эксперимента

Измерялись средние арифметические значения показателей тестирования на начало и после проведения педагогического эксперимента. Из результатов тестирования после окончания педагогического эксперимента видно, что экспериментальная группа имеет лучшие показатели. Только показатель тестирования бега на 30 метров был одинаков.

Выводы. На основании мониторинга разработана и апробирована экспериментальная программа, способствующая более качественному оборонно-физкультурному воспитанию защитников Отечества с помощью и на основе физического упражнения. В экспериментальной работе проверена эффективность исследовательской модели взаимосвязи физического и патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении, дающей положительный эффект. Воздействовано на физическое, морально-психологическое и нравственное развитие учащихся, через дополнительное образование – спецкурс «Физическое упражнение как средство формирования воли и сверхволи будущего защитника Отечества» - способствующий формированию воли и мотивации к двигательной активности.

Рецензенты:

Марков К.К., д.п.н., профессор, профессор кафедры теории и методики спортивных дисциплин Сибирского федерального университета (Министерство образования и науки РФ), член редколлегии журнала «Современные проблемы науки и образования», г. Красноярск.

Сентябрев Н.И., д.б.н., профессор, профессор кафедры физиологии Волгоградской государственной академии физической культуры, член редколлегии журнала «Современные проблемы науки и образования», г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Арутюнян Т.Г. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОПРИЗЫВНОЙ МОЛОДЕЖИ НА ОСНОВЕ ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЫ № 8 ГОРОДА КРАСНОЯРСКА) // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11725 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674