Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

О ВЗАИМОСВЯЗИ ХАРАКТЕРА ЛИЧНОСТНОЙ САМООЦЕНКИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЧЕРКА

Сорокина С.Е. 1
1 ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
В статье представлены результаты комплексного изучения взаимосвязи характера самооценки и особенностей почерка. Было проведено специальное исследование проблемы, в котором эмпирически изучены выявленные взаимосвязи и представлены математические доказательства корреляции уровня самооценки с признаками почерка. Обнаружено, что в группе испытуемых с низким уровнем самооценки имеются статистически значимые различия с испытуемыми других групп по показателям пяти признаков почерка: размера полей слева, размера почерка, размера заглавных букв, неустойчивости строк и организации текста на листе. Эти признаки могут выступать почерковыми признаками заниженной самооценки с высоким уровнем достоверности (р≤0.001). В группах с нормальным и завышенным уровнем самооценки значимые различия обнаружены по четырем признакам почерка: размеру почерка (р≤0.05), размеру заглавных букв (р≤0.01), неустойчивости строк (р≤0.001) и организации текста на листе (р≤0.001), что также можно принимать во внимание при проведении почеркового анализа. Установленная достоверная связь самооценки и почерка позволяет сделать вывод о том, что изучение почерка может быть рассмотрено не только в качестве дополнительной диагностики уровня самооценки, но и выступать основой ее психологической коррекции. На основании полученных результатов автором разработана соответствующая методика коррекции самооценки.
признаки почерка
уровень самооценки
самооценка
1. Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психол. журнал. - 1992. - Т.13, № 4. - С. 99-100.
2. Галкина Т.В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. - 399 с.
3. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. - СПб.: Речь, 2001. - С. 16.
4. Россинская Е.Р. Криминалистика. Вопросы и ответы: учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - С. 136-137.
5. Симакова Е.С. Отражение в почерке психологических свойств и состояний личности (криминалистический, уголовно-процессуальный и психологический аспекты): Автореф. дис... канд. юр. наук. - Томск, 2003. - 23 с.
6. Соловьев В.С. Избранное. - СПб., 1994. - 335 с.
7. Сорокина С.Е. Метод повышения заниженной личностной самооценки студентов // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в современной России: материалы третьей Всерос. науч.-практ. конф. (Самара, 27-28 сент. 2010 г.). - Самара, 2010. - С. 249-252.
8. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок; пер. с англ. под общ. науч. ред. А.Б. Толстова. - М.: Идея пресс: Дом интеллектуальной книги, 2000. - 309 с.

Введение

Теоретический анализ общенаучных подходов к изучению проблематики самооценки в рамках философского [6], социологического [8] и психологического [1, 2] направлений позволяет определять самооценку как центральное личностное образование, детерминирующее поведение и деятельность, участвующее в важнейших самопроцессах человека. Основные самопроцессы - саморазвитие, самоактуализация, самореализация, самосозидание, самопринятие - предполагают совершенствование психологических качеств и компетенций, стремление к реализации личностного потенциала.

Внешнее проявление психологического феномена самооценки в жизни человека выражается в особенностях поведения, межличностных отношений, продуктов деятельности. Одним из актуальных направлений исследования продуктов деятельности человека выступает почерковедение. Вопросы изучения почерка как формального отображения письма основательно разработаны и востребованы криминалистами. Однако существует психологический аспект задачи, связанный с пониманием строения процесса письма и его развития, с поиском связей между внешним и внутренним проявлениями личности (например, между почерком и личностными явлениями, даже такими сложными, как самооценка), с изменением, коррекцией психологических характеристик человека на основе анализа почерка.

На основе физиологической теории о высшей нервной деятельности человека в психологии изучалась зависимость почерка от типологических свойств нервной системы и других психофизиологических особенностей личности. Проведенный обзор почерковедческих работ свидетельствует о том, что особенности почерка рассматриваются в связи с идентификационной процедурой в криминалистической практике; при изучении психологических свойств, состояний (стрессовых, психопатологических) и установок личности; для создания языкового портрета; при определении и коррекции индивидуально-психологических особенностей психически больного человека. В существующих исторических и современных диагностических предложениях почеркового анализа (Зуев-Инсаров, Моргенштерн, Акимова, Егорова, Булгакова, Обозов, Сонин, Алесковский, Колючкин, Седин, Смыслов, Кравченко и др.) приводится соответствие особенностей почерка определенным психологическим качествам. В том числе приведено соответствие одного почеркового признака (мелкий размер букв) и низкой самооценки (Гольдберг). Однако работы, посвященные комплексному изучению взаимосвязи особенностей почерка и характера самооценки, отсутствуют.

В контексте нашего исследования характер самооценки представлен тремя уровнями: заниженный, нормальный и завышенный. Каждому уровню самооценки, в соответствии с параметрами оценочной шкалы С.А. Будасси, соответствуют следующие графы: заниженному - «ниже среднего», «низкий», «неадекватно низкий»; нормальному - «средний», «выше среднего», «высокий»; завышенному - «неадекватно высокий».

Особенности почерка определяются наличием и характером почерковых признаков. Под признаком почерка понимается особенность письменно-двигательного навыка, отобразившаяся в рукописи [3]. Признаки почерка подразделяются на общие и частные [4]. Общие признаки характеризуют почерк определенного лица в целом, как систему движений, дают представление о системе графического начертания всей совокупности письменных знаков. К частным признакам относятся особенности выполнения и соединения отдельных письменных знаков и их элементов.

Вышесказанное позволяет сформулировать проблему исследования, которая заключается в отсутствии комплексного эмпирического изучения взаимосвязи характера самооценки и особенностей почерка.

Актуальность проблемы настоящего исследования определяется, во-первых, важностью вопросов саморазвития личности, неотъемлемой частью которого является адекватная личностная самооценка; во-вторых, существованием специфических психологических задач, для решения которых целесообразно изучения письма человека (в частности, особенностей почерка).

В данной работе предлагаются результаты изучения взаимосвязи характера личностной самооценки и особенностей почерка студентов-второкурсников.

Цель исследования - выявить и экспериментально изучить взаимосвязь характера личностной самооценки и особенностей почерка.

Методы исследования

  1. Изучение характера самооценки студентов по следующим методикам: «Самооценка» (С.А. Будасси); «Интервью с самим собой» (модификация метода Л.М. Попова); «Личностный дифференциал» (НИИ им.В.М. Бехтерева).
  2. Психолого-почерковедческий анализ.
  3. Тестирование по дополнительным методикам:
  4. «Жизненные цели» (экспресс-метод получения информации о главных жизненных целях испытуемых для выстраивания плана работы по технологии провокативного воздействия).
  5. Тренинг «Технология провокативного воздействия» (экспериментальная группа).

Материал исследования

Исследование проводилось в Казанском государственном университете и Казанском государственном техническом университете (КГТУ-КАИ). Выборка из 273 студентов второго курса филологического и географического факультетов КГУ и Института радиоэлектроники и телекоммуникаций (5 факультета) КГТУ-КАИ.

Процедура исследования включает следующие этапы:

  1. Определение исходного уровня самооценки студентов;
  2. Изучение характеристик испытуемых (главных жизненных целей, активности, самоуважения, воли) для подбора соответствующего провокационного содержания тренинга;
  3. Психолого-почерковедческий анализ рукописных текстов для определения наличия признаков низкой самооценки;
  4. Программа психологического провокативного воздействия на самооценку с целью ее повышения (с применением релевантных индивидуальных реплик и демонстрацией связи характеристик низкой самооценки с соответствующими признаками почерка);
  5. Диагностика произведенных изменений в уровне самооценки.

Указанные этапы реализуются в течение ряда встреч со студентами, выстроенных согласно принципам проведения тренинга. Цели и содержание каждого этапа подробно описаны нами [7]. Кратко напомним, что на этапе диагностики использованы следующие методики. 1. Уровень самооценки по методике С.А. Будасси исследуется с помощью процедуры ранжирования. Всего в методике 20 качеств личности, которые испытуемым предлагается определенным образом проранжировать. 2. «Интервью с самим собой» (метод Л.М. Попова) предполагает самоописания студентов по схеме, предполагающей эффективное самораскрытие личности, и служит материалом для почеркового анализа. 3. Психолого-почерковедческий анализ проводится по общим признакам, так как существует исследовательский опыт [5] того, что почерковые изменения, касающиеся психологических свойств и состояний личности, значимо отражаются лишь в общих признаках почерка. Следовательно, для анализа отбирались почерковые признаки именно из этого раздела: наклон, связность, форма, размер полей, размер строчных букв, пропорциональность заглавных букв, устойчивость строк, общая организация текста на листе. Применение соответствующего инструмента (линейка, транспортир, лупа) позволило представить результаты изучения особенностей почерка испытуемых в количественных показателях. Измерение представленных показателей произведено в соответствии с указаниями психодиагностических методик. Так, показатели самооценки и неустойчивости строк измерялись в процентах, показатели размера полей измерялись в сантиметрах, показатели размера почерка и заглавных букв измерялись в миллиметрах, показатели организации текста на листе измерялись в баллах, показатели наклона почерка и формы букв измерялись в градусах, показатели связности почерка измерялись в единицах.

На основе полученных результатов был проведен следующий этап исследования проблемы, на котором проведено эмпирическое изучение взаимосвязи уровней самооценки и признаков почерка, и представлены математические доказательства этой взаимосвязи.

Обсуждение результатов исследования

Для выяснения взаимосвязи уровней самооценки и признаков почерка студентов был проведен сравнительный анализ показателей самооценки и почерка на основе подсчета коэффициентов корреляции (таблица № 1).

Взаимосвязь показателей самооценки и почерка

Таблица № 1

№ и название показателя самооценки

№ и название показателя почерка

Коэффициент линейной корреляции

Уровень значимости

1. Самооценка

6. Размер полей слева

0.21

р≤0.001

7. Размер почерка

0.31

р≤0.001

8.Неустойчивость строк

-0.27

р≤0.001

9.Размер заглавных букв

0.34

р≤0.001

10.Организация текста

0.17

р≤0.01

16. Самооценка в сфере общения

6. Размер полей слева

0.16

р≤0.01

7. Размер почерка

0.20

р≤0.01

8.Неустойчивость строк

-0.20

р≤0.001

9.Размер заглавных букв

0.24

р≤0.001

10.Организация текста

0.12

р≤0.05

19. Самооценка в сфере поведения

6. Размер полей слева

0.12

р≤0.05

7. Размер почерка

0.26

р≤0.001

8.Неустойчивость строк

-0.22

р≤0.001

9.Размер заглавных букв

0.27

р≤0.001

10.Организация текста

0.14

р≤0.05

22. Самооценка в сфере деятельности

7. Размер почерка

0.20

р≤0.01

8.Неустойчивость строк

-0.21

р≤0.001

9.Размер заглавных букв

0.24

р≤0.001

10.Организация текста

0.15

р≤0.05

25. Самооценка в сфере чувств

6. Размер полей слева

0.20

р≤0.001

7. Размер почерка

0.23

р≤0.001

8.Неустойчивость строк

-0.25

р≤0.001

9.Размер заглавных букв

0.23

р≤0.001

10.Организация текста

0.15

р≤0.05

Обнаружена достоверная связь показателей самооценки с показателями пяти признаков почерка: размером почерка, размером полей слева, размером заглавных букв, неустойчивостью строк и организацией текста на листе, а также опосредованная прямая связь самооценки со связностью почерка (0.15 при р≤0.05) и обратная связь самооценки с наклоном почерка (-0.13 при р≤0.05).

На основании полученных данных можно сделать вывод о том, что определенному уровню самооценки будет соответствовать свой уровень показателей почерка.

Затем было проведено статистическое сравнение показателей по t-критерию Стьюдента для независимых выборок. Результаты сравнительного анализа представлены в таблице 2.

Статистическое сравнение показателей самооценки и почерка в группах с различным уровнем самооценки по t-критерию Стьюдента

Таблица № 2

№ и наименование показателей

Уровни самооценки

 

Нормальный-завыш.

Нормальный-заниж.

Завышен.-занижен.

1. Самооценка

-16.224***

20.519***

32.649***

16. СО в общении

-8.553***

8.712***

16.402***

19. СО в поведении

-9.207***

9.337***

16.194***

22. СО в деятельности

-7.689***

8.668***

13.802***

25. СО в чувствах

-8.089***

8.600***

13.545***

6. Размер полей слева

1.049

2.690**

3.366***

7. Размер почерка

2.177*

7.772***

5.732***

8.Неустойчив. строк

-7.109***

-17.141***

-6.920***

9.Размер заглавных

2.688**

10.976***

7.516***

10.Организация текста

5.373***

11.243***

4.398***

11. Наклон почерка

1.044

-0.955

-1.722

12. Связность почерка

1.235

0.973

-0.234

13. Форма букв

-0.127

0.128

0.226

 

Стандартные значения критерия t

1.972 (р≤0.05)

1.972 (р≤0.05)

1.977 (р≤0.05)

2.601 (р≤0.01)

2.601 (р≤0.01)

2.611 (р≤0.01)

3.342 (р≤0.001)

3.342 (р≤0.001)

3.360 (р≤0.001)

Примечание к таблице: *** - обозначения показателей, для которых обнаружены различия на уровне значимости p=0,001; ** - обозначения показателей, для которых обнаружены различия на уровне значимости p=0,01; * - различия обнаружены на уровне значимости p=0,05.

В результате сравнительного анализа выявлены достоверные различия в показателях самооценки и почерка в группах с различным уровнем самооценки.

Сравнение уровней «нормальный - завышенный» (столбец 2) показало, что у испытуемых с нормальной самооценкой крупнее размер почерка и заглавных букв, меньше неустойчивых строк и более высокая организация текста на листе. По показателям наклона почерка, связности почерка и форме букв статистически значимых различий нет.

Сравнение уровней «нормальный - заниженный» (столбец 3) выявило более высокие, чем в предыдущем столбце, показатели различий: по размеру почерка, заглавных букв, организации текста более чем в два раза и по устойчивости строк почти в два раза. То есть у испытуемых с нормальным уровнем самооценки крупнее почерк и заглавные буквы, ровнее строки и выше организация текста на листе, чем у испытуемых с другими уровнями самооценки. Кроме этого, при нормальной самооценке поля слева шире, чем при заниженном уровне самооценки. По показателям наклона почерка, связности почерка и форме букв статистически значимых различий нет.

Сравнение уровней «завышенный - заниженный» (столбец 4) показало, что у испытуемых с завышенной самооценкой значительно шире поля слева, крупнее почерк и заглавные буквы, меньше неустойчивых строк и более высокая организация текста на листе. По другим показателям математически достоверных различий не выявлено.

Таким образом, при нормальном уровне самооценки почерк характеризуется средним размером букв и полей слева, в рукописи преобладает устойчивое направление строк, организация текста на листе высокая. Заниженный уровень самооценки может быть диагностирован по малому размеру почерка и заглавных букв, узким полям слева, высокой неустойчивости строк и нерациональной организации текста на листе. Почерковые показатели завышенного уровня самооценки занимают промежуточное положение между показателями заниженного и нормального уровней самооценки.

Итак, у студентов с низким уровнем самооценки обнаружены статистически значимые различия со студентами других групп по показателям пяти признаков почерка: размера полей слева (№ 6), почерка (№ 7), заглавных букв (№ 9), неустойчивости строк (№ 8) и организации текста на листе (№ 10). Эти признаки могут выступать почерковыми признаками заниженной самооценки с высоким уровнем достоверности (р≤0.001).

В группах с нормальным и завышенным уровнем самооценки значимые различия обнаружены по четырем признакам почерка: размеру почерка (р≤0.05), размеру заглавных букв (р≤0.01), неустойчивости строк (р≤0.001) и организации текста на листе (р≤0.001), что также можно принимать во внимание при проведении почеркового анализа.

Вывод

Таким образом, математически доказана взаимосвязь характера (уровня) самооценки с особенностями (признаками) почерка.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что изучение почерка может быть рассмотрено в качестве дополнительной диагностики самооценки. Достоинство этого способа заключается еще и в том, что почерковый анализ исключает выбор «социально желательных» ответов, которые испытуемый может «просчитать» при работе с другими психодиагностическими методиками.

В результате проведенного исследования выявлен комплекс почерковых признаков характера самооценки. Учитывая достоверную связь самооценки и почерка, почерк представляется, с одной стороны, как способ диагностики характера отношения человека к себе, с другой стороны, как инструмент, с помощью которого можно это отношение изменять. Была создана соответствующая методика коррекции, которая разработана и внедрена в Казанском университете в 2007 году. Внедрение разработанной технологии целесообразно осуществлять в группах людей, которым такая коррекция необходима, то есть для тех, чья личностная самооценка занижена.

Рецензенты:

Попов Л.М., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой психологии личности Института психологии и образования Казанского федерального университета, г. Казань.

Петрушин С.В., д.псх.н., доцент кафедры общей психологии Института психологии и образования Казанского федерального университета, г. Казань.


Библиографическая ссылка

Сорокина С.Е. О ВЗАИМОСВЯЗИ ХАРАКТЕРА ЛИЧНОСТНОЙ САМООЦЕНКИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЧЕРКА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11742 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674